Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Новое поколение: новый взгляд

Преемственность идей воспитания и развития личности

Стр. «124—127»

Анатолий Завражнов

ВДЦ «Орленок» в 1990-е годы

 

Начало 1990-х — реорганизация пионерских лагерей

В 1991 году прекратили свое массовое существование комсомол и Всесоюзная пионерская организация, в ведении которых находились «Артек», «Орленок» и дальневосточный «Океан». Начался процесс реорганизаций, перевода лагерей из одного ведомства в другое.

Документы свидетельствуют о том, что «Орленок» к событиям начала 1990-х стал готовиться заранее, если не в материально-техническом плане, то уж по содержанию работы — точно. Перед «Орленком» встали напрямую главные вопросы: «Чему и как учить и воспитывать человека?». На них нужно было отвечать, притом быстро, иначе терялся весь смысл работы как лагеря Всероссийского, ставшего уже средоточием передового и разнообразного педагогического опыта. «Орленок» тех лет находился в «режиме поиска». Стало необходимо понять, для чего же должен быть предназначен лагерь, кроме осуществления программ школы актива. Школа актива — это заказ комсомольской и пионерской организаций, а вот зачем он самим детям и родителям, школам и местным детским организациям, которые и направляют сюда детей. Начали возникать прямые связи лагерей «Орленка» с региональными комитетами по делам молодежи, органами управления образованием, проводится семинары, организационно—деятельностные игры, «мозговые штурмы» с непременным участием самих детей. Сотрудники лагеря выезжали к педагогам-новаторам, в «Орленок» приезжали и работали Рахимов и М.П. Щетинин.

Сотрудничество с регионами и организациями

Дружины «Орленка» получили право самостоятельно разрабатывать и реализовывать собственные программы и методики работы. Начала формироваться и оформляться организационно «Программа регионального взаимодействия» — «заказы» на программы смен определяются не из Москвы, а из отдельных республик, краев и областей для каждой отдельной дружины «Орленка». При этом регионы и контролируют «выполнение заказа», и оказывают разнообразную поддержку и помощь. Учеба вожатых в «Орленке» становится необходимой не только лагерю, но и тем, кто их сюда направляет — им уже гарантируется конкретная работа после возвращения с учетом полученных в «Орленке» знаний и опыта. Закрепляются связи с различными общественными и государственными структурами по реализации детских программ. То есть появляются постоянные организаторы и заказчики смен, которые, с одной стороны, оказывают финансовую и материальную помощь детским лагерям, с другой — привлекают ведущих специалистов для реализации своих программ, что обогащает опыт «Орленка», показывает новые образцы работы, формирует новые подходы к воспитанию в условиях временного детского объединения. Например:

«Солнечный» сотрудничает с подростковыми союзами военно-патриотической направленности;

«Звездный» — с Фондом поддержки творческой молодежи «Атлант»;

«Стремительный» — с Управлением дополнительного образования Министерства образования РФ;

«Комсомольский» — с научно-практическим центром Союза пионерских организаций — Федерации детских объединений;

«Штормовой» тесно работает с детскими общественными объединениями регионов взаимодействия и Молодежной морской лигой.

Это сотрудничество определяет содержание специализированных смен, которые с 1993 года практически заменили Школу комсомольского и пионерского актива. С этого же времени как бы сами по себе «исчезли» все массовые праздники и мероприятия.

Но главное — явным, хоть и не очень быстрым, становится переход от установки «формирования активной общественной позиции пионеров и школьников, комсомольцев и старшеклассников, детей и подростков», к работе с каждым ребенком, с учетом развития каждой отдельной личности. Педагоги открыто и официально возвращаются к использованию методики коллективно-творческого воспитания с ориентацией на личность подростка, базовой методики для всего коллектива «Орленка».

«Орленок» становится Всероссийским детским центром

С 1991 по 1993 год многие детские здравницы продаются, передаются в коммерческие структуры, а то и просто рассыпаются от бездействия. Такое вполне могло случиться и с «Орленком», но к счастью Правительство России не потеряло в море экономических катастроф ни «Орленок», ни «Океан». В 1992 году принимается Постановление Правительства о преобразовании пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ во Всероссийский детский центр и передаче его в ведение Госкомимущества при руководстве специально созданной межведомственной комиссии. В 1995 год «Орленок» перешел под руководство Госкомитета РФ по делам молодежи.

В апреле 1996 года выходит Указ президента № 469 о включении Федеральной целевой программы «Развитие Всероссийских Детских Центров «Орленок» и «Океан» в 1996—2000 годах» в Президентскую программу «Дети России».

Начинается сотрудничество Центра с комитетами по делам молодежи. «Орленок» становится базой реализации международных и федеральных педагогических программ, направленных на развитие и формирование у подростков опыта жизни на федеративных началах межнационального общения, базовой культуры личности на основе общечеловеческих ценностей.

Тематические смены

В рамках регионального взаимодействия, а, также используя собственные идеи и возможности, лагеря «Орленка» с 1994 года проводят смены лидерской, интеллектуально-творческой, досугово-творческой и спортивно-творческой направленности. «Хоровод друзей», «Игра — дело серьезное», «Возрождение», «Личность. Интеллект. Культура» (эта программа лагеря «Стремительный» завоевала Первый Грант на Всероссийском конкурсе), «Ассамблея лидеров», «Экология культуры», «Будущие лидеры России», «Паруса Крузенштерна», «Гардемарины, вперед!», «Радуга встреч», «Строим город Экоград» — смены, названия которых говорят сами за себя, дают огромные возможности творчеству вожатых и детей в самых разнообразных видах деятельности.

Цель работы — благополучие и оздоровление подростка

В документе, называемом «Перспективный план образовательно-оздоровительной деятельности Всероссийского детского центра «Орленок» в 1999 году», есть одна фраза, на которую необходимо обратить внимание. Она несет в себе «ведущую педагогическую цель в деятельности педагогических коллективов Центра». А цель эта заключается в «создании условий, направленных на социальное, интеллектуальное, физическое и психологическое благополучие и оздоровление подростка». Вдумываясь в эти слова, очень многое становится понятным и ясным в организации работы «Орленка». «Оздоровление и благополучие» каждого конкретного, отдельно взятого подростка (отнюдь не «детей и школьников»), причем не только в физическом смысле. А все, что касается социального опыта, отношений между людьми, психологический, душевный и духовный комфорт — все это вместе, личность в целом интересна сегодня «Орленку».

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности