Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Проценко Леонид Михайлович. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

Дайджест диссертаций Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

 

Проценко Леонид Михайлович

Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности

Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

В диссертационном исследовании Л.М. Проценко рассматривается проблема поиска и организации условий, способствующих развитию и воспитанию чувства личности у подростков во временных объединениях — социально психологических инициациях.

Созданы и апробированы психологически обоснованные условия для продвижения подростков к их социальной зрелости, развития у них чувства личности и формирования гражданской ответственности.

Показано, что благодаря прохождению комплекса социально-психологических инициации подросток начинает продуктивно рефлексировать на изменения в обществе, понимать и принимать необходимость подчиняться социальным нормам, и, идентифицируя себя с социумом, отстаивать себя как уникальную личность.

Разработаны и экспериментально проверены технологии создания условий продвижения подростков в сфере знаний и практической деятельности. Показано, что участие в программе социально-психологических инициации способствует активизации гражданского самосознания подростков: каждый участник понимает для себя, что долгом человека как гражданина является необходимость выбора. Моделируя реальное социальное пространство, подростки стремятся: к развитию и организации этого социального пространства; к развитию чувства «Мы» и одновременно чувства личности (уникального «Я»). Подросток получает опыт в практической деятельности по усвоению навыков парламентаризма, правовой культуры, технологий избирательных процессов, проявления и формирования гражданской позиции, ответственности за свой выбор.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности