Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ «Орленок»

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «59—65»

Людмила Савинова

Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ «Орленок»

 

Несмотря на существенные негативные изменения, происходящие в государстве и обществе, Всероссийский детский центр «Орленок», трансформируя свой уникальный педагогический опыт к современным условиям, способен существенно влиять на социальное становление подростков. Ежегодно воспитанниками «Орленка» становятся более 15 000 тысяч подростков со всех регионов России. На протяжении ряда лет педагоги центра ведут поиск новых педагогических средств, которые могут существенно повлиять на формирование социального опыта подростков. В то же время опора на традиционные подходы к формированию социального опыта подростков не всегда дает позитивный результат. Одной из главных причин этого являются изменения, происшедшие в ценностных ориентациях детей.

Социальный опыт — компонент социализации

Проведенный анализ позволил уточнить понимание категории «социальный опыт». В различных исследованиях проблем социализации человека постоянно указывается на то, что ее компонентом является овладение определенным уровнем социального опыта, позволяющей человеку активно сосуществовать в обществе, с одной стороны, удовлетворяя собственные потребности жизнедеятельности, с другой — оказывая определенное влияние на свое окружение.

В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своем поведении и отношениях с другими. В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.

Их сумма и представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности.

Стадии проявление и освоение социального опыта подростком

Подросток, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет уже накопленный уровень социального опыта и осваивает новый. На наш взгляд, соотнося это с процессами социализации подростка, можно сказать, что проявление и освоение опыта проходит несколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятельствам реализовать себя в этой жизненной ситуации.

Первая — репродуктивная: воспроизведение комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми — личностная предадаптация к ситуации.

Вторая — адаптивная: рефлексия и самоопределение к возникшей ситуации, приспособление и мобилизация имеющегося гуманитарного опыта к возникшей ситуации — субъективизация в ситуации.

Третья — локально-моделирующая: рефлексия развертывания ситуации, освоение ценностных норм разрешения ситуации, выработка стратегии поведения.

Четвертая — системно-моделирующая: закрепление ценностных норм, возникших при разрешении ситуации, попытка влияния на разрешение ситуации.

Данный процесс носит цикличный характер и детерминирован только индивидуальностью личности подростка и сложившимся у него на данный момент уровнем социального опыта.

Культура — носитель социального опыта

Исследование сущности, форм и особенностей формирования социального опыта подтверждает наше предположение о том, что культура как носитель социального опыта охватывает все способы духовной регуляции развития.

Процесс развития человека протекает в многообразии взаимодействия внутреннего пространства человека с пространствами окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность входит в соответствующее пространство внешнего мира: наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю и культуру предков, учится, работает на земле и т.д.

По мнению многих авторов (Бондаревской Е.В., Бедерхановой В.П., Газмана О.С., Князевой М.М., Крыловой Н.Б., Сухомлинского В.А. и других) процесс подобного взаимодействия детерминирован культуросообразной средой жизнетворчества личности, рефлексивным характером процесса развития.

Культуросообразная воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития личности ребенка выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка (Щуркова Н.Е.). Именно это положение и определяет возможности влияния педагогической системы Всероссийского детского центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков.

Роль субкультуры в формировании жизненного опыта подростка

Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, частично альтернативные как взрослой, так и детской формам реагирования. Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.

Субкультурная среда детского центра не возникает сама собой, она рождается в синтезе культуросообразных форм взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающим, в совместной деятельности и общении взрослых и детей как субъектов культуры.

Моделирование субкультурного влияния педагогической системы центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков убедило нас в том, что педагогическая система Центра является воспитывающим социумом, в котором субкультура определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра.

Обогащение социального опыта подростка в среде «Орленка»

Для нас было важным определить комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на процессы проявления и обогащения социального опыта подростка в социальной среде Всероссийского детского центра «Орленок», на базе которого проводилась опытная работа.

Это позволяет рассмотреть пребывание ребенка в лагере как его своеобразную гуманитарную практику, направленную, прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми.

Выделим несколько интегративных признаков педагогической системы «Орленка»:

— общие целевые установки и функции центра дополнительного образования подростков;

— субкультурные факторы педагогического труда и педагогического взаимодействия, воспитывающей среды центра;

— личностно ориентированный подход к воспитанию;

— технологии совместной деятельности, в центре которой личность ребенка;

— специально организованная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— учет особенностей и условий существования временных детских объединений.

Вышесказанное позволяет констатировать, что переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становится фактором социально личностного развития подростков, превращает детский центр в гуманитарный центр дополнительного образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний.

Это позволило соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федерации, определить основные направления реализации идеологии педагогического коллектива:

во-первых — поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности;

во-вторых — разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в целях приобретения лидерского и социального опыта в общении, отношениях и деятельности.

Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков

Для определения зависимостей был привлечен научно-методический, теоретический и сравнительный анализ материалов 45 смен различной направленности, реализованных в течение 1997-98 годов на базе детских лагерей ВДЦ «Орленок». В результате анализа выделился комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра. К ним мы отнесли следующие зависимости между:

— сезонными ожиданиями подростков и выбором содержания педагогических программ центра (при этом независимо от времени года ведущим ожиданием подростка является свободный и демократический выбор видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде временного детского объединения);

— многообразием видов развивающей деятельности и возможностями выбора подростком своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совместной деятельности и уровнями субъективизации подростка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных возможностей центра дополнительного образования и успешностью усвоения нового социального опыта подростков.

Средства формирования социального опыта подростков

Это позволило на втором этапе определить комплекс средств формирования социального опыта подростков в субкультурной среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической программы. К ним мы отнесли: технологию совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействия; педагогическую поддержку развития социального опыта, обеспечиваемую в логике реализации педагогического содержания лагерной смены.

В ходе этой работы сделано технологическое описание методики совместной деятельности, структуры педагогического взаимодействия, этапности реализации механизмов педагогической поддержки развития социального опыта подростков в условиях лагерной смены.

Под сущностью педагогического взаимодействия мы понимаем прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Субъектность человека проявляется через активность. Наложение субкультур участников процесса взаимодействия приводит к успешности или неуспешности педагогического влияния педагога на процессы социализации подростка. Педагог как носитель и транслятор социального опыта должен постоянно находиться в эмпатийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия. В современной теории и практике сложилось пять уровней субъектности человека или группы. Мы их проанализируем с позиции педагогической деятельности, которая рассматривается нами как совокупный процесс управления и организации деятельности человека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, образование и социализацию во взаимодействии с участниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения.

Логика педагогического взаимодействия

В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

Педагогическая задача
Ї
Система педагогических методов, избранных
для ее решения
Ї
Коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики совместной деятельности
на игровой основе реализации педагогических проектов
Ї
Создание педагогически и организационно целесообразных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне
субкультур субъектов
Ї
Чувственное восприятие субъектами
ситуации взаимодействия
Ї
Уровни проявления и освоения социального
опыта подростков
Ї
Поведенческая и деятельностная активность субъектов
Ї
Педагогическая рефлексия ситуации взаимодействия и коррекция первоначальной педагогической задачи

Представленная логика проверялась в процессе работы, в рамках которой апробированы в практике лагеря вариативные программы деятельности (например, «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас»), социально-ролевые игры, организация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими.

Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения социального опыта подростка позволила рассмотреть механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации педагогических программ центра.

Таким образом, на основе результатов представленного анализа и исследования можно сделать вывод, что формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор ребенком видов деятельности, через разнообразие программ в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.

Условия эффективности влияния на формирование социального опыта

Качественные результаты этого вывода подтвердили наше предположение о том, что социализирующее влияние субкультуры центра дополнительного образования на формирование социального опыта подростков будет более эффективным, если:

— в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха;

— обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;

— осуществляется процесс совместной деятельности подростков и взрослых с позиции педагогической поддержки развития социального опыта подростка;

— субкультура воспитательной системы центра определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности