Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Иванова Анна Алексеевна. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа)

Докторские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

Стр. «316—317»

 

Иванова Анна Алексеевна

Этническое самосознание молодежи в условиях исторического меж-этнического

взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа)

Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Докторская диссертация А.А. Ивановой посвящена исследованию особенностей этнического самосознания учащейся молодежи коренных этносов Северного Кавказа в условиях исторического межэтнического взаимодействия на фоне происходящих в конце XX и начале XXI в. интернализации и аккультурации.

В работе этническое самосознание молодежи, проживающей в условиях исторического межэтнического взаимодействия в едином геоисторическом пространстве, рассматривается через контекст изучения общих теоретических вопросов самосознания (самосознания личности и самосознания этносов), включая моральное самосознание личности, а также через контекст этнического самосознания в условиях интернализации новых ценностей, «культурного шока» и угрозы столкновения цивилизаций. При этом применяется ретроспективное рассмотрение через историю региона и этапы последнего десятилетия (XX века).

Этническое самосознание молодежи, принадлежащей к титульным этносам, обсуждается через понятия этническая идентичность, этнический статус, которые определяются феноменами группового сознания, внутренней солидарностью (сплоченностью) этноса и сохранностью его этнической культуры. В то же время этническое самосознание молодежи обсуждается через понятия межэтнической аккультурации. Процесс и результат взаимодействия национальных культур рассматривается через понятия: ассимиляция, сегрегация (сепарация), интеграция (десегрегация), маргинализация.

Показано, что этностатусная идеология может быть приведена к повышению конфликтного потенциала группы. Подтверждена необходимость введения новых понятий в контекст обсуждения межэтнических отношений и зависимого от них этнического самосознания. В исследовании показано наличие следующих феноменов: этнический авторитаризм, психологическое капсулирование этносов и межэтническая стигматизация.

В исследовании показана хрупкая материя морального сознания как отдельной личности, так и определенной категории (молодежи) этносов, подверженной, с одной стороны, влиянию других этносов, проживающих в едином геоисторическом пространстве, а с другой стороны, влиянию глобальной аккультурации.

Выявлено при объективных реальных различиях общих черт типологии этнического самосознания молодежи, принадлежащей к этносам, проживающим в одном геоисторическом пространстве. Сюда входят общечеловеческие ценностные ориентации, наряду с ценностными ориентациями опосредованными общей историей края.

Отмечено, что среди учащихся вузов г. Краснодара этническое самосознание адыгейской молодежи сохраняет фиксированность на традициях, мифах и так называемом этническом романтизме, которые связаны с исторически сложившейся идентичностью. Этническое самосознание русской молодежи более ассимилировано к уровню общечеловеческих ценностей и менее фиксировано на традициях, мифах и «этническом романтизме». Однако исключительную группу русских представляют казаки, проявляющие двойную идентичность и относящие себя прежде всего к казачеству, а уж затем — к русским. Казаки как группа с высоким уровнем этнической мобилизации притязают на особый этнический статус и подвержены влиянию этнического романтизма. Среди русской учащейся молодежи амбиции прослойки казачества достаточно микшированы.

Выявлено, что этническое самосознание современной молодежи Северного Кавказа отражает ценностное отношение к традиционной культуре и к консолидации этнической общности. Современная учащаяся молодежь Северного Кавказа открыто отождествляет себя со своим этносом, оставаясь фиксированной на традициях и мифах, связанных с исторически сложившейся этнической идентичностью.

В эмпирическом исследовании показано, что у русской молодежи Северного Кавказа конфликтный потенциал принципиально не отличается от такового у адыгейской молодежи. Отличия в демонстрации жизненных позиций, этнической идентичности и конфликтного потенциала адыгейской и русской учащейся молодежи состоят в особенностях этнических стереотипов обоих этносов и в различии современных ценностных эталонов, а не в маргинальности русских в сравнении с адыгейцами.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности