Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / Проблемы развития личности в условиях молодого города

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «224—241»

Гульнара Аглямова

Проблемы развития личности в условиях молодого города

Предпосылки возникновения молодого города

Молодой город не возникает вдруг, неожиданно. Этот сложный процесс выстраивается на целом комплексе предпосылок разнопрофильного и разноуровневого типа. В их числе – территориальные, производственные, исторические, демографические, социальные и другие предпосылки.

Перечислим предпосылки возникновения молодых городов, перенесенные на становление их научного потенциала:

  1. - территориальные предпосылки. Это расположение города в регионе и в целом в Российской Федерации, и природное окружение; транспортные связи с другими населенными пунктами и т.д. Территориальная и географическая прописка города определяется, по существу, векторной адресностью, чтобы он не оказался изолированным от других промышленных и социальных центров. Подтверждением учета этого рода территориальных предпосылок является город Набережные Челны.
  2. - производственные предпосылки. В их числе: близлежащие сырьевые ресурсы, прогнозируемые предприятия инновационного типа, подтвержденные энергетические возможности, готовность населения к трудоустройству и др. Предпосылки данного типа – тот фундамент, на котором предполагается воздвигнуть новое производство. В качестве примера молодого города, выросшего на подобных предпосылках, можно назвать Нижнекамск.
  3. - исторические предпосылки. К ним мы отнесем место и роль данного региона в судьбах поколений предшественников, включая и ныне живущие поколения. Это – памятные исторические места; это – множество научных, публицистических, архивных описаний опыта жителей данного геоисторического пространства и др. Пример средоточия такого рода предпосылок – город Тольятти Самарской области.
  4. - демографические предпосылки. В числе этих предпосылок – жизненный опыт этногенетических групп, населяющих данный регион, национальные традиции народов региона, династические связи и многое другое. Это и есть тот генетически заложенный ресурс, продолжение которого, несомненно, обогащает перспективы молодого города. Показательный пример – город Волжск, расположенный на границе Республик Татарстан и Марий Эл.
  5. - cоциальные предпосылки. Здесь обращает на себя внимание такой их ряд: мера государственной поддержки аналогичных по социальному проекту городов, уровень грамотности населения с учетом особенностей различных поколенческих групп, состояние здоровья жителей, стиль коммуникативности во всех проявлениях.

Производственные комплексы нуждаются в научном обеспечении

Все реальные, потенциальные и прогностически задуманные производственные комплексы нуждаются в обстоятельном научном обеспечении. Разумеется, можно обойтись заказом научных идей в каком-либо из центральных или столичных учреждений, тем более если в данном регионе действует своя академия наук или подразделения Российской академии наук. Однако все это происходит на расстоянии от объектов научного исследования. Требуются и действуют свои городские научные объединения, базирующиеся на создаваемом и возникающем производственном объекте. Вероятный заказ на научную оснастку всех сторон жизнедеятельности нового предприятия достаточно очевиден.

Можно с уверенностью утверждать, что научная оснастка зарождающегося промышленного предприятия или комплекса предприятий нуждается в следующем наборе идей и ценностных ориентаций:

  • обоснование идеологии нового объекта производственного комплекса как своеобразного зеркального отражения социально-промышленного потенциала страны и его региональ-ного звена;
  • обоснование новых типов и видов продукции, производимой к выпуску на создаваемом предприятии с учетом всех видов социального заказа;
  • разработка новых типов производственных технологий, адаптированных к данному городскому промышленному объекту, да и в целом имеющих общегосударственный народнохозяйственный смысл;
  • комплекс социологических исследований методологического типа, определяющих меру соответствия реальной производственной деятельности социальному заказу, да и вообще уровню запросов материального, духовного, интеллектуального порядка;
  • обоснование стратегии и тактики непрерывного обновления производственного и личностно-профессионального потенциала предприятия;
  • разработка комплекса маркетинговых проблем;
  • обоснование системы ситуаций менеджмента на всех уровнях производства данного типа и сопутствующих ему ситуаций социального характера;
  • исследование и разработка психологического ресурса сотрудничества и взаимодействия работающих на данном предприятии сотрудников разных уровней.

Нужда в своем научном коллективе

Совершенно очевидно, что все эти и, видимо, дополнительно другие виды научного обеспечения эффективности создаваемого, да и уже действующего предприятия не могут быть реализованы извне. Они нуждаются в своем научном коллективе, дифференцируемом по узким социальным профилям. Это и методологи, и психологи, и социологи, и технологи, и конструкторы, и управленцы. Именно поэтому возникает острая необходимость в целевой подготовке научных кадров с их конкретной адресной пропиской профессиональной деятельности. Только эту группу исследователей и создателей новых научных версий развития данного объекта современного отечественного производства может и должно мотивировать реальное состояние дел. Поскольку этот объект стал поводом для создания нового или, как мы его называем, молодого города, то векторность в прямом и обратном смыслах создает эффект адресной прописки роста научного потенциала. Диалектика развития этого потенциала должна иметь продуктивный характер. Логика этого рода продуктивности, с нашей точки зрения, имеет множественный набор аргументов. Их мы и предлагаем перспективным молодым городам. В них заложен тот позитивный опыт, который создан в Республике Татарстан. И именно исходя из этого опыта, мы аргументируем научный ресурс любого молодого города. Наша совокупность таковых аргументов обусловлена материалами мониторинговых социологических опросов тех жителей молодых городов, которые прямо или опосредованно связаны с научной деятельностью. Их мнение есть, по сути дела, основание для осмысленного заключения и выбора аргументов в пользу профессиональных научных интересов, занятий, судеб.

Данные опроса 2002 года

Последний опрос, проведенный в городах Альметьевск и Набережные Челны в 2002 г., охватил около 450 работников, занятых научно-исследовательской, теоретико-прикладной, научно-педагогической и прикладной педагогической деятельностью. Почти 90% опрошенных в целом удовлетворены своей работой, связанной с определенным кругом научных интересов. Однако почти четверть из них озабочены низким престижем науки в обществе, что препятствует реализации их личного научного потенциала в родном городе. А больше 20% работников этой категории в данном контексте огорчены низким должностным окладом. И еще одно тревожное обстоятельство связано с тем, что 80% высказавших свое мнение о занятости научной деятельностью огорчены тем, что вынуждены отрываться от своей основной работы необходимостью иметь дополнительные заработки за пределами служебной прописки. Месячный заработок не превышает 3000 рублей у более чем 2/3 научных работников. И тем не менее почти 90% наших респондентов в целом удовлетворены своей работой. И именно эта удовлетворенность помогла нам выстроить аргументальный ряд личностных установок, ориентированных на разное целевое обеспечение научного потенциала молодого города.

Аргументированный ряд личностных установок

Приведем оптимальный ряд аргументов в пользу продуктивного развития научного потенциала молодого города. Мы исключаем их иерархическую скоординированность, ибо опираемся на динамичность этого процесса, а также на неповторимость каждого из городов, претендующих на право так называться.

Аргумент первый – забота о сохранении и умножении социально-исторического престижа России как незаменимого отечества. На этом аргументе сфокусировано проявление патриотизма каждого жителя молодого города на всех его уровнях – от малой до большой родины.

Аргумент второй – осознанная установка и ученых, и властей, и всех жителей на преодоление традиционного для подавляющего большинства городов перебора производственных мощностей со всеми его последствиями. В течение долгих лет истории СССР оборонная промышленность заполняла своими предприятиями не только территории городов, но и их экологическое пространство, что очень сильно влияло на состояние здоровья всех поколений граждан и их последующий генетический потенциал.

Аргумент третий – сокращение базовой экологической чистоты региона и субрегиона расположения молодого города. В равной мере это касается и лесных угодий, и водных пространств, и равнинных и возвышенных мест проживания, сельских угодий и т.д.

Аргумент четвертый – трудовая занятость всех категорий граждан без ее дифференциации по какому-либо из признаков социального достоинства. Осознанная включенность в разные сферы материального и духовного производства всех жителей малых городов становится предметом уважительного к ним отношения.

Аргумент пятый – социально-профессионально-личностная ориентация молодого поколения. В этом контексте актуальными становятся такие проявления жизненного кредо, как самоутверждение, самовыражение, саморазвитие, карьера, судьба. Молодой город выступает в этой связи своеобразным магнитным полем для такой ориентации.

Аргумент шестой – широкий круг социального выбора. Это – прецедент социально-ситуативной прописки, при которой наиболее актуальным становится приоритет по признаку убежденности, привлекательности, коллективизма или эгоцентризма. Здесь и личная выгода, и вклад в круг интересов молодого города.

Аргумент седьмой – деловые контакты вне места проживания и профессиональной деятельности. В этом случае заявляет о себе, может и должна заявить диверсификативность прямой и обратной связи мотивов согласованности интересов данного молодого города и его потенциальных партнеров. Причем в обойме этих партнеров, как правило, в нынешних временных условиях оказываются малые и большие города России, ее регионы, зарубежные страны, а также сырьевые и кадровые источники.

Аргумент восьмой – трудовой статус семьи. При его наличии – дело стоит за выбором механизмов приложения интересов и сил членов семьи. Но то, что это интегративный субъект социально-профессионального творчества – очевидно само по себе.

Аргумент девятый – новый поворот в системе научных исследований, побужденный интересами социально-производственного статуса молодого города. В одном ряду случаев это – поворот запланированный, запрограммированный, тенденциозно выстроенный. В другом неожиданный, непредвиденный. Потом в обеих группах ситуаций возникают повороты как позитивного, так и негативного свойства. От этого и зависят статус и судьба всего молодого города.

Аргумент десятый – реализация потенциальных и прогностических возможностей интеграции идей, ценностей, исследовательских позиций и практического воплощения. В этом случае речь идет о том, что и как считать конечным продуктом теоретико-прикладной деятельности. Это или продукт производства, или сам тип производства, или молодой город, в котором оно начало свое существование.

Аргумент одиннадцатый – поливариативность модели и множественность сродства научного прогноза, а также возможностей, необходимости и неизбежности его реализации. В этом контексте заложена масштабность закладываемого социально-производственного, научно-фундаментального и научно-прикладного потенциала молодого города.

Аргумент двенадцатый – научный анализ кадровой политики в условиях молодого города. Именно здесь содержится та перспектива решения всех кадровых вопросов инновационного характера, которые предусмотрены на уровне сочетания разных научных подходов – с позиций социологии и психологии, педагогики и демографии, культурологии и технико-техноло-гического режима создания нового производства в молодом городе, а также всех социальных и образовательных структур, ориентированных на его здоровую, творческую атмосферу.

Соотношение объективных условий и субъективных факторов научного потенциала

Изложим комплекс аргументов, опора на которые, учитывая мнения разных категорий научных работников молодых городов, позволяет определить меру соотношения объективных условий и субъективных факторов развития их научного потенциала. Для большей убедительности этой аргументации мы предлагаем вывод о реальном подтверждении нашей логики, исходя из опыта целого ряда молодых городов Среднего Поволжья. Уже можно выявить с учетом этой аргументационной схемы определенный набор тенденций, обеспечивающих целенаправленность обогащения их научного ресурса.

Эти тенденции таковы:

  • повышенная эффективность комплексных научных разработок на живом материале промышленного производства. Убедительный пример – комплекс технологических режимов по изготовлению на «Нижнекамскнефтехиме» особого типа каучука для использования в низких температурных условиях;
  • стимулирование научной инициативы. Именно «Нижнекамскнефтехим» стал внушительной базой для новых концептуальных идей, их прикладных разработок с последующим комплексом защищенных диссертационных работ и выстроенных на этой основе профессиональных судеб их авторов. Весьма показательна деловая карьера создателя этого производственного объединения, ставшего доктором технических наук, а также министром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР;
  • возрастание интереса всех категорий учащейся молодежи к научной деятельности. Это относится и к учащимся профтехучилищ, и к студентам техникумов, колледжей, вузов. Такая тенденция проявляется как в процессе общеобразовательной и профессиональной подготовки, так и предметно-практической деятельности, а также на уровне разностилевых связей с базовым предприятием. Одна из этих связей – интегративные уроки, проводимые одновременно преподавателями-предметниками, научными лидерами и руководителями производственных служб;
  • здоровое и компетентное общественное мнение, организованное на материале продуктивной научной и производственной деятельности с демонстрацией в средствах массовой информации ее результатов в судьбах предприятия, научных работников, молодого города в целом;
  • рост заказов на продукцию в ее обновленном технико-технологическом варианте. Их диапазон чрезвычайно широк, как в нашей стране, например у «Нижнекамскнефтехима», так и в 20 странах мира;
  • интенсивное расширение диапазона научных интересов и занятий специалистов, связанных в большей или меньшей мере с производственными и социальными структурами, определяющими прогнозный статус молодого города.

Объективные условия развития научного потенциала

Выстроенный ряд тенденций позволяет нам выйти на характеристику объективных условий развития научного потенциала и их реализацию в образе жизни молодого города. Объективные условия, как правило, свидетельствуют о той маршрутной прерогативе, которой подвержен сам объект анализа с позиций социально-научно-производственного статуса.

Эти условия таковы.

Первое условие – молодой город в социально-производственной обойме народного хозяйства страны. Еще раз подчеркнем, что ни один город не возникает спонтанно. Социальная мотивация, как правило, предсказуема. В одном случае – это курортный город или город с туристической прогнозной задумкой. В другом случае – это новый центр промышленного производства или сырьевой источник. Еще есть случаи с ориентацией на сель-скохозяйственное производство, и т.д. и т.п. Но как бы то ни было, объективно каждый молодой город есть вероятностный источник бюджетных вливаний на ближайшую или отдаленную перспективу.

Второе условие – наука в молодом городе есть своеобразное зеркальное отражение научной модели развития российской государственности. Это – ширококонтекстное отражение с обязательной векторной пропиской. Такая прописка возможна как в производственной, так и в гуманитарной, сервисной, образовательной, властной среде жизни молодого города с его муниципальной природой.

Третье условие – наука в молодом городе как мотивационное социальное поле для молодого поколения жителей города. Это и предмет социального интереса, и предполагаемый маршрут деловой карьеры, и предполагаемое средство сохранения родного места жительства с устойчивым видом трудовой деятельности. В целом это убедительный мотивационный интернат, с каждым годом вновь приобретающий устойчивый смысл.

Четвертое условие – муниципальный статусный престиж всех проявлений молодого города и его научного потенциала. В этом случае чрезвычайно важен этнополитический (этнокультурный, этнопсихологический, этногенетический) аспект закрепления статуса самостоятельности и сохранения всего набора ценных этноисторических традиций, приобретающих в последнее время все более устойчивый смысл.

Пятое условие – опять-таки устойчивое и здоровое общественное мнение о научной компоненте образа жизни молодого города. Здесь, в обойме субъектов общественного мнения – трудовые коллективы и учебные заведения, СМИ всех доступных типов и видов, управляемые органы и, что не менее важно, сами научные коллективы.

Субъективные факторы развития

Один из наших основных исследовательских аспектов – анализ субъективного фактора развития научного потенциала молодого города.Хотя научный потенциал – это изначально дело одного человека, субъекта научной деятельности. Именно этим и определяется его полимодульная факторная прерогатива. Если понимать под словом «фактор» некие структурные элементы, определяющие особенности развития некой системы или его последствия, то становится ясным, что и все наши подходы к рассматриваемой проблеме имеют не только объективную, но и субъектно-факторную природу. Факторная внутренняя дифференциация как отражение субъективности в рассматриваемом развитии научного потенциала, стало быть, может выглядеть следующим образом.

Во-первых, это собственно фундаментальные научные знания, но вместе с тем следует обратить внимание на владение секретами, особенностями данного по кругу интересов типа производства. Это есть включение субъекта научной деятельности и научного познания в структуру одного из базовых звеньев образа жизни молодого города.

Во-вторых, особая значимость придается, должна придаваться личностной самостоятельности субъекта научной деятельности. Неповторимость, да и оригинальность выделения научной идеи, напрямую или опосредованно связанной с производством одного из актуальных типов, есть способ творческого самоутверждения и самовозрождения субъекта научной деятельности.

В-третьих, творческая одержимость, побуждаемая притязаниями на научное откровение. Это есть стремление к той востребованной в кругу фундаментальной и прикладной научной деятельности, которая и приводит к оригинальной и весьма перспективной производственной задумке. Научная деятельность – не как самоцель, а как целевая личностная установка на престиж рожденного молодого города.

В-четвертых, эмпатийная (эмоциональная) подвижность человека, способного испытывать переживание, удовлетворенность, новый позыв в открытии свежей идеи.

В-пятых, идентификатичность творчески неординарной личности ее оригинальным научным проектам. Речь идет как о самом продукте собственно научной деятельности в качестве нефтехимика, конструктора автомобильного производства, энергетика, так и о множестве его контактных связей, затяжных разработках. Но вместе с тем следует принимать в расчет возможность перенесения в разрабатываемую область научных идей тех разработок, которые представлены в других областях науки и производства. Это позволяет идентифицировать творческую деятельность субъектов научного цеха авиационной промышленности, космонавтики, биотехнологии, медицины.

В-шестых, повышенный интерес к новым технологиям информационного обеспечения поисковой научной деятельности, а также включенность в сеть Интернета. Здесь предполагается сочетание информационных потоков и творческих «провокаций» на личностную научную самостоятельность.

В-седьмых, научная деятельность как гарантированный источник заработка и включения творческого лица в научную программу.

Смысловая и функциональная дифференциация и интеграция

Динамичная логика сочетания объективных условий и субъективного фактора развития научного потенциала молодого города предполагает их смысловую и функциональную дифференциацию и интеграцию. В одном случае это автономные компоненты единого процесса, в другом случае они суммативны, в третьем – синтетичны. И, наконец, целевая установка альянса – интеграция.

Опорные факторы, определяющие продуктивность и эффективность становления интеллектуального потенциала (ИП), реализации его мощного духовного ресурса – образование, наука и культура с ее этнорегиональным компонентом. Но не сам по себе каждый из этих факторов, а их интегративное единство создает прецедент системности, непрерывности, диалектичности на всех уровнях функционирования ИП.

Компоненты модели отечественной системы образования

Цель и смысл образовательной политики – придание интеллектуальной направленности всем ее компонентам, объектам и процессам. Модель отечественной системы образования достаточно устойчива. В ней можно выделить следующие три взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимозависимые компоненты.

Компонента первая, в которой отчетливо просматриваются все звенья образовательной системы. Это – дошкольные детские учреждения, общеобразовательная школа, средняя профессиональная и высшая школы, учебные заведения и структуры повышения квалификации работников вузов всех типов и профилей. Именно в этом случае реальным оказывается тип прямой и обратной связи образования и ИП городской структуры, все больше приобретающий статус социального института.

Компонента вторая – максимально жизнеориентированное проектирование содержательной составляющей образования на всех его структурно-звеньевых уровнях.

Компонента третья – образовательные технологии.

Все три компоненты «работают» на две целевые установки – вклад системы образования в ИП и в социальную палитру развития молодого города. «Сбой» в функционировании этих компонент, нарушение их гармоничного соответствия друг другу, как показывают данные специально проведенных опросов объектов и субъектов образовательной политики, может привести к появлению ряда процессов и явлений, тормозящих рост и обогащение ИП молодого города. Это – отсутствие систематических связей учебных заведений с производством, административный максимализм управленцев в учебных заведениях, игнорирование традиций данного региона, тенденциозное противостояние духовных контактов, связей, отношений на уровне разнонационального состава жителей и др. .

Социально-образовательная коррекция

В качестве наиболее эффективного механизма упреждения этих трудностей, социально-образовательной коррекции, мы выделяем следующие области.

Первая область – коррекционные механизмы управления образовательной политикой в условиях молодого города.

Вторая область – весь содержательный и процессуальный набор ценностей учебно-воспитательного процесса.

Третья область – коррекция кадровой стратегии и тактики в системе образования.

Четвертая область – общественное мнение во всех его видах.

Поэтому в системе духовных факторов ИП занимает ведущее место. Во всех своих версиях модернизация системы образования является фактором мобилизации жителей города на стремление к его региональному и общегосударственному престижу, социальному статусу, постепенному превращению в авторитетный центр непрерывного интеллектуального процветания.

Молодой город и молодая научная элита

Молодой город как продукт целенаправленной научной деятельности и творческой инициативы, включая признание населением места и роли научной элиты, придает новый смысл государственной политике в области развития, обогащения и планомерной реализации ИП.

Ведущим звеном этой политики является научный потенциал, взаимодействие которого с объективными условиями и субъективными факторами приобретает принципиальный характер. Анализ эмпирического материала позволяет, наряду с объективными условиями (молодой город в социально-производственной обойме народного хозяйства страны, и др.), выделить субъектно-факторную природу взаимодействия.

Во-первых, это собственно фундаментальные научные знания.

Во-вторых, особая значимость должна придаваться личностной самостоятельности субъекта научной деятельности.

В-третьих, творческая одержимость, побуждаемая притязаниями на научное откровение.

Авторская позиция

Авторская позиция характеризуется рассмотрением признаков и сущностных качеств социокультурного портрета молодого города. К наиболее важным из них (в аспекте влияния на ИП) следует отнести следующие. Транспортная служба, дорожное хозяйство, архитектурные сооружения и строительные объекты. Объекты туризма как концентрация материально-духовного потенциала и ресурса каждого региона и субрегиона. Имидж всех жителей городов, деревень, сел и поселков с учетом специфики половозрастных, служебных и досуговых проявлений.

Суть, смысл и стиль жизни

Все эти и, вероятно, другие ценности социокультурного порядка есть неотъемлемая составная часть сути, смысла и стиля жизни не только отдельных городов и групп людей, но и целых поселенческих сообществ. При этом в качестве одного из паритетных направлений социокультурной политики и в прежние исторические эпохи, и в настоящее время является органический комплекс идей, ценностей, предметных и духовных выражений этнокультурного звена цивилизации.

Именно в этом контексте мы и обращаемся к прикладной прописке системы социокультурных ценностей, традиций, механизмов, средств в молодом городе. На уровне молодого города очень часто становится очевидным как положительный эффект в опыте множества городов, некогда бывших молодыми, так и его негативные признаки, черты, установки.

Социокультурный потенциал молодого города

Социокультурный потенциал молодого города в современной России – мощный побудитель той интеллектуальной выразительности и заразительности, на которой вырастают его авторитет, признание, почитание, образец подражания как в нашей стране, так и за рубежом. Все фрагменты социокультурного потенциала российских городов, представленные в виде категориального набора, категориальной характеристики и смысловой особенности всех заявленных функционально-ролевых состояний, есть реальность уже нового времени. Часть из них повторяет позитивные завоевания опыта малых городов России. Другая часть заявляет о новых социальных критериях и переменах в социокультурном, а стало быть, и в целом в социальном стиле их образа жизни. Их принципиальная устойчивость определяется культурно-нравственной эндогетикой населения.

Культурно-нравственный потенциал населения молодого города и есть тот базовый, опорный признак устойчивости положительного опыта, который импульсирует и интеллектуальный потенциал как интегративную целостность, и научный потенциал, и потенциал властно-политической стабильности (устойчивости, определенности). Продолжая нашу предыдущую аргументацию, подчеркнем, что своеобразным социальным фокусом роста интеллектуального потенциала молодого города становится патриотизм гражданина как своеобразная кумуляция культурно-нравственного вектора его жизненной позиции. Это и личностный вклад в престиж города с его неповторимым обликом, высококачественной продукцией производства нового типа. Это и знак достоинства жителя именно этого города, как-то: альметьевец, челнинец и т.д.

Культурно-нравственный ресурс граждан

Культурно-нравственный ресурс личности гражданина рассматриваемого типа непременно индивидуализирован и дифференцирован.

Социокультурный портрет: шесть опорных признаков

Множество социокультурных версий престижного восполнения достоинств молодого города – это его своеобразный, повторяя этот термин, социокультурный портрет. Признаков и сущностных качеств такого портрета достаточно много. Назовем их в качестве привлекательных, да и по-своему социально-исторических.

Первое качество-признакоблик молодого города как социокультурный продукт: вчера, сегодня, завтра. Совершенно очевидно, что внешний вид молодого города есть реализованный архитектурно-градостроительный замысел. Это результат интеллектуально-аналитической деятельности разнообразных служб городской власти на ближайшую и отдаленную временные перспективы.

Вся многоуровневость и многофакторность проявлений широты и пестроты облика молодого города предполагает учет динамики и выбор компонентов. Опыт множества молодых городов убеждает в том, что доминантность объектов этого рода неизменно ситуативна. Именно использование социальной ситуативности позволяет обеспечивать жителям душевную комфортность и субъективно-личностный настрой на устойчивую надежность, гарантированность, а также уверенность в благополучии как материального, так и духовного порядка. Социокультурное пространство молодого города становится, таким образом, его динамичным символом. Выбор же объектных кандидатов отражается на конкретной личностной устойчивости жителей с учетом социально-производственно-психологических мотивов общения, поведения, самовыражения и гражданского самоутверждения.

Второе качество-признакэтнокультурный фактор в образе жизни населения молодого города. В условиях многонациональной России все государственные акции социального характера непременно связаны с участием в них представителей всех этнических групп. Естественно, эти акции дифференцированы по территориально-географическому, социально-стратному признаку. И как бы то ни было, их участниками становятся разноэтнические альянсы, в которых сотрудничают большие или меньшие по своему численному составу этнические сообщества. Стало быть, в качестве одного из прогнозируемых и стратегических становится этногенетический фактор, а его характерной компонентой – этнокультурный фактор. И именно в этом контексте речь идет о межнациональном, этностратификационном согласии жителей молодого города, вовлеченных в различные функционально-ролевые ситуации. Ситуативность, как и в условиях реализации предыдущего качества социального портрета молодого города, определяет особенности мотивации выбора новых урбанистских приоритетов всеми категориями учащейся молодежи, работающих граждан, а также стимулирование совершенствования мотивов этого выбора.

Третье качество-признакразвитие и удовлетворение здорового художественно-эстетического вкуса граждан молодого города. Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей проблемы вкуса, утверждающих, что сложилась и существует прямая связь с интеллектуальным потенциалом как отдельной личности, так и общества в целом. А вот что принято за здоровый признак художественно-эстетического вида – проблема многовековая и полистрановедческая. Мы исключаем так называемую флюсовую установку на решение этой проблемы и придерживаемся многофактурной, динамичной и в конечном счете интеграционной ее логики.

С нашей точки зрения, художественно-эстетический вкус – это своего рода пропуск жителя молодого города во все множество его социальных структур. С одной стороны, налицо включенность каждой личности в систему художественно-эстетических ценностей как пассивного их объекта или активного субъекта. С другой стороны – воспитание вкуса всеми средствами и механизмами социокультурной палитры городской жизни.

Все позиции качества социокультурного портрета жителя города и самого молодого города заявляют о себе по-разному. Но как бы то ни было, их взаимосвязь непременна. Она происходит либо планово, либо стихийно, либо спонтанно. И следует обязательно учитывать, что режим взаимосвязи может складываться либо как автономный, либо как сопоставительный, либо как конгломеративный, либо как интегративный. Важно учесть, что эта взаимосвязь ориентирована на активную личность. А коли это так, то необходима и стратегическая установка на динамику процесса формирования здорового художественно-эстетического вкуса жителей. Здесь-то и заложена особенность социокультурной, в целом социальной политики местной, городской и государственной власти с ее непрерывным восполнением интеллектуального потенциала молодого города.

Четвертое качество-признаксоциокультурный ресурс системы образования молодого города. Имеется в виду взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость нескольких компонент этого ресурса: умственная, физическая, эмпатийная, коммуникативная. Каждая из них может заявлять о себе независимо от других. Но вся ценность – в их переплетении. Диалектичность такой взаимосвязи придает системе образования неповторимый ценностный смысл, определяющий социокультурный импульс становления, развития и непрерывного обогащения интеллектуального потенциала и отдельного жителя молодого города и всего его населения.

Пятое качество-признакмолодой промышленный город как социокультурный проект индустрии туризма. Устоявшееся потенциальное мнение о сущности и смыслах туризма как социального явления довольно-таки прямолинейно. Совершенно ясно, что социокультурный потенциал туризма достаточно очевиден и неизменно заявляет о себе как о его интеллектуальной и эмоциональной заразительности. С полным основанием можно утверждать, что именно в социокультурном поле туризма в нынешних условиях в первую очередь оказались молодые города.

Привлекательность молодых городов есть выражение неординарности, неповторимости и естественного выхода за пределы привычного методического стереотипа. Здесь ожидается и непохожесть внешнего облика, и социально-психологическая независимость жителей, и неожиданная смелость авторов этого социального замысла. В этих городах преодолевается та уже навязанная обязательность, от которой очень хочется освободиться новым поколениям граждан. И сколько имеется молодых городов, столько закладывается и многообразие урбанистических проспектов, большинство из которых действительно заслуживает признания. И именно в этом ключе идея туризма приобретает поливариативную реализацию. Отсюда и множество ценностей туризма, что подтверждено в опыте этого типа городов.

Шестое качество-признакмолодой город есть социокультурный объект средств массовой информации и общественного мнения. В этом контексте речь идет не только о проявлении интереса к молодому городу со стороны активных субъектов общественного мнения, среди которых следует назвать и журналистов, и официальных лиц, и писателей в разных жанрах, и простых жителей как данного молодого города, так и других мест обитания. Мы составили своеобразную модель провокационного типа, в функционально-ролевом статусе которого заявляет о себе как прямая, так и обратная связь всех заинтересованных субъектов, объектов, социальных процедур. Чрезвычайно важно, что подобного рода социальные провокации активизируют версии общественного мнения, непрерывно наполняя его новой информацией. Эта информация может быть объективно справедливой или субъективно тенденциозной с нередко извращенным толкованием проявлений социокультурного потенциала молодого города. Здесь непременна диалектическая взаимообусловленность всех ее видов, типов, версий, вариантов, компонентов, фрагментов, факторов.

Итак, мы выделили шесть опорных признаков-качеств социокультурного портрета молодого города, динамично влияющих на судьбу каждого его жителя, каждой социальной структуры.

Общие тенденции развития интеллектуального потенциала молодого города

Анализ теоретико-методологических и историко-прикладных предпосылок становления и развития интеллектуального потенциала молодого города позволил установить общую тенденцию, свойственную этому процессу на всех этапах цивилизационного развития человечества. Ее смысл состоит в том, что молодой город неизменно становится символом социального прогресса. На его судьбу активно влияли все без исключения версии социальной политики. Данного рода тенденция сказалась и на характере развития молодых городов СССР, Российской Федерации с их реальным, вероятностным и прогностическим интеллектуальным потенциалом. Изучение множества источников и факторов формирования интеллектуального потенциала молодых городов в современных условиях показало, что процесс этот системный, более того, интегративный.

Необходимость в непрерывной социальной коррекции

Рост интеллектуального потенциала молодого города предполагает непрерывную социальную коррекцию всех смысловых компонент (не только компонентов) духовного наполнения и обогащения каждого из источников развития этого типа потенциала. Коррекция всего набора духовных факторов и каждого из них в отдельности становится задачей выработки и реализации стратегии и тактики совершенствования российской государственности на основе включения молодых городов в ее социальную престижность. Коррекционная логика вытекает из необходимости и неизбежности модернизации системы образования, интегративности научных ветвей знаний, социокультурной целостности с ее этнокультурной составляющей, ценностной поливерсионности и их ориентированности на личность гражданина России, представленного в облике и судьбе каждого жителя молодого города.

Наше исследовательское внимание ко всем компонентам социально-интеллектуальной политики закономерно сконцентрировано на необходимости целенаправленного формирования здорового и компетентного общественного мнения о статусе молодых городов и социальной прерогативе их интеллектуального потенциала. Здесь значимость СМИ несомненна, но она не должна быть спроектирована лишь на их внешний облик. Социокультурный, образовательно-структурный, научно-прикладной ресурс непрерывного развития и признания молодых городов России есть не только социальная заявка, но, что особенно важно, духовный интеграт становления общественного мнения как источника их признания, авторитета, продуктивности младоурбанизационной политики. Мощный ее источник и ресурс – полиинтеллектуальная палитра на всех уровнях и во всех базовых духовных ценностно-смысловых проявлениях. Зеркальное отражение эффективности пробуждения интеллектуального потенциала и его прописки в судьбах молодых городов – их облик. Это и показатель внедренческой программы интеллектуальной состоятельности всех категорий граждан – от детских дошкольных учреждений, школ, ссузов и вузов до производственных комплексов.

Продуктивный интеллектуальный потенциал молодого города в его открытости

Продуктивный интеллектуальный потенциал молодого города, как это подтверждено в ходе исследования, является достаточным основанием для его открытости на уровне туристического бизнеса, более того, туризма как одного из новых типов рыночных отношений в России, как туристической индустрии. Эта открытость выступает в качестве проявления эффективности интеллектуального потенциала во всех его факторных ипостасях и неиссякаемого ресурса социально-экономического, духовного прогресса. Показано, что перспективы интеллектуального развития молодых городов – в позиции каждого жителя независимо от его социально-стратной функционально-ролевой прописки. Стратегия этого рода использования всего комплекса духовных факторов в становлении и реализации интеллектуального потенциала молодого города заложена на всех уровнях – личностном, межгосударственном и политерриториальном, этногенетическом, социокультурном и управленческом. Здесь налицо все критериальные парадигмы государственной включенности в новый социальный статус молодых городов. Один из его убедительных механизмов – интеллектуальный потенциал.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности