Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Скорбим и помним

Преемственность идей воспитания и развития личности

Стр. «128—135»

Ирина Фришман

Организация движения игровых программ

 

Детские общественные организации — разнообразие и эффективность

Наличие самых различных программ, предлагаемых для выбора детям и подросткам, одно перечисление которых потребует не менее двух-трех страниц убористого текста, может служить убедительным доказательством эффективности существующих сегодня детских общественных объединений и организаций.

Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО-ФДО) — международное содружество детей и взрослых, которое с 1991 года ведет поиск различных моделей, проектов и программ, способствующих социализации ребенка, развитию его лидерского и творческого потенциала.

Летние программы СПО-ФДО не исключение. Они представляют собой комплекс специально разработанных и экспериментально апробированных методик, ориентированных на развитие способностей участников детских общественных объединений, применяемых с учетом специфики условий реализации той или иной программы.

Продолжительное творческое сотрудничество педагогов Всероссийского детского центра «Орленок» и Научно-практического центра СПО-ФДО позволило воплотить в жизнь девять программ, каждая из которых закрепляла одну из идей, заложенных в той или иной программе, была своеобразной переменной в жизненной задаче, открывающей нам путь непрерывного поиска, открытий, сомнений, проб и разочарований, радости и уверенности в правильном выборе.

Развитие игровых программ

Начало этому поиску положили «Хоббитские игры», прошедшие в 1991 году, целью которых стало создание условий, позволяющих участникам сюжетно-ролевой игры овладеть навыками игровой культуры, умениями ориентироваться в различных жизненных ситуациях (автор-разработчик Е.И. Казакова, д.п.н, г. Санкт-Петербург). Именно с 1991 года проблема гуманизации отношений участников игрового взаимодействия в условиях развития лидерского и творческого потенциала участников стала ведущей и значимой.

В 1992 году проект международной смены «Фестиваль друзей» позволил создать условия для организации содержательного отдыха детей и подростков через проведение игр, конкурсов, состязаний. Была апробирована специально разработанная система роста участника игровой программы смены. В результате была получена современная модель организации совместного проживания 650 детей из 12 различных стран мира, проверена специальная система индивидуальных знаков отличия «Успех» и «Ключ к игре», позволивших каждому из 650 детей, независимо от возраста, способностей, национальной принадлежности, войти в видео-книгу рекордов фестиваля, стать авторами собственных игр.

На основании результатов двухлетних поисков мы в 1993 году смогли создать игровую модель, позволившую участникам временного детского объединения наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Модель получила название «Солнцеворот». Тогда впервые в детском лагере «Комсомольский» стали работать четыре творческие студии «Мастерство» для 10—12-летних, спортивно-туристическая студия для подростков 12—13 лет, студия для старшеклассников 14—15 лет и студия «Игра», собравшая представителей игровых объединений и коллективов, активных участников программы «Игра — дело серьезное». Находками игровой модели стали, во-первых, разработанная индивидуальная система роста, включающая в себя следующие номинации: исследователь (проявивший творческие способности в период обучения в игроклассе), испытатель (победитель не менее трех конкурсов основного периода смены), мастер (организатор дела, лидер группы, ведущий клуба, кружка, позволивший каждому наиболее полно реализовать свои интересы и способности); во-вторых, проведение тематических дней, организаторами которых выступали ребята из творческих студий. Таких дней было четыре: «Игро-кросс», выявивший возможности участников смены; «Играй-поле», позволивший убедиться в значимости для детей и подростков подвижных и народных игр; «Играй-город», в период которого была разработана модель игрового города с реальными отношениями, строящимися на правилах игр различных народов; «Игродром», позволивший проанализировать основы взаимодействия и приемы общения ребенка в разновозрастной игровой группе. В-третьих, для того, чтобы каждый смог увидеть наглядно свои достижения в период смены, была открыта галерея «Солнечных зайчиков» и создан видеофильм «День чудес на Черном море» с восторгом встреченный его участниками.

Игровая модель смены «Солнцеворот» вошла в сборник летних программ СПО-ФДО «Фантазия + творчество = каникулы», получивший широкий отклик и поддержку в различных регионах России. Также отдельно вышедший в 1993 году сборник «Хоббитские игры» вызвал большой интерес организаторов летних проектов в Ярославской, Воронежской, Самарской, Ростовской, Тюменской, Новосибирской, Ленинградской, Липецкой, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Московской областях, республиках Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Татарстане и Башкортостане.

Фестиваль игровых программ

Этот интерес и региональная поддержка идей программы СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» позволил провести фестиваль игровых объединений «Забава-94», создать условия для расширения игровых возможностей детей и подростков, использования различных видов игр как способа организации совместной деятельности, позволяющей развивать чувства ребенка. В результате проведения конкурсного отбора игровых программ был создан игробанк из опыта игр детских общественных объединений СПО-ФДО, разработаны методические рекомендации такие, как «Калейдоскоп конкурсов» для организаторов региональных игровых программ детских общественных объединений, модель Игроцентра, для апробирования в регионах, продолжена работа над совершенствованием системы поощрений участников смены. Были введены специальные патенты на изобретения и авторские свидетельства, которые получили более 500 активных участников «Забавы-94».

В августе 1994 года группой ярославских, костромских, московских ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой Ярославского государственного педагогического университета М.И. Рожкова была успешно проведена продуктивная сюжетно-ролевая игра «Галактика», идеи которой базировались на сюжете книги Антуана де-сент Экзюпери «Маленький принц». Исходя из возрастных особенностей участников сбора представителей детских организаций, входящих в состав СПО-ФДО, были созданы условия для социального закаливания участников сбора, т.е. включение их в сложные ситуации, создающие предпосылки для преодоления себя и формирования на этой основе стремления к достижению успеха в новой социальной ситуации. Содержание деятельности на сборе было представлено в нескольких плоскостях: деловой (проживание в соответствии с законами и традициями ВДЦ «Орленок»), игровой (реализация методики продуктивной игры), сотрудничества (изменение позиций участников сбора по отношению друг к другу), эмоциональной (организация общения и творческой деятельности участников сбора, создание различных творческих площадок). Реализация содержательной деятельности была неразделимо связана с задачей подготовки участников к организаторской работе в общественных объединениях и коллективах, направленных на интенсивное включение детей в систему социальных отношений.

Данные находки подвели в 1995 году авторов-разработчиков нового проекта встречи «Мир игры — игра без границ» к цели широкого распространения современных методик, игровых технологий в детских общественных организациях, созданию специального словаря игры — коллективного творческого труда всех участников необычной игровой смены. Так проявился проект творческой игры, состоящей из семидневной непрерывной встречи с различными видами и формами игровой деятельности. Игры участников, конкурсы команд, состязания сильнейших проходили с утра до вечера, не давая представителям 6 разновозрастных команд и 650 участникам из различных регионов России ни минуты покоя. И успех не заставил себя ждать.

На Карте звезд игрового марафона загорелись звезды разной величины и значимости, но самое главное, всем стало понятно одно — игра — дело очень серьезное. Вышедший по итогам встречи сборник «Возьмитесь за руки, друзья!», куда вошли не только созданный ребятами словарь игры, но и лучшие игровые проекты и программы, представленные на выставке «Игромир-95», стал очень популярен в детских общественных организациях.

Детский опыт: от участия к организации

Опыт участия игровых объединений и коллективов в специализированных сменах СПО-ФДО помог значительно ускорить внедрение идеи проектов и программ, авторами которых не на словах, а на деле становились сами мальчики и девочки, зачастую ранее и не подозревавшие о своих способностях. Они работали в Большом жюри, встречались на информационном сборе «Вечерней зорьке», работали в Совете авторов, который состоял из неограниченного количества разработчиков и теоретиков игры, пробовали свои силы в объединении «звезд», возникающих после прохождения каждого этапа Марафона. Таким образом, большая часть участников Марафона попробовала себя в непривычной и непростой роли организаторов собственного временного пространства. И эта роль многим из них удалась. И здесь мы вплотную столкнулись с трудностью овладения новыми подходами организации жизнедеятельности в условиях специализированных смен педагогов-организаторов. Поэтому в 1996 году на встрече-турнире «Летние игры — 96» нам было необходимо проведение комплексного исследования педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский» по четырем направлениям:

Направления исследования педагогического коллектива

— первое — исследовательское — анализ представленных программ, описаний опыта работы, материалов, видеоматериалов участников смены «Летние игры — 96»;

— второе — обучающие — проведение игро-встреч, практикумов-знакомств, открытых семинаров по программе «Игра — дело серьезное»;

— третье — творчески-практическое — организация программной деятельности различной направленности силами участников «летних игр — 96»;

— четвертое — содержательно-обобщающее — создание комплексной, вариативной программы для объединений и коллективов, занимающихся данной проблематикой.

Реализуя проект «Летние игры — 96», мы впервые попробовали разделить организацию и содержание в структуре лагеря: компании (отряды) в целом включались в Лигу (структурное объединение нескольких близких по возрасту коллективов) и творческую программу (содержательное пространство выбора) одновременно. Это позволило не только расставить приоритеты деятельности взрослых, но и включить как детей, так и педагогов-организаторов в различные сферы, пространства деятельности, каждое из которых задавало свои особые требования, условия, совмещать которые нужно было учиться. В ходе реализации программы встречи педагоги-организаторы продолжили работу над педагогическими исследованиями, ведущимися с 1991 года, позволяющими отобрать наиболее эффективные методики для деятельности временного детского объединения.

Педагогические исследования игры

Наиболее успешными оказались педагогические исследования на темы: «Игра как средство организации активного отдыха и развития личности в условиях временного детского объединения», «Игровое пространство деятельности ребенка в условиях ВДК», «Создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность социального взаимодействия детей в игре как фактора их социализации», «Отбор средств и приемов, способствующих полноценному досугу подростков», «Расширение сферы включения участников в различные виды деятельности, организуемые постоянными и временными объединениями, используя игровые технологии». Авторы этих проектов — педагоги-организаторы детского лагеря «Комсомольский»: О.Можейко, О.Соловьев, А.Кузнецов, О.Шевердина, Е.Гаврилова, Т.Ехлакова, И.Луценко, А. Клементьев, Е.Вагнер, Ю.Никитина, О.Шаблов, О.Колзина, Н.Шарахина, Л.Сайфутдинова, С.Тиханова и многие др. — не только успешно провели исследования, но и сами стали авторами многих игр, праздников, конкурсов, ставшими впоследствии визитными карточками детского лагеря «Комсомольский», получившими поддержку во многих загородных центрах отдыха Российской Федерации.

Немалая заслуга в том, что на протяжение пяти лет шла интенсивная совместная научно-исследовательская работа, принадлежит начальнику детского лагеря «Комсомольский» Л.В. Спириной, которая внесла немалый вклад в совместную деятельность, обобщив материалы собственных научных поисков в диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении» и защитив кандидатскую диссертацию в 1995 году.

Мобильность, гибкость педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский» сделали возможным и успешным поиск путей и педагогически целесообразных технологий для оказания помощи подростку в его личном самоопределении, реализовать концепцию содержания деятельности педагогического коллектива.

Всероссийский фестиваль детских программ

И в 1997 году НПЦ СПО-ФДО был готов достойно представить результаты совместной деятельности на Первом Всероссийском фестивале детских программ, который объединил весь Всероссийский детский центр «Орленок». Участниками фестиваля были представители детских общественных объединений из 54 регионов Российской Федерации. В детском лагере «Комсомольский» собрались 440 участников самых разнообразных программ детских общественных объединений. Для их активного включения в деятельность фестиваля была разработана комплексная исследовательская игра «Хоровод друзей», проходивший в четыре этапа. На первом этапе в каждой одновозрастной группе было организовано обсуждение наиболее актуальных проблем, с которыми приходится сталкиваться представителям детских объединений и организаций в ходе реализации программ в своих регионах. На основании выявленных проблем при помощи методики «Летний сад — 97» на втором этапе были сформированы творческие лаборатории по самым различным направлениям таким как: «Я и родители», «Я не одинок», «Я и природа», «Добро и зло», «На грани», «Как стать отличником», «Права детей», «Хочу быть президентом», «Объединимся?», «Свободное время», «Лагерь для подростков». В ходе работы лабораторий были проанализированы проблемы и сформированы пути их решения. На третьем этапе было открыто «Патентное бюро», где участники творческих лабораторий могли «запатентовать» собственные идеи, проекты, формы конкретных дел, которые они могли реально осуществить в ходе Первого Всероссийского фестиваля детских программ. В результате работы на третьем этапе было зарегистрировано более 30 индивидуальных и 40 коллективных проекта, 25 из которых было реализовано в ходе фестиваля. Четвертый этап игры представлял собой исследовательско-информационный блок, в ходе которого было проведено анкетирование «Несколько важных вопросов о детской организации сегодня», «Что мы знаем о программах СПО-ФДО?», психологическое исследование «Предпочитаемые формы деятельности», «Сфера интересов подростков», «Культурные устремления детей 90-х годов». Данные исследования наглядно продемонстрировали интерес и способность участников фестиваля к самореализации, необходимость расширения возможностей детских организаций в общественной жизни. Всем участникам была предоставлена возможность выступить со своей программой на заседании клуба интересных встреч, стать участником пресс-конференции «Детские организации — возможности выбора». Также многие проекты и программы прозвучали на финальном деле фестиваля «Хоровод друзей» — разработке Календаря событий детства. В Календарь вошли предложения по дальнейшей реализации программ, адреса, где программа той или иной организации активно действует. Сочетание коллективной, индивидуальной работы с участниками «Хоровода друзей», применении самых различных приемов активизации творческого потенциала участников фестиваля детских программ позволило достичь высокой активности и заинтересованности подростков. Участие в комплексной исследовательской игре «Хоровод друзей» позволило каждому участнику выбрать программу по душе, поближе познакомиться с участниками детских объединений и организаций, попробовать свои силы и возможности в ходе проведения различных дел смены. Все это стало несомненным успехом фестиваля и позволило продолжать исследовательскую работу педагогического коллектива в заданном направлении.

Итоги работы

В мае 1998 года на базе детского лагеря «Стремительный» прошла «Ассамблея лидеров», где были окончательно закреплены наиболее успешные находки семи проведенных в ВДЦ «Орленок» программ в период 1991—1998 годов такие, как:

— «Деятельность разноуровневых органов информации и самоуправления» (в варианте «Ассамблеи лидеров»— Совет авторов, Совет любопытных, Совет координаторов);

— «Широкий выбор содержательных пространств деятельности» (делегация, клуб, секция, ассоциация, школьный класс, час здоровья);

— «Организация тематических дней единения, авторами которых становятся творческие группы юных лидеров и педагоги-организаторы из вожатского отряда «Юность»).

В результате коллективной работы увидели свет справочник «Кто есть кто в детском движении» и размышления участников смены «Конвенция о правах ребенка: детский взгляд», иллюстрированные авторами — ребятами из 30 регионов Российской Федерации.

Педагогический коллектив детского лагеря «Стремительный» (начальник детского лагеря — А. Киреева, заместители по учебно-воспитательной работе — В. Чернышова, И. Калашников, В. Марковская, методист отдела анализа и прогноза И. Хуснутдинова) стал нашим единомышленником и соавтором.

В 1999 году, продолжая развитие идей лидерства и творчества, была разработана программа «Ассамблея лидеров — 99». Основная тематика смены была связана с проектированием ситуаций успеха для участников встречи лидеров детских общественных организаций при различных вариантах и способах реализации творческого потенциала. Деятельность землячеств, объединений, творческих программ способствовали воплощению задуманного на практике. Прошедшая в период смены научно-практическая конференция педагогического коллектива «Средства педагогической деятельности, направленные на приобретение ребенком социально-позитивного опыта собственного развития» закрепила находки и идеи в разрабатываемой концепции детского лагеря «Комсомольский» до 2004 года и они же вошли в итоговый сборник смены «Часы Ассамблеи».

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности