Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Трифонова Елена Викторовна. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями)

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

 

Трифонова Елена Викторовна

Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале

исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями)

Специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеология

В диссертационном исследовании Е.В. Трифоновой рассматривается проблема влияния отношений в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями на формирование субъектных позиций детей.

Выявлены качественные отличия отношения родителей к воспитанию детей в условиях разновозрастного и одновозрастного брака. Определена и проанализирована связь родительского отношения с формирующейся субъектной позицией ребенка.

Установлено, что в одновозрастной родительской паре матери склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Отцы из одновозрастной родительской пары обычно эмоционально дистанцируются в отношениях с ребенком. В разновозрастной родительской паре отцы склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Матери из разновозрастной родительской пары обычно занимают более кооперативную, сотрудническую позицию в воспитании ребенка по сравнению с собственным супругом.

Отмечено, что дети, воспитывающиеся одновозрастными родителями, чаще, чем дети из разновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-потребителя и субъекта-исполнителя. Дети, воспитывающиеся разновозрастными родителями чаще, чем дети из одновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-оценщика, субъекта-координатора и субъекта-объекта потребности.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности