Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Арсеньев Анатолий Сергеевич. Философские основания психологии личности

Докторские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

Стр. «315—316»

 

Арсеньев Анатолий Сергеевич

Философские основания психологии личности

Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Докторская диссертация в виде научного доклада А.С. Арсеньева посвящена обоснованию философского подхода к изучению психологии личности человека. Рассмотрение проводится через отношения Человек-Мир. Человек и Мир определяются как целое.

Автор определяет переход от палеолита к неолиту как фазовый переход в противоположность: от внутреннего саморазвития человека к внешнему развитию цивилизации как его «неорганического тела». Таким образом, отношения «Человек-Мир» постепенно замещаются отношениями «Субъект-Объект». При этом как сущностная характеристика развития цивилизации выводится вещное отчуждение человека от мира и собственной сущности. По мнению автора, это приводит к глобальному кризису современности, внешне выраженному в господстве рыночной экономики, а внутренне в дегуманизации человека.

Определяются представления о взаимоотношении философии и религии. При этом предмет философии понимается как бесконечное отношение «Человек-Мир» в его осцилляции с первичным непосредственным религиозным отношением «Я-ТЫ». Такая философия была названа автором постнеолитической.

Вводятся представления о начале антропогенеза, связанное с возникновением бесконечного отношения «Я-ТЫ», которое в дальнейшем становится определяющим развитие личности.

Раскрыто понимание развития как сложного процесса взаимодействия актуальной и потенциальной бесконечности, детерминированного прошлым и будущим, внутренним и внешним, эволюцией и метаэволюцией.

Личность понимается как становление человека (парадоксального бесконечно-конечного существа) в индивиде. Личность определяется как — индивид, обладающий бесконечной свободой в принятии решений и действиях и одновременно индивидуальной, ни с кем не разделенной, такой же бесконечной, взятой на себя, нравственной ответственностью за результаты этих решений и действий. Таким образом, личность самоопределяется в бесконечных параметрах. Однако основным парадоксом человеческого существования определяется то, что Человек двойственное, бесконечно-конечное существо. Будучи бесконечен в духе, в созерцании, в мысли, в чувстве, в воле, в фантазии и т.д., он конечен телесно. Человек смертен и знает о неизбежности своей смерти.

Автором дана разработка представления об этическом сознании личности как располюсованном на собственно нравственность (бесконечную общечеловеческую сторону) и мораль (выражаемую в конечных нормах группового, в частности, социального бытия), что должно лежать в основе воспитания нравственности личности.

Практическое применение представленных философских оснований психологии личности показаны на примерах анализа: 1 — творческого пути С.Л. Рубинштейна; 2 — подросткового возраста в современной ситуации; 3 — возможности развития личности в современной России.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности