Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2003 / Основные направления развития личности в условиях модернизации образования (на примере Чувашской республики)

Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России

Стр. «16—23»

Николай Федоров

Основные направления развития личности в условиях модернизации образования
(на примере Чувашской республики)

 

Необходимость в постоянном совершенствовании системы образования

Как показывает отечественный и мировой опыт, социально-экономическое и духовное возрождение, сохранение и развитие интеллектуального потенциала невозможны без постоянного совершенствования системы образования. Система образования объективно не может быть свободна от ответственности за экономическое, социальное, духовное состояние общества.

В последние годы государственная политика в области образования в нашей стране направлена на осуществление глубокой и всесторонней ее модернизации.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав российского гражданина. Исходя из этого законом Чувашской Республики «Об образовании» эта важнейшая сфера провозглашена в республике одной из приоритетных.

Триединая задача

В условиях модернизации образования перед педагогической общественностью Чувашии актуальным стало решение триединой задачи: повышение качества, доступности и эффективности образования.

Сегодня в республике происходят существенные позитивные перемены. При активной государственной и общественной поддержке в Чувашии создаются реальные условия по сохранению и развитию сети дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, профессиональных образовательных учреждений всех уровней.

Необходимость прочной нормативно-правовой базы

Модернизация образования может осуществляться только на основе прочной нормативно-правовой базы. Приняты Закон ЧР «О республиканском комплекте учебников для общеобразовательных учреждений», Положения «О республиканском экспертном совете», «О республиканских базовых школах по развивающему обучению», «Об экспериментальной площадке в системе образования республики», «О республиканском конкурсе «Школа года» и др. Этими документами подготовлена нормативная база для инновационной деятельности общеобразовательных учреждений. Разработан проект республиканских государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, проведена работа по разработке и внедрению национально-регионального компонента, освоению новых педагогических технологий, современных методов контроля за качеством образования. Разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы, ибо это основной, как показывает опыт, эффективный метод управления образовательным пространством республики.

Принятая Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики является продолжением основных идей, заложенных в Президентской программе «Новая школа». Реализация этой программы доказывает, что имеются пути, которые позволяют прогнозировать и моделировать ключевые механизмы управления, модернизации образования, развивать свободную, образованную, культурную личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества.

Есть интеллектуальные победы

У нас есть интеллектуальные победы школьников, студентов в конкурсах, олимпиадах самого высокого уровня. Нас признают, нам доверяют участие в наиболее значимых мероприятиях по модернизации российского образования. Сегодня Чувашская Республика является стартовой площадкой для ряда федеральных проектов. Участие республики в этих экспериментах, как в одном из перспективных направлений модернизации, кроме заметных дополнительных инвестиций в образование имеет позитивные результаты и с точки зрения расширения доступности к получению самого качественного, можно сказать, элитного профессионального образования. Участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена и государственным именным финансовым обязательствам дало нам возможность оценивать знания учащихся более объективно. Важным положительным результатом участия в эксперименте по ЕГЭ является тот факт, что многие выпускники школ Чувашии стали студентами самых престижных вузов России. Так, только в Государственный университет — Высшую школу экономики в Москве — в 2002 году поступили 38 наших абитуриентов. Это вдвое больше по сравнению с прошлым, самым рекордным годом, когда 19 наших выпускников стали студентами этого элитного московского вуза, не выезжая из своего населенного пункта.

Достижения сельской школы

Важным шагом являются поддержка сельской школы, ее разумное реформирование. Мы не имеем права лишать сельских школьников возможности быть конкурентоспособными, ограничивать их возможности получать качественное современное профессиональное образование, поступать в престижные вузы. Несмотря на имевшие место недостатки технического, организационного и кадрового характера, мы смогли убедиться в том, что эксперимент по проведению ЕГЭ усилил внимание общественности к образованию и положению дел в образовательных учреждениях. У ЕГЭ есть будущее, что свидетельствует о необходимости модернизации образования в этом направлении.Важным шагом являются поддержка сельской школы, ее разумное реформирование. Мы не имеем права лишать сельских школьников возможности быть конкурентоспособными, ограничивать их возможности получать качественное современное профессиональное образование, поступать в престижные вузы. Несмотря на имевшие место недостатки технического, организационного и кадрового характера, мы смогли убедиться в том, что эксперимент по проведению ЕГЭ усилил внимание общественности к образованию и положению дел в образовательных учреждениях. У ЕГЭ есть будущее, что свидетельствует о необходимости модернизации образования в этом направлении.

Особое внимание в настоящее время мы уделяем проблемам модернизации образования. С этой целью разработана и реализуется республиканская программа «Одаренные дети», нацеленная на выращивание и пестование интеллектуальной элиты. В ходе ее дальнейшей реализации планируется разработать концепцию природы, психологии и педагогики одаренности; отработать систему мер по выявлению и обучению одаренных и талантливых детей и подростков, создать республиканский банк данных об одаренных детях, подготовить программы и методические рекомендации для учителей, работающих с одаренными детьми и их родителями.

Целевая республиканская программа «Сельские дети»

Важным направлением деятельности является повышение качества образования в сельских школах. Для решения этой задачи разработана целевая республиканская программа «Сельская школа». Она призвана решить в первую очередь вопросы организации образовательного процесса с учащимися разных классов в одном классе-комплекте, снятия высокой утомляемости учащихся, связанной с малой наполняемостью, дифференциацией и индивидуализацией обучения. Для реализации этих задач в республике создаются образовательные центры (базовые школы) с современным учебным оборудованием, с таким мощным ресурсом, как Интернет. Дан старт президентской программе «Школьный автобус». Эта программа является составной частью общего проекта модернизации сельских школ. Школьные автобусы — это одно из направлений внедрения нового быта, новой культуры в жизнь. Принципиальная и стратегически просчитанная позиция руководства республики — делать ставку на интеллектуальные ресурсы, а конкретнее — на качество знаний школьников и студентов. Кроме того, при достаточно высоком уровне теоретической подготовки общеобразовательной и профессиональной школам необходимо научить учащихся и студентов пользоваться полученными знаниями в практической деятельности. Практическая экономика должна пронизывать каждый предмет в общеобразовательной школе. Экономическое воспитание молодежи должно осуществляться с ранних лет. Появление Указа Президента ЧР «О развитии подсобных хозяйств в учреждениях образования республики» придало определенный толчок в устранении недостатков экономического воспитания. К тому же развитие пришкольного подсобного хозяйства является одним из источников пополнения внебюджетных средств учебных заведений.

Важность нормативного финансирования

Иногда приходится слышать, что у образования одна проблема — недостаток бюджетных ассигнований. Но проблемы с финансированием существовали всегда, существуют сегодня и будут существовать завтра. Есть и другая сторона вопроса. Эффективность использования ресурсов, которые направляются в систему образования государством и муниципальными органами, еще очень низка. В качестве одного из возможных вариантов нами принято решение переходить от финансирования смет учебных заведений к нормативному финансированию в расчете на одного учащегося. Такой подход по эффективному использованию финансовых ресурсов логически вписывается в политику модернизации образования.

Молодежный конкурс «Если бы я был Президентом»

В республике получил путевку в жизнь молодежный конкурс социальных и бизнес-проектов под названием «Если бы я был Президентом». Поступают весьма интересные предложения от студентов и школьников о том, как обустроить Чувашию, какой личный вклад они могли бы внести в это благородное дело. Принят Указ «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике», в соответствии с которым выделяется тысяча специальных стипендий Президента за особую творческую устремленность и достижения в учебной, научной, производственной, управленческой деятельности и бизнес-проектировании. Ежемесячный размер стипендий составляет 500 рублей.

Сегодня человечество настолько быстро и стремительно накапливает знания в самых различных областях, что усвоить их без современных информационных ресурсов невозможно. Поэтому и модернизация образования немыслима без их подкрепления. В этом направлении наша активная работа значительно улучшила ситуацию с обеспеченностью компьютерами школ Чувашии. Практически во всех школах — самое современное оборудование, во многих — Интернет. Сегодня ведется активная работа над проектом по «интернетизации» всех школ республики.

Национально-региональный компонент содержания образования

В республике апробируется национально-региональный компонент содержания образования. Большую популярность в образовательном сообществе получил республиканский конкурс «Школа года». Разрабатываются «Концептуальные основы воспитания подрастающего поколения».

Правительством республики принята программа обеспечения школ учебной литературой, что позволяет решать вопросы книгообеспечения в целом, а также социально защищать детей из малообеспеченных семей и обучающихся в специальных образовательных учреждениях. За последние годы немало сделано для регионализации учебного процесса: силами ученых Чувашского госуниверситета, Чувашского государственного педагогического университета, Республиканского института образования, учителей-практиков подготовлены и выпущены учебники и учебные пособия по экологии и географии Чувашского края, истории, чувашскому языку и литературе, культуре родного края, а также по экономическому образованию и воспитанию, математике.

«В здоровом теле — здоровый дух». Эта поговорка как нельзя лучше передает определенную нами стратегию в плане модернизации образования и воспитания в их тесной взаимосвязи. Физическая культура, ее массовое развитие должны занять достойное место в системе обучения и воспитания школьников, студентов. И самое главное — нам нужно многое изменить в подходах к занятиям спортом и к тому, что связано с двигательной активностью детей. По моему глубокому убеждению, отнесение уроков физкультуры к числу второстепенных, маловажных — преступно по последствиям для подрастающего поколения.

В районах и городах Чувашии за один год открыто 100 офисов врача общей практики (семейных врачей), оснащенных современным медицинским оборудованием и компьютерной системой, что существенно повышает эффективность системы ранней профилактики заболеваемости детей (особенно в сельской местности).

Система повышения квалификации учителей

Модернизация образования невозможна без изменения системы повышения квалификации учителей, преподавателей. Ее необходимо сделать гибкой, мобильной, отвечающей на запросы общества и соответствующей стратегии развития региональной системы образования. Все наши реформы в образовании будут обречены, если не будет престижа учителя, который не в последнюю очередь зависит от его заработной платы, материальной обеспеченности, его общей культуры и профессиональной компетентности. Лишь в этом случае у нас сформируется учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус. Лишь тогда мы можем быть достаточно уверены в успехе этого государственного дела. Это не только управление экономикой, социальной сферой (чем мы очень много занимаемся), но и изменение психологии людей, их состояния и настроя, того, что принято называть менталитетом. Современный и прогрессивный учитель, ориентированный в будущее, — это ориентированный в будущее его ученик. Учрежден новый республиканский конкурс «Лидер в образовании», направленный на выявление творчески работающих лидеров в системе образования, имеющих высокий профессиональный рейтинг. Решение всех сложных проблем образования было бы невозможным без главного потенциала — учителя. Поэтому вошло в добрую традицию награждение ежегодной президентской премией «Лучший учитель года». Такая форма работы открывает новые имена и становится поистине парадом интеллекта и инноваций.

Необходимость духовного возрождения

Глубинные первопричины всех экономических и социальных тягот современного мира — в духовном обнищании, ортодоксальном зацикливании умов на исторически не оправдавших себя идеях, катастрофическом разрыве между духовным началом и техническим прогрессом. Поэтому сегодня, как никогда ранее, мы все острее ощущаем необходимость духовного возрождения, духовно-нравственного обогащения личности. Приучать молодежь к здоровому образу жизни следует не только запретными мерами, но и повседневным воспитанием. Позитивное развитие личности возможно лишь в случае, если с ранних лет человек будет формироваться в образовательном пространстве, где господствует не администрирование, не навязывание воли и знания учителя, а педагогика сотрудничества, формирование чувства достоинства, свободы.

2003 год — год семьи в Чувашии

В целях проведения активной государственной политики, направленной на защиту интересов семьи и детей, улучшение демографической ситуации, и с учетом роли семьи в укреплении нравственных устоев в обществе, в республике 2003 год объявлен Годом семьи. И это не случайно, поскольку семья является важнейшим фактором формирования и развития личности. В его рамках будут проведены мероприятия, направленные на повышение социального статуса семьи и ее социальной защищенности, увеличение помощи молодым и малоимущим семьям, улучшение охраны здоровья семьи и детей. Общество должно сделать все, чтобы каждый человек имел уверенность в том, что сможет получить желаемые образование и профессию, обеспечить счастливое детство и будущее своих детей. Год семьи станет продолжением целенаправленной работы по улучшению качества жизни современной семьи, где формируется и развивается конкретная личность. Целым рядом республиканских программ заложен хороший фундамент для улучшения качества жизни современной семьи. Меняются социальный облик села, общественная структура городов и районов, развивается семейная медицина, идет активная пропаганда здорового образа жизни, строится социальное жилье, выдаются ипотечные кредиты, возрождается движение трудовых династий.

Вместе с тем особо тревожным остается факт злоупотребления алкоголем, особенно в молодежной среде, что подрывает социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества: наносит непоправимый вред здоровью нации, разрушает семьи, калечит детей, приводит к противоправным действиям, влечет за собой значительный ущерб экономике. В связи с этим в республике принимаются масштабные дополнительные меры по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства.

Образование и общество

Образование и общество — тесно взаимосвязанные институты. В последнее время сделаны серьезные шаги по выстраиванию межведомственных отношений, формированию общественно-государственной формы управления образованием. Но и резервов еще много. Поэтому в целях государственной поддержки образования и реализации Концепции модернизации российского образования в Чувашии создан Республиканский координационный совет по модернизации и развитию образования в Чувашской Республике. В его состав вошли известные и авторитетные педагоги и ученые, крупные промышленники и предприниматели, представители различных общественных организаций. Они призваны встать во главе нарастающего движения по модернизации образования республики. Республика включена в государственный план подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ, что расширяет возможности более широкого участия в программе по организации курсов повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, инженеров-менеджеров для малых инновационных фирм.

Роль национального университета

Интеграция образования Чувашской Республики — основа основ его модернизации. На примере деятельности ведущих вузов Чувашии, в частности Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, видна роль национального университета в создании социально-ориентированной системы образования, инновационной региональной системы довузовского и высшего профессионального образования. Опираясь на организационные механизмы, используя свои внебюджетные средства, научную методологию и методику оценки перспектив регионального социально-экономического развития, учитывая демографические факторы, университет открыл филиалы, представительства, довузовские образовательные структуры не только на территории Чувашии, но и в республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан и в Ульяновской области. Это обусловлено тем, что в этих регионах компактно проживает многочисленная чувашская диаспора. Сегодня университетский комплекс объединяет многие инновационные структурные подразделения на промышленных предприятиях и организациях, фирмах различных форм собственности. Можно утверждать, что Чувашский госуниверситет избрал верную тактику и стратегию своей деятельности, полностью отвечающую задачам модернизации образования в республике. Опыт, накопленный этим вузом за последние годы, заслуживает внимания и изучения.

Новые формы взаимоотношений между образовательными учреждениями и государственной властью

Все направления модернизации образования очень значимы: содержание образования, экономика образования и управление им, социальные гарантии в сфере образования, кадрового, научного и правового обеспечения. При этом принимается во внимание, что в ближайшие годы предстоит действовать в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг. Уже складываются принципиально новые формы взаимоотношений между образовательными учреждениями и органами государственной власти, выпускниками вуза.

Уверен, что Чувашия находится на верном пути в деле модернизации образования, которая должна стать залогом процветания нашей республики и в будущем.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности