|
|||
Авторизация
|
Проблемы воспитания и развития личностиСтр. «35—44» Проявления самостоятельности подростков при выборе альтернативы реальному миру
Притягательность и опасность виртуального мира В век компьютерного прогресса чудеса науки и техники все прочнее входят в повседневный быт. Сегодня даже первоклассника не удивишь возможностями загадочного существа — «компьютер». Однако, далеко не все задуманные и заложенные возможности компьютера используются именно в тех целях, ради которых они были созданы. Дети не вычисляют логарифмы от производных функций, не ищут корни бесконечного порядка, зато компьютер дарит им цветной и яркий мир, в котором они являются маленькими волшебниками, способными творить чудеса. Каждый ребенок находит здесь то, чего реальный мир ему не всегда готов предоставить. Можно запросто построить дом и заселить его веселыми жителями; воплотиться отважным рыцарем, отрубающим головы драконам и чудовищам; стать бесконечным романтиком, бороздящим просторы космоса на фантасмагорической ракете. Виртуальный мир богат и разнообразен, он полон приключений и загадок, тайн и неожиданностей. В нем масса положительных, развивающих ребенка аспектов, но за всем этим таится и опасность: попав в виртуальный мир, можно не вернуться обратно. Однажды может показаться, что виртуальность — это и есть то единственное пространство, ради которого стоит жить, а все остальное — суета. Это очень опасно, ибо реальность настолько несовершенна в сравнении с виртуальностью, что детский анализ свидетельствует не в пользу реального мира. Взрослые способны смотреть вглубь и могут перечислить факты, говорящие о преимуществах реальности, но детям многое непонятно, а иногда и не нужно. Ребенок порой не задумывается над глубокими и далекими последствиями своих действий и решений. Ему не очень интересно, если он посадит зернышко в горшочек, а только через месяц появится росток с красным цветком. Идея может увлечь ребенка, но чем больше времени пройдет с момента действия до получения результата, тем менее желаем будет итог. Виртуальный мир в этом отношении идеален. Здесь дерево вырастает сразу же, как только зернышка коснется вода из синей лейки. Не нравится синий цвет? Пожалуйста: лейка может быть любого цвета. Солнышко никогда не бывает холодным — оно всегда ласковое и пушистое. Река журчит, а рыбаки никогда не возвратятся домой без улова. Виртуальность затягивает своей динамикой и разнообразием, но за яркими картинками таится угроза, которую ребенок не всегда воспринимает — в этом самая большая опасность виртуального мира. Притягательность и опасность виртуального мира Если ставить вопрос ребром — «Опасен ли виртуальный мир и нужен ли он вообще?», то сколько не ищи — однозначный ответ не будет найдет. Решение данного вопроса имеет огромное число вариантов, каждый из которых имеет полное право на существование, но тем не менее идет вразрез с другими. Конечно, может показаться, что тут все должно быть — либо «да», либо «нет». Другими словами, нужен ли подростку параллельный мир, сотканный из мириад проводов с бесконечным потоком информации, или же необходимо наложить на него табу, как на нечто опасное? В действительности все гораздо сложнее: · во-первых, нынешний виртуальный мир еще настолько несовершенен, что говорить об «уходе» в него несколько преждевременно. Он пока еще не может заменить реальный мир, ибо существует только за счет него; · во-вторых, виртуальный мир — это гигантский механизм, посредством которого уже сейчас осуществляется обмен информацией в таких объемах, которые реальный мир просто не может себе позволить; · в-третьих, свой выбор каждый делает сам, а для подростков помимо этого существенны еще два принципа: «делай как все» и «делай все наоборот». Проблема выбора подростком альтернативы реальному миру Что же толкает подростка на выбор пути, какие факторы оказывают большее или меньшее воздействие на степень проявления самостоятельности? Конечно, в первую очередь, это семья, ближайшее социальное окружение и то, с чем подростку приходиться иметь дело повседневно или достаточно часто (образ жизни, увлечения и т.д.). Нас интересует формирование выбора подростка, приближенное к проблеме выбора альтернативы реальному миру. Рассмотрим названные выше два принципа. Подростковый конформизм «Делай как все». На стадии формирования подростка как личности происходит сравнительный анализ — «Правильно ли я делаю? Такой ли я, как все?». Только взрослея и понимая всю прелесть непохожести на остальных, отличая нас друг от друга, подросток может перешагнуть черту, у которой находиться, черту, которая и называется «как все». Для подростка в это время очень важно, чтобы то, что он делает, его поступки и решения не выбивались из общепризнанных канонов правильности. Критерии правильности, естественно, надо понимать относительно, ибо они формируются средой, в которой растет ребенок, а точнее, в среде таких же как он. Данные критерии достаточно весомы при принятии подростком решений. Простой пример, когда весь двор играет день за днем в «казаков-разбойников», то большинство ребят вам ответят: причина в том, что это их любимая игра. Пройдет какое-то время, игра смениться, а ответ будет приблизительно тот же. Игры могут со временем возвращаться, но суть остается одна и та же — коллективное мышление. Естественно, если ребенок не обладает значительным потенциалом лидера, то есть не может «повести за собой», то в такой среде он «делает как все» — влюбляется в игру, которая сейчас популярна, причем влюбляется всей душой. Аналогично и в других областях жизни и развития подростка. По началу принятие решения может начинаться вопросом: «А как это сделают те ребята?». Потом вопрос уже не возникает, ему на смену приходит убеждение: «Это делается именно так». Со временем, человек привыкает четко фиксировать изменения среды таким образом, что с ее изменением практически мгновенно изменяется форма и цели, преследуемые принятием решения. Важно учитывать, что мнение ребенка и его выбор, есть не только продукт его собственного опыта и анализа, но также и преобладающее мнение его среды обитания. Подростковый антагонизм «Все наоборот». Чем более решительно подростку навязывается чужое мнение, тем решительнее он встаете на противоположную позицию, даже если подсознательно понимает, что она не вполне правильная. Подросток находится в периоде формирования внутренней независимости и чем интенсивней происходит коррекция его развития, тем дальше он уходит от действительно верного пути. Даже если очень захотеть, трудно сразу вернуть подростка на единственно правильный путь (не будем оспаривать определения «правильности», однако, в нашем случае под правильным путем будем понимать путь развития, при котором реальный мир остается доминирующим, а виртуальный — добавочным). Влияние социальной ситуации на выбор подростка Процесс формирования самостоятельности выбора неизмеримо сложен. Практически невозможно повлиять на развитие подростка, на его выбор и его мотивацию действий мгновенно или в короткие сроки, так как неверно понимать ребенка как независимую единицу. Важно рассматривать подростка в его связи с единым организмом — обществом (или какой-то его частью), что подразумевает учет влияния социальной ситуации на внутренний мир растущего человека. Динамика жизни достаточно высока, чтобы ощущалась (пусть даже изредка) нехватка времени на обдумывание и принятие каких либо решений. Иногда приходится полагаться на свои уже приобретенные навыки, на мнение друзей, родителей. Выбор подростка в конечном счете складывается из следующих составляющих: · мнение окружающих (сверстников, друзей, знакомых); · мнение учителей( воспитателей, родителей); · мнение собственного «Я». При этом подросток не хочет показаться «белой вороной» в глазах окружающих и стремится менее прилежно выполнять, если возможно, требования учителей. Рассмотрев факторы, влияющие на подростка в процессе принятия им решений и аргументации своих действий, перейдем непосредственно к взаимоотношениям ребенка и виртуального мира. Важно определить, что притягивает или, наоборот, отталкивает подростков в этом искусственно созданном мире. Принципы общения с виртуальным миром Существует два основных принципа общения с виртуальным миром. Их можно называть по-разному, но остановимся на формулировках «компенсация» и «уход». Данная терминология наилучшим образом отражает смысл, срывающийся в них. Рассмотрим каждый принцип подробнее. «Компенсация». Это наиболее распространенная форма взаимодействия подростков с виртуальным миром. Данный метод общения можно представить следующим образом: подросток ищет (и находит) в виртуальном мире то, что в реальности достичь ему не под силу или нет возможности, то, о чем в реальном мире ему приходиться пока только мечтать (или он знает, что может достичь этого только в виртуальности). Подросток обращается к виртуальному миру за тем, чем реальность его «обделила». Но при «компенсации» подросток не уходит из реального мира, он продолжает жить именно в реальности, а виртуальность — ничто иное как помощник, компенсатор зазубрин на жизненном пути. Здесь очень четко прослеживается граница между мирами. Каждый обладает плюсами и минусами, какой-то в большей, какой-то в меньшей степени, но главным миром — миром, в котором живет подросток остается реальный мир, а смена реальности на виртуальность, как базу для «новой жизни» воспринимается как добрая сказка. «Уход». На первый взгляд, все кажется достаточно безобидным. В жизни мы постоянно откуда-то уходим, куда-то стремимся, куда-то возвращаемся. Циклы повторяются, сменяют одни другими и нам кажется, что если кто-то уходит, значит он когда-то вернется. Да, в это хочется верить, однако, если «уход» уже имеет место, то «возвращение» может и не быть. Первоначально понятие «уход» отражает процесс, подобный уходу в нашей реальности — мы откуда-то уходим, оттуда, где не хотим больше оставаться (на время или навсегда), только в данном случае «уход» подразумевает отказ, нежелание более оставаться в реальном мире, и что самое печальное — в большинстве случаев отказ от реальности происходит не «на время». Это не объявление войны реальному миру. Подросток перестает его ценить как основу жизнедеятельности, идет переоценка ценностей, и как следствие этого — формирование иного мышления. В этом случае все знания и информация реального мира являются лишь вспомогательными, фоновыми по отношению к потокам битов, из которых соткано виртуальное пространство. Почему возможен сам факт существования подобных процессов, когда ребенок признает базой не реальный мир, а виртуальность, которую реальный же мир и породил? Что мешает ему находиться в реальном мире, не становясь пленником виртуальности? Решив однажды, что виртуальность лучше и лучше настолько, что ради нее он способен зачеркнуть все, выходящее за рамки виртуальных понятий, ребенок зачастую уже не может сам найти ответ на вопрос, «где же, в конце концов, настоящий мир, а где — мир грез». Этапы процесса «ухода» в виртуальный мир Чтобы лучше понять процесс «ухода», попытаемся разбить его на несколько этапов и проанализируем каждый этап в отдельности. Предлагаем следующую структуру «ухода»: «наблюдение», «участие», «уход». «Наблюдение». На этом этапе общения ребенка и виртуального мира, ребенок выступает в качестве пассивного наблюдателя. По различным причинам он не в силах производить какие либо действия с виртуальностью. Данный этап можно сравнить с ситуацией, когда ребенок наблюдает за рыбками в аквариуме. Они плавают за стеклянной перегородкой, которая четко отделяет их от ребенка. Возможны два пути: либо виртуальность отвергается сразу как таковая, либо интерес к ней несколько обостряется. На этом этапе складывается отношение к виртуальным пространствам в целом. Не конкретизируются условия и обстоятельства, делаются допущения и упрощения. Через этот этап проходят все. Он подобен воротам в сад — чтобы попасть внутрь, через них надо пройти. Здесь ребенку предоставляется выбор — идти или нет. Подросток отвечает себе на вопрос: стоит или нет все это мероприятие того, чтобы тратить на него время. Большинство из тех, кто оказался на этом этапе решают, что стоит. Следующий этап — «участие». Пассивное наблюдение — удел немногих. Большинству больше нравится действовать. На этом этапе происходит взаимодействие подростка и виртуального мира, причем уже не в одностороннем порядке. Этап «участия» характерен тем, что ребенок в дополнение к своему обычному миру получает мир грез. Вся детская энергия и фантазия получают возможность осуществления, а если учесть, что каждый ребенок в душе — творец, то нетрудно догадаться о том, что в этом отношении виртуальный мир является желанной игрушкой подростка. Чем дольше находится ребенок на этом этапе, тем лучше просматриваются черты его виртуального «лица», складывается «характер», все более четко прорисовывается виртуальная копия подростка. Уйти с этого этапа и вернуться на первый невозможно, ибо ребенок уже принял все те правила и условности, на которых базируется новая логика существования. Однако, это вовсе не означает, что теперь ребенок полностью принадлежит виртуальности. Как раз наоборот: виртуальность на этом этапе принадлежит ребенку, она, подобно плащу, защищает его от непогоды, подобно волшебной палочке помогает творить чудеса, подобно крыльям, дарит возможность летать. Виртуальность гибкая и податливая, она слушается ребенка, подчиняется ему, но тем не менее имеет свой скелет, который как ни гни, как ни ломай остается таким, каким он был. Виртуальность — не пластилин: как захотел, так и слепил. Нет, это нечто, не имеющее аналогов в природе окружающего нас мира, ибо виртуальный мир нельзя назвать мертвым миром — он живой. В этом и заключается рассмотренный выше процесс «компенсации». Однако, существуют подростки, которые делают еще один шаг вперед — шаг навстречу «уходу». Проблема заключается в том, что четко увидеть переход от «участия» к «уходу» практически невозможно. Нельзя сказать — это случилось такого-то числа в такое-то время. Процесс «ухода» достаточно растянут во времени, и это делает его особенно опасным. Сначала должно сформироваться мировоззрение, которое позволит подростку отказаться от реальности вообще и только после этого можно будет говорить, что уход закончился. Опасным является и то, что внешне результат «ухода» может быть обнаружен лишь спустя изрядный промежуток времени, когда разлом реальности уже затянется и новое мышление — мышление виртуального мира — уже прочно укрепится в сознании подростка. Причины «ухода» Обычно переход бывает спровоцирован внешним фактором, который заметно выделяется из жизни ребенка. Это может быть травма, принесенная реальным миром: ссора с другом, проблемы со здоровьем и т.п. В таком случае причина «ухода» явная, и действия по «возвращению» ребенка тоже довольно ясны. Но бывает и так, что «уход» начинается задолго до того, как подросток сам отдаст себе в этом отчет. Пока реальности много, подросток не замечает ее уменьшения в своей жизни, а когда она кончается вовсе, то он уже и не сомневается в превосходстве виртуального мира. Трудно найти правильное решение в подобного рода ситуации, если даже сам ребенок не представляет, что его не устраивает в реальном мире, почему для него виртуальность роднее. На первый взгляд отсутствует причина, вследствие которой и был совершен «уход», однако это не так — причина существует, только скрыта она намного глубже, нежели может показаться. Самое трудное — определение того момента, того фактора, который подобно маленькой песчинке в горах, двинул собой целую лавину. Сравнение реального и виртуального миров Сопоставим два мира — реальный и виртуальный, и попытаемся выявить их сильные и слабые стороны, которые в той или иной степени влияют на предпочтение одного другому. Перечислять все достоинства и недостатки каждого мира можно очень долго. Рассмотрим только те качества, которые так или иначе связаны с аналогичными сторонами противоположного мира. Реальность сурова и в этом ее слабость Рассмотрим законы, по которым живут данные миры. Жесткость законов выше в реальности, так как для большинства людей это не просто доминирующий, а единственный мир, в котором они могут жить. Виртуальные законы больше похожи на правила игры. По своей сути это и есть игра (понятия «смерть» виртуальность еще не знает, то есть в виртуальности нельзя умереть насовсем, здесь четко соблюдается закон, «что мы, отдав концы, не умираем насовсем»). А раз это игра, то и отношение, пусть даже в подсознании, к виртуальному миру складывается условное как к чему-то, не способному причинить вред (хотя это тоже своего рода ошибочное мнение, ибо нельзя не учитывать вред моральный). Не стоит иронично относиться к этому факту, так как он играет немаловажную роль при оценке виртуальности в целом. Каждый из нас хоть однажды, мечтал стать бессмертным (в той или иной форме), и нет ничего удивительного в том, что такая возможность, предоставляемая виртуальным миром, притягивает к себе подростков. Реальность сурова, и в этом ее слабость. Следующий шаг сопоставления, который логично увязывается с законами миров, — это поведение в мирах и свобода действий в них. В каждом из нас живет «малыш», которому необходимо шалить. С годами мы становимся сильнее и можем заставить этого «проказника» помолчать. Реальный мир по отношению к баловству довольно жесток: строгие системы воспитания, различного рода табу, моральные устои и порядки, с которыми в душе многие не соглашаются, но обязаны им следовать. Реальный мир заставляет «малыша» быть очень осторожным, придумывать разные уловки, чтобы обойти запреты или же так их нарушить, чтобы раз и навсегда с ними покончить. В виртуальности законы могут меняться, модифицироваться временем (как, впрочем и в реальном мире, только в виртуальном каждый сам для себя устанавливает законы, базируясь первоначально на общих канонах виртуальности). Виртуальный мир — продукт реального, ибо то, каким становиться виртуальность напрямую зависит от реальных событий. Он является своего рода индикатором реального мира: все, что не нравиться, что угнетает — здесь выражается в определенные действия, которые понятны любому, даже впервые попавшему сюда. Виртуальность сама по себе — универсальный инструмент для абсолютно любого рода деятельности. Она, как штурман, помогает найти курс и, как лучший друг, поддерживает в трудные минуты. На наш взгляд именно эта сторона виртуальности, именно эта ее способность и является решающей. Ребенку порой необходим простор действий, размах, который реальный мир не может предоставить. Поэтому-то и появляется виртуальность, как альтернатива, заманчиво переливающаяся неоновыми огоньками реклам. Дети любят все яркое, их это привлекает. Реальность тоже яркая и цветная, только красота ее скрыта намного глубже. Ее красота состоит именно в том, что она существует РЕАЛЬНО. Виртуальный мир — продукт жизнедеятельности реального мира, и навсегда останется таким. Разум можно обмануть, сказав, что нарисованные цветы пахнут, а искусственное солнце — греет, но подсознание обмануть нельзя. Глубоко внутри все равно тлеет искорка, говорящая нам — «все вокруг мираж». Ребенку трудно найти себя в реальном мире Ребенку трудно найти себе в реальном мире, трудно определить, зачем он здесь. Ему помогают родители, воспитатели, учителя, но на некоторые вопросы он должен найти ответ САМ! Все пребывание ребенка в нашем мире и связанные с этим процессы обучения, трудовой деятельности требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений. Они вызваны, с одной стороны, необходимостью адаптироваться к условиям жизни, а с другой — потребностью сохранить свою индивидуальность, неповторимость. На острие этого противоречия — между должным, общепринятым и неповторимым, уникальным — находятся многие трудности и препятствия, приводящие к возникновению у ребенка разнообразных проблем. Большинство проблем может не затронуть сознание ребенка настолько, чтобы он решился на рискованный шаг — попытаться разрешить накопившиеся проблемы уйдя в другой мир. Ошибочно полагать, что вероятность возникновение проблем, способных толкнуть подростка на такой шаг, ничтожна мала, и, следовательно, ее можно не учитывать. Любая проблема требует контроля со стороны педагога. Не обязательно сразу же вмешиваться, но контролировать развитие событий, не дать им разрастись и превратиться в лавину — задача воспитателя. Задача педагога — не вмешательство, а сотрудничество В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы детей имеет в основном стихийный, ситуативный характер. Педагоги в большинстве случаев реагируют лишь на внешне проявляющиеся действия и поступки подростков и выступают в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставление по поводу внешнего вида. Такого рода деятельность грешит односторонностью, как правило, носит характер вмешательства. Мотивы педагога на первый взгляд вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию, что в случае возможности «ухода» крайне недопустимо. Нельзя допускать, чтобы ребенок в трудную минуту замкнулся в себе, ушел решать свои проблемы один на один. Задача педагога, на наш взгляд, не допустить в первую очередь «ухода ребенка в себя», ибо это уже предпосылки для «ухода» из реальности. Следует отметить, что помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. Если у подростка возникает желание, потребность защититься от педагога, приспособиться к ситуации, спрятав подальше свое «Я», то все попытки по «возвращению» ребенка будут напрасными. Нельзя насильно заставить ребенка «вернуться», так как это породит еще более глубокий «уход». Ребенок очень чутко чувствует опасность. Если с самого начала педагог будет воспринят им как потенциальный враг, то «возвращение» имеет все шансы на провал. Такое возможно в случае неправильной оценки ситуации со стороны педагога, применение мер и методов, исключающих сотрудничество со стороны ребенка, и, что самое главное, его (ребенка) активное участие в процессе «возвращения». Педагогическая поддержка в совместной деятельности с ребенком Именно поэтому педагогическая система, ориентированная на ребенка, должна иметь дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. Задача педагога состоит в том, чтобы найти средства и способы, позволяющие ребенку раскрыть свой личностный потенциал, а для этого понять его проблемы, не навязывая ему свое их видение. Педагог страхует ребенка, не подменяя и не снижая усилий самого подростка, но поддерживая и стимулируя их. Смысл педагогической поддержки состоит не только в том, чтобы помочь подростку устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем. Т.В. Анохина1 выделяет несколько этапов совместной деятельности педагога с ребенком: — «Диагностический». Обнаружение проблем ребенка, осознание им их значимости и желание их разрешить. — «Поисковый». Совместный с ребенком поиск причин и способов решения. — «Проектировочный». Построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы. — «Деятельностный». Взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. В основном действует сам ребенок. То, чего он не может, восполняется педагогом и его коллегами — психологом, врачом, социальным педагогом. — «Рефлексивный». Анализ совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение полученных результатов, способов разрешения проблемы. Исследования показывают, что большая продуктивность такой педагогической помощи достигается при запросе самого ребенка на помощь или во всяком случае при его непременном согласии. Важным аспектом при «возвращении» является желание самого ребенка «вернуться». В противном случае, даже определив причину «ухода», вернуть его будет невозможно. Трудно дать однозначный ответ, что же лучше — реальный или виртуальный мир? Каждый делает свой выбор сам. Хочется верить, что потоки бит, струящихся в жилах компьютеров и компьютерных систем не заменят нам биотоки мозга, что мы не будем называть «домом» сервер, на котором расположена наша собственная страничка, и друзья у нас будут не Друг@Майл.ру, а самые настоящие друзья, которым можно просто посмотреть в глаза и без слов понять, что ты не один.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |