Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / Особенности этнического самосознания современных китайцев

Этнопсихология

Стр. «131—143»

Елена Афонасенко

Особенности этнического самосознания современных китайцев

1 – Физическое тело в китайской культуре

Два типа души – «хунь» и «по»

С древних времен в Китае физиологическое и духовное состояние человека воспринимаются как сопряженные явления. Человек, по представлениям китайской традиции, обладает двумя тинами душ – «хунь» и «по». Душа «хунь» традиционно связывалась с функцией сознания и духовной сферой, а душа «по» – с физиологической и двигательной функцией, с чувственным восприятием. Совершенствование собственного тела и восхождение к нравственным вершинам представлялись китайцам единым процессом. Стремление к обретению телесной, физиологической гармонии привело к развитию в Китае разных школ и учений, предлагающих выполнение определенных физических упражнений для постижения гармонии духа и тела. Идеи древних натурфилософских концепций определили характер осмысления китайцами физических ощущений. В теле индивида, наполненном жизненной энергией «ци», согласно традиционным представлениям китайцев, существует динамический баланс начал «инь-ян», с которым связан баланс горячего «шу» и холодного «хань» начал, «Инь» мыслится как воплощение телесной формы и плоти Земли, «ян» – его дух от бесплотного, бесформенного Неба. Китайская народная культура признает, что человеческое тело представляет собой микрокосм, в котором важно поддерживать равновесие между «инь» и «ян» и гармонию «пяти элементов» (земля, вода, огонь, металл, дерево).

Жесты и мимика

В аспекте телесной представленности в этническом самосознании китайцев показательным будет рассмотрение некоторых особенностей проявления физического Я в жестах и мимике изучаемых этносов. Большое количество жестов в Китае закрепилось еще с древних времен. Например, обычай приветствовать сложением обеих рук перед грудью мог символизировать в древно-сти нежелание нанести первый удар, или раскрытая ладонь одной руки и обхваченный ею сжатый кулак другой могли символизировать два противоположных начала китайской натурфилософии «инь» и «ян» [1]. Сложенными таким образом руками китайцы поздравляют своих родственников и знакомых с наступлением праздника Весны, с днем рождения, повышением по службе. Молодое поколение китайцев все меньше использует этот жест уважения и приветствия, заменяя его традиционным для европейца пожатием правой руки. Но, как отмечается, чужая традиция в китайском исполнении имеет некоторые особенности. Так, считается нормальным протягивать для рукопожатия левую руку, если правая занята чем-либо другим. Пожав руку, китаец ее долго не отпускает, желая показать свое расположение к собеседнику, раскачивает, похлопывает сверху другой рукой. Многие китайцы имеют привычку во время разговора трогать своего собеседника за локоть или плечо, поглаживать и теребить рукав. Возможное объяснение в том, что традиционно телесный контакт на людях в Китае был ограничен строгими нравами, бытовавшими в обществе. Поэтому даже небольшое телесное прикосновение сразу открывает иное качество личных взаимоотношений, придавая им теплоту и доверительность, символизируя внимание и заботу. В настоящее время среди молодежи нередко можно наблюдать присущий западной индустриальной культуре «тротуарный интим»: целующиеся парочки на улице города, юношей-студентов, прогуливающихся по аллее взявшись за руки или интимно положивших руки друг другу на плечи.

Сдержанность в мимических выражениях

Мимическое выражение у китайцев более чем скромное. Основная выразительная работа падает на глаза и брови. Именно они дают собеседнику дополнительную информацию о настроении и переживаниях китайца. Лицо китайца, следуя древним традициям, должно оставаться беспристрастным и выражать елейность. Во время разговора китайцы стараются сохранять неподвижным положение лица и тела, сидят прямо, почти не шевелятся. Китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают только враги или ненавидящие друг друга люди. Добрым же знакомым сверлить друг друга глазами считается неприличным. Говоря о самом себе, китаец покажет пальцем на собственный нос. Указательный палец собеседника, вытянутый в сторону китайца, является оскорблением, выражением недовольства или признаком плохого воспитания. Жест одобрения у китайцев – поднятый вверх большой палец – похож на жест русского человека. Если китаец говорит о чем-то недостойном или неприятном, то приложит подушечку большого пальца к верхней фаланге мизинца той же руки. Сложенные вместе большие пальцы обеих рук намекают на чьи-либо амурные отношения. Поглаживание указательным пальцем по щеке выдает желание пристыдить собеседника, у которого, должно быть, «на лице слишком толстая кожа». Традиционные представления о физической сущности личности, основанные на древней натурфилософской идее о сопряженности телесного и духовного, являются неотъемлемым компонентом этнического самосознания представителей китайского этноса. Традиционные культурно-психологические феномены, связанные с осознанием тела, занимают ведущее положение и у современных китайцев.

2 – Притязание на признание

Влияние Конфуция

На формирование личности в соответствии с правилами китайской цивилизации большое влияние оказало учение Конфуция. Философ сформулировал смысл нравственной ответственности человека перед самим собою и перед обществом. Нравственный идеал конфуцианства – личное совершенствование, неустанное «превозмогание себя» (кэ цзи), то есть Путь «Дао», подвижничество, в котором человек духовно мужает, очеловечивает сам себя, притом делает это непременно в общении с другими. Жизненный идеал Конфуция – следовать влечениям сердца, не нарушая правил [2].

На протяжении всей истории Китая выполнение нравственных и этических норм и правил, утвержденных конфуцианской идеологией, являлось для жителей Поднебесной главным руководством их жизни. Этиче-ский принцип традиционно в Китае был абсолютным критерием ценности. «Во всех действиях руководствуйся нравственностью», «Нет преступления большего, чем не иметь дао, нет вины более глубокой, чем не иметь дэ» [3]. За нарушение морали, пренебрежение к точно фиксированному церемониалу, малейшее отклонение от выработанных веками и завещанных предками старинных традиций применялись суровые наказания, нарушители преследовались и осуждались общественным мнением и властями.

Влияние семьи на воспитание морали

Конфуцианская идеология утверждала паритетное влияние семьи на воспитание морали, так как воспитание чувства любви к другим людям может быть привито только в семье. Основы нравственного и морального воспитания человека закладываются в семье вследствие чувства благодарности – родители отдали нам так много – мы должны их любить. Конфуцианские нормы поведения на первое место выдвигают уважение к старшему, преклонение перед его авторитетом и подчинение ему. Этому поклонению соответствует следующий конфуцианский принцип: «Установлением корня рождается и путь. Сыновья почтительность (сяо) и уважение к старшим (ди) – это и есть корень милосердия» [4]. Сторонники конфуцианства полагали, что природа человека не позволяет ему распространить привитые в семье чувства любви к ближнему на всех людей. Человек как существо социальное стремится развивать отношения с конкретными близкими людьми, и эти отношения структурируются с помощью специальных правил «ли». Понятие «ли» стало высшим символом ритуализированной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного социального устройства и поведения человека [5]. Правила приличия составляют часть ритуала, которому китаец привык следовать и который занимает в его жизни большое место. В современной поднебесной жизни концепции «ли» не утратили своего значения, что нашло свое отражение в особенностях поведения в общественных местах, в отношениях с родственниками, друзьями, незнакомыми людьми. Так, например, в Китае, где показная скромность и даже некоторое самоуничтожение испокон веков были знаком хорошего тона, китайцы сознательно стремятся, чокаясь спиртными напитками во время застолий, держать свой бокал гораздо ниже, чем его держит гость. Китайцы считают дурным тоном делать замечания детям в присутствии их матери и отца, такие действия будут считаться оскорбительными для родителей ребенка. Подсказывать кому-то на экзамене считается недопустимым.

Настойчивое и агрессивное утверждение скромности

Для китайской традиции характерно «настойчивое и даже агрессивное утверждение скромности и бескорыстия в качестве едва ли не высших человеческих добродетелей»[6]. В этом заключается традиционная формула благонравного поведения: «Все доброе приписывать другим, все дурное брать на себя». «Покаянный вид» китайца, обусловленный идеологическими требованиями общества, можно отнести к одному из неотъемлемых традиционных культурно-психологических феноменов в содержании этнического самосознания китайцев.

Этика лица

Воздействие традиционных ценностей на притязания личности в сфере социального признания в современных условиях можно проследить на примере такого культурно-психологического феномена, как «этика лица». Суть «этики лица» заключается в осознании чувства собственного достоинства и достоинства других. «Лицо» – то глубоко личное, что идентифицирует душу. «Для обозначения такого явления, как «лицо» китайцы используют два термина: «маньцзы» (престиж, достигнутый через материальный успех) и «лянь» (уважение группы по отношению к человеку с хорошей моральной репутацией). Индивид, обладающий «лицом», по представлениям китайцев, должен заботиться о сохранении «лица» других людей. Китайцы придают большое значение «лицу», лицо для них важнее, чем что бы то ни было. Китаеведы Тертицкий К.М., Малявин В.В.[7], Девятов А.[8] и другие отмечают, что «этика лица» стала у китайцев одной из глубинных структур психологии.

С понятием «лица» тесно связано представление о лояльности индивида по отношению к членам своей группы. Близкие люди должны быть лояльны друг к другу – прилагать усилия к тому, чтобы выполнить обязательства по отношению друг к другу. Нелояльный индивид – это индивид без «лица». При помощи системы установок и отношений, связанных с концепцией «лица», индивид интегрирован в группу, подчиняется ее нормам и «порядкам».

В этику «лица» входит установка на заботу о сохранении «лица другого человека. Отказываясь от конфликта с другим человеком и сохраняя его «лицо», индивид получает основания считать себя имеющим «лицо», так как он не поступил недоброжелательно и жестко. В результате забота о «лице» ведет к формированию стремления избежать конфликта в межличностных отношениях. Следует также отметить, что избегание конфликта, поддержание социальной гармонии выступают в традиционной этической системе китайцев как весьма значимые самостоятельные ценности.

Сохранение «лица» играет важную роль в жизни современных китайцев. Для китайцев свойственно стремление сохранить устоявшиеся связи, избегать конфликтов, проявлять уступчивость. Китайцы всегда могут пожертвовать материальными интересами ради хорошей репутации. Таким образом, забота о своем «лице» представляет собой нечто большее, чем просто социальную норму, в соответствии с которой каждый старается не затронуть «лицо» другого и в результате сохраняется «лицо» каждого. Не заботиться о чужом «лице» уже означает причинить в какой-то степени вред своему «лицу».

Модернизация и проблема сохранения традиций

С конца 1970-х по начало 1990-х годов в Китае прошли реформы, затронувшие все стороны жизни общества и поставившие китайцев лицом к лицу с проблемой сохранения традиционной китайской культуры в процессе модернизации. Поворот китайского общества к рыночной экономике вызвал острые противоречия между традиционными представлениями и морально-нравственными представлениями нового типа. При осуществлении модернизации, как показал опыт западных стран, появляется много различных социальных проблем – наркомания, кризис семьи, утрата духа гуманности и т.д. Отношения между людьми рассматриваются через призму полезности, которая противопоставляется совести, долгу, ответственности, что, в свою очередь, приводит к утрате нравственных ограничений, принижению моральных ценностей в общественной жизни.

Рыночная экономика и сопутствующие проблемы

В настоящее время в китайском обществе складываются тревожащие людей изменения в области морали и нравственности, тесно связанные с переходом Китая к рыночной экономике. Как считают китайские исследователи, «стоило открыть ворота своекорыстным интересам, и сразу хлынул поток эгоизма, который невозможно остановить; в результате прежние морально-нравственные нормы, основу которых составляет «альтруизм», игнорируются и принижаются» [9]. Неизбежно возникает вопрос о внутренней преемственности молодыми китайцами традиционных конфуцианских моральных идей и о влиянии на них осуществляющейся модернизации в Китае.

Иерархия моральных ценностей

По результатам анализа изучения социологами КНР системы нравственных ценностей у современных молодых китайцев была выделена следующая иерархия наиболее важных для респондентов моральных ценностей: честность, патриотизм, почитание родителей, цельность, выполнение обещаний, вежливость, скромность, чувство благодарности. Эти данные в целом подтверждают приверженность молодежи традиционным китайским обычаям и порядкам. Так, китайская молодежь считает наиболее важной «честность» традиционную моральную установку, высоко ценимую в условиях, когда социальные контакты ограничиваются рамками семьи и соседства; менее ценимо «выполнение обещаний» – современная моральная установка, значимая к условиях рыночных отношений. Многие ученые отмечают, что учение Конфуция будет сохранять свою духовную ценность. Оно пустило глубокие корни в китайском обществе: «их не смогли истребить ни проникновение в Китай западных идей, ни «культурная революция.... Оно выстояло и сегодня служит незаменимой опорой социального порядка и национального процветания [10].

3 – Половая идентификация

«Мужское» и «женское»

В китайской культуре понятия «мужского» и «женского» традиционно рассматривались «не как результат физиологической дифференциации полов, а как результат объективации высших сакральных сил в бытийной реальности» [11].

Отношения между мужчиной и женщиной

Показательной в смысле анализа отношений между мужчиной и женщиной является традиционная китай-ская семья, с ее системой родства и иерархией между полами. Китайская семья создавалась прежде всего из-за потребности в репродуцировании семейно-клановых связей, поэтому чувственные, любовные отношения не являлись значимыми. Фактически молодожены предполагали спать в одной постели лишь несколько дней. После этого они занимали разные кровати, но в одной комнате. На публике они должны проявлять полное безразличие друг к другу. Таким образом, эротические отношения выносились в иную область, потому что семья изначально не являлась полем для их реализации.

Статус жены, матери, хозяйки в китайской семье был невысоким и основывался на трех конфуцианских заповедях о повиновении: будучи дочерью, жертвовать собой ради отца; будучи женой, жертвовать собой ради мужа; будучи матерью, жертвовать собой ради сына. Если для вдовца повторная женитьба считалась нормальной, то для вдовы второе замужество рассматривалось как бесчестие. При этом неверность мужчины не была чем-то сверхъестественным, для женщины же это было равносильно социальному самоубийству.

Образы маскулинности-фемининности в сознании китайцев обусловливались различными уровнями китайской культуры. Существовавшая в семейных отношениях между мужем и женой строгая мораль, с одной стороны, и реализация естественных сексуальных желаний в других формах (проституция, институт гейш) – с другой, вели к возникновению различных образов мужского и женского.

Отношение к сексу

В настоящее время можно отметить такую двойственность отношений к сексу. Сегодня в Китае официально запрещены проституция и порнография. Государственные законы предусматривают строгие наказания за их распространение и участие в таких действиях. Но там где эти официальные запреты можно обойти, например, в другом государстве, китайцы с большой охотой занимаются и тем, и другим. На сопредельных территориях, при достаточно лояльном отношении властей, имеется большое количество так называемых «точек», где русские девушки оказывают интимные услуги китайцам. Здесь пышно расцветает игорный бизнес, многие казино ориентированы на китайских бизнесменов и торговцев.

За последнее время отношения между мужчинами и женщинами приобретают новые черты: об этом свидетельствуют изменения в подходах к распределению ролевых функций между супругами, возрастающее стремление девушек к равноправному положению с юношами. Китайские девушки наравне с юношами стремятся получить хорошее образование, сделать профессиональную карьеру.

4 – Прошлое, настоящее и будущее личности

К числу констант, во многом определяющих особенности этнического самосознания, относится свойственное представителям данной культуры понимание времени и пространства.

Историческая память

Китайский народ, как никто другой, обладает мощной исторической памятью. Ее воспитанию придавалось большое значение и делалось это на основе национальной исторической традиции. Примечательно, что и китайский календарь тесно сопряжен с китайской историей, ориентирован во времени по событиям, связанным с образом исторического лица – императора.

В грамматике китайского языка нет линейного деления категории времени на прошлое, настоящее и будущее. Нужно специально либо добавлять слова «вчера», «сегодня», «завтра», либо упоминать какие-то даты или имена действующих лиц из истории, а официально для фиксации прошлого обязателен девиз царствования.

Временные круги

Культ семьи в китайской культуре также нашел свое отражение в системе времяисчисления. Последовательность лет объединяют «круги» числом ровно по 60 лет, потому что в семье одновременно живут дедушки, дети и внуки. Это природный размер семейного счастья, радости за потомство и почитания родителей [12].

Внимание фиксируется на конкретной жизни человека

Китайцы не проявляют особого интереса к абстрактным понятиям «пространство» и «время», отдавая предпочтение практическому пониманию, приближенному к повседневной жизни человека, ее целям и задачам. Хотя в древних текстах можно встретить термин «юй чжоу» – «великий космос», речь о времени и пространстве в китайской культуре, как правило, идет в контексте размышлений о том, как лучше человек может соответствовать тому или иному отрезку времени или ситуации. Традиционно внимание фокусируется на субъективном факторе, на жизни человека, его делах и возможностях, его самореализации, а не на объективных признаках времени и пространства [13].

Образ наблюдаемого времени

Наблюдать время по-китайски значит стоять лицом к уже совершенному и спиной к предстоящему, ожидаемому. Примечательно, что китаец, плывущий вниз по течению реки жизни, сидит в лодке лицом к пройденному пути и спиной к предстоящему, ожидаемому, Будущее у китайца находится со спины, течет ему в затылок, и поэтому оно неизвестно и бесполезно для задач настоящего момента. Многие молодые китайцы на наш вопрос о будущем не загадывали для себя перспектив далекого будущего, а ориентировались на значения и ценности сегодняшнего дня для дальнейших перспектив, Ответы молодых китайцев в основном были: «Сейчас я много работаю, а там посмотрим», «Я не могу говорить заранее, что меня ждет в будущем, но сегодня я делаю все что необходимо». Китайцы менее самонадеянны в своих планах на будущее, поскольку полагают, что будущим невозможно управлять. Этому свидетельствуют высказывания типа: «Что дальше будет, то будет», «Я не могу загадывать наперед», «Неизвестно, что произойдет в будущем».

Пространственная гармония: «инь», «ян» и «пять элементов»

Для достижения равновесия и гармонии в естественном порядке важно поддержание их и в пространственных отношениях. В традиционной народной культуре основу представлений о пространственной гармонии составляли силы «инь» и «ян», а также «пять элементов», «пять направлений» «пять тонов», «пять цветов», «пять чисел». Все эти компоненты включены в систему китайской геомантии – «фэншуй» – определенного порядка и гармонии в пространстве.

Определение с помощью геомантии правильных пространственных решений было в прошлом и остается в настоящем одним из важных элементов повседневной жизни китайцев. Современные китайцы продолжают верить, что правильное геомантическое размещение приносит благополучие и коммерческие успехи.

Приверженность традиционным образам времени

На основании анализа различных литературных и научных источников, включенного наблюдения и опроса можно констатировать, что в осознании временных и пространственных отношений в структуре самосознания современных молодых китайцев сохраняется приверженность традиционным образам времени и пространства, осмысленным древней китайской цивилизацией. Эти представления не только связывают китайцев прошлого и настоящего, но и объединяют всех китайцев в единый этнос независимо от места их проживания, позволяют говорить о наличии специфических особенно-стей содержательного наполнения этнического самосознания.

5 – Социальное пространство

Права и обязанности

Традиционная культура характеризуется стабильно существующей системой прав и обязанностей, определяющих взаимодействие человека с другими людьми. Достижение гармонии в человеческих отношениях всегда признавались китайской культурой высшей ценностью. Она составляет основу конфуцианской этики, которой традиционно руководствуется китайский народ. Конфуцианская философия признает необходимым достижение гармонии в двух сферах: в семейных отношениях и в отношениях между живыми и мертвыми.

Гармония отношений

В семейных отношениях гармония достигалась наличием любящих родителей, сыновней почтительности, братского согласия и солидарности, существованием особого отношения к почившим предкам. Этот идеал человеческих отношений имеет глубокие корни в китайской культуре, чем, по-видимому, и объясняется сохранение в китайском обществе высокой ценности авторитарной патриархальной семейной системы и института поклонения предкам.

В Китае семья всегда была не только базовой социальной группой, но и прототипом всех иных социальных организаций. Китайцы притязают на признание через систему социальных отношений и прежде всего через отношения, сложившиеся в семье, так как специфика семейных отношений, традиционно опирающаяся на конфуцианство, многое определяет в моральных ценностях общества. Отношения родства стали, таким образом, основой для построения всей совокупности отношений в обществе. Идея семейного уклада наложила глубокий отпечаток на все структуры самосознания китайцев.

Идеал конфуцианской традиции

Конфуцианская традиция испокон веков придавала семье огромное значение, ставя ее на первое место среди коллективов, к которым принадлежал каждый индивид. Идеалом в конфуцианской традиции считалась обширная патриархальная семья – многодетность воспринималась как гарантия обеспеченной старости. Конфуцианские нормы поведения на первое место выдвигают уважение к старшему, преклонение перед его авторитетом и подчинение ему. В свою очередь старший покровительствует младшему, учит его и помогает ему в жизни. Авторитет главы всегда был абсолютным и выражался в полном подчинении его решениям всех членов семьи, а также в проявлении внешних почестей: «Служи родителям по ритуалу, когда умрут – их погреби по ритуалу и приноси им жертвы далее по ритуалу». Строгая иерархия с самого рождения определяла место человека в обществе. Чувство иерархии у китайцев составляет суть гуманности [14]. Осознание природного неравенства положения «лиц» обеспечивает стабильность общества. Подавляющее большинство китайцев в условиях традиционного общества рассматривали в качестве ведущей ценности семью, не отделяя себя от нее. Семья была для них средой социального существования, местом реализации их социальных целей и потребностей. Основы морального воспитания людей закладываются в семье. Культивирование человеколюбия начинается с выработки сыновней почтительности «сяо» к старшим и братской любви к младшим «ди» [15].

Семья у современных китайцев играет в повседневной жизни большую роль, чем у европейцев, являясь главным источником социальных гарантий, материальной и моральной страховкой в случае неудач. Однако в настоящее время традиционные представления о семье претерпевают немалые изменения. Этому способствует ряд факторов. Среди них демографическая политики государства, принуждающая иметь в семье только одного ребенка, урбанизация, влияние западных образцов и идей.

Современная семья

В исследованиях китайских ученых отмечаются следующие проблемы семейного воспитания и семейной морали в современном Китае. Во время культурной революции был поставлен вопрос об отмирании семьи, ее считали пережитком прошлого, рассматривали как путы, как оковы. Многочисленные семьи во время культурной революции подверглись нападкам, разорению, а некоторые были просто уничтожены. Из-за такой политики многие молодые люди не получили нормального семейного воспитания. Статистические данные свидетельствуют, что среди правонарушений, допущенных молодыми людьми, немалая доля приходится на проступки, вызванные неблагополучием в семье. За годы реформ постепенно выросло число людей, осознающих важность семейного воспитания, начали выходить периодические издания по этой проблеме. В настоящее время общество сталкивается с новыми проблемами в семейном воспитании. К новым проблемам в китайском обществе относят: 1 – значительное улучшение бытовых условий многих семей, «некоторые главы семейств потакают повышенным материальным запросам своих детей, способствуют появлению у них чувства превосходства и сознания привилегированности»; 2 – рост числа семей, имеющих одного ребенка, что, с одной стороны, должно благоприятно сказаться на семейном воспитании, поскольку родители могут уделять единственному ребенку больше внимания и заботы, но, с другой – именно в силу своей «единственности» этот ребенок может вырасти избалованным, капризным, эгоистичным; 3 – многие родители связывают будущее своих детей исключительно с поступлением в высшие учебные заведения, заставляют их с утра до вечера сидеть за книгами. «Даже трех-четырехлетних детей учат запоминать классические стихи, уметь считать и т.п.». Заботясь лишь об умственном развитии детей, такие родители забывают об их нравственном воспитании, физическом здоровье [16].

Китайские исследователи отмечают, что в настоящее время между отцами и детьми существуют два противоположных типа отношений: полное и беспрекословное подчинение родительской воле, более характерное для сельской местности, и неповиновение, сложившееся под влиянием запада и более распространенное в городе. «Если у родителей денег много – их выманивают, если у родителей денег мало – от родителей стараются избавиться» [17]. Это, конечно, некоторые тенденции, которые так остро воспринимаются китайскими исследователями.

Тенденции развития самосознания китайской молодежи

Обсуждая проблему особенностей этнического самосознания мы должны указать на сосуществование двух тенденций. Во-первых, в современном Китае сохраняются традиционные ценностные ориентации на телесную и личностную самопрезентацию в социальных отношениях. Во-вторых, условия мировой интеграции культурных ценностей разворачивают молодежь от этнического капсулирования к интеграции.


  1. Барский К., Палецкий Д. Китайская грамота мимики и жестов // Азия и Африка сегодня. 1994. № 4. С. 59–63.
  2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2002. С. 170.
  3. Чжао Тидун. Лунь миньцзу чуаньтун вэньхуа ды чжутисин // Бэйцзин дасюэ сюэбао. Пекин, 1994. №3. С. 121–128.
  4. Чукас Е.А. Влияние Конфуцианской философии на семейно-бытовые отношения в Китае // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск, 2002. С. 439.
  5. Васильев Л.С., Кобызев А.И. Предисловие // Этика и ритуал в современном Китае: Сб. статей / Под ред. Л.С. Васильева. М., 1988. С. 5.
  6. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994. С.196.
  7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2002.
  8. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в ХХI веке. М., 2002.
  9. Ли Ганю Гао Цзинвэнь. Шичан цзинцзи юй даодэ дайцзя // Чжэсюэ яньцз.. Пекин, 1997. С. 22 // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Серия 10. Китаеведение. М., 1998. № 2. С. 74.
  10. Делюсин Л. Модернизация и учение Конфуция // Азия и Африка сегодня. 2002. № 7. С. 11.
  11. Маслов А.А. Образы мускулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Вестник Московского университета. Серия: Востоковедение. М., 1997. № 5. С. 56.
  12. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в ХХI веке. М., 2002. С. 36.
  13. Lin Li-Chen / The notion of time and position in the «Book of change» and their development // Time and space in Chinese culture. – Leiden, N/Y., Koln: E.J. Brill, 1995. Р. 89 – 113 // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Серия 10. Китаеведение. М., 2000. № 2. С. 88.
  14. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в ХХI веке. М., 2002. С. 36.
  15. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994. С. 39.
  16. Кун Чжихуа, Юй Синьянь. Фу Цзы: Чжунхуа цзятин цзяоюй. Шанхай: Шанхай жэньмин чубаньшэ, 1996 // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Серия 10. Китаеведение. М., 1999. № 1. С. 67.
  17. Там же. С.121.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности