Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / Психологическое обеспечение экстремальной деятельности

Личность в экстремальных условиях

Стр. «190—204»

Алексей Кокурин

Психологическое обеспечение экстремальной деятельности

Экстремальная профессия

Уголовно-исполнительная система (УИС) Министерства юстиции (Минюста) России имеет в своем составе специальные подразделения (отделы специального назначения), которые были сформированы в начале 1990-х годов с целью реализации специфических для УИС функций: пресечения и ликвидации массовых беспорядков в местах лишения свободы; обезвреживания вооруженных преступников и освобождения лиц, захваченных в качестве заложников в учреждениях УИС; участия в розыске и задержании осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег и т.п.

При участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе сотрудники отделов специального назначения (ОСН) УИС Минюста России помимо вышеперечисленных (и преимущественно) выполняют также функции по охране важных государственных объектов, сопровождению различных лиц и грузов.

При взрыве комплекса зданий правительства в столице Чеченской Республики 27 декабря 2002 г. погибли и получили ранения в том числе и сотрудники ОСН УИС, осуществлявшие его охрану. Специфика командировок сотрудников «спецназов», осуществляющих охрану и оборону следственного изолятора г. Грозный, заключается в необходимости несения службы в ограниченном пространстве с частым боевым контактом с противником. В аналогичных условиях находятся отделы специального назначения и в других районах Чечни.

Во всех подобных случаях ОСН используются, по сути, в качестве армейских подразделений. Между тем «спецназы» УИС Минюста России изначально не предназначены и не приспособлены (недостаточное вооружение, принципиально отличная от военной тактика) для ведения войскового боя.

В связи со сложным спектром задач, решаемых бойцами спецподразделений УИС на Северном Кавказе, возникла проблема психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД).

Основной целью такого обеспечения является: оптимальное использование психологических ресурсов сотрудников ОСН, обеспечивающих успешное выполнение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона; восстановление, сохранение и повышение работоспособности бойцов.

Этапы психологического обеспечения

В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников ОСН в ходе контртеррористической операции представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.

Первый этап – психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов.

Второй этап – психологическое сопровождение в «горячей точке» – включает мероприятия по психологиче-скому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Третий этап – психологическая работа с бойцами спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава ОСН.

На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, принимающих участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, используются различные организационные, методические подходы, специфический алгоритм действий психологов.

Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи.

Задачи психологической подготовки

На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:

  • психологическое обследование личного состава, направляемого в командировку;
  • психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;
  • специальная психологическая подготовка сотрудников и групп, убывающих в командировку.

Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:

  • психологическая диагностика личного состава, направляемого в командировку;
  • изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений;
  • обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности.

Реализация направлений работы организуется начальником отдела специального назначения совместно со своими заместителями и осуществляется психологом [1].

Психологический отбор

Каким же образом психолог ОСН осуществляет выполнение такой работы на практике?

1 – психологический отбор. Предрасположенность в длительных экстремальных условиях к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом [2] на откомандирование в «горячую точку».

Специалисты психологической службы УИС Минюста России используют комплекс мероприятий при отборе бойцов ОСН. К числу этих мероприятий относятся:

  • беседы с кандидатом (выясняются автобиографические нюансы, поведенческие проявления, добровольность участия в командировке, наличие взысканий, состояние взаимоотношений в семье и др.);
  • психодиагностическое обследование (СМИЛ, Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «Шестнадцатифакторный опросник личности», Р. Кеттелл).

В целом, можно говорить о следующих основных психологических «противопоказаниях» к командированию для несения службы в зону контртеррористической операции: неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов – командировка как возможность «подзаработать»), низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, агрессивность, низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др.

Психологическая подготовка

2 – психологическая подготовка. Подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач; на обеспечение личной безопасности [3]; на сохранение физического и психического здоровья сотрудников [4]. В экстремальных условиях подготовки в силу большой динамичности происходящих событий на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций [5; 6].

Формирование моральной и психологической готовности

Сотрудники психологической службы УИС Минюста России перед отправкой сотрудников ОСН в «горячую точку» проводят ряд специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:

  • информационная подготовка (этнографические особенности региона предстоящего несения службы, предыстория конфликта, причины его возникновения, особенности оперативной обстановки и состояние дел на современном этапе, национальный характер и народные традиции, особенности межнационального общения конфликтующих сторон, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность ОСН);
  • выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отделом в период его пребывания в данном регионе (этот критерий включает в себя уверенность бойцов ОСН в гуманности и необходимости предпринимаемых правительством России мер по локализации и урегулированию конфликта, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи);
  • подготовка личного состава к несению службы в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства);
  • выработка у сотрудников ОСН умения в случае необходимости действовать автономно;
  • отработка специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения; умение противостоять «мягкому нажиму», т.е. устойчивость к просьбам гражданских лиц, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т.п., и связанных, как правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т.п.).

Формирование устойчивой мотивации

Практической реализации психологического обеспечения бойцов ОСН служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделений [7]. Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.

При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи.

Сотрудник спецподразделения – воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности воину необходима роль и навыки, подходящие для военного времени.

Экстремально-психологические навыки

Другую концепцию психологической подготовки отделов специального назначения правоохранительных органов предлагает В.Н. Смирнов. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка осуществляется в два этапа.

Предварительная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков, контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях.

Алгоритм профессиональной экстремально-психологической подготовки

Алгоритм предварительной профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений от профессионально-психологической подготовки сотрудников других подразделений правоохранительных органов принципиально отличается: практической направленностью занятий, обязательным включением профессиональной экстремально-психологической подготовки во все разделы боевой, физической и служебной подготовки; обучением сотрудников специальных подразделений профессиональной наблюдательности; поддержанием оптимальной работоспособности на протяжении необходимого для эффективной работы времени (выявление индивидуальных предельных физических и психических возможностей, обучение восстановлению физических и психических сил в процессе профессиональной деятельности и в перерывах, поддержание баланса между затратами и восстановление сил, умелое использование резерва этих сил); овладением навыками многовариантных, но адекватных и быстрых действий.

Специфика тренинга

Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности» [8].

Вызывает интерес социально-психологический тренинг (СПТ) в рамках психологической подготовки ОСН Минюста России, разработанный в межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области. В данном тренинге основными методами работы с группой являются игровые методы [9]. Особенностью СПТ является то обстоятельство, что перечень игр и упражнений не является жесткой программой тренинга. Практический психолог имеет возможность подбирать для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности. Необходимо отметить, что коллектив межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области является признанным авторитетом в разработке вопросов экстремальной подготовки сотрудников спецподразделений Минюста России [10].

Комплектование спецподразделений

3 – комплектование ОСН. Комплектование осуществляется с учетом социально - психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудника.

При формировании отдела психологу необходимо учитывать:

  • принцип «профессионального соответствия» (комплектование должно проходить с учетом профессиональной ориентации сотрудников. Это необходимо для формирования нарядов (групп, пар), предназначенных для выполнения специальных задач);
  • принцип «культурной однородности» (при комплектовании постов, нарядов и порядка расселения личного состава подбираются сотрудники одного уровня образования, одних религиозных взглядов и верований и т.п.);
  • в состав формируемых отрядов не рекомендуется включать лиц, родственной одной из конфликтующих сторон национальности, либо национальности, имеющей свои «особые интересы» в данном регионе;
  • профессиональный стаж направляемых сотрудников должен быть не менее двух лет. Желателен положительный опыт работы в экстремальных условиях, например: участие в захвате особо опасного преступника, освобождение заложников, работа с людьми, получившими серьезные ранения, с жертвами насилия и т.п. Однако при этом следует учитывать, что сотрудники, неодно-кратно побывавшие в экстремальных ситуациях, могут демонстрировать не только конструктивный опыт, но и психологическую усталость, и раздражение, постстрессовые состояния;
  • разница в возрасте среди сотрудников рядового и сержантского состава не должна превышать 10–12 лет, а командиры должны быть старше подчиненных;
  • для непосредственных начальников обязательно, а для прямых желательно наличие опыта работы с людьми. В большей степени, чем для рядового состава, им необходим опыт работы в экстремальных условиях. При участии в боевых действиях на одного командира должно «приходиться» меньше подчиненных, чем в обычных действиях;
  • целесообразно обеспечить совместную учебу и проживание сотрудников комплектуемого отдела в течение 4–7 дней до отправки его в зону боевых действий с возможностью последующей фильтрации (ротации);
  • в формируемый отдел обязательно должен быть включен психолог с медицинской или врач с психологической подготовкой – данный факт обеспечивает возникновение более доверительных отношений, и в профилактической работе не делается акцент на то, что сотруднику уделяется усиленное внимание со стороны психолога (что вызывает, обычно, негативную реакцию). Желательно, чтобы это был штатный сотрудник данного подразделения, так как это помогает снять первичный психологический барьер «свой-чужой», облегчает процесс общения, к тому же штатный психолог уже знает личностные и профессиональные особенности сослуживцев, что поможет дать более точные рекомендации как руководству, так и членам коллектива. Хотя, конечно, в этом случае есть опасность использования психолога не по назначению (как бойца-штурмовика, как медицинского работника и т. п.). Тем не менее психолог должен быть готов и к нештатным ситуациям, в экстремальных условиях сохранять самообладание, работоспособность, оставаться внимательным, терпимым, уметь находить общий язык с бойцами и командирами всех степеней, при необходимости проявлять решительность и смелость, морально и профессионально быть готовым к выполнению задач, которые могут быть продиктованы динамично развивающейся ситуацией в зоне вооруженного конфликта.

Психологическое сопровождение в «горячих точках»

На этапе психологического сопровождения сотрудников во время командировки на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:

  • обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям;
  • контроль психологического состояния бойцов ОСН и морально-психологического климата в коллективе.

Основные направления работы психолога на этом этапе:

  • психологическая помощь при «врабатывании» личного состава в режим вооруженного конфликта;
  • психодиагностика общего психологического состояния сотрудников, находящихся в «горячей точке», с целью выявления признаков острых и посттравматиче-ских стрессовых расстройств и оказания экстренной психологической помощи;
  • изучение состояния морально-психологического климата в коллективе;
  • осуществление комплекса восстановительных мероприятий: снятие нервно-мышечного напряжения путем использования психологических, фитотерапевтиче-ских методов, средств и приемов, физических упражнений, восстановление коммуникативных навыков сотрудников путем использования различных групповых и индивидуальных занятий, проведения социально-психологических тренингов.

Деятельность психолога в горячих точках

Практика показывает [11], что основными формами реализации этих направлений деятельности психолога на месте являются: выявление негативных факторов; осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава; обучение и инструктаж сотрудников; проведение мероприятий психокоррекции (в том числе с использованием приемов НЛП) [12]; оказание помощи руководителям в кадровой работе; разработка рекомендаций руководству по возможной эвакуации или временному освобождению от обязанностей по психологическим показаниям, улучшению условий жизни и службы личного состава, предупреждению межличностных конфликтов, применению мер поощрения и взыскания с учетом психологических особенностей и состояния сотрудников.

Стрессогенные факторы

Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне конфликта, можно выделить следующие: использование спецподразделений УИС в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни – как в отношении себя, так и товарищей; нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат – постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость.

Боевые психотравмы и их предупреждение

Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении СБД в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо:

  • откомандированный в зону вооруженного конфликта личный состав расположить компактно, с соответствующим охранением. Дробление на более мелкие группы с разными местами дислокации свести к минимуму. Если же это невозможно, то как можно чаще эти группы должны посещать руководители, психолог;
  • раннее активное выявление лиц с развивающимися дезадаптивными реакциями или личностными декомпенсациями;
  • обязательная связь с «Большой землей», с родственниками, регулярное информирование личного состава о положении в регионе;
  • командиру, заместителю по работе с личным составом, психологу проводить постоянную работу по налаживанию добрососедских связей с местным населением;
  • всесторонним образом поддерживать авторитет командира;
  • в период оперативного покоя (кстати, являющегося одним из наиболее сложных периодов), после непродолжительного отдыха, организовать разумную занятость личного состава, уделить внимание досугу, физическим тренировкам, общеинформационным занятиям.

Психологическая работа на месте дислокации

На этапе психологической работы с сотрудниками ОСН после возвращения к постоянному месту дислокации в качестве основных задач выступают:

  • обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям, контроль состояния морально-психологического климата в коллективе и взаимоотношений с сотрудниками других подразделений, выявление сотрудников с признаками посттравмирующих стрессовых расстройств;
  • осуществление психологической коррекции имеющихся нарушений с целью предупреждения возникновения состояний психической дезадаптации и их хронификации, развития психосоматических нарушений;
  • формирование и поддержание мотивации для дальнейшей службы в УИС;
  • организация социально-психологической работы с семьями сотрудников, вернувшихся из командировки на Северный Кавказ.

Из перечисленных выше задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:

  • психодиагностика общего психологического состояния личного состава, возвратившегося из командировки;
  • социально-психологические исследования состояния морально-психологического климата в коллективе;
  • реабилитационные мероприятия с сотрудниками, у которых обнаружены признаки ПТСР;
  • психологическое консультирование сотрудников по актуальным личностным и семейным проблемам.

Проблемы психологической адаптации

Психологическая работа с сотрудниками ОСН после возращения к постоянному месту дислокации обусловлена тем, что бойцы «спецназов» правоохранительных органов и в том числе ОСН УИС при выполнении боевых задач в районах вооруженных конфликтов используются в качестве войсковых подразделений [13]. В связи с этим у сотрудников возникают проблемы психологической адаптации, аналогичные тем боевым психотравмам, которые получают военнослужащие армейских подразделений в бою.

Главная задача психолога по возвращении бойцов ОСН к месту постоянной дислокации – помочь сотруднику обрести душевное равновесие и комфорт. При этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, о чем написано немало, но и позитивными. Очень убедительно, на наш взгляд, возможность позитивных проявлений последствий экстремальных ситуаций показал А.М. Столяренко. Он считает, что эти изменения образуют целый комплекс, хотя и не всегда проявляются во всем объеме, в зависимости от вида экстремальных ситуаций, индивидуальных особенностей человека, стечения обстоятельств и др. В комплекс входят: повышение умелости, профессионализма, опытности; личностная самореализация, рост человека; социальное признание, повышение социального статуса, социальный успех; улучшение бытовых и материальных условий; укрепление сил и здоровья [14].

Негативные последствия стресса

По негативным последствиям стресса работа должна вестись в следующих направлениях:

  1. Тревога и досада. Сотрудники часто боятся того, что травмирующие события могут повториться вновь, испытывая при этом чувство досады из-за утраты веры в себя и ближайшее окружение.
  2. Страхи. Пострадавших можно и необходимо научить адекватно реагировать на собственные страхи, а также методам их преодоления.
  3. Отрицание. Основная масса пострадавших сотрудников отрицает (часто справедливо) наличие проблем в связи с фактом травмирующей ситуации, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложения медицинской и специализированной психологической помощи.
  4. Личностные изменения. Многие осознают, что какие-то изменения с ними произошли, отмечая появление трудностей в межличностном общении за пределами своего социума; часто жестко разделяют окружающих на «своих» и «чужих»; считают себя выше и сильнее других.
  5. Чувство вины и стыда. Лица, попавшие, в силу ряда обстоятельств, в беспомощное положение или допустившие оплошность, либо попавшие в плен, могут испытывать неадекватное чувство вины.
  6. Формирование адекватных ожиданий. Необходимо подготовить сотрудника к тому, что дома его ждет семья, нуждающаяся в помощи («семья ждет кормильца»).

Работа психолога с семьями сотрудников

Психологу необходимо уделять особое внимание семьям сотрудников. Роль семьи как мощного психогигиенического фактора в жизни сотрудника ОСН переоценить трудно.

Сотрудники МПЛ ГУИН Минюста России по Ростовской области на протяжении трех лет успешно применяют при отработке семейных проблем групповую технику «Расстановка семьи по Б. Хеллингеру». В свое время Б. Хеллингер, наблюдая взаимосвязь реально существующих проблем с нарушениями «порядка» в семейной структуре, ввел понятие компенсации семейной структуры. Компенсация проявляется на трех уровнях: первоначальная, направленная на сохранение семьи; вторичная, наблюдающаяся в следующем поколении и несущая негативный характер; проблема внуков.

В связи с тем, что «компенсированная семья» не может «нормально» выполнять все свои функции (в т.ч. и обеспечивать эмоциональное единство), человек остается один на один с последствиями кризисных ситуаций.

Расстановка семьи

Коррекция по достигается за счет ряда формальных процедур, названных им «расстановка семьи», и является очень мощной психокоррекционной технологией, предполагающей проработку семейных проблем. Мы можем говорить об эффективности этого метода: у сотрудников, к которым применялась данная техника, наблюдались значительные позитивные изменения как в семейной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Позиция психолога

Возвращаясь к теме психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, необходимо отметить, что одной из важнейших задач является участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности и взаимного доверия среди бойцов.

Последнее слово в спецназе, где как нигде важно единоначалие, всегда за командиром. Поэтому психологическая, а точнее психолого-педагогическая помощь руководителю – также одно из главных направлений работы психолога.


1 Окончание. Начало: Развитие личности. 2003. № 4. С. 175–182.


  1. Методические рекомендации по психологическому обеспечению деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих контртеррористические мероприятия в Северо-Кавказском регионе. ГУИН Минюста России. М., 2003.
  2. Бердников В.С., Казурова Е.С. Первичный отбор кандидатов на службу в ОСН. Ростов-на-Дону, 2002; Кренева Ю.А. Психодиагностические методики, применяемые для отбора кандидатов на службу в ОСН. Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Пацакул И.И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности (на материалах исследования индивидуальной профессиональной безопасности): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2001; Психологические аспекты обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников УИС в условиях чрезвычайных ситуаций: Рабочая программа. Межрегиональная психологическая лаборатория (МПЛ) ГУИН Минюста России по Новосибирской области. Новосибирск, 2002.
  4. Программа психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД, действующих в чрезвычайных ситуациях, в том числе при вооруженных конфликтах: Методические рекомендации. М., 1997.
  5. Смирнов В.Н. Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. М., 2002.
  6. Способность к произвольной саморегуляции функциональных состояний как критерий определения профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы: Рабочая программа. МПЛ ГУИН Минюста России по Ростовской области. Ростов-на Дону, 2002.
  7. Рехтина Н.В. Концепция психологической подготовки сотрудников спецподразделений и ее реализация на примере работы ОСНб «Корсар»: Доклад. ГУИН Мин-юста России по НСО. Новосибирск, 2002.
  8. Смирнов В.Н. Там же.
  9. Проведение психологического тренинга в рамках подготовки сотрудников ОСН к действиям в экстремальных ситуациях: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Тренинг по обучению сотрудников методам произвольной саморегуляции функциональных состояний: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Методы оказания экстренной психологической помощи сотрудникам, находящимся в «горячей точке»: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Программа психологического сопровождения сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы в «горячей точке»: Рабочая программа. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Программа диагностики функциональных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы, пребывающих в экстремальной ситуации: Рабочая программа. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002.
  11. Действия сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях при обеспечении охраны общественного порядка (в зонах вооруженного конфликта): Учебно-методический материал для руководителей и сотрудников ОВД. Выпуск 2. Ижевск, 1999; Фезлиева Х.З. Психологиче-ское сопровождение сотрудников УИС, принимавших участие в борьбе с террористами на территории республики Дагестан: Доклад. Махачкала, 2000; Цымбал Д. Методические рекомендации по психологическому сопровождению личного состава отдела спецназначения УИС при выполнении служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта. Екатеринбург, 2000.
  12. Наиболее полно и успешно психокоррекционные мероприятия с применением техник нейро-лингвистического программирования проводятся сотрудниками межрегиональной психологической лаборатории (МПЛ) ГУИН МЮ РФ по Ростовской области, специализирующейся на вопросах психологического обеспечения деятельности персонала УИС в экстремальных условиях.
  13. Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ / МВД России, ГУК. 1996. №3; Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психокоррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов органов внутренних дел в условиях служебно-боевой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001; Программа восстановления сотрудников и членов их семей, подверженных стрессу, в том числе в результате пребывания в зоне вооруженного конфликта. М., 1998; Психологиче-ская диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД г. Москвы. М., 1997; Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. 1996. №1 (2); Цымбал Д., Нозрина М. Методические рекомендации по реабилитационной работе с сотрудниками ОСН, прибывшими из зоны боевых действий. Екатеринбург, 2000.
  14. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 551–554.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности