Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Меняется мир — меняется человек (рождение нового типа человека)

Проблемы воспитания и развития личности

Стр. «24—34»

Александр Кочетов

Меняется мир — меняется человек (рождение нового типа человека)

 

Постулаты формулы «Человек — главная ценность социума»

Формула XXI века уже произнесена: «Человек — цель, результат, главный фактор и абсолютная ценность социального прогресса». Но именно в конце XX века родились постулаты этой формулы.

· Не так важно, какая социальная система господствует в данной стране, какой общественный строй существует, главное, что они дают человеку для его духовного развития, здоровья и полноценной жизни.

· Прогрессивная социальная система стремится сохранить статус-кво в системе управления обществом, она регрессирует за счет уничтожения внешних условий и предпосылок для саморазвития индивида и за счет его духовного саморазложения и деградации в целом. Поэтому нарушение прав и свобод человека есть высшее появление зла и аморальности.

· «Я» человека по праву стоит на первом месте среди других ценностей. Это не эгоцентризм, а «Я-концепция» гуманистического мировоззрения Нового мира.

· Любовь — высшая ценность духовности. Но сколько видов любви, столько существует и ее проявлений в жизни: любознательность, трудолюбие, боголюбие и т.д. Человек приходит к вершинам своей духовности, осознавая разные виды любви: к ближнему, соотечественникам, соратникам, супругу, детям, науке, любимому делу и т.д.

· Творчество — основная форма самопознания, самореализации «Я», своего природного предназначения. Человек — творец всего, что вокруг, но прежде всего он — творец жизни и самого себя. Любовь и есть творчество одновременно других и себя.

· Конечный результат полезной деятельности любого вида: доставить удовольствие другим своим умом, продуктами труда, своим отношением к людям и делу. Любить себя — любить жизнь во всех ее гранях.

· Мир входит во внутрь духовности человека через его Эго. На Западе говорят: «Зачем придумывать слово «эгоист», когда уже есть слово «человек»? Каждый эгоистичен. Н.Г. Чернышевский это показал в своей концепции разумного эгоизма: «Мне хорошо, хочу, чтобы другим тоже было хорошо». Чтобы самому быть счастливым, надо других сделать счастливыми и этим счастьем одаривать других.

Такова новая идеология жизни человека и существования цивилизации, которая пронизывает в социальные процессы и явления, в том числе и образование.

Меняется мир — меняется человек

Человек — отражательная система. Меняется мир, меняется человек. Характерно кризисное состояние страны, экономическая ситуация догоняющей модернизации. Свободная самореализация граждан лишь подчеркивает личную ответственность человека за выбор жизненного пути, жизненное самоопределение, профессиональную компетентность, поиск места в жизни и ее смысла. Возникают новые этические изменения в социуме, происходит международная интеграция образования с практико-ориентированным подходом. Все эти изменения можно охарактеризовать в виде представления двадцати признаков социального прогресса.

Признаки социального прогресса

1. Развитие экономики осуществляется в интересах культурного наследования при одновременно формировании новых духовных запросов. Ценности искусства выросли в десятки раз.

2. Развитие культуры идет в трех аспектах: укрепление господствующей роли городской культуры, поиски нового в искусстве и науке, освоение национальными культурами достижений мировой культуры.

3. Развитие демократических начал осуществляется в основных направлениях социальной жизни, для чего расширяется самоуправление на всех уровнях. Одновременно усиливается тенденция к отделению от центра, самоизоляции регионов.

4. Разрешение жизненных регуляторов поведения человека идет через правовую культуру: первенство закона, равенство всех перед законом, создание правового государства, разделение властей и др. Однако, в России мало опыта правовой жизни в народе, а всевластие бюрократии ведет к анархизму простых людей.

5. Сочетание свободы с ответственностью за все проявления активности индивида только провозглашено в качестве девиза свободного общества. Чаще всего свобода — это анархия или власть денег, на которые покупается право и осуществляется власть олигархов.

6. Гармония личной свободы и демократии, взаимодействие законодательной, судебной и исполнительной власти осуществляется через свободу прессы и власть интеллекта. Отсюда интеллигенция становится источником и главным фактором всех социальных преобразований. Но власть интеллекта пока еще не сочетается с нравственностью. Интеллигенция раздроблена, противоречива и дает разные ответы на одни и те же вопросы развития общества.

7. Власть денег глобальна, хотя и предпринимаются попытки регулировать их законом и моралью. Поэтому при возрастающей духовности простого народа все явственнее проявляется коррупция в чиновничьем аппарата, связь властных и криминальных структур, разгул преступности. Деньги — идол XX и, увы, XXI века.

8. Социальное неравенство стало главным принципом, потому что предпринимательская инициатива обеспечивает оптимальное развитие экономики, а банки ее стимулируют или ограничивают. Власть денег и власть банков — основа коррумпирования во всех разновидностях бизнеса и политики.

9. Здоровый образ жизни становится основой существования и развития работающей части населения, а нездоровый — характерен для неустроенной части людей, в результате чего растет число бездомных, правонарушителей и преступников. Меры социальной защиты и благотворительность даже в развитых странах мира этой проблемы не решают. Полярность духовного развития людей поразительна: психология человека — хищника и благодетеля, грабителя и дарителя, гения и маргинала, высокой духовности и примитивизма.

10. Растет сопротивляемость здоровых сил общества злу, проявлениям преступности любой формы — от мошенничества до убийства, от конфликтов до социальных драм. Ведущей функцией всех ветвей власти становится защита жизни, прав и свобод граждан.

11. Стремление к справедливости — социальной и личной — поле возникновения всех противоречий, поэтому осуждается «грязная политика», экстремизм и насилие в любых видах.

12. Миролюбие и компромисс становятся основой политики международных, межгосударственных корпоративных и личных отношений.

13. Практическая направленность образования, технологический подход к нему определяют развитие информационной цивилизации, а она есть главная реальность современной жизни.

14. Личная жизнь человека становится приоритетной: важнее всего — прочная семья, личное благополучие, реальные права и свободы человека, их творческая самореализация.

15. Престижность «Я», его деловой и профессиональной компетентности приоритетны во всех направлениях социального самоутверждения людей: в политике, экономике, производстве, образовании, культуре, науке и т.д.

16. Необходимы противопоставление популизму профессионализма, единства слова и дела, обещания и исполнения, деловая точность и исполнительность, ответственность и самодисциплина.

17. Высокий престиж государства популярен, если в нем господствует открытость, гласность, полная информированность населения о происходящих событиях, быстрая адаптация социальной системы к происходящим изменениям.

18. Возрастание роли образования и образованности человека во всей жизни общества неизбежно, поскольку это может обеспечить высокий уровень экономики, качество жизни в обществе, качество продукции на производстве, качество управления страной, качество личной жизни человека.

19. Приоритет духовных потребностей над потребительством — процесс неизбежный, в связи с ограничением природных ресурсов и неконтролируемым ростом народонаселения. Образование поэтому и должно формировать духовные потребности и обучать управлять потребительством, иначе оно уничтожит человечество.

20. Стремление к взаимной пользе, взаимной выгоде реализуется на основе общих интересов и стремлений с девизом «в выигрыше может быть каждый».

Качественное изменение информационного пространства

Все это создает социальную сферу, изменяющую человека как тип. Современная цивилизация качественно изменила информационное пространство. Функции информации увеличились десятикратно: она служит регулятором межгосударственных, межсоциальных, межличностных отношений, выступает главным условием эффективности любой деятельности. В этом отношении информация углубляет научно-техническую революцию, органически включает человека в профессиональную деятельность (профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, переподготовка), связывает культуру в одно целое, определяет основное содержание образования, является конечным продуктом научного исследования и практического опыта, позволяет человеку ориентироваться в мире и себе и т.д.

Восприимчивость к информации повысилась, но ее настолько много, что человек реагирует только на крайне необходимую ему в ближайшее время. Отсюда отношение к образованию весьма скептическое: знания стареют быстро и теряют свое значение, запоминать ее — неблагодарный труд. Кроме того, развитые люди, специалисты—профессионалы, рядовые граждане стремятся к сжатому восприятию главной информации. Поэтому в ходу программы, формулы, главные идеи, концепции, схемы, модели и т.п.

В информационном пространстве идет, с одной стороны, охота за необходимой информацией (ее оберегают как секретную, ее покупают, крадут, выискивают с помощью атташе, дилеров, шпионов, осведомителей), а с другой стороны, информаторы конкурируют друг с другом. В журналистике появились папараци, любители слухов, клеветники. Раньше журналисты конкурировали друг с другом, потом с телевидением, а сегодня они конкурируют с Интернетом. Со всей остротой стала проблема управления информационным полем, потому что эти явления вводят в заблуждение общественное сознание, формируют необходимое политикам общественное мнение, активно вторгаются в политику, негативно влияют на детское и молодежное сознание. Отсюда возрастает необходимость воспитания аналитического подхода ко всем видам информации. На Западе от 12 до 20% средств уходит на экспертизу и оценку качества научной информации, достоверности, точности исследований. Не меньше тратят фирмы на поиск нужной информации, использование научных открытий. В некоторых фирмах до 50% идет на новые технологические разработки, т.е. столько же, сколько на заработную плату, станки, сырье.

В информационном пространстве создается своего рода служба быстрого реагирования в различных областях (политике, идеологии, производстве, торговле, бизнесе). Этим занимаются дилерские структуры, менеджмент, биржи. Отсюда важная особенность: чем новее информация, тем она ценнее и стоит дороже. Сенсации этому подтверждение, но такие сенсации теперь не просто фиксируют происходящее, они не редко создаются специально, рекламируются, чтобы получить дополнительное финансирование в науке, получить статус, гонорар в журналистике, приобрести дополнительные выгоды в политике. Наконец, информационное пространство выступает в качестве своего рода «сообщающихся сосудов», где резко возрастает передача информации из одной области знаний в другую (интеграция научных знаний), из науки в политику (институты общественного мнения), из науки в экономику (планирование производства, изучение покупательского спроса и др.).

Таким образом, научное информирование является главным источником получения и применения информации, которая в свою очередь используется всеми структурами личной, общественной и религиозной жизни.

Информация как важнейшее средство воздействия на человека

Сегодня информация стала важнейшим средством управления духовной жизнью молодого человека, универсальным средством воздействия на поведение людей. С ее помощью рушатся карьеры, занимаются посты и должности, нарушается неприкосновенность частной жизни, обманывается народ и осуждается власть. Отношение к информации стало мерилом культуры человека, выражением его позиции и критерием нравственности. По тому, что говорит человек, с какой целью, насколько объективно, что принимает, что не принимает из информационного потока, можно судить обо всех его личностных качествах. Речь человека стала его универсальной и всеобъемлющей характеристикой. Права Библия: «Вначале было слово и слово было Богом». Если слово содержит мысль, а мысль — это идея, концепция, идеология. Это справедливо. Они — боги информационной цивилизации.

Информатизация жизни человека в значительной мере осложнила его мир. Люди не могут не реагировать на то, что слышат: события в мире, стране, в природе и космосе, семье и трудовом коллективе преломляются через наше собственное «Я», вызывая поток мыслей и бурю чувств. Эмоциональная жизнь людей становится сильно напряженной. Под воздействием прессы и телевидения человек стал открытой для любой информации системой, активно реагирующей на все происходящее.

Любая деятельность становится борьбой за выживание

Но к чему приводит такая жизнь?

Во-первых, любая деятельность сегодня есть борьба за выживание, идет ли речь о бизнесе или безработице, качестве продукции или ее реализации, увольнении или карьере. Вся наша жизнь идет под страхом проиграть, выдержать конкурентную борьбу, обогнать соперника, догнать победителя, утопить конкурента. Риск царит во всем: выборе супруга или партнера по делу, в покупке или продаже акций, в поступлении в вуз или на работу, приобретении жилья или товара, лекарства, путевки и т.д. Информация + риск + азарт жизни + тысячи других факторов взвинтили эмоциональный мир человека до предела. И тогда неизбежно наступает срыв нервной системы. Убийства и самоубийства не признают ни благополучия и уровня развития страны, ни успешности и социального положения человека. Неудачи и поражения в совокупности с бедностью и унижением человеческого достоинства приводят к религиозности или фанатизму, алкоголизму или наркомании, уходу в сексуальный беспредел или сумасшествие. Мир уже не может жить без сексопатологов, психоаналитиков, психологов различных направлений (психокриминалистики, психопатологии, психоанализа, психосинтеза и т.п.). Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.

Инстинктивное самосохранение эмоционального мира человека

Что-то делается инстинктивно, но ничего планомерно, научно обосновано. Инстинктивно люди спасаются от эмоциональных перегрузок и противоречивой информации, уезжая в изолированные от социума места, поместья, коттеджи, дачи, а то и просто в лесную сторожку. В мире трудно жить нормально, если нет полноценной семьи, взаимной любви, счастливого супружества. Семья действительно «моя крепость», и ее главная функция сегодня — это оздоровление души, компенсация эмоциональных перегрузок. Именно для самосохранения своего эмоционального мира люди уходят в религию, благотворительность, волонтерство, спонсорство или, наоборот, — в терроризм, криминальные структуры, протекционизм.

Необходимость воспитания культуры оперирования информацией

Во-вторых, особенности информационного пространства требуют специальной подготовки молодого поколения. Прежде всего, речь идет о воспитании культуры оперирования информацией, включающей критическое отношение к ней, четкое определение цели использования информации, чтобы она не несла вред обществу и человеку. Нужна многократная проверка достоверности информации, культура методов ее передачи и самовыражения, самоутверждения при использовании информации. Необходимо научить оперированию информацией молодое поколение по такому алгоритму:

— назначение информации: обогащение общественного сознания и самосознания;

— мотивация: потребность в информации и ее полезность — деловая, политическая, экономическая, научная и т.д.;

— анализ ценности информации: ее значимость, полезность, достоверность;

— прогностичность: предвидение последствий распространения данной информации;

— адресность: комплексная направленность (на какие слои населения и на какие сферы жизни и каким образом может влиять данная информация);

— ораторское, журналистское, педагогическое преподнесение информации, ее апробация среди узкого круга профессионалов, чтобы знать, какие вопросы возникнут в процессе информационного сообщения, как надо отвечать на них.

Новые требования к обучению

В связи с этим в школьном и вузовском обучении возникают новые требования: цель усвоения информации не может быть сведена к знаниям, умениям и навыкам. Обучение — это формирование мировоззрения, культуры мышления и информационной ориентированности. Надо использовать достоинства информационной цивилизации: развивать ум, воображение, умение мыслить, критическое отношение ко всем видам информации. Воспитание пытливости, сообразительности, наблюдательности, объективности являются основными задачами умственной подготовки обучаемых. Информация служит ориентации в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению. В этих условиях практико-ориентированная направленность учебного процесса заменяется технологической культурой поведения личности в информационном пространстве. Это означает, что обучающийся должен владеть ораторским мастерством, журналистским чутьем, высокой коммуникативностью, исследовательским мышлением. И всему этому надо учить на семинарах, практикумах, а еще более в процессе самоупражнений, самотренировок, участием в художественной самодеятельности.

Дидактический алгоритм получения и использования информации

Независимо от профиля изучаемой учебной дисциплины, необходимо формировать рациональное, учебное мышление, научить адресности получения и использования информации по следующему дидактическому алгоритму:

— концентрация: научиться сосредотачивать мысль на какой-то одной проблеме;

— организация и самоорганизация: подбор необходимой информации по проблеме, полученной из разных источников и соединение с жизненным опытом;

— формулировка ведущей идеи, объясняющей положение дел по проблеме;

— вероятностное объяснение главного в проблеме, ее сильных сторон, слабостей и противоречий;

— прогнозирование развития событий и тенденций в явлении или процессе.

Проблема современного человека — озабоченность статусом

Важнейшей чертой современного человека является его явная и постоянная озабоченность своим статусным положением. Это проявляется в честолюбии, в стремлении выделиться среди людей любыми средствами: модной или экстравагантной одеждой, необычной косметикой, золотыми кольцами в губах, 5-6 сережками в одном ухе, татуировками, необычным экстравагантным поведением, шокирующими манерами и т.д. Самореклама, самовыделение стали важнейшим средством самоактуализации и самоутверждения в молодежной субкультуре.

Разумеется, при утверждении «Я», самоутверждение идет также за счет пренебрежения к чужой власти и воле и, прежде всего, воле родителей и педагогов в виде едкой насмешки над их идеалами и ценностями.

Когда постулаты своего «Я» ограничены собственным интеллектом или материальными возможностями, происходит самоутверждение за счет «команды» (уличной группы, классного коллектива, за счет родителей, их социального положения, национальной принадлежности). И тогда при низкой личной культуре самовыделение, самоутверждение проявляется как феномен фанатства, национализма, религиозного фанатизма. Если школа к концу обучения не формирует четкую «Я-концепцию», объективную самооценку, она также социально неполноценна и эмоционально неудовлетворительна: выпускник уходит в мир фанатизма, экстремизма, болезненной самореализации и аморального самоутверждения.

Проблема интенсификации интеллектуального развития

Интенсификация интеллектуального развития еще одна важнейшая черта современного человека. Информация ранее служила ориентации человека в мире, ныне она имеет собственные тенденции развития как самостоятельной системы. Умение общаться с информационным пространством выступает как условие эффективного самопознания и самоутверждения человека. В его руках информация превращается в универсальное средство воздействия на мир и самого себя (самовыражение, самовнушение, самоутверждение и т.д.).

С помощью знаний человек создает свой статус и находит сферы полноценного применения своих сил и способностей, обеспечивает полноценное и комфортное существование, реализует свои отношения с людьми, прогнозирует свое будущее и т.д. Кроме своего интеллектуального потенциала индивид использует мощные информационные средства: ЭВМ, компьютерные технологии, Интернет и др. Средства массовой информации становятся всесильными, власть интеллекта безграничной. Этот постулат воспринимает молодежь, которая среди всех ценностей жизни нередко на первое место ставит получение образования. Закрепление своего статуса с помощью ученых степеней и званий характеризует многих современных политиков и администраторов. Дипломы об образовании, знание многих языков выступает в качестве одного из признаков высокого профессионализма.

Рождение рациональной психологии людей

Все это рождает новую рациональную психологию людей, при которой духовному миру, тончайшим человеческим чувствам мало места, хотя интеллект необходим для развития мира чувств и даже для создания самого сложного из них — мира любви.

XX век передает XXI новую черту современного человека — все возрастающее влияние личной активности на социальный климат в обществе. При чем эта активность становится универсальной и всесторонней. Современный молодой человек стремится стать в центре внимания в кругу общения, что порождает определенное соперничество, борьбу за лидерство, разделение функций в молодежной субкультуре. В отношении к жизни молодые люди предельно расчетливы: четко осознают, на кого и в какой мере можно опереться в жизненной карьере, где и каким образом реально можно добиться успеха, откуда черпать средства к существованию и саморазвитию. Люди все чаще говорят о самодостаточности. По данным вузовских исследований интерес к самому себе определяет почти половину всех интересов к жизни, другим людям, обществу и карьере. До 72% студентов активны, прежде всего, в сфере поддержания своего статусного положения в молодежной среде. Очевидно: образование — это то, что сам молодой человек в состоянии извлечь из данного учебного заведения. И не так важно, где это учебное заведение находится, кто в нем работает. 81% студентов считает главной мечтой своей жизни стать свободным, независимым человеком. Почти 72% отвергают всякую заботу родителей и педагогов об их образе жизни.

Увеличение значимости сексуальной культуры

Особую значимость приобретает в жизни молодых поколений сексуальная культура. Сегодня надо говорить уже о третьей волне сексуальной революции. Происходит эротизация всего образа жизни и мыслей людей. Устанавливается девиз «Каждый имеет право заниматься любовью с кем угодно, где и сколько угодно и как угодно. Это их дело — мужчин и женщин — решать, что можно и что нельзя, что полезно и что вредно». Молодежь превращает секс в такое же бытовое занятие, как танцы в дискотеке или применение наркотиков, алкоголя. Однако, эротизация жизни современных людей, обусловлена вовсе не падением нравов, а необычайно интенсивными эмоциональными, психологическими перегрузками, противоречивостью всей жизни людей. Эротика выступает как многогранное регулирующее средство, восстанавливающее эмоциональную восприимчивость, радость жизни, снимающую усталость, возрождающую духовную активность, поддерживающую стойкость духа. В сущности, инстинкт продолжения рода — ведущий инстинкт в мире всего живого, приобретает у человека новые оздоровительно-компенсирующие функции. Главная из этих функций — это сфера духовного вдохновения, условие самораскрытия, саморегулирования и самоутверждения. Искусство, в сущности, есть сфера духовной реализации инстинкта любви и умственного развития.

Эстетическая деятельность как средство духовной саморегуляции

Другим средством духовной саморегуляции становится эстетическая деятельность. Уровень развития психики в наше время настолько высок, что с раннего детства формируется и постоянно усиливается потребность в красоте. Это такая же природная потребность, как и половая. В этнокультуре каждого народа тысячелетиями развивалось прикладное искусство. Дети естественно тянутся к красоте вокруг: это красота природы, эстетика быта, потребность в украшении себя. С раннего детства проявляется художественное творчество. Совершенно не случайно сегодня в фаворе школы искусства, лицеи эстетики, профессионально-художественные училища, центры дополнительного художественного образования. Детство входит в мир жизни через освоение ее ценностей, а искусство несомненно было и остается высшей ценностью. В силу этого в нашей нелегкой реальной жизни все больше появляется много талантливых и одаренных людей, родителей и педагогов. У детей в силу обостренного самоопределения и самоутверждения, разносторонности развития усиливается внутренняя потребность «искать себя во всем». И эстетическая деятельность привлекательна в том отношении, что она позволяет познавать красоту мира и создавать эту красоту в себе самом. Эстетическое творчество интересно потому, что оно способствует самопознанию, самоуважению, стремлению к успеху, самовыделению. Меняется мир духовной жизни современного человека, который требует качественных перемен в сфере образования и воспитания.

Итак, происходят революционные изменения в человеческой психологии, неизбежные в условиях социального прогресса: мир человека меняется под влиянием НТР, демографических и экологических трансформаций, информационного взрыва и др. Мир не может меняться эволюционно, слишком быстро он изменяется. Темпы изменения человека тоже ускоряются необычайно быстро. И если постоянно меняется отношение человека и общества, то и иную позицию должно занимать общественное образование и личностное саморазвитие.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности