Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Развитие идеи игрового взаимодействия в условиях детских общественных объединений последних десятилетий ХХ века

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «255—265»

Ирина Фришман

Развитие идеи игрового взаимодействия в условиях детских общественных объединений последних десятилетий ХХ века

 

Новые категории научных исследований

Понятия «равные возможности», «игровое взаимодействие детей и взрослых», «детские сообщества» оформляются как сравнительно новые категории научных исследований, связанных с социально-педагогическими функциями детских общественных организаций и объединений, действующих в последнюю четверть ХХ века.

Это объясняется рядом обстоятельств, связанных как с развитием новой парадигмы воспитания и образования подрастающего поколения, так и с ежедневными трудностями практиков, непосредственно организующих деятельность групп детей и подростков во внеурочное время.

За десять лет, в этот короткий временной промежуток, произошло множество государственных, исторических, научных открытий и событий, объективно оценить которые еще предстоит нашим последователям или оппонентам. Вырастает поколение, о котором точнее всего можно сказать словами А.С. Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое».

Самоценность детства в мире взрослых

Гуманизация налицо: статус юного гражданина России провозглашен и закреплен документально. Ребенок не только будущий производитель материальных и духовных ценностей, а самоценен сам по себе в мире взрослых отношений, со своими правами и возможностями выбора собственного пути.

Признавая, что современные процессы изменений детства и его взаимоотношений с взрослым миром выступают мощной силой социального проектирования будущего общественного развития России, можно предположить новый аспект исследования особенностей детских сообществ.

Игровое взаимодействие — основа социального проектирования

Время детства проходит в мире игры. Определение, данное игре Л.С. Выготским: «Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие», — позволяет лучше понять отношения, которые складываются между детьми и взрослыми в процессе игрового взаимодействия. Термин «взаимодействие» подчеркивает непосредственные, прямые связи между объектами. Здесь исключаются косвенные связи. Результатом взаимодействия является взаимообусловенность, т.е. фактическая значимость происходящего для участников взаимодействия. Наиболее продуктивно оно реализуется в комплексных играх, долговременных игровых программах, моделируемых на трех уровнях: организационно-методическом, нормативном и социально-психологическом.

Интерес каждого ребенка должен быть реализован — новая социальная стратегия

90-е годы XX столетия характеризуются развитием государственной молодежной и детской политики, ориентированной на реализацию Конвенции о правах ребенка и признающей последнего субъекта жизнедеятельности. Это положение стало ведущим при реализации на практике идей одной из самых значимых детских общественных организаций — Международного союза детских общественных объединений — Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций. СПО-ФДО действует с 1991 года и объединяет более 80 региональных детских общественных объединений. Цель СПО-ФДО — интерес каждого ребенка должен быть реализован!

Программа «Игра — дело серьезное» — основание перспективных проектов

Программа СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» стала основанием разработки перспективных проектов, многие из которых были созданы самими детьми. Так, началась как игра гражданская акция «Непоседа» в Самарской области. Были организованы фестивали игровых программ в Екатеринбурге и Томске, Оренбурге и ВДЦ «Орленок», Удмуртской Республике и Республике Марий Эл. Игровой марафон объединил ребят Тамбовской области, отправились исследовать непознанный «Мир Золотой пчелы» ребята из Башкирии. Все эти находки закрепили на практике право ребенка на объединение со сверстниками, а также на игру и реализацию собственного интереса.

За два последних года, используя игру как основу создания детского объединения, были созданы новые программы для подростков. Это программа «Имею право», позволяющая ребенку самостоятельно разобраться с непростыми терминами Конвенции о правах ребенка и программа развития лидерского и творческого потенциала подростков в детском общественном объединении «Достижени-Я». Эти программы позволяют ребятам получать доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, в том числе к тем, которые направлены на содействие духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения.

Ребенок — субъект права и социальной деятельности

Спустя десять лет российским обществом признается значимость деятельности детских общественных организаций и объединений. В отличие от неформального сообщества, в них ребенку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Детские общественные объединения создают условия для осознания тех или иных социальных ролей, помогают разобраться в непростой и часто противоречивой системе социальных отношений.

Понятие «равные возможности»

Понятие «равные возможности» рассматривается нами как социально-педагогический термин, особенно актуальный в конце 1990-х годов. Предрассудки в отношении людей с разной степенью инвалидности или переживающих финансовые трудности, расовую дискриминацию, неравноправие между половозрастными группами должны быть полностью исключены из игры. Взрослые, занимающиеся с детьми, должны пропагандировать и развивать равноправие в игре и доступность игры всех детей, заботиться о развитии антидискриминаций и положительных примеров для тех, кто сегодня испытывает трудности. Игры, игровые действия и общение помогают детям и подросткам понять: каждый может стать личностью. В своем желании стать лучше, мы и наши дети равны, но на взрослых лидерах детских общественных объединений и организаций лежит ответственность за создание условий, в которых этот процесс осознания своих гражданских прав пройдет более эффективно.

Четкость, ясность, конкретность содержания деятельности детских объединений помогают настоящим друзьям детства объединить усилия для решения приоритетных задач на ближайшее время. Приоритетными задачами игровых программ детских сообществ являются: оказание помощи в овладении способами организации своих прав в государстве и обществе; создание условий для расширения опыта межнационального общения; формирование гражданской, патриотической позиции возможностями детского коллектива; обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности.

Игровое взаимодействие объективно присуще детским объединениям

Характерная особенность игрового взаимодействия в детских объединениях заключается в том, что оно не только объективно присуще детским объединениям, но может создаваться целенаправленно, достигаться специально, становясь результатом сознательной деятельности детей и взрослых.

Взаимодействие элементов — одно из определяющих условий эффективности процесса функционирования воспитательной системы детских объединений, которое связано с изменениями в содержании деятельности этих объединений и влиянием на социальное становление ребенка.

В ходе разработки и реализации программ детских объединений новые и известные сведения сложились в обоснованную систему научных положений и практических рекомендаций, которые помогли позитивно изменить деятельность этих объединений.

Детские объединения — особый тип социальной общности

Анализируя результаты экспериментальных замеров, сравнивая их с массовой практикой детских объединений, игровое взаимодействие можно рассматривать как один из видов неравновесной системы, которая по своим результатам вероятностна, что и является источником самоорганизации детских объединений.

В конструировании детства как субъективной реальности существенное значение имеет детское объединение. В данном контексте детское объединение рассматривается как особый тип социальной общности, эмпирически фиксированная совокупность индивидов, выступающая субъектом историко-культурного и социального действия.

По количественному составу детские объединения варьируют от малой группы (2—3 человека) до детского движения, включающего миллионы. По продолжительности существования — от длящихся несколько минут (аудитория зрелища) до действующих на протяжении десятилетий организаций, союзов, ассоциаций и иных форм самодеятельности детей, зачастую не имеющих жесткой структурной организации.

Взаимодействие — основа детских объединений

В основе феномена «детское объединение» лежат связи типа взаимодействия по поводу согласования совместных усилий. Наиболее значимые из них:

* связи с целью создания условий и реализации прав, декларированных в совместно принятых документах, ориентированных на правила совместной жизнедеятельности;

* связи духовной регуляции (участники детского объединения придерживаются общих норм, ценностей, принципов поведения);

* связи координации в рамках социальной группы (детское объединение институализируется и приобретает управляемый характер).

Уважение к ребенку — потребность современной педагогики

Изменившиеся условия конца 90-х годов XX века существенно повлияли на процессы формирования социального опыта детей и подростков. Значительно расширился разрыв между традиционным признанием ценности детства для индивидуальной жизни человека, значимостью для общества направленности детских интересов, занятий, форм досуга подрастающего поколения. Концепция гуманистического воспитания, основанная на идее уважительного отношения к ребенку как активному субъекту собственного развития, оказывается все больше востребованной в отечественной педагогике.

Большинство детей видит сегодня в детских объединениях возможность удовлетворить свои интересы, принести пользу людям, повысить свой престиж в глазах окружающих.

Как показывает анализ воспитательных возможностей детских объединений, они могут оказывать как опосредованное влияние на гуманизацию отношений в игровой деятельности, так и непосредственно регулируют отношения ребенка с социальной средой. Исходя из этого, в исследовании сделан вывод, что освоение социальной среды на основе гуманистических норм, активное ее познание детьми, возможность действовать в ней являются характерологическими составляющими игрового взаимодействия в детских объединениях.

Определение игрового взаимодействия

Игровое взаимодействие участников детских объединений рассматривается как организованный процесс игровой коммуникации (общения) субъектов (общностей), в котором систематически осуществляется воздействие на объект совместной игровой деятельности, имеющее целью вызвать позитивные изменения в существующей действительности. Особенность игрового взаимодействия — пространственно-временная обусловленность.

Игровое взаимодействие может осуществляться как между обособленными субъектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного субъекта (внутреннее взаимодействие), иметь как динамическую, так и статическую стороны.

Динамическая сторона — это связи, независимые от участников игры, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Статическая сторона — сознательное отношение участников игры друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего игрового поведения.

Диалогичный характер игрового взаимодействия

Складывающиеся к определенному моменту времени межличностные отношения являются показателем изменений, происходящих с субъектами игрового взаимодействия. При этом существуют два полюса игрового взаимодействия — сотрудничество и состязательность. Именно поэтому особенность игрового взаимодействия в детских объединениях заключается в диалогичном характере, порождаемом совместной деятельностью, связанной с возможностью расширения личностных преобразований, сочетанием мотивов субъектов его организации.

Игровое взаимодействие как процесс

Таким образом, игровое взаимодействие в детских объединениях, являясь процессом, имеющим длительность, систематичность, возобновляемый характер, включает в себя:

* субъектов, совершающих определенные действия;

* объект совместного сопереживания (игра);

* изменения в детском объединении, вызываемые этими действиями;

* влияние изменений на другие субъекты, составляющие социальную общность;

* обратную реакцию субъектов.

Игровое взаимодействие как эмпатийное единство

Игровое взаимодействие выступает как эмпатийное единство (наличие общего предмета сопереживания) субъектов, опосредованное объектом (игровой деятельностью), что является важнейшей закономерностью развития детских сообществ.

Одним из условий социального становления участников детского объединения являются качественные изменения в их ценностных ориентациях, в способностях сопереживать другим людям. Проявление этой способности в значительной мере связано с тем, каков круг людей включен ребенком в категорию «мы», каково окружение детей и взрослых, значимых для него. Эмпатийное единство рассматривается нами в связи с воспитанием нравственных чувств, нравственной эмоциональной отзывчивости в процессе социального становления ребенка. Функции эмпатии — способность сочувствовать, сопереживать — состоят в гуманистическом опосредовании межличностных отношений: в обеспечении адекватного познания, восприятия и понимания человека человеком, в выработке мотивов альтруистического поведения личности.

Эмпатийное единство субъектов игрового взаимодействия тесно связано с развитием духовных ценностей ребенка и позволяет их фиксировать как:

* познавательно-просветительские, способствующие интеллектуальному становлению личности; овладению приемами взаимодействия и взаимоотношений, которые позволяют более свободно ориентироваться в окружающей действительности, объективно оценивать жизненные ситуации и явления, оптимально применять критерии существенности того или иного феномена, эффективно овладевать способами аналитического мышления;

* этические, формирующие потребность соизмерения детьми своего поведения и поступков, такими критериями как добро, любовь, милосердие и вера; развивающие максимальную требовательность к себе, умения сопереживать, проявлять внимание к другим, уважая свое и чужое достоинство;

* эстетические, заключающиеся в формировании высокого вкуса, развитии творческих способностей, понимании законов красоты, гармонии, прекрасного.

Духовные ценности игрового взаимодействия

Таким образом, духовные ценности представляют собой совокупность качеств сознания личности и индивидуально-значимых приоритетов игрового взаимодействия, отражающих конкретный тип ценностных ориентаций, выраженных как:

* совместный труд души: взаимопереживание, сочувствие, солидарность;

* совместный труд познания: взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества;

* совместная радость поиска и открытия непознанного ранее.

Педагогическое обеспечение игрового взаимодействия представляется нам одним из реальных путей преодоления распространяющегося отчуждения личности от деятельности окружающих людей, жизненных явлений в целом (нарушение естественного перехода от игры к обучению и труду, эмоционально-чувственное обеднение «игровых биографий» детей и подростков, отчуждение в сфере общения разных возрастных, социальных, половозрастных групп, утраты национальных и региональных форм игр и праздников).

Социально-педагогический потенциал игрового взаимодействия

Социально-педагогический потенциал игрового взаимодействия в детских объединениях заключается в широкой интеграции воспитательного и образовательного процессов для воздействия на развитие игровой культуры ребенка, служит показателем успешности взаимодействия мира детства и мира взрослых, строящегося на общих духовных ценностях.

При этом игровое взаимодействие в детских объединениях структурно и обладает достаточным набором системообразующих признаков: интегративностью, наличием компонентов, целесообразностью, функциональностью, историчностью, управляемостью, информативностью.

Структура игрового взаимодействия в детских объединениях тесно связана с характером игр, обеспечивающим позитивные изменения ребенка в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных испытаний, задач, упражнений.

Взаимодействие в игре характеризуется как непосредственный контакт между участниками игры и опосредованными формами, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, символы и т.д.).

Критерии эффективности взаимодействия в игре

При этом взаимодействие в игре не является самоцелью: оно важнейшее, но лишь средство решения социально-педагогических задач, стоящих перед детскими объединениями. Эффективность взаимодействия в ходе игры может быть охарактеризована как мера соответствия достигнутых результатов тем воспитательным целям, которые ставились. В то же время критерии эффективности заключены и в средствах (содержании данного процесса, его структуре, психолого-педагогических механизмах), с помощью которых получено то или иное соответствие результата поставленной цели.

Следовательно, игровое взаимодействие оказывает влияние на социальное становление ребенка, когда:

* взаимодействие проявляется на сущностном уровне: его влияние проникает в «ядро» личности (убеждение, духовные ценности);

* взаимодействие пробуждает готовность к изменениям, формирует навыки рефлексии;

* взаимодействие выступает как развивающий, формирующий позицию и отношение участников детского объединения процесс игровой практики субъектов.

Осознание первоочередности гуманистических целей развития и социального становления ребенка по отношению к прагматическим (обучить, передать, сформировать) предполагает существенное изменение направленности педагогического отбора как традиционных, так и интенсивных форм взаимодействия (диалог, игра, тренинг) ребенка и взрослого.

Пересмотр подходов построения системы взаимодействия в детских объединениях

Необходимость фиксации позитивных изменений и личностных новообразований (смысловых, когнитивных и эмоциональных) в процессе игрового взаимодействия потребовала пересмотра подходов построения системы взаимодействия в детских объединениях, определяющейся причинно-существенными связями, целостностью, общественно-ценностными изменениями во взаимодействующих сторонах.

Решение этой исследовательской задачи осуществлялось следующим образом:

* разрабатывались концептуальные положения, методы игрового взаимодействия в детских объединениях;

* выявлялись психолого-педагогические приемы, внедрялись соответствующие методики;

* апробировались программы семинаров, курсов, тренингов, связанные с формированием готовности к игровому взаимодействию в детских объединениях.

Всего диагностикой было охвачено более 4600 человек — детей, педагогов, родителей, в том числе: более 1000 участников лонгитюдных исследований, более 3200 детей во временных экспериментальных группах и более 400 участников массовых исследований.

Динамика социального становления субъекта игрового взаимодействияммм

Было установлено, что динамика социального становления субъектов игрового взаимодействия обусловлена качественными изменениями в личном опыте участников детских объединений, опосредованными закономерностями игрового взаимодействия (эмпатийное единство и взаимосвязь успешности игрового взаимодействия и социального становления ребенка; взаимозависимость результатов игрового взаимодействия и включенности участников детских объединений в разнообразную общественно-полезную деятельность; обусловленность эффективности игрового взаимодействия и характера мотивов общения личности с окружающим миром; динамизм функций игрового взаимодействия, влекущий системно-структурную интеграцию детских объединений).

Игровое взаимодействие в массовой практике

В массовой практике опыт игрового взаимодействия как детей, так и педагогов, либо крайне беден, либо полностью отсутствует. Представленные игровыми программами, акциями, фестивалями, тематическими сменами («Игра — дело серьезное», «Дети — детям», «Забава», «Хоббитские игры», «Солнцеворот», «Летние игры» и т.д.) теоретические и методические основы игрового взаимодействия существенно повлияли на изменение качественного уровня детских объединений.

Реализация программ в условиях временных детских объединений осуществлялась в формах сюжетно-ролевых игр, охватывающих длительный временной промежуток и распространяющихся на все стороны жизнедеятельности ребенка в лагере. При такой организации игрового взаимодействия кратковременность смены не служила препятствием к достижению положительного результата.

Изменения в личностном и социальном планах в процессе игрового взаимодействия

Интенсивность процесса игрового взаимодействия, его эмоциональная насыщенность, погруженность в игровую среду, сотворчество с взрослыми позволяли фиксировать существенные изменения в личном опыте и межгрупповых отношениях субъектов игрового взаимодействия, рост потребности в принятии самостоятельных решений, успешность нравственного, эмоционального и деятельностного развития. О своем стремлении принять участие в деятельности детских объединений заявили 73% детей. Показательны также размышления самих участников игровых проектов, акций, программ, 85% которых заявили о произошедших изменениях в их отношениях к самому себе, окружающим людям, а 51% — о намерениях осуществить самостоятельно игровые проекты или стать участником игровой программы.

Анализ отношений к результатам игрового взаимодействия участников экспериментальной работы показывает, что они могут быть:

* эмоционально-перцептивными (оценивается восприятие ситуаций в группах, коллективах, объединениях, внешний вид и поведение взрослых и детей в ходе игры);

* самоактуализирующими (высказываются мнения о возможном развитии событий, поведении в какой-либо спорной ситуации);

* конструктивными (идет поиск решения по выходу из какой-то ситуации или совместная подготовка коллективного действия);

* девиантными (проявление сквернословия, жестокости по отношению к более слабым);

* фактическими (отдых ради отдыха).

Характерно преодоление доминанты негативного опыта игрового взаимодействия и сокращение его почти в 2,5 раза, увеличение доли опыта успешности в этом процессе, рост опыта нормативного поведения в 2,1 раза, увеличение опыта игровой деятельности почти в 2,9 раза.

Показательно также изменение в соотношении различных видов опыта подростков, приобретаемых в детских общественных объединениях. Если на начальном этапе деятельности доминирует пассивный опыт наблюдения за игровыми действиями других, то по прошествии времени (от полугода пребывания в объединении) фиксируется существенное увеличение активных форм игрового взаимодействия.

Опыт индивидуальной деятельности и опыт общения, приобретенные подростком в детских общественных объединениях, позволяет ему выстраивать образ самого себя, соответственно жить и действовать.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности