Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Учение о коллективе: прошлое и настоящее

Педагогика и психология: исторический аспект

Стр. «53—57»

Ксения Радина

Учение о коллективе: прошлое и настоящее

 

В современных условиях, когда восстановлено в своих правах воспитание как важнейшая проблема психолого-педагогической теории и практики, созданы условия для выхода российской психологии и педагогики на мировое научное пространство человекознания. С другой стороны, психолого-педагогическая наука получила возможность обогащения и преодоления известной замкнутости за счет использования достижений мировой науки о человеке. Вместе с тем эти возможности обязывают ученых и практических работников более обоснованно оценить все то, что создано в нашей стране в области теории и практики воспитания, в том числе и в период развития советской педагогики и школы.

Учение о коллективе в советской педагогике

Можно утверждать, что в советской педагогике разрабатывались такие проблемы воспитания, которые были характерны только для нашей страны, для нашей науки и практики. К таким областям педагогической науки безусловно относится учение о коллективе. Широко известны имена ученых, создавших, развивающих, реализующих теорию и практику воспитания коллектива и личности в коллективе. В советской педагогике оценка этой области знания и практической его реализации были достаточно однозначной, хотя известная критика имела место.

Критика теории коллектива и практики коллективного воспитания обычно связывалась с положением личности в коллективе, с ограничением прав личности на самоактуализацию и самореализацию. И можно утверждать, что известные основания для такой критики существовали. В современных условиях мы имеем как бы две точки зрения на этот счет. Одна — это утверждение о несовместимости нашей науки и практики сегодняшнего дня с подходами советских ученых, создававших теорию коллективного воспитания и реализующих эту практику в практике. Это ученые Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Л.И. Новикова, О.С. Газман и другие. Подчеркивается при этом, что основу учения о коллективе составляет коммунистическая идеология, которая пронизывает все стороны этого учения и безусловно не может выступать как методологическое обоснование педагогики в наши дни.

Вторая точка зрения — это стремление утвердить незыблемость учения о коллективе и доказать возможность и сегодня работать «по Макаренко» или «по Иванову».

Возможности развития учения о коллективе

В своем подходе к этой острой проблеме мы исходим из двух предпосылок: во-первых, утверждение значимости учения о коллективе в теории и практике воспитания, значения всего того, что разработано в этом плане в советской педагоге; во вторых, утверждение о необходимости дальнейшей разработки новых подходов и оценок проблемы коллектива и более общих и достаточно частных. В теории и практике проблемы коллектива могут быть выделены следующие аспекты:

— целеполагание в коллективе, вопрос о цели;

— коллектив и личность;

— способы организации воспитательной деятельности, формотворческая функция коллектива;

— результативность коллективной деятельности.

Целеполагание в коллективе

Целеполагание в коллективной деятельности одна из самых существенных проблем. Подходы к проблеме цели коллектива в первую очередь определялись идеологической обусловленностью в формулировке общих целей воспитания как становления человека с коммунистическими взглядами и способами поведения. Идеологизация целей воспитания вообще, определяла идеологическое основания в определении целей коллективной деятельности, что особенно отчетливо проявляется в учении о коллективе А.С. Макаренко.

В современных условиях цели воспитания коллектива и личности в коллективе должны рассматриваться, на наш взгляд, на основе принципов гуманизма, гуманизации отношений между людьми. Утверждение гуманизма стало ведущей идеей. В коллективе, особенно детском, гуманистические идеи могут быть реализованы в системе отношений когда феномен гуманизации отношений выступает как воспитательная цель.

Эту идею по отношению к «Орленку» очень точно обозначил С.И. Панченко, говоря о том, что «Орленок» это не просто воспитательное учреждение. Это «целостный социальный организм, специально созданный социум, подчиненный целям гуманистического развития личности подростка». Задача создания такого социума сводится в значительной степени к моделированию особого стиля гуманистических творческих отношений, своего специфического стиля поведения, образа жизни, сохранения и передачи традиций.

Безусловно, такую трактовку целей можно принять в организации любого коллектива вне зависимости от многих других его особенностей. При этом коллективная деятельность, в которую включается каждый член коллектива, может и должен создавать практический опыт участия в общей работе на основе «педагогики общей заботы» (Иванов И.П.). Таким образом, гуманизация отношений это не только средство, но и цель воспитания коллектива и личности.

Проблема личности в коллективе

И все же наиболее существенным аспектом в современных подходах к коллективу можно считать проблему личности в коллективе. Именно здесь традиционные подходы должны быть пересмотрены, воспитательное влияние коллективной деятельности определено на новых основаниях.

Вернемся опять к идеям А.С. Макаренко. Вспомним формулу, которую он провозглашал как незыблемую: «Интересы коллектива выше интересов личности». И это не только формула — это руководство в организации деятельности коллектива, основание для разрешения конфликтов и т.д. Можно привести немало живых и ярких примеров из «Педагогической поэмы» или повести «Флаги на башнях», когда эта формула реализовалась.

В современных условиях было бы педагогической ошибкой такое противопоставление интересов коллектива и интересов личности. Необходимо в организации коллективной деятельности искать и находить гармоничное сочетание интересов коллектива и интересов личности. Подчеркнем, что сама сущность коллективной деятельности представляет немало возможностей для влияния коллектива на личность.

Участие ребенка в коллективной работе выражается, как правило, в его положении, его месте в системе общих дел, которую мы вправе обозначить таким термином как позиция личности в коллективе. Как показывают материалы наших исследований, позиция личности в коллективной деятельности и аккумулирует два плана — внешний и внутренний. Внешний план — это место ребенка в системе отношений в деятельности и общении как формальном (деловом), так и неформальном (межличностном). Внутренний план — это переживание ребенком своего положения в деятельности и общении.

Опыт организации жизнедеятельности коллектива (и временного и постоянного) показывает, что позиция личности в нем может быть: активной, противоречивой, пассивно доброжелательной, негативной.

Отметим, в частности, особенности такой позиции, которую мы назвали противоречивой. Она фиксируется тогда, когда подросток стремится к активному участию в общих делах, настроен на лидерство в отношениях, а коллектив по тем или другим причинам отвергает, не принимает его. Такое положение осознается подростком, задевает его, вызывает ответную реакцию и нередко приводит к самым непредсказуемым последствиям.

Впрочем, известная противоречивость заключена в любой позиции ребенка в коллективной деятельности. Надо ее видеть и преодолевать. Гармоничность сочетания организации коллективной деятельности и индивидуального подхода можно рассмотреть также на основе специальной работы руководителя коллектива, направленной на выявление, учет особенностей возрастного развития, а также половых различий. Опять таки, вернувшись к учению А.С. Макаренко о коллективе, можно вспомнить, как резко он осуждал «возню с уединенной личностью». В современных условиях внимание к личности каждого члена коллектива — это показатель эффективности любых форм воспитательной деятельности, в том числе и в специфических условиях загородных лагерей.

И здесь, безусловно, оправдано обращение к мировой психолого-педагогической науке. Возрастное развитие личности это сложный и противоречивый процесс, в котором проявляется богатство индивидуальных особенностей и противоречий, в частности по отношению к себе. Как свидетельствуют психолого-педагогические данные, отсутствие гармонии отношений к себе порождает разлад отношений с окружающими и наоборот. Э. Эриксон обозначил гармонию отношений с собой термином «идентичность», подразумевая под этим уверенность в себе, положительную самооценку, внутреннюю целостность личности, что особенно важно в подростковом возрасте. Существенно то обстоятельство, что главным условием идентичности Э. Эриксон считает положительный опыт межличностного общения с людьми более зрелыми и значимыми для него и особенно положительный опыт общения со сверстниками.

Загородный лагерь — среда развития личности в коллективном взаимодействии

Вполне возможно рассмотрение жизнедеятельности в коллективах, которая характерна для загородного лагеря, как воспитательное пространство для «возни с уединенной личностью». Здесь коренится существенное отличие в подходе к воспитательным функциям коллектива. Обычно мы шли от организации коллектива, определения его особенностей как воспитательной среды к личности, к индивидуальности. Сегодня возможен и оправдан другой путь в науке и практике — от личности, от закономерностей ее возрастного, полового, индивидуального развития к организации коллектива как воспитательной среды, воспитательного пространства с учетом всех его объективных закономерностей. Загородный лагерь, как воспитательная среда создавая богатейший опыт коллективного взаимодействия, выступает как своеобразная экспериментальная площадка для осуществления современных подходов к воспитательным функциям коллектива. Достаточно полно и насыщенно эти возможности лагеря реализуются в его методической работе и, в частности, в творческом подходе к формам организации коллективной деятельности.

Включение одного ребенка в несколько коллективов

Проживая достаточно короткие, но такое насыщенное и в объективном и субъективном отношении время лагерной смены, ребенок может быть включен не в один — отрядный, а в несколько коллективов. Основной коллектив — отряд, в котором он живет, общается, куда может нести свои позитивные и негативные эмоции ничуть не пострадает, если рядом с ним действует другой коллектив, достаточно значимый для ребенка. Примером таких значимых коллективов в лагере можно считать систему клубов по интересам.

В этой системе привлекают такие особенности в организации деятельности клубов и других объединений, как сочетание знаний, умений, навыков, которые получают члены этих объединений и в то же время интенсивное яркое общение и деловое и дружеское. Это способствует влиянию коллектива на личность, т.к. здесь задействовано умное сочетание общеколлективной деятельности и личностной самореализации каждого его члена.

Игра как форма организации коллективной деятельности

В современных условиях имеет большое значение умение воспитателя использовать особенности той или другой формы деятельности для единства в воспитании личности и коллектива. Блестящий пример в этом плане — возможности игры как формы организации коллективной деятельности, особенно творческой, ролевой игры. Такие компоненты игры, обязательные при ее организации, как воображаемая ситуация, правила игры и особенно роль (требования вести себя в соответствии с ролью) — все это делает игру особенно значимой в воспитании коллектива и личности. В этом плане могут быть значимы отдельные методические приемы и находки. Назовем среди них «педагогику успеха» с ее верой в возможности личности, которая проявляется в коллективной деятельности и служит средством воспитания у детей веры в себя, в собственные возможности и силы. Воспитательное влияние самооценки, опора на активизацию личностных возможностей может быть проиллюстрирована и на таком приеме, который реализован на практике как получение детьми права «зажечь свою звезду».

Установка на формотворчество в организации коллективной деятельности это одно из условий реализации воспитательных потенциалов коллектива в современных условиях.

Результативность воспитания во временном коллективе

Важно понимать какова результативность воспитания в связи с использованием воспитательных возможностей коллектива. Отнесемся с известной настороженностью к утверждениям о том, что на коротком отрезке лагерной смены может осуществиться формирование коллектива высокого уровня, с развитой системой отношений, и этот коллектив окажет существенное влияние на развитие личности. Впрочем, это утверждение достаточно спорно и требует развернутой системы доказательств. Однако следует говорить об известных результатах организации воспитательной деятельности в условиях лагеря. И здесь можно представить интересный и необычный выход на проблему воспитательной результативности коллективной деятельности, который предложен в научной концепции Е.В. Титовой и ее учеников. Научная школа Е.В. Титовой видит результативность воспитания в совершенствовании коллективной деятельности, новом уровне методики воспитания. Совершенствование воспитательной деятельности может выступать как поиск новых способов взаимодействия коллектива и личности, как совершенствование и оправданность применения новых форм и т.д.

Конечно, такой подход к результативности воспитания, в том числе и в коллективе, достаточно спорен, но он оправдан с позиций общей теории коллектива и фактически реализуется в описаниях особенностей коллективной жизни у А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. Так, в описаниях жизнедеятельности коллектива, который создавал и которым руководил И.П. Иванов, большое место отводится совершенствованию форм деятельности, новым традициям и их закреплению, обоснованию методических приемов и средств, в частности, методике организации коллективных творческих дел.

Перспективы учения о коллективе

Таким образом, проблемы воспитательного влияния коллектива, организации коллективной деятельности, поиски и совершенствование форм деятельности, как своеобразное формотворчество — все это может быть оценено как золотой фонд педагогики, ее теории и практики. Однако, это не застывшее раз и навсегда данное наследие прошлого, а живой, создаваемый в равных условиях общественного развития итог и результат педагогических поисков, сочетание бесспорных, вечных истин и преходящих, определяемых данной, конкретной ситуацией педагогических идей, утверждений, советов и раздумий.

Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики, что мы и хотели показать в данной статье.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности