Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2003 / Дневник матери (продолжение)

Исследование развития личности: дневниковые наблюдения

Стр. «229—239»

Вера Шмидт

Дневник матери (продолжение)
(1920—1926)

 

Третий месяц

2 мая 1920 года

Параметры физического роста

Волика измеряли сегодня. Вот результаты:

Рост — 59,5 см. (+4,5 см).

Окружность груди — 39 см (+2 см). Это по сравнению с исходной цифрой, а если брать цифру конца первого месяца, то получится +4 см!

Окружность головы — 38,5 см (+1 см).

Проявление недовольства

Вчера и сегодня он начал злиться, если в груди нет молока. Хватает сосок, некоторое время усиленно жует и мнет его, потом начинает сердито кряхтеть, вертеть головой, вытягиваться, усиленно двигать руками, потом темп движений учащается, он начинает мотать головой вправо и влево, держа в то же время сосок ртом. Точно собачонка, которая рвет какую-нибудь тряпку. Потом начинает издавать сердитые крики, визжит и, наконец, плачет.

Это повторяется каждый раз, когда он отсосет одну грудь до конца. Потом я перекладываю его и даю вторую, полную. Он хватает ее и в первый момент проделывает то же, что и с предыдущей, пока не почувствует молока. Тогда мгновенно успокаивается, затихает и с блаженным видом начинает сосать.

Пальцы сосет сегодня почти весь день, даже во сне, не вынимая их изо рта. Причем сегодня все время попадают в рот средний и безымянный левой руки, тогда как мизинец и указательный вытягиваются вдоль носа. Получается удивительно забавная картина.

3 мая

Ночное «пение»

Ночью Волик проснулся за полчаса до срока, но сверх ожидания не заплакал, а «запел». Иначе я не могу назвать те звуки, которые он издавал. В них было столько жизнерадостности и бодрости, «пел» он так громко и звучно, что просто поразил нас с Отто. Через полчаса я взяла его пеленать и кормить, он поел и спокойно уснул. Повторения этого «пения» днем не было.

Схватив обеими ручонками край одеяла, потянул в рот.

Держит голову

Во время купанья, при обливании он обычно представлял собою беспомощную фигурку со свесившимися руками, ногами и головой. Вдруг сегодня я, когда взяла его на руку, увидела, что он держит голову наравне с туловищем, а через некоторое время он поднимал ее совсем вверх, и в такой гордой позе поворачивал ее вправо и влево.

Узнает мать

Два факта сегодня навели меня на мысль, что он уже узнает меня. Вот они: 1 — Перед едой сильно плакал. Валентина Ильинична взяла его на руки и стала с ним разговаривать, пока я приготовляла все для пеленанья. Он успокоился и внимательно слушал ее. Подошла я. Он повернул голову, посмотрел на меня, захныкал и заплакал. Как только я отошла, он вновь стал слушать ее и замолк. 2 — Перед купаньем с ним разговаривала Дина Дан. Он смотрел на нее серьезно-серьезно, даже нахмурив брови. Я подошла и сказала: «Ну, Волик, идем купаться!». Как только он меня увидел, вся физиономия просияла и появилась широченная улыбка. Вообще мне он чаще улыбается, чем другим. Очевидно, есть уже какие-то признаки, по которым он меня отличает от других.


Итог девятой недели

Вес — 11 3/4 ф. (+3/4 ф.).

Движения

Движения. Почему-то Волик теперь не схватывает предметов, которые касаются его руки. Я несколько раз вкладывала палец в ручку, но она не сжималась вокруг него. Как будто бы при сосании пальцев рука подносится ко рту не случайно, попадает в рот чаще всего один или два пальца левой руки (указательный, средний или безымянный; большой или мизинец — никогда).

Схватил ручками край одеяла и тянул в рот.

Ножки двигаются очень энергично, с большой силой.

Впервые держал голову на весу и даже поднял ее кверху, когда лежал на моей руке, животом вниз.

Стал сильно скашивать глаза, без всякого повода.

Зрение и слух

Зрение.Любит смотреть на лампу, поворачивает к ней голову и долго неподвижно смотрит. Очень внимательно вглядывается в человеческие лица. Вообще, если не погружен в сосание пальцев и не спит, то очень внимательно разглядывает все вокруг себя.

Слух. Ничего определенно нового отметить нельзя. Очень любит звуки, пение. Весь превращается в слух, если начать чмокать или щелкать языком и т.д. Таращит глаза и весь замирает.

Улыбка и звуки

Улыбка.По прежнему улыбается радостно и плутовато. Иногда улыбается одними глазами.

Звуки прежние: «а-а», «э», кряхтенье всякого рода. «Пел» ночью в течение получаса.

Эмоции

Эмоции.Стал злиться, когда в груди нет больше молока. Как будто бы начал меня узнавать и как будто бы знает уже грудь.

5 мая. Десятая неделя

Внимание за движением своей руки

Вчера и сегодня очень внимательно следит за движением левой ручонки. Она движется взад и вперед, вправо и влево, а глаза сосредоточенно, не отрываясь, следуют за нею. Выражение лица ужасно серьезное, губки слегка выдвинуты, брови нахмурены. Так как управлять движениями он еще не может, то ручка часто движется очень близко от глаз, тогда он их невероятно скашивает и все же следит. Боюсь, не испортилось бы у него зрение из-за этого.

Ловит палец ртом

Однажды мне показалось, что он сделал попытку схватить левую ручку правой. Но она сжалась в кулак раньше времени. Все-таки этим кулачком он стал толкать левую руку ко рту. Рот раскрылся, как бы в ожидании, но он подержал их около подбородка и вновь замахал обоими. В другой раз он медленно, но неуклонно подносил указательный палец ко рту, и рот опять раскрылся ему навстречу, а когда палец попал выше, около носа, то Волик сделал движение головой кверху и поймал палец ртом.

Общение с матерью

Когда я пела, пеленая его, он мне все время вторил, повторяя «а», «а»... Когда я перестала, замолкал и он.

Потом мы с ним долго разговаривали. Если говорить ему что-либо, как взрослому, целыми фразами, то он внимательно слушает, порою улыбается. Если же, как я сегодня попробовала, говорить его языком, т.е. тоже произносить одни гласные — а, э, у — на разные тона и различной протяжности, то это вызывает с его стороны большой восторг и такой же длинный разговор, прерываемый какими-то слабыми намеками на смех.

Узнавание груди

Как будто бы есть еще одно доказательство, что он знает уже грудь. После пеленания он лежал на кровати и хныкал в ожидании еды. Я стояла перед ним, расстегивая платье. Как только показалась грудь, он замолчал и устремил на нее жадный взор. Все время, пока я мыла сосок, он молчал и смотрел, не отрываясь, на грудь. Я нарочито отошла. Когда он потерял меня из виду, то начал громко плакать. Едва я подошла — снова замолчал и так же жадно уставился на грудь. Мне теперь пришло в голову, что надо было не уходить, а просто закрыть грудь и посмотреть, как бы он реагировал на это. А то можно сказать лишь одно, что меня он уже знает и с моим видом ассоциирует еду. Впрочем, и это уже хорошо.

7 мая

На новой ступеньке развития

Волик поразительно развился за эти последние три дня. Как будто бы сразу поднялся на новую ступеньку. Теперь уж не лежит, просто шевеля ручками, а либо от переполняющих его сил и чувств машет ими быстро-быстро и при этом издает веселые крики, либо разговаривает сам с собой. Появился в разговоре звук «га» или «гэ».

Вчера, когда я ходила с ним по комнате, он с большим любопытством оглядывался вокруг. Смотрел вверх на потолок, вертел головой вправо и влево. Похоже было на то, что окружающая обстановка впервые привлекла к себе его внимание.

Вчера же я заметила новое движение: вынул два пальца изо рта, не пошевелив ручкой. Тогда как до сих пор всегда оттягивал всю ручку, чтобы убрать пальцы. Движение было поразительно точное и правильное.

Итог десятой недели

Вес12 1/4 ф. (+ 1/2 ф.).

Движения

Движения.Двигает ручками перед глазами, причем эти движения непохожи на бывшие раньше. Они медленнее, пальчики сжаты в кулачок, как будто бы чувствуется какое-то напряжение во всей руке, как будто бы быстрота движения умеряется сознательно, чтобы глаза могли уследить.

Пальцы один раз вынул изо рта, не шевельнув при этом ручкой.

Ногами брыкает со страшной силой и энергией.

Будучи на руках приподнимает туловище и голову очень высоко.

Во время обливания, находясь в положении «висячем», живот вниз, поднимает голову и даже закидывает ее назад.

9 мая сделала опыт — положила его на живот, ручки и ножки были подогнуты. Он лежал тихо, не шевелился, даже головы не поднимал. А когда я перевернула его на спину, стал весело дрыгать ноженками и улыбаться.

Впервые в течение этой недели не заметила больше нескоординированных движений глазами.

Когда следит за близко движущейся ручкой, очень скашивает глаза, но это уже именно координация, ибо иначе нельзя смотреть двумя глазами за близким предметом.

Улыбка и ее причины

Улыбается все так же плутовато. Стал при этом поворачивать голову вбок, если ему особенно весело. Насколько мне удалось проследить, улыбка у него появляется: 1 — как приветствие, когда я подхожу, и он меня узнает; 2 — в ответ на улыбку другого (чаще всего мою); 3 — от звуков, но самых разнообразных, а не то чтобы определенных; 4 — от щекотанья подбородка. Когда он лежит один, я ни разу не видела, чтобы он улыбался.

Разговор

Разговорза эту неделю сильно продвинулся вперед. Он уже в течение 20—30 секунд, а то и минуты, ведет со мною «беседы». При этом складывает губы трубочкой, а говорит не то «а», не то «э», получается очень своеобразный, но свойственный всем детям звук с примесью «у».

Стали появляться первые гортанные звуки, передать их нельзя. Это смесь г, х и р. Слышался также звук «гу», «агу», «гы». Потом издает какие-то своеобразные крики — не то зачатки смеха, не то просто выражение восторга. Разговаривает не только со мною, но и сам с собою, со своими ручками.

Узнавание и внимание

Узнавание. Меня уже знает прекрасно. Улыбается, когда хорошо настроен; если же капризничает, то при виде меня начинает плакать сильнее. У меня на руках замолкает немедленно, у других — не всегда.

Узнает как будто бы грудь.

Внимание. Следит глазами за движениями руки. Выражение лица при этом очень серьезное и сосредоточенное. Это еще не есть, по-моему, интерес к своему телу, а просто очень внимательное наблюдение движущегося предмета.

Также внимательно оглядывает окружающую обстановку, если носить его на руках.

Общее впечатление, что за эту неделю он как-то быстро продвинулся вперед в своем развитии, прямо как будто скачок сделал.

Одиннадцатая неделя

12 мая

Зачатки «волевого движения»

Следил сегодня попеременно за движениями обеих ручек, переводя глаза с одной на другую. Потом стал следить за одной правой. И вдруг она опустилась и легла вдоль одеяльца. Мне показалось, что в этот момент я наблюдала первые зачатки «волевого движения». Волик очень сосредоточенно смотрел в ту сторону, где опустилась и стала для него невидимой ручка, а самая ручка, сжатая в кулак, слегка приподнималась и вновь опускалась, будто связанная. Впечатление было такое, что связывает ее именно неумение координировать движение с волевым импульсом. Но может быть, я ошибаюсь и приписываю ему то, чего не было.

Потом Волик лежал очень тихо, сосредоточенно молчал, а ручки делали явные попытки схватить одна другую, но им это не удавалось. Они сжимались в кулачки раньше времени, когда же эти кулачки сталкивались, то тянулись оба ко рту, как бы подталкивая один другого, но до рта не доходили.

Улыбка «в пространство»

Впервые подметила у него улыбку «в пространство»: он лежал один, смотрел на печку (кафельную) и вдруг стал ей улыбаться.

Я долго наблюдала за ним, когда он лежал один и играл. В течение пяти минут я записывала все, что он проделывал. Вот эта запись:

«Улыбается печке, говорит, кряхтит, поворачивает голову и смотрит на окно, смотрит на движущуюся руку, смеется печке, разговаривает, кряхтит, бьет ножками, разговаривает, улыбается, двигает правой ручкой, весь движется, внимательно смотрит на печку, говорит с ней, весь двигается, вертит головой, тужится, улыбается, двигает ручками, «поет», улыбается, зевает, лежит неподвижно, широко раскрыв глаза, весь движется, двигает ручками, смотрит напряженно на печку, зевает, смотрит в пространство, двигает ручками, поворачивает голову совсем на бок, кряхтит, смеется и разговаривает, чихает».

Как интенсивно живет такой крохотный человечек!

Реакция на громкий звук

Когда мы с ним гуляли сегодня, то как раз проехал грузовой автомобиль и страшно громко, пронзительно свистел. Меня удивило, что Волик, реагирующий на всевозможные звуки, издаваемые мною или кем-нибудь около него, прислушивающийся к ним, любящий пение, вздрагивающий от падения чего-нибудь тяжелого, — на этот громкий свист и грохот от езды самого автомобиля никак не реагировал. Он не спал в это время, разглядывал колонну Потешного Дворца, около которой мы с ним сидели, и даже глазом не моргнул от всего этого шума. Чем объяснить такое явление? Не воспринимает он еще слишком громких звуков, что ли?

Внимание к окружающим предметам

Во время еды сегодня уже дважды внимательно смотрит на бахрому (серую с черным) от теплого платка, висящего на спинке кресла за мною. Если я заслоняю ему своей рукой, то он меняет положение, вытягивает голову, раз даже выпустил из-за этого сосок изо рта. Но сейчас же, конечно, потребовал его обратно.

16 мая

Реагирование на приглянувшийся предмет

Волик начинает уже громко смеяться, иногда проделывает это несколько раз подряд среди «разговора».

Мне показалось два дня тому назад, что он делает первые попытки протянуть ручонку к интересующему его предмету. Дора Абр. в шляпе с розами наклонилась над ним. Эти розы, видимо, очень понравились ему. Он внимательно разглядывал их, потом стал улыбаться и смеяться, не спуская с них глаз, вступил с ними в разговор, а потом повернулся и протянул к ним правую ручку. Нас это заинтересовало. Дора Абр. отошла, потом подошла вторично — опять то же самое: смех, разговор, поворот слегка на бок и протягивание ручки, правда, без желания схватить чего-либо. Так повторилось четыре раза подряд. Больше я такого движения и жеста пока не наблюдала.

«Разговор» с розой

На боковую решетку его кроватки я повесила большую красную розу. Волик много и долго разговаривал с ней. Махая ручкой, он задевал ее, она шевелилась, и это приводило его в восторг. Он смеялся и энергично двигался, выражая этим переполнявшие его чувства. Попытки схватить розу я не заметила. Один раз он взял в кулачок бутон ее, но совершенно машинально. Подержал немного и выпустил. Также безучастно охватывает боковые прутики от кроватки или берет концы завязок от конвертика.

Рассматривание своих ручек идет полным ходом, переводит уже глаза с одной ручки на другую, словно оценивая и сравнивая. При этом ручки всегда сжаты в кулаки и движутся очень медленно.

Внимание к собственным рукам

Сегодня и вчера вместо пальца сосал кулаки (и правый и левый — попеременно). А однажды около рта оказалась часть руки над кистью, он попробовал ее сосать — не вышло, тогда стал лизать, причмокивал губами.

 

Реагирование на звуки

Сегодня утром мы с Отто стояли у его кроватки, по двум сторонам ее. Он смотрел на Отто, который что-то говорил ему. Я стала производить звуки, похожий на индюшечий крик. Волик сначала прислушался, вытаращив глаза, потом медленно повернул голову в мою сторону и стал смотреть на меня. Тогда Отто стал щелкать языком, чтобы привлечь его внимание, но он уже больше не поворачивался. Так и не удалось выяснить, был ли это случайный поворот или нет. Судя по мимике, он повернулся, и именно на звук.

«Мостик» наоборот

Во время одного из пеленаний я положила его на живот. Он лежал, сначала поджав руки и ноги, голова была повернута налево. Потом он стал двигать ножками, вытягивая их и снова поджимая, левая ручка в это время медленно потянулась ко рту и благополучно достигла его, так что Волик стал сосать палец. Потом начал проделывать такой «фокус»: точкой опоры служил ему живот, а верхняя часть туловища вместе с головой и нижняя (ножки) приподнимались кверху. Получалось нечто вроде «моста» наоборот. Когда я повернула его вновь на спинку, он имел вид несколько испуганный, удивленный и ни капельки не обрадованный.

Итог одиннадцатой недели

Вес— 12 3/4 ф. (+ 1/2 ф.).

Движения

Движения. Ручками движет перед глазами, соразмеряя быстрый темп их обычных движений с движениями глаз.

Как будто появились первые попытки управлять сознательно своими движениями.

Точно так же как будто стал протягивать ручки к интересующему предмету.

Делает очень неловкие попытки схватить одну ручку другой и притянуть ко рту.

Ножками двигает по всем направлениям очень энергично.

Когда лежит на животе, подтягивает ноги под себя и вытягивает их совсем. Руки неподвижны, согнуты в локтях.

При обливании, когда лежит плашмя у меня на руке, очень хорошо уже держит голову.

Зрение и слух

Зрение. Белые, красные и блестящие предметы (кафельная печка) привлекают внимание. Вступает с ними в разговоры, улыбается.

Слух. Как будто бы начинает поворачиваться на звук.

Улыбка и звуки

Улыбка. Стала появляться и тогда, когда он лежит один, просто в пространство. Начинает смеяться вслух.

Разговор — ничего нового за эту неделю не прибавилось.

Внимание. Продолжает ознакомление со своими ручками. Очень сосредоточенно смотрит на свою красную розу, оглядывает комнату или дома?, когда хожу с ним на руках.

Умственное развитие. Стала играть с ним в «кукушку». Понимает уже суть игры и приветствует мое появление улыбкой и смехом (описание см. 18 мая).

Двенадцатая неделя

18 мая

Игра в «кукушку»

Вчера я попробовала играть с ним в «кукушку». Спрятавшись от него, звала его несколько раз по имени, а потом неожиданно показывалась со словами «ку-ку!» Он приветствовал мое появление улыбкой и даже громким смехом, а когда я пряталась — выжидательно смотрел в ту сторону, куда я исчезла.

Внимание к окружающему миру

Вчера же он очень внимательно следил за Отто, когда тот ходил по комнате. Волик поворачивал голову вслед за ним и влево, и вправо.
Сегодня на прогулке впервые почти не спал. Яркая зелень травы и деревьев привлекла его внимание. Он вертел головой во все стороны, особенно же внимательно и с большим интересом следил за листвою над нами, даже закидывал голову назад. Потом заинтересовался также церковью, окрашенной в ярко-розовый цвет. Лежал сегодня на животе, вытягивал и поджимал ноги, поднимал заднюю часть туловища. Приподнимал также головку.

24 мая

Манипуляции с руками

Уже три дня, как Волик стал хватать одну ручонку другою. Это теперь его самое любимое занятие. Он очень сосредоточенно смотрит на свои движущиеся ручки, потом начинает медленно сближать их. Одна из них сжимается в кулачок, тогда как другая — наоборот — раскрывается, слегка сгибая пальцы. Она схватывает кулачок и тащит его ко рту. Все движения при этом медленны и очень неловки. Иногда обе ручки идут навстречу друг другу раскрытыми. Тогда один или два пальчика сцепляются и крепко, крепко держатся друг за друга. Бывает, что при этом ручки начинают тянуть в разные стороны и с силой разбрасываются. Тогда Волик теряет равновесие и с ужасом на лице начинает барахтаться. Схватывает теперь разные предметы (пеленку, подгузник, рубашку, платок) и тянет в рот. Сегодня играл с пальцем Отто. Хватал его, причем заметны были некоторые попытки нацелиться, и тоже тянул в рот.

Стремление к широте обзора по сторонам

Уже два дня ездит гулять в колясочке. Она без рессор и сильно трясет. Когда впервые Волик очутился в ней и поехал — он сделал большие глаза, изумленное лицо, беспокойно задвигался и стал оглядываться во все стороны. Ему, видимо, не нравится, что коляска со всех сторон закрыта, и он видит лишь то, что над головой.

Итог двенадцатой недели

Вес— 13 1/2 ф. (+3/4 ф.).

Движение

Движения.Начинает схватывать предметы: ловить одной ручкой другую, хватает свои пеленки, распашонку, платок. Есть также тенденция тащить все это в рот. Пальцы отправляются в рот уже почти совсем уверенно.

Ножки бьют во все стороны, задираются кверху и в такой позе двигаются. В спокойном состоянии все еще прижаты к животу. Голову поднимает лежа на животе.

Зрение и слух— ничего нового не заметила за эту неделю.

Разговор и умственное развитие

Разговор— появились выкрикивания всякого рода, в смысле звуков — ничего нового.

Умственное развитие — создалась ассоциация между перекладыванием с одной руки на другую и сосанием полной груди, вместо уже съеденной.

Итог третьего месяца и тринадцатой недели

Физическое развитие

Рост — 62 см /+ 2,5 см/.

Окр. груди — 41 см /+ 2 см/

Окр. головы — 41 см /+ 2,5 см /

Вес — 14 1/2 ф. / + 3/4 ф./

Физически Волик развивается прекрасно, прибавляет в весе еженедельно, растет и толстеет прямо на глазах. Вид у него настоящего здоровяка, а щеки прямо готовы лопнуть, так налились. Волосы прежние, темные, постепенно заменяются совсем светлыми, золотистыми. Выросли длинные, темные ресницы, обозначились брови. На ножках уже появились складки, ручки имеют перетяжки кисти, есть и двойной подбородок. Словом, мальчишка приобрел «вид», хотя Отто уверяет, что он приобретен ценою потери индивидуальных черт, что раньше Волик был некрасив, но единственный в своем роде, а теперь стал похож на обыкновенного милого, толстенького ребенка.

Мне трудно судить, видя его постоянно. Не отрицаю, что он стал похож на поросеночка своими складочками и двумя подбородками, но ведь это нормальная стадия развития для хорошо питающегося, здорового ребенка.

Живость и веселость

Зато что в нем особенно привлекает всех — это его необычайная живость и веселость. Ни одной минуты мальчик не остается в покое. Все движения у него быстры, энергичны, решительны. Он вертится сам, двигает головой, машет ручками, бьет ножками или поднимает их кверху почти до самых рук. При этом улыбается во весь рот так мило и плутовато, что нельзя и самой удержаться от улыбки. А бывает, что он занят серьезным делом — ловит свои ручки. Тогда лежит спокойно, весь сосредоточен на этом занятии и только шипит и покряхтывает.

«Разговоры» и игры с окружающими людьми и предметами

Умеет уже вести длинные разговоры: ведет их с нами, а чаще — с полотенцем на стене и особенно — с сеткой на своей кроватке. Почему-то она особенно ему нравится и привлекает его внимание. Он поворачивается к ней, тянется ручонками и говорит, говорит без конца. Звуки преобладают гортанные в соединении с гласными: агху, гхе, угхе, угху, еггхх и т.п. Рот сложен трубочкой, вид весьма серьезный.

Схватывает уже порою близко поднесенные предметы, играет и хватает, например, Отто или мои руки, очень любит играть с моими волосами, если их спустить к нему в кроватку, хватает и мажет меня по лицу, если я близко наклоняюсь к нему. Это его очень интересует: он тянет в рот мою щеку, нос, губу — за что ухватится — и очень озадачен, что эти предметы не передвигаются вместе с его ручкой. Стаскивает с себя распашонку , дергая ее за рукав, тянет в рот все, что попадается под руку, — пеленку, кофточку, одеяльце, платок. И все это доставляет ему огромное удовольствие. Он смеется, улыбается, сопит, кряхтит, разговаривает, словом, живет полной и разнообразной жизнью.

Меня это радует. Я ужасно люблю живых детей, а у Вольки в глазах уже и сейчас «чертики пляшут». Что же будет дальше! Плачет он теперь редко, не капризничает вовсе, а плачет либо от того, что раньше времени захотел есть, либо от болей в животе. Настойчив мальчик ужасно. Если уж хочет есть, то ничем его не уймешь и не уговоришь, пока не утешится собственными пальцами.

Манипуляции с пальцами и руками

Сосет теперь всегда указательный и средний пальцы левой руки, а правой в это время делает странные движения: раскрытой ладонью проводит по голове и лицу, начиная с затылка и кончая ртом. Там обе ручки встречаются и правая ложится поверх левой, которую он сосет. Через некоторое время то же движение повторяется и так до тех пор, пока он не уснет. Тогда обе ручки закидываются наверх, получаются, как мне сказали, «классическая поза здорового ребенка».

Интересно, что это движение правой ручкой никогда не совершается в обратном направлении — от рта к затылку. Мешает ему нос, что ли?

Общение с матерью

Меня знает очень хорошо. Если он весел и доволен, то мой приход встречается радостной улыбкой, если же плачет, то при моем приближении плач переходит в отчаянный крик. Видимо, бьет на то, чтобы взять его на руки. Утром, когда он уже сыт, мы лежим, каждый в своей кровати и улыбаемся друг другу, потом он начинает разговор и под его «гху» и «агху» я сладко засыпаю. Перед кормлением, если он не слишком голоден и не плачет, я кладу его на животик. Он барахтается, втягивает и вытягивает ноги, кряхтит, приподнимает голову, а однажды даже перевернул ее самостоятельно с левого бока не правый.

Поведение при пеленании и кормлении

При пеленании весело улыбается. Когда снимаешь или одеваешь распашонку, он ежится и жмурится — вероятно, ему щекотно, но при этом и смеется, и улыбается весьма доброжелательно. Когда пеленание окончено, он следит за мною, пока я расстегиваю платье. Потом, когда я беру его на руки или укладываюсь рядом с ним в постель (ночью), он начинает делать всегда одинаковые движения ртом: высовывает язык и чмокает губами, смотря при этом жадными глазами на открытую грудь. Если я почему-либо замешкаюсь, начинается отчаянный плач. Во время сосания ручка бродит по мне, по груди, иногда хватается за рубашку или за мой палец.

Сосет он с жадностью, но лишь пока молоко само течет, потом начинает злиться и требовать, чтоб его преложили к другой груди. Самый процесс перекладывания проходит спокойно, хотя для этого надо его положить на кровать, чтобы переменить руку. Он ждет терпеливо. Но едва уже он вновь лежит на руках, как требует немедленного соска, иначе поднимает крик. Наевшись, бросает сосок и первым делом улыбается мне. Потом вступает в разговор и продолжает его уже с сеткой в кроватке.

Характерна его поза во время сосания. Туловище слегка выгнуто и обращено, так сказать выпуклой стороной ко мне. Голова откинута далеко назад, ручка, противоположная мне, откинута тоже назад, глаза томно полузакрыты. Вся поза и вся его крошечная фигурка проникнуты такой негой, что только слепой может не увидеть в сосании сексуальных переживаний у ребенка.

В области сексуального развития за этот месяц ничего нового не отметила.


  1. Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 194—214; № 4. С. 174—183.
    В.Ф. Шмидт стояла на позициях психоанализа.
    Дневники предоставлены редакции из личного архива Владимиром Оттовичем Шмидтом.
    Подготовлены к публикации Алексеем Обуховым. Печатается с незначительными сокращениями.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности