Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Всероссийский детский центр "Орленок"

Наша презентация

Стр. «5—10»

Борис Гусев

Всероссийский детский центр "Орленок"

 

У любого сообщества людей есть прошлое и его история. Из прошлого мы черпаем свой опыт, осуществляем в настоящем и нацеливаем его в будущее.

С позиций сегодняшнего дня, пристально вглядываясь в историю становления «Орленка», начинаешь осознавать, насколько мудры были предшественники, насколько интересны были их методические находки, насколько актуально то, что они делали в 60—80-е годы. Порой задаешься вопросом: «Как им удалось при жестком контроле политических органов, при общей политической идеологизации общества, сохранять мир детства, нацеливать ребенка на развитие, формировать духовную атмосферу становления человека, способного преобразовывать себя и окружающий мир?». А секрет в том, что творческая среда «Орленка», его традиции и законы, особое отношение к ребенку, к любому человеку, ступающему на землю «Орленка», было нацелено на уважение и заботу о каждом, доверие к его внутреннему миру и его уникальности.

Нынешний «Орленок» — комплекс детских лагерей, зданий и сооружений, расположенный на площади в 303 га черноморского лесопарка, способный за одну смену летом принять на отдых и оздоровление более 2000 детей, зимой до 800 человек. Всего за год у нас отдыхает около 15 тысяч подростков 11—15 лет из всех уголков России.

Ценность любой работы с детьми состоит в том, что и ребенок и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога, поэтому в фокусе педагогической деятельности «Орленка» — ребенок с его миром романтики, ощущений и фантазии, конфликтностью к окружающему миру и миру взрослых. Центр должен пробуждать в ребенке стремление к творчеству и личностному лидерству.

В связи с этим, педагогический феномен «Орленка» рассматривается нами как многоаспектное педагогическое явление, сочетающее в себе инвариантную (стабильную) составляющую, и вариативную — динамически изменяющуюся, подчиненную реализации педагогических целей, в центре которых ребенок с его интересами и потребностями в полноценном развитии. Это проявляется в сочетании традиций и инноваций, освоении идей личностно-ориентированного образования, в развитии коллективно-творческих начал, сотрудничестве и гуманизации образовательного пространства, перехода к государственно-общественной системе управления развитием ВДЦ «Орленок» в новых условиях.

Сразу оговоримся, что к числу педагогических феноменов второй половины ХХ века мы относим коммунарское движение, существовавшее на стыке 50—60 годов; зарождение и развитие демократического общественного детского и молодежного движения с конца 80-х до настоящего времени; идеи гуманистической и педагогики сотрудничества, воплощенные в практику Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бонадаревской, В.П. Бедерхановой, О.С. Газманом, В.А. Караковским, В.Н. Ильиным, Г.Н. Волковым, В.Ф. Шаталовым, С.А. Шмаковым М.П. Щетининым, С.Л. Соловейчиком и многими другими; зарождение в современной России основ государственной молодежной и детской политики. В той или иной мере все они оказали определенное влияние на становление и развитие педагогической системы «Орленка», нашли свое отражение в его опыте и деятельности. На протяжении всей своей истории «Орленок» впитывал в себя прогрессивное и значимое для развивающейся личности.

Опишем признаки, характеризующие систему деятельности «Орленка» как педагогического феномена второй половины ХХ века, исходя из наличия в сложившемся историческом и настоящем опыте Центра инвариантной и вариативной составляющих.

I. Инвариантная составляющая педагогической системы ВДЦ «Орленок»

Ю.В. Бураков в своем исследовании показал, что «Орленку» изначально были присущи признаки гуманистической педагогической системы: наличие собственной концепции, принятой детьми и педагогами; здоровый образ жизни коллектива; ориентация на общечеловеческие ценности; со-бытийный характер больших коллективных дел; наличие «зон свободного развития»; разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил; взаимное доверие, стремление помочь; чувство принадлежности к коллективу; ощущение защищенности и комфорта; коллективно-творческий характер воспитания и сотрудничества взрослых и детей.

1. Таким образом, первым элементом является методика коллективно-творческого воспитания. О.С. Газман отмечает, что она возникла как альтернатива авторитарной командно-бюрократической системе воспитания и противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40—70-х гг.: «бездетной» педагогики, «педагогике массовых мероприятий».

Исторически, методика коллективно-творческого воспитания стала приобретать черты орлятской методики в период 1964—1968 гг. Адаптация, разработанной И.П. Ивановым структуры применения данной методики в постоянном внешкольном коллективе, потребовала ее переосмысления в условиях временного детского коллектива. Это, прежде всего, коснулось анализа достигнутого подростками в течение дня, периода жизни в лагере, в смене на основе заботы о человеке как главной ценности коллектива. Так зарождался орлятский огонек, законы и традиции «Орленка». В современном «Орленке» она приобретает черты совместной деятельности детей и взрослых, как базовой методики сотрудничества.

Главной в орлятской педагогике всегда была творческая коллективная деятельность детей, включающая коллективное планирование, организаторскую деятельность каждого через сменность актива, коллективный анализ детьми и педагогами дня, дела.

При таких условиях ребенок становился активным, стремящимся проявить свое творчество. Там, где начинала работать коллективная мысль, общими усилиями создавался замысел нового общего дела, происходил важнейший педагогический акт: формировалась потребность каждого ребенка в завтрашней радости, потребность в самостоятельности действий. Все эти качества вызывались к жизни и претворялись в коллективном раздумье, коллективном раскрытии перспективы, в целой программе действий.

Такая программа действий рождалась в ходе личной и коллективной работы, осмысленно появлялась «здесь и теперь», становилась личным, прочувствованным делом. В коллективном планировании появлялось чувство ответственности перед собой и коллективом, укреплялись отношения ребенка с коллективом, становилось осознанным желание участвовать в деле. При этом малые группы, составляющие отряд, позволяли всем детям высказать свое слово. А это значит, что каждый имел возможность быть значимым для себя и для своего коллектива.

2. Вторым элементом инвариантной составляющей является временный детский коллектив, который обладает общими с постоянным коллективом признаками, но и имеет свои особенности: кратковременность функционирования; разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Временный коллектив образуется из представителей различных постоянных групп и коллективов. Дети, молодежь привносят в новый коллектив свой опыт общественной жизни. Во временном коллективе быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Автономность временного коллектива проявляется во временном ослаблении влияния на личность подростка семейного, школьного, классного, неформального и других коллективов.

Во временном коллективе создается особая педагогически управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положительный опыт школьника. Вырабатывается модель поведения, являющаяся коллективной нормой и охватывающая личность своим регулирующим действием практически беспрерывно. Разносторонность и насыщенность деятельности выступают не только фактором развития коллектива, но и создают предпосылки для совершенствования личности.

3. Третий элемент — культурно-воспитательное пространство ВДЦ «Орленок», которое выполняет важнейшую миссию построения индивидуальной траектории развивающейся личности: приобщение к культуре российского общества и превалирующим в ней нормам; способствует развитию социальных качеств — личного достоинства, внутренней свободы, самоуважения через признание людьми; создает условия для накопления социального опыта, в том числе, по обеспечению самореализации и самоутверждения.

Культурно-воспитательное пространство Всероссийского детского центра «Орленок» — это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства в Российской Федерации, системой образования РФ в целом, подсистемой дополнительного образования и встроенных в неё детских центров различного уровня. В его основе — законы и традиции «Орленка»:

— традиция доброго отношения к человеку, заключающая в себе прежде всего духовный смысл уважения и доверия к человеку как носителю своей уникальности и неповторимости;

— традиция доброго отношения к песне как фактор принятия духовной среды «Орленка» , как условие духовной близости орлят разных поколений. Песни рождались в «Орленке» детьми и вожатыми, писались ведущими композиторами и поэтами специально для лагеря. Песня стала своеобразным элементом «Орленка» формирующим его субкультуру;

— традиция вожатского отряда. В ней был заложен глубокий смысл преемственности поколений вожатых. Вожатский отряд — не просто коллектив единомышленников, но и средство профессионального становления новичков. Он несколько отличается от традиционного макаренковского коллектива своими отношениями заботы о росте и развитии человека. Являясь носителем традиций «Орленка», его педагогической идеологии, вожатский отряд стимулирует поиск творческого содержания как у детей, так и педагогов лагеря. Каждый вожатский отряд уникален по-своему.

Опыт ВДЦ «Орленок» показал, что в качестве важнейших условий влияния на развитие личности подростка выступают:

— культурно—воспитательная среда Центра, приводящая к субъективизации личности подростка и его активной включенности в жизнедеятельность детского коллектива;

— педагог, транслирующий гуманистические ценности культуры на подростка;

— средовой комплекс ВДЦ «Орленок», являющийся средством воспитательной деятельности педагога—организатора.

4. Четвертый элемент — система подбора, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В 1967 году постановлением бюро ЦК ВЛКСМ было принято решение о создании 4-х месячной школы пионерских вожатых. Ведущей концептуальной идеей подготовки явилось понимание педагогической деятельности как творческой, способствующей развитию человека — педагога и ребенка.

Создавалось то, что потом назовут особым явлением в советской педагогике — вожатский отряд. Это педагогический коллектив молодых людей, единомышленников, сделавших свой выбор в педагогической деятельности.

Рассмотрение данной системы необходимо уже потому, что педагоги Центра являются, образно говоря, тем «инвариантом», который сохраняет идеологию Центра, его традиции. В то же время, именно они творят новое педагогическое знание, приращивают опыт, развивают историю «Орленка», обогащают практику.

В 1993 году в «Орленке» началась работа по созданию постоянно действующего Центра подготовки и переподготовки кадров в системе социального воспитания детей и молодежи. Первым этапом данной работы стало создание педагогического колледжа «Орленок» (в составе Ростовского государственного педагогического университета). На базе колледжа возрождена с 1997 года школа педагогических работников «Орленка», которая продолжила традиции системы подготовки педагогических кадров.

«Орленок» по-прежнему остается полигоном отработки новых педагогических технологий. Сегодня это тем более важно, поскольку в педагогический оборот возвращается само понятие «воспитание».

5. Это определяет пятый элемент — научно-исследовательский характер деятельности педагогического коллектива. На протяжении всей своей истории педагоги центра вели поиск нестандартных подходов к работе с детьми и подростками. Доказательством этого является защита более двухсот диссертационных исследований по различным аспектам теории и методики воспитательной работы с детьми. Это с одной стороны, подчеркивает творческий характер деятельности центра с переносом опыта «Орленка» в массовую практику, с другой — сочетание традиций и инноваций в его деятельности.

6. Шестым элементом мы рассматриваем — управление ВДЦ как интегрирующее, координирующее начало всех традиционных и инновационных процессов. Управление ВДЦ «Орленок» имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, являясь федеральным детским центром, он непосредственно подчиняется органу исполнительной власти — Государственному Комитету Российской Федерации по молодежной политике. Во-вторых, является частью образовательного пространства Краснодарского края (в частности, Туапсинского района), основанного на идее государственно-общественного управления. В-третьих, структура ВДЦ «Орленок» носит разветвленный характер, включая как педагогические, так и производственные структуры, что потребовало от администрации современного «Орленка» переориентации на развитие образовательных систем и подразделений, освоение работниками управленческих технологий. В современном «Орленке» работает одновременно до 1 500 сотрудников.

Все вышесказанное характеризует инвариантную составляющую, то есть то, что присутствовало в системе деятельности «Орленка» на протяжении 40 лет его существования и постоянно обогащалось содержательными идеями, направленными на воспитание и развитие подростков в его субъектной позиции.

II. Вариативная составляющая педагогической системы ВДЦ «Орленок»

1. Федеральный характер и статус «Орленка» как государственного учреждения дополнительного образования детей. В Уставе зафиксировано, что ВДЦ «Орленок» «учрежден для создания высокоэффективной, взаимосвязанной системы организации образовательного процесса и отдыха детей и подростков; реализации оздоровительных научно-педагогических программ на базе Центра в соответствии с международными требованиями и гуманитарным достижениями; поддержка детского и молодежного движения, а также ведение хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей».

Основной заботой всех сотрудников «Орленка» является здоровье детей, которое, к сожалению, в детской среде России резко ухудшилось. Совместно с ведущими специалистами-медиками страны мы внедряем в практику медико-педагогическую программу «Здоровье», которая предусматривает активное включение подростков в программы самореабилитации и восстановления собственного здоровья, в ней сочетаются как традиционные формы и методы оздоровления, так и нетрадиционные. Дети с удовольствием играют в национальные подвижные игры, любимой из них является лапта. На занятиях по корректирующей гимнастике увлеченно осваивают упражнения с «Фитболлом», в тренажерном зале штурмуют «Кетлер», по рекомендации врачей пьют традиционные для россиян фиточаи и витаминные напитки «Золотой шар» . Именно в реализации программы «Здоровье» проявилось заинтересованность и взаимодействие всех сотрудников «Орленка» — педагогов, медиков, психологов, инструкторов по спорту, поваров, вспомогательного персонала.

2. Вариативно-программный подход. Предметом деятельности современного детского Центра является реализация международных, федеральных, региональных и собственных программ в системе внешкольного дополнительного образования. Основные направления содержания программ соответствуют двум аспектам проявления культурных ценностей: культуре отношений, которая формируется и проявляется в повседневном общении, и культуре взаимодействия, которая формируется в процессе осуществления продуктивной совместной деятельности участников смены. Ежегодно в сотрудничестве с министерствами и ведомствами России, детскими общественными организациями, негосударственными структурами реализуется до 40 различных специализированных, профильных и тематических программ различной направленности. Наблюдается тенденция внутренней дифференциации основных направлений образовательных программ ВДЦ «Орленок». Очевидно расширение программ с позиции интеграции.

Опыт внедрения программно—целевого подхода направлен на обретение экономической свободы и самостоятельности; на становление личности, подготовленной к политическим свободам и правовой ответственности, личности с развитым экономическим сознанием; восстановленным национальным самосознанием; на формирование духовной свободы личности.

Вместе с сотрудниками ВДЦ «Орленок» увлекательную и интересную жизнь организуют для ребят коллеги, ставшие уже постоянными соучастниками программ «Орленка»: Министерство образования Российской Федерации через проведение Фестивалей детского творчества; Фонд поддержки творческой молодежи «Атлант» и еженедельник «Собеседник» проводят ежегодно Всероссийский фестиваль детского художественного творчества «Орлята России»; Акционерное общество «Старлайт — Инвест» дарит орлятам Детские Всероссийские Фестивали визуальных искусств, которые открывают для них МИР ХОРОШЕГО КИНО и современных компьютерных технологий, дает возможность встретиться с замечательными актерами, телеведущими, создателями компьютерных программ; Программа «Будущие лидеры России» под руководством В.С. Мухиной готовит ребят к гражданскому лидерству. По-прежнему, на базе «Орленка» реализуются программы Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций. Большое внимание развитию «Орленка» оказывало в трудные для страны времена Правительство России, Государственный комитет РФ по молодежной политике, за что их искренне благодарим. Все это вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне, а, следовательно, в будущем нашей Республики орлят — мальчиков и девочек необъятной России.

3. Ребенок как носитель субъективного опыта, транслирующий интересы и потребности саморазвития, субъект самовоспитания и совместной деятельности детей и взрослых. Суть личностно—ориентированный педагогики «Орленка» заключается в том, что ребенок сам при поддержке педагогов организует свою жизнь, оценивает поступки не через коллектив, а через отношение к себе, через самостоятельный выбор и несет за это внутреннюю ответственность. Важнейшим слагаемым орлятской педагогики является содержательная насыщенность социально значимой деятельности в единстве коллективистских и творческих дел. Ориентация на ребенка, его потребности и интересы развития — основа всех педагогических программ, осуществляемых педагогами-орлятами. Многообразие этих программ — от спортивно-досуговых до образовательно-развивающих — построено на педагогической философии «Орленка».

* Ребенок — личность и имеет все права, провозглашенные Конвенцией ООН о Правах ребенка:

— на укрепление своего здоровья и соответствующее медицинское обслуживание;

— на обеспечение стандартного уровня жизни и питания;

— на обеспечение жизнедеятельности в соответствии со своим возрастом, полом, интересами и уровнем развития.

* Ребенок — личность, развивающаяся и имеет право на:

— разнообразные образовательные программы;

— отдых и досуг;

— участие в культурной жизни детского лагеря.

* Ребенок — личность растущая, формирующаяся, поэтому он требует:

— воспитания чувства собственного достоинства;

— внимания со стороны взрослых;

— предотвращения эксплуатации и оскорблений со стороны сверстников, взрослых, общества.

* Ребенок — будущий гражданин общества, поэтому мы обязаны обеспечить ему:

— свободу слова, совести, религии;

— свободу доступа к информации;

— свободу выражать свое мнение;

— свободу создания и участия в деятельности различных детских объединений.

4. Региональное взаимодействие как механизм педагогического последействия влияния «Орленка» на изменения в личностном росте подростка-участника программ «Орленка»; как механизм переноса методического опыта Центра в регионы России для совершенствования региональной детской политики. Этому способствуют технологии воспитательного процесса: общение; работы в группе, микрогруппе, макрогруппе; длительная ролевая игра; разрешение конфликта; создание психологического климата др. Главный акцент сегодня сделан на подростка — лидера, готового и умеющего строить собственную жизнь.

Время бежит неумолимо. Проходят годы, меняются дети, меняемся и мы. Изменился мир, мы стали ближе и доступнее друг другу. Неизменными остаются ценности Истины, Добра и Красоты, принятые всеми, кто работает с детьми.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности