|
|||
Авторизация
|
Без комментариев: статьи из энциклопедийСтр. «310—311» Личность // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Гос. науч. из-во «БСЭ», 1949. Т. 25. С. 304—305.
Личность — человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Л. является только человек, как разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Со стороны духовного облика Л. изучается психологией. Духовный облик человека представляет собой исторически сложившуюся совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, одаренности, склонностей, интересов. Идеалисты, психологи и философы, извращенно истолковывают природу Л., рассматривая ее как нечто, стоящее за пределами физических и психических сторон человека, нейтральное и к психическому и к физическому (немецкий психолог В. Штерн), как мистифицированное индивидуальное сознание, оторванное от реального человека, от его нервной системы и мозга. Одним из самых модных современных течений в буржуазной психологии, господствующим главным образом в США, является так называемый психоанализ. Представитель этого реакционного направления мракобес З. Фрейд утверждает, что в человеке якобы от природы заложены низменные инстинкты, подсознательные страсти, стремление к грубому насилию и т.п. Общей характерной чертой всех идеалистических взглядов на Л. является отрыв Л. от конкретно-исторических условий ее жизни, полное игнорирование роли общественно-трудовой деятельности в ее формировании. В противоположность идеализму марксистская психология исходит от того, что физиологической основой психических процессов и свойств Л. является высшая нервная деятельность — процессы, протекающие в коре головного мозга, основные закономерности которых вскрыты исследованиями И.П. Павлова. Для понимания психических свойств Л. необходимо учитывать типы нервной системы человека. Научными исследованиями установлено, что существуют различия в типах высшей нервной деятельности людей. Эти различия заключаются: в силе основных нервных процессов — возбуждения и торможения, в равновесии между ними, в подвижности этих процессов, их способности быстро или медленно сменять друг друга. Тип высшей нервной деятельности является основной характеристикой свойств нервной системы определенной категории людей и представляет собой врожденную особенность. Однако он не является неизменным и развивается под влиянием условий жизни человека. Л. каждого человека своеобразна и вместе с тем всегда содержит черты, общие с другими людьми, в классовом обществе — с представителями своего класса. Некоторые черты Л. бывают характерны для человека лишь в определенном возрасте. Психические свойства Л. зависят от особенностей нервной системы человека, но не предопределяются ею, не являются врожденными и биологически обусловленными. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями и т.п. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе жизни. Унаследованные от рождения особенности нервной системы, строение мозга, органов чувств ребенка являются необходимой предпосылкой для его духовного развития. Врожденные возможности становятся действенными свойствами Л. лишь в результате воздействия окружающей среды на ребенка, под регулирующим влиянием обучения и воспитания. Воспитанию принадлежит решающая роль в формировании Л. человека. По мере формирования Л., развития ее самостоятельности увеличивается значение самовоспитания, т.е. сознательной работы человека над выработкой своих психических свойств. Громадную роль в развитии Л. играет также коллектив, особенно в условиях советского общества. Духовный облик человека отражает его жизненный путь: в преодолении встречающихся на жизненном пути трудностей формируется и закладывается характер, в процессе того или иного вида деятельности складываются и развиваются соответствующие интересы и способности. Исключительно важное значение для формирования Л. имеет мировоззрение, т.е. система взглядов человека на окружающие явления природы и общества. Определяющим в формировании и развитии Л. являются конкретно-исторические условия, в которых она осуществляет свой жизненный путь, ее участие в общественной жизни и практической деятельности. Л. проявляется и раскрывается в многообразных отношениях с действительностью, в общении с другими людьми, в своих поступках и поведении. В то же время Л. сама является активным участником и деятелем общественной жизни, играет действенную роль в истории общества. Каждая историческая эпоха с ее социально-экономическими условиями накладывает свой специфический отпечаток на духовный облик Л. В условиях капитализма, где господствует эксплуатация человека человеком, насилия меньшинства над большинством, существует резкое противоречие между свободой Л. капиталистов и полной зависимостью, бесправием и угнетенностью Л. трудящихся. Порождая индивидуализм, эгоистический расчет, делячество, хищничество, презрение к простым людям, аморализм, культ силы и человеконенавистничества у представителей эксплуататорских классов, капиталистический строй стремится к подавлению и уродливому развитию Л. трудящегося человека, отрицательно воздействует на него не только изнуряющим физическим трудом, но и проповедью растленной буржуазной идеологии, закрывает перспективы для развития творческих сил и возможностей Л. Только в условиях социализма Л. впервые оказалась раскрепощенной, получила возможность невиданного в истории расцвета всех ее физических и духовных сил. Ни одна эпоха в истории человеческого общества не знала такого бурного роста талантов и дарований, такого массового проявления творческой инициативы в самых разнообразных областях деятельности, как эпоха социализма. В СССР и странах народной демократии на небывалую высоту подняты достоинство и честь Л., созданы все необходимые предпосылки и условия для подлинной свободы личности, для гармонического ее развития. Формирование Л. советского человека осуществляется под влиянием самого передового, единственно научного мировоззрения — марксизма-ленинизма, под направляющим воздействием коммунистической партии — великой воспитательницы подлинно человеческих черт Л.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |