Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Денисов Александр Анатольевич. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 в 2001 году

 

Денисов Александр Анатольевич

Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков

Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Диссертационное исследование А.А. Денисова посвящено изучению воздействия специфических знаков и знаковых систем на половую идентификацию подростков в современных социокультурных условиях.

Выявлено, что половая идентификация в подростковом возрасте интенсивно осуществляется через систему знаков, отражающих специфику половой презентации. Подростки для демонстрации своей половой принадлежности используют специфические знаковые системы, ориентированные на нормы как традиционной и интегрированной культур, так и собственно подростковой субкультуры.

Исследованы особенности знакового пространства подростковой субкультуры, обусловливающее особенности половой идентификации подростков, включающего специфические формы обращения, предметы, виды деятельности, ролевые образцы поведения.

Показано, что знаки, используемые подростком для половой самопрезентации среди сверстников, служат средством формирования «Я—образа» как представителя своего пола. Для демонстрации своей половой принадлежности подростки используют знаки как собственно подростковой субкультуры, так и традиционной культуры. Выявлено, что знаки традиционной культуры, как правило, используются подростком в ситуации социального контроля, а также в условиях спонтанного определения ценностных ориентации.

Выявлено, что подросток, используя для половой самопрезентации среди сверстников знаковые системы, интегрированные из стандартов традиционной и западной культур, оказывается под амбивалентным воздействием значений и смыслов всего комплекса знаков, которые определяют не только употребляемые им понятия, но и его реальное поведение.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности