Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Шнейдер Лидия Бернгардовна. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления

Докторские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

Стр. «313—314»

 

Шнейдер Лидия Бернгардовна

Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления

Специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеология

Докторская диссертация Л.Б. Шнейдер посвящена исследованию профессиональной идентичности, ее структуре, динамики, генезису и условий ее становления в процессе подготовки практических психологов в вузе. В работе дано новое теоретическое осмысление на основе эмпирического изучения профессиональной идентичности. Актуальность данного исследования обусловлена объективной необходимостью построения культурно-образовательной стратегии формирования субъекта профессиональной деятельности и становления профессиональной идентичности.

Автором выполнен детальный аналитический обзор существующих подходов к изучению идентичности, на основе которого сформулировано понятие «профессиональной идентичности» как раскрытия уникальности функционального и экзистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств. Данное понятие впервые разработано в трех аспектах: в широком плане профессиогенеза, в глубинном плане становления личностных структур и человеческой самости, в узкоспециальном и прикладном — на примере практических психологов.

В диссертационном исследовании обоснована сущность и динамика профессиональной идентичности, реконструируемой в пространстве самоопределения, самоорганизации и персонализации, выделена и раскрыта психологическая природа профидентичности в перспективе Профессия, Образ Я, Другие.

Определена структура профидентичности, основными компонентами которой являются смыслы осуществляемой деятельности, пространственно-временные характеристики личностной организации — хронотопы, протопические профессиональные образы, индивидуальные ценности; обоснован содержательный аспект структуры профидентичности, который выражается в тождественности, определенности и целостности личности.

Раскрыты и обоснованы механизмы детерминации и генезиса профессиональной идентичности: порождающий механизм профидентичности составляют профессиональный опыт и профессиональное общение, динамический аспект порождающего механизма составляют процессы профессионального самоопределения, самоорганизации и персонализации, исполнительным механизмом являются профессиональная идентификация-отчуждение, реализуется исполнительный механизм детерминации и генезиса профидентичности в профессиональных ситуациях и отношениях. Порождающим механизмом репрезентации профидентичности является Я-концепция, динамическим аспектом этого механизма выступает саморефлексия, реализующим механизмом является образ Я и самоописания.

Определен и обоснован генезис уровневой организации профидентичности, изменчивости ее форм в соответствии с генетически различными формами памяти. Выраженная, активная и устойчивая форма профессиональной идентичности соотнесена с высшей формой памяти — метапамятью. В хронотопах метапамяти фиксируются смысловые ориентации личности, определяющие отбор содержания и формы организации профессионального опыта, профессионального общения и профессионального образа Я. Эти внутренние факторы лежат в основе конструирования достижения высшего уровня профессиональной идентичности, свободы видения и реконструкции профессионального менталитета и мастерства.

Определена и обоснована совокупность взаимосвязанных и разнообразных условий становления профидентичности, выделяются несколько планов их влияния: в глубинном плане выделяются юстициальное, прецедентное и индирективное условия; в узко-специальном на развитие профессионально-дифференцирующий признаков и становление профидентичности оказывают влияние другие люди (решают вопрос профпригодности) и внутренняя работа самого индивида (формируется позиция профготовности); в социально-психологическом к таким условиям относятся роль значимых других, гомогенность и стабильность профессиональной среды, роль профессиональных взаимодействий и определение их границ, внутригрупповые эгоцентрические предпочтения в профессиональном сообществе и их противоречия; в широком плане профессиогенеза — образовательно-профессиональная общность судьбы, профессиональная осведомленность, выраженный личностный радикал, образ профессии и себя в ней. Обобщенной детерминантой становления профидентичности выступает информационно-насыщенная окружающая среда и ее носители. Также отдельно детально раскрыта и обоснована специфика условий становления профессиональной идентичности практических психологов.

Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены психолого-педагогические условия становления профессиональной идентичности практических психологов, к которым отнесены: практика социальных взаимодействий с другими и с самим собой, личностно-значимое включение студента в освоение профессиональной деятельности, профессиональный опыт самостоятельной деятельности студента в процессе обучения, использование диалогического подхода во взаимодействиях преподавателя и студента, обеспечивающего сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта их носителей.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности