|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «10—25» 15 лет кафедре психологии развития Московского педагогического государственного университета (1988–2003)I. Общие сведенияКафедра психологии развития (до 1998 г. – кафедра педагогической психологии) факультета педагогики и психологии МПГУ была организована в 1988 г. Организация кафедры обусловлена необходимостью обеспечения образовательного процесса, а также научно-практического обеспечения исследований воспитания и развития личности. Заведующая кафедрой — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Валерия Сергеевна Мухина. На кафедре работает научная школа В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Кафедра участвует в подготовке кадров по специальностям: 1988–1996 гг. – «Преподаватель-исследователь по педагогике и психологии»; 1997–2001 гг. – «Психолог, преподаватель»; с 1997 г. в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования первого поколения, а с 2001 г. по настоящее время – с ГОС ВПО второго поколения:
По специальностям «Педагогика и психологи», «Социальная педагогика», «Педагогика» содержание ГОС ВПО как первого, так и второго поколения разрабатывалось на факультете педагогики и психологии МПГУ совместно с кафедрой педагогики высшей школы (кафедрой психологии развития разработаны дидактические единицы психологических дисциплин). Также проводится обучение по направлениям:
По магистратуре утверждены специализации «Психология лично-сти» и «Педагогическая психология», квалификация «Магистр психологии»; а также специализация «Педагогика», квалификация «Магистр педагогики». При кафедре имеется аспирантура по специальностям:
Постоянно ведется работа аспирантского объединения и объединения молодых ученых. За 15 лет на кафедре защитилось 69 аспирантов и докторантов, из которых: 9 докторантов (6 – научный консультант профессор В.С. Мухина, 3 – научный консультант профессор Т.Н. Счастная); 60 аспирантов (32 – под руководством профессора В.С. Мухиной; 8 – под руководством профессора Т.Н. Счастной; 6 – под руководством доцента К.А. Хвостова; 8 – под руководством профессора Л.Б. Филонова; 3 – под руководством профессора Н.И. Непомнящей; 1 – под руководством профессора Н.Е. Вераксы; 1 – под руководством профессора А.И. Савенкова; 1 – под руководством профессора Л.Б. Шнейдер). Специалисты, защитившие магистерские, кандидатские и доктор-ские диссертации на кафедре психологии развития МПГУ работают в следующих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Регины России: Амурская обл., Архангельская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Кемеровская обл., Краснодарский край, Краснояр-ский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Свердловская обл., Ставропольский край, Республика Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. обл., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны дальнего зарубежья: Бенин, Болгария, Вьетнам, Габон, Ганна, Египет, Израиль, Индия, Кабо-Верди, Китай, Колумбия, Конго, Корея (Северная), Корея (Южная), Куба, Мали, Мексика, Монголия, Намибия, Объединенные Арабские Эмираты, Сан-Томе и Принсипи, США, Уругвай, Чад, Эфиопия и др. При кафедре действует диссертационный совет Д.212.154.12 по психологическим наукам по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям: 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология». Совет открыт в МПГУ приказом ВАК РФ от 19 января 2001 года за №189-В как резервный, а приказом ВАК РФ от 21 февраля 2003 года за №524-В как базовый. II. Исходные теоретические позицииЛичность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа, врожденных особенностей; 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции. При характеристике личности человека на этапах онтогенеза учитываются особенности социальной ситуации – его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания. Механизмы развития и бытия человека как личности – идентификация и обособление. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а также его индивидуальные позиции в мире. III. Основные направления исследованийВ соответствии с планом научно-исследовательской работы на кафедре психологии развития ведутся исследования по теме «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». В учебном процессе исследуемые проблемы находят отражение в преподаваемых на факультете нормативных и специальных курсах. Кафедра ориентирована на следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:
Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе. Кафедра взяла на себя ответственность за концепцию журнала «Развитие личности». Главный редактор B.C. Мухина, заместитель главного редактора А.С. Обухов, члены кафедры входят в состав редакции и редколлегии журнала. Сотрудники кафедры являются также членами редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальная школа», «Одаренный ребенок», «Исследовательская работа школьников», «Перемены» и др. Кафедра выступает организатором и координатором секций «Развитие личности» и «Структурно-диалектическая психология развития» Российского психологического общества (РПО). IV. Программы, выполненные в 1989–2003 гг.1. Президентская программа «Дети России» 1.1. Федеральная целевая программа «Дети Чернобыля» В 1989 г. зав.кафедрой В.С. Мухина приняла участие в разработке ФЦП «Дети Чернобыля» по приглашению Комитета образования РФ. После утверждения программы в 1990 г. кафедра начала реализовывать два проекта: 1 – разработка специализированного кабинета детского психолога, технологии экспресс-помощи пострадавшим детям и аппаратурное ее обеспечение (кейс); 2 – разработка программы подготовки кадров для психологической службы в Чернобыльских регионах. Апробированные модели были положены в основу деятельности многих служб помощи в радиационно загрязненных территориях России (Брянская, Тульская, Орловская, Калужская области) и Республики Беларусь (Гомель). В дальнейшем кабинеты детского психолога были внедрены в 11 регионах России совместно с Институтом развития личности. При этом сотрудники кафедры осуществляли обучение специалистов, работающих в кабинетах, и осуществляли супервизорское сопровождение их деятельности. Кафедра стояла у истоков научных исследований социально-психологических последствий радиационной катастрофы. В 1990–1991 гг. было проведено первое исследование по определению функциональной готовности детей к школьному обучению (научный руководитель В.С. Мухина). В 1998 г. по договору с МЧС России проведены исследования психического статуса детей и подростков, проживающих на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС (Брянская и Тульская области). Результатом работы стали рекомендации для учителей, психологов, администрации по организации учебной деятельности и психологической помощи этой категории детей. Для обеспечения преемственности была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ребенка из этих регионов. Важным научным достижением в этой области явилось выявление феномена «комплекс жертвы» (В.С. Мухина), непосредственно связанного с аварией на ЧАЭС, и предложенные конкретные практические мероприятия по его преодолению. До сих пор государственная стратегия реализации помощи и поддержки детям, социальная политика в этих регионах строится с учетом этого феномена (Г.В. Семья – член Координационного Совета по ФЦП «Дети Чернобыля с 1994 г. по настоящее время). В течение пяти лет, с 1994 г., велась подготовка кадров социальных педагогов, педагогов-психологов для Служб помощи Тульской области (В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, А.А. Хвостов, К.А. Хвостов, Г.В. Семья, Л.Б. Шнейдер и др.). В работе ВНИКа на базе Исполнительной дирекции по реализации Президентской программы «Дети России» по теме «Разработка научно-методических рекомендаций для психологов, методистов детских оздоровительных лагерей в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС» приняли участие преподаватели кафедры Г.В. Семья, А.Ф. Шадура. 1.2. Федеральная целевая программа «Дети-сироты» В 1995 г. по заказу Минобразования России научный коллектив сотрудников ИРЛ РАО и кафедры под руководством В.С. Мухиной разработал концептуальные положения психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в рамках новой федеральной целевой программы «Дети-сироты». На основании госзаказа сотрудники кафедры в течение 1997–2003 гг. принимали участие в разработке научно-методических рекомендаций по созданию развивающей предметно-игровой среды для детского дома (научный руководитель В.С. Мухина), технологий работы специалистов. Эти разработки, конкретные методы работы до сих пор включаются практически во все методические пособия, которые рассылаются в управления образованием 88 субъектов РФ за счет средств президентской программы (1996–2002 гг.). Сотрудники кафедры принимали участие в разработке и обосновании новых проектов ФЦП «Дети-сироты» на 1997–2000 гг., 2001–2002 гг., 2003–2006 гг. (Г.В. Семья), регулярно составляли бюллетень реализации проектов Программы (Т.Н. Счастная, Г.В. Семья). Ежегодно, начиная с 1997 г., в рамках и на средства программы «Дети-сироты» Министерство образования России издает и рассылает во все детские дома России пособия для выпускников детских домов и учреждений интернатного типа по социальной адаптации, разработанные Г.В. Семьей. Для специалистов, работающих в образовательных учреждениях для детей-сирот, подготовлен и издан Справочник директора детского дома (2001–2002 гг.) Сотрудники кафедры (Т.Н. Счастная, Г.В. Семья) принимали участие в проведении семинаров по разработке проекта «Школы здоровья» для детских домов и в обучении психологов и воспитателей детских домов, реализующих этот проект (1999–2001 гг.). 1.3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» В 1997 г. в рамках проекта «Развитие творческой одаренности слепоглухих детей» совместно с ИРЛ РАО были разработаны научно-методические рекомендации для психологов, воспитателей специальных (коррекционных) учреждений по работе с одаренными детьми-инвалидами (научный руководитель В.С. Мухина). 1.4. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» В 1995 г. была выполнена совместная работа специалистов ИРЛ РАО и кафедры по разработке психологического сопровождения личностного развития детей-инвалидов (научный руководитель В.С. Мухина). 2. Народы России: возрождение и развитие Совместно с Институт развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина) сотрудники кафедры принимали участие в этнопсихологических экспедициях, 1991–1993 гг. 3. Федеральная целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей, организаторов выборов», подпрограмма: «Молодежь и выборы». ЦИК РФ, 1994–1999 гг. Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина) сотрудники кафедры работали над созданием условий для повышения правовой культуры, гражданственности, политической социализации молодежи. В рамках этой программы осуществлены образовательные, воспитательные мероприятия, в которых активное участие приняли преподаватели факультета В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, А.Ф. Шадура, К.А. Хвостов, Г.В. Семья, Ф.А. Сидоришин, Л.Б. Шнейдер и др.:
4. Программы Российской академии образования 4.1. «Будущие лидеры России» Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина), 1993–1999 гг. Программа утверждена Президиумом РАО и проходила конкурсы в Межведомственной комиссии по координации деятельности ВДЦ «Орленок» и «Океан». Начиная с 1994 г. преподаватели и студенты ежегодно выезжали во Всероссийский детский центр «Орленок», где проводилась специализированная смена, направленная на раскрытие психических и интеллектуальных, физических резервов подростков, на формирование лидерских позиций. В результате была разработана научно-методическая база на основе концепции развития и воспитания личности, определены внешние и внутренние условия позитивного развития личности, разработаны и апробированы методы инициации подростков, связанные с ориентацией на необходимость социальной зрелости, разработана и апробирована система занятий «Школа лидера». Результаты программы внедрены в деятельность ВДЦ «Орленок». 4.2. «Особенности образовательной работы с детьми с трудностями в обучении» Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина), 1997–1999 гг. 4.3. «Исследование индивидуальных особенностей развития в детском возрасте» Совместно с Институтом развития личности РАО (научный руководитель В.С. Мухина), 1997–1999 гг. 4.4. «Нормативная ситуация как фактор развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» 5. Проекты по грантам НИР Министерства образования РФ 5.1. Проект «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа» В рамках государственной программы «Развитие гуманитарных исследований» Минобразования РФ. Научный руководитель В.С. Мухина, соисполнитель Т.Н. Счастная; 1997–2000 гг. На основе проведенного эмпирического и экспериментального исследования выстроены программы психологической реабилитации детей в детских домах, которые внедрены в работу детских домов Москвы и других регионов России. 5.2. Проект «Проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления» В рамках государственной программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» Минобразования РФ. Научный руководитель В.С. Мухина; 2001 г. Проведено исследование проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления, результаты которого дали основания для эволюционного перехода к практике открытого усыновления. 5.3. Проект «Разработка программы развития исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования детей» В рамках государственной программы «Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» Минобразования РФ. Соисполнитель А.С. Обухов; 2001–2002 гг. Произведена концептуализация исследовательской деятельности учащихся в контексте социокультурной ситуации страны; разработаны теоретические и психологические основания развития исследовательской деятельности учащихся; разработаны критерии развития и оценки эффективности исследовательской деятельности учащихся; проведен анализ состояния исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе страны. 5.4. Проект «Оценка качества образования младших школьников. Развитие умственно-одаренных дошкольников» В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ. Руководитель Н.Е. Веракса; 2002–2003 гг. 5.5. Проект «Оценка качества содержания образования младших школьников и учащихся старших классов в условиях 12-летнего образования» В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ. Руководитель Н.Е. Веракса; 2003 г. 5.6. Проект «Разработка модели психологической компетентности выпускника вуза как составляющей его профессиональной успешности» В рамках государственной программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» Минобразования РФ, раздел «Развитие содержания профессионального образования, повышение его качества в неразрывной связи с наукой». Руководитель В.С. Мухина; соисполнители З.И. Айгумова, А.С. Обухов, Л.М. Проценко; 2003 г. Определены параметры и критерии оценки психологического и психофизического состояния студентов в процессе обучения в вузе; представлена модель психологической компетентности выпускника вуза на основе универсальных умений; отработан метод оценки психологической и психофизической готовности к учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Проведено исследование методом «А-тест» ВИЗИЭС среди студентов Строительного университета. Представлены перечень коррекционных мероприятий по повышению качества обучения и рекомендации по построению учебного процесса с учетом психических возможностей студентов. 5.7. Программа «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования» В рамках федеральной программы развития образования на 2003 г. Участие в изучении ситуации с обеспеченностью вузов, осуществляющих подготовку по педагогическим специальностям и направлениям педагогического образования, современной учебной литературой по педагогике и психологии. Экспертная оценка учебных изданий по педагогике и психологии. Руководитель B.C. Мухина. 6. Программы и гранты других организаций и фондов 6.1. Программа «Высшее образование». В рамках программы «Открытое общество». Фонд Сороса. Два гранта учебной литературы по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы (B.C. Мухина); 1995, 1997 гг. 6.2. Проект «Социально-психологическая реабилитация осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы» программы «Международная тюремная реформа (PRI)», программа малых грантов «Тюремная реформа в России» при сотрудничестве с психологическойслужбой ГУИН Минюста РФ. Руководитель В.С. Мухина; соисполнители Л.М. Проценко, А.А. Хвостов; 2002 г. На основе эмпирических исследований с целью психологической реабилитации матерей создана программа работы с матерями и их детьми в домах матери и ребенка на территориях женских уголовно-исправительных учреждений, которая в настоящее время апробируется в деятельность учреждений ГУИН Минюста РФ в Мордовии. 6.3. Проект «Индивидуальное развитие познавательной деятельности дошкольников» по гранту РГНФ. Руководитель Н.Е. Веракса; 2002–2003 гг. V. Текущие программыПроект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ. Руководитель B.C. Мухина; соисполнители Л.М. Проценко, А.А. Хвостов; 2002–2003 гг.Разработаны инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных, совершивших насильственные и корыстные преступления, имеющих длительные (вплоть до пожизненных) сроки заключения. Разработана модель психологической поддержки специалистов УИС ГУИН Минюста РФ, которая позволит через диагностику, профилактику и тренинговую работу минимизировать профессиональную деформацию, осуществлять коррекцию их отношения с осужденными. Проект будет продолжен. VI. Выездные акции кафедры в регионы страны
VII. Основные учебники, учебные пособия, монографии и книги преподавателей кафедры психологии развития (педагогической психологии), вышедшие за 15 лет
Презентацию подготовили
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |