Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2003 / Журнал «Развитие личности Development of personality»

Наша презентация

Стр. «8—10»

Журнал «Развитие личности Development of personality»

 

Наш журнал «Развитие личности Development of personality» — средство массовой информации, периодическое печатное издание.

Специализация: научно-практический журнал, призванный раскрывать актуальные проблемы психологии личности, направления ее развития.

Журнал предназначен для профессионалов науки и практики, для людей, задумывающихся о том, что представляет собой личность: философам, психологам, педагогам, психиатрам, психотерапевтам, филологам, историкам, социологам, этнологам, культурологам, теологам, правоведам, политологам, медикам, юристам и др.

В журнале публикуются материалы, касающиеся проблем развития и бытия личности. Изначальной позицией редакции журнала является понимание личности через диалектическое единство внешних условий и внутренних позиций человека, возникающих в процессе онтогенеза.

Текст статей сопровождается вынесенными на левые поля основными идеями и тезаурусом, что облегчает читателю работу с материалами журнала.

Структура и концепция журнала «Развитие личности» разработана в 1993 году В.С. Мухиной. Первоначально журнал был учрежден Институтом развития личности РАО и издательством «Прометей». Долгое время журнал издавался силами кафедры психологии развития МПГУ и редакции «Народное образование», а с 2002 года еще и при участии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В 2002 году новыми учредителями журнала выступили Московский педагогический государственный университет и В.С. Мухина. С начала 2003 года журнал «Развитие личности» входит в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Журнал выходит 4 раза в год.

Журнал «Развитие личности» структурирован на постоянные разделы и основные рубрики.

Постоянные разделы журнала:

«Наша презентация» — материалы раздела ориентируют читателя в психологических и психолого-педагогических программах, проектах, изданиях и т.д., созданных и реализуемых МПГУ, а также другими организациями, близкими редакции журнала по концептуальным позициям;

«Теория и исследования» — в разделе находят отражение и обсуждаются теоретические вопросы, дискуссионные проблемы и экспериментальные данные о развитии, воспитании и бытии личности в различных условиях;

«Практика»— в разделе публикуются материалы исследовательского и практического характера, которые предполагают возможность дальнейшего практического применения в деятельности психолога или педагога;

«Рефлексия на себя и других» — в разделе публикуются автобиографические произведения, дневники психологических наблюдений, психологическая проза;

«Переводы» — публикуются переводы зарубежной научной литературы последних десятилетий, а также ранее непереведенные на русский язык классические работы, касающиеся различных аспектов проблемы личности и ее развития;

«Архив»— публикуются ранее неизданные архивные материалы, а также материалы изданий XIX и начала XX веков, являющиеся актуальными и в настоящее время для понимания особенностей развития и бытия личности;

«Научные обсуждения» — публикуются материалы дискуссий, конференций, защит докторских диссертаций по психологии, в которых обсуждаются с различных точек зрения актуальные вопросы гуманитарной науки;

«Информация» — в разделе дается информация о планирующихся или прошедших конференциях по проблемам развития и бытия личности, дайджест диссертаций, защищенных по специальностям «Общая психология. Психология личности. История психологии», «Психология развития. Акмеология» и др.;

«Наши юбилеи» — в данном разделе редакция журнала поздравляет с юбилейными датами ученых и научные учреждения работающих в едином пространстве с нашим журналом. Представляются основные вехи становления научной, организационной и практической деятельности юбиляра;

«Наши авторы» — дается краткая информация об авторах журнала, включающая в себя сведения об области научных интересов автора и его основных научных достижениях.

Основные рубрики журнала:

«Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России» — публикуются статьи руководителей республик, областей и регионов Российской Федерации, государственных министерств, учреждений и ведомств, отражающие стратегические вопросы создания адекватных социокультурных условий для развития личности;

«Проблемы развития, воспитания и бытия личности» — публикуются материалы, основывающиеся на следующих теоретических позициях: личность по своей феноменологии предполагает развитие; личность и её сознание опосредовано системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирование собственных внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Данная рубрика является ключевой в журнале «Развитие личности», в ней печатаются материалы как теоретического и экспериментального, так и практико-ориентированного характера;

«Личность в контексте культуры» — публикуются статьи, рассматривающие вопросы развития и бытия личности в пространстве культуры, времени, социального окружения. Некоторые материалы рубрики отражают становление личности конкретных людей в определенных социокультурных условиях, в соотношении с нравами, бытом, традициями разных времен и народов;

«Социальное пространство личности»— дается анализ взаимосвязи личности и социального пространства, раскрываются вопросы, связанные с влиянием социального пространства на развитие и бытие личности, а также с отражением социального пространства в самосознании личности; сопоставляются материалы исследований, проводившихся в различных социальных условиях;

«Современные проблемы личности» — публикуются материалы, отражающие специфику развития и бытия личности в современных природных, предметных, социальных и знаково-символических реалиях. Также публикуются исследования, отражающие взаимосвязь особенностей развития и бытия личности с социальным пространством в изменяющемся мире;

«Личность в экстремальных условиях» — публикуются исследования и практические разработки по проблемам психологии человека в экстремальной ситуации своей профессии, оказания поддержки в экстремальных ситуациях, а также по проблемам бытия личности в различных экстремальных условиях, включая пожизненное заключение и др.;

«Этнопсихология и этнопедагогика» — печатаются материалы теоретических и практических исследований, а также имеющие прикладной характер по проблемам межэтнических отношений, аккультурации, особенностей самосознания представителей различных этносов, психологии личности в традиционной культуре и др.;

«Опыт создания условий воспитания и развития личности»— рубрика является практико-ориентированной, в ней печатаются материалы, отражающие реальный опыт организации процесса, среды воспитания и развития личности. Описывается опыт, реализованный в различных условиях — временных объединениях, разнородных образовательных учреждениях и других социальных институтах и т.д.;

«Преемственность идей воспитания и развития личности» — дается анализ опыта предшественников и публикуются архивные материалы, отражающие идеи воспитания и развития личности в различных исторических и культурных условиях, актуальные и в настоящее время;

«Новый взгляд»— данная рубрика предназначена для публикации новых воззрений, подходов, решений давно известных, но так окончательно и не разрешенных вопросов, связанных с проблемами развития и бытия личности;

«Дневники наблюдений» — публикуются дневники психологических наблюдений за развитием личности на разных этапах онтогенеза;

«Без комментариев: статьи из энциклопедий» — даются перепечатки статей из энциклопедий разных лет, раскрывающих сложные категории, связанные с психологией и другими гуманитарными науками, рассматривающими развитие и бытие личности, что в сопоставлении ярко показывает социально-политическую и историческую обусловленность подходов к научным проблемам.
Также в журнал входят такие рубрики, как «История психологии», «Политическая психология», «Психотерапия личности», «Автобиография детства» и многие другие.

Редакция журнала:

Главный редактор: Мухина Валерия Сергеевна — действительный член РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ. Заместители главного редактора: Кураков Лев Пантелеймонович — член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор, ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова; Обухов Алексей Сергеевич — кандидат психологических наук, заместитель по науке заведующей кафедры психологии развития МПГУ, заместитель директора лицея №1553 «Лицея на Донской». Ответственный секретарь: Айгумова Заграт Идрисовна — кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующей кафедры психологии развития МПГУ.

Помимо бумажного издания, журнал «Развитие личности» доступен как специальный интерактивный интернет-ресурс «РЛ Online», который представляет собой единый интернет-ресурс (вэб-сайт, электронная конференция, электронный форум, библиотека материалов журнала) в сети Интернет по адресу http://rlonline.da.ru.

Ответственные за Интернет-версию журнала: Аркадьев Григорий Иванович — аспирант кафедры психологии развития МПГУ; Проценко Леонид Михайлович — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития МПГУ.

Переводчик: Гай Мария Витальевна — кандидат педагогических наук, доцент МПГУ.

Презентацию подготовили:
Валерия Мухина,
Алексей Обухов

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности