|
|||
Авторизация
|
Личность в экстремальных условияхСтр. «190—204» Психологическое обеспечение экстремальной деятельностиЭкстремальная профессия Уголовно-исполнительная система (УИС) Министерства юстиции (Минюста) России имеет в своем составе специальные подразделения (отделы специального назначения), которые были сформированы в начале 1990-х годов с целью реализации специфических для УИС функций: пресечения и ликвидации массовых беспорядков в местах лишения свободы; обезвреживания вооруженных преступников и освобождения лиц, захваченных в качестве заложников в учреждениях УИС; участия в розыске и задержании осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег и т.п. При участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе сотрудники отделов специального назначения (ОСН) УИС Минюста России помимо вышеперечисленных (и преимущественно) выполняют также функции по охране важных государственных объектов, сопровождению различных лиц и грузов. При взрыве комплекса зданий правительства в столице Чеченской Республики 27 декабря 2002 г. погибли и получили ранения в том числе и сотрудники ОСН УИС, осуществлявшие его охрану. Специфика командировок сотрудников «спецназов», осуществляющих охрану и оборону следственного изолятора г. Грозный, заключается в необходимости несения службы в ограниченном пространстве с частым боевым контактом с противником. В аналогичных условиях находятся отделы специального назначения и в других районах Чечни. Во всех подобных случаях ОСН используются, по сути, в качестве армейских подразделений. Между тем «спецназы» УИС Минюста России изначально не предназначены и не приспособлены (недостаточное вооружение, принципиально отличная от военной тактика) для ведения войскового боя. В связи со сложным спектром задач, решаемых бойцами спецподразделений УИС на Северном Кавказе, возникла проблема психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД). Основной целью такого обеспечения является: оптимальное использование психологических ресурсов сотрудников ОСН, обеспечивающих успешное выполнение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона; восстановление, сохранение и повышение работоспособности бойцов. Этапы психологического обеспечения В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников ОСН в ходе контртеррористической операции представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа. Первый этап – психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов. Второй этап – психологическое сопровождение в «горячей точке» – включает мероприятия по психологиче-скому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач. Третий этап – психологическая работа с бойцами спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава ОСН. На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, принимающих участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, используются различные организационные, методические подходы, специфический алгоритм действий психологов. Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи. Задачи психологической подготовки На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:
Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:
Реализация направлений работы организуется начальником отдела специального назначения совместно со своими заместителями и осуществляется психологом [1]. Психологический отбор Каким же образом психолог ОСН осуществляет выполнение такой работы на практике? 1 – психологический отбор. Предрасположенность в длительных экстремальных условиях к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом [2] на откомандирование в «горячую точку». Специалисты психологической службы УИС Минюста России используют комплекс мероприятий при отборе бойцов ОСН. К числу этих мероприятий относятся:
В целом, можно говорить о следующих основных психологических «противопоказаниях» к командированию для несения службы в зону контртеррористической операции: неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов – командировка как возможность «подзаработать»), низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, агрессивность, низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др. Психологическая подготовка 2 – психологическая подготовка. Подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач; на обеспечение личной безопасности [3]; на сохранение физического и психического здоровья сотрудников [4]. В экстремальных условиях подготовки в силу большой динамичности происходящих событий на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций [5; 6]. Формирование моральной и психологической готовности Сотрудники психологической службы УИС Минюста России перед отправкой сотрудников ОСН в «горячую точку» проводят ряд специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:
Формирование устойчивой мотивации Практической реализации психологического обеспечения бойцов ОСН служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделений [7]. Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала. При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи. Сотрудник спецподразделения – воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности воину необходима роль и навыки, подходящие для военного времени. Экстремально-психологические навыки Другую концепцию психологической подготовки отделов специального назначения правоохранительных органов предлагает В.Н. Смирнов. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка осуществляется в два этапа. Предварительная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков, контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях. Алгоритм профессиональной экстремально-психологической подготовки Алгоритм предварительной профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений от профессионально-психологической подготовки сотрудников других подразделений правоохранительных органов принципиально отличается: практической направленностью занятий, обязательным включением профессиональной экстремально-психологической подготовки во все разделы боевой, физической и служебной подготовки; обучением сотрудников специальных подразделений профессиональной наблюдательности; поддержанием оптимальной работоспособности на протяжении необходимого для эффективной работы времени (выявление индивидуальных предельных физических и психических возможностей, обучение восстановлению физических и психических сил в процессе профессиональной деятельности и в перерывах, поддержание баланса между затратами и восстановление сил, умелое использование резерва этих сил); овладением навыками многовариантных, но адекватных и быстрых действий. Специфика тренинга Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности» [8]. Вызывает интерес социально-психологический тренинг (СПТ) в рамках психологической подготовки ОСН Минюста России, разработанный в межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области. В данном тренинге основными методами работы с группой являются игровые методы [9]. Особенностью СПТ является то обстоятельство, что перечень игр и упражнений не является жесткой программой тренинга. Практический психолог имеет возможность подбирать для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности. Необходимо отметить, что коллектив межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области является признанным авторитетом в разработке вопросов экстремальной подготовки сотрудников спецподразделений Минюста России [10]. Комплектование спецподразделений 3 – комплектование ОСН. Комплектование осуществляется с учетом социально - психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудника. При формировании отдела психологу необходимо учитывать:
Психологическое сопровождение в «горячих точках» На этапе психологического сопровождения сотрудников во время командировки на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:
Основные направления работы психолога на этом этапе:
Деятельность психолога в горячих точках Практика показывает [11], что основными формами реализации этих направлений деятельности психолога на месте являются: выявление негативных факторов; осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава; обучение и инструктаж сотрудников; проведение мероприятий психокоррекции (в том числе с использованием приемов НЛП) [12]; оказание помощи руководителям в кадровой работе; разработка рекомендаций руководству по возможной эвакуации или временному освобождению от обязанностей по психологическим показаниям, улучшению условий жизни и службы личного состава, предупреждению межличностных конфликтов, применению мер поощрения и взыскания с учетом психологических особенностей и состояния сотрудников. Стрессогенные факторы Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне конфликта, можно выделить следующие: использование спецподразделений УИС в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни – как в отношении себя, так и товарищей; нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат – постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость. Боевые психотравмы и их предупреждение Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении СБД в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо:
Психологическая работа на месте дислокации На этапе психологической работы с сотрудниками ОСН после возвращения к постоянному месту дислокации в качестве основных задач выступают:
Из перечисленных выше задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:
Проблемы психологической адаптации Психологическая работа с сотрудниками ОСН после возращения к постоянному месту дислокации обусловлена тем, что бойцы «спецназов» правоохранительных органов и в том числе ОСН УИС при выполнении боевых задач в районах вооруженных конфликтов используются в качестве войсковых подразделений [13]. В связи с этим у сотрудников возникают проблемы психологической адаптации, аналогичные тем боевым психотравмам, которые получают военнослужащие армейских подразделений в бою. Главная задача психолога по возвращении бойцов ОСН к месту постоянной дислокации – помочь сотруднику обрести душевное равновесие и комфорт. При этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, о чем написано немало, но и позитивными. Очень убедительно, на наш взгляд, возможность позитивных проявлений последствий экстремальных ситуаций показал А.М. Столяренко. Он считает, что эти изменения образуют целый комплекс, хотя и не всегда проявляются во всем объеме, в зависимости от вида экстремальных ситуаций, индивидуальных особенностей человека, стечения обстоятельств и др. В комплекс входят: повышение умелости, профессионализма, опытности; личностная самореализация, рост человека; социальное признание, повышение социального статуса, социальный успех; улучшение бытовых и материальных условий; укрепление сил и здоровья [14]. Негативные последствия стресса По негативным последствиям стресса работа должна вестись в следующих направлениях:
Работа психолога с семьями сотрудников Психологу необходимо уделять особое внимание семьям сотрудников. Роль семьи как мощного психогигиенического фактора в жизни сотрудника ОСН переоценить трудно. Сотрудники МПЛ ГУИН Минюста России по Ростовской области на протяжении трех лет успешно применяют при отработке семейных проблем групповую технику «Расстановка семьи по Б. Хеллингеру». В свое время Б. Хеллингер, наблюдая взаимосвязь реально существующих проблем с нарушениями «порядка» в семейной структуре, ввел понятие компенсации семейной структуры. Компенсация проявляется на трех уровнях: первоначальная, направленная на сохранение семьи; вторичная, наблюдающаяся в следующем поколении и несущая негативный характер; проблема внуков. В связи с тем, что «компенсированная семья» не может «нормально» выполнять все свои функции (в т.ч. и обеспечивать эмоциональное единство), человек остается один на один с последствиями кризисных ситуаций. Расстановка семьи Коррекция по достигается за счет ряда формальных процедур, названных им «расстановка семьи», и является очень мощной психокоррекционной технологией, предполагающей проработку семейных проблем. Мы можем говорить об эффективности этого метода: у сотрудников, к которым применялась данная техника, наблюдались значительные позитивные изменения как в семейной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности. Позиция психолога Возвращаясь к теме психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, необходимо отметить, что одной из важнейших задач является участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности и взаимного доверия среди бойцов. Последнее слово в спецназе, где как нигде важно единоначалие, всегда за командиром. Поэтому психологическая, а точнее психолого-педагогическая помощь руководителю – также одно из главных направлений работы психолога. 1 Окончание. Начало: Развитие личности. 2003. № 4. С. 175–182.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |