Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / Интервью с Зиновием Корогодским

О жизни и о себе

Стр. «242—245»

Интервью с Зиновием Корогодским

Зиновий Яковлевич Корогодский – народный артист России, крупнейший театральный педагог современности. Он – единственный, кто удостоен престижной премии Станиславского за педагогические заслуги. Еще одна почетная награда, премия «Золотой софит», – «За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

С именем Зиновия Яковлевича связана целая эпоха ленинградского ТЮЗа – четверть века был главным режиссером этого театра (1962–1987). «Театр Корогодского» – устоявшееся в мире искусства знаковое словосочетание, как «театр Товстоногова». В семидесятые годы ленинградский ТЮЗ был культовым местом, куда стремились попасть со всех концов СССР и из-за рубежа.

Позднее Корогодский создал центр «Семья» и «Театр поколений». С 1993 года – заведует кафедрой режиссуры и актерского искусства, профессор в Гуманитарном университете профсоюзов. Окончил театральный институт на Моховой (г. Ленинград).

Живет с женой. Сын работает в США.

1. Кто был Вашим значимым учителем?

У меня было три учителя.

Первый учитель – Борис Вольфович Зон – преподавал в театральном институте. Наш профессор. Дал сознание того, что надо быть собой. Лучший педагог лучшей театральной школы Борис Вольфовович Зон взял меня в свой класс. Не понимаю, как это произошло. Думаю, что я тогда был серый, как «штаны дворника». Надеюсь, что Борис Вольфович что-то во мне разглядел. До сих пор испытываю благодарность! Исполнились мои страстные мечтания.

Второй учитель – Георгий Александрович Товстоногов. Он открыл мне уровень ответственности и масштаб обязанностей нашей профессии. Самый главный человек в моей театральной жизни – Георгий Александрович. Мы познакомились в Ялте, в театральном доме отдыха. В результате мэтр пригласил меня к себе в БДТ. Я работал у него в течение трех счастливых лет. Мы всегда дружили. Георгий Александрович меня наставлял и оберегал.

Третий учитель – Мария Иосифовна Кнебель – была всем на свете. Она тоже была профессором и заразила меня поэзией педагогики. Через это я открыл поэзию ученичества.

2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Думаю, что да. Потому что нет завышенных амбиций. И я получаю радость от невыносимо трудного педагогического процесса. Карьера могла бы быть и ярче, но что может быть дороже моей любви к ученикам? Их любви ко мне?

3. Каково состояние Вашей души на настоящий момент?

Тревога. Почему? Уже не сделать то, что хочешь, что надо бы успеть. И сделал не все, что мог.

4. Ваши планы на будущее?

Личные…

Самый звездный период в моей жизни – ТЮЗ. Первая пьеса «Коллеги» по Василию Аксенову. Пьеса принесла ТЮЗу настоящую славу… Мой ТЮЗ вырос из детства и в детство возвращает. Театр, как Вы, Валерия Сергеевна, хорошо знаете, обращен к детям, молодежи, родителям. Он, по-своему, семейный театр. Но основная ставка делалась на энергию молодости. Юные органично превосходят зрелых: те, кто идет за ними, лучше нас. На этом постулате я строил свой театр.

Много испытаний было в моей жизни. Был период чудовищного шока. Однако рядом оказывались люди, которые давали мне силы для жизни. В Москве меня поддерживали Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Владимир Эфрос, Олег Ефремов. В Ленинграде – Георгий Александрович Товстоногов, Кирилл Лавров. Еще было важно, что много людей одаривали меня своей любовью. Вот Вы, например, Валерия Сергеевна, неизменно любите меня. Верно я говорю? Я, как ребенок, нуждаюсь в любви.

После шока спасался – писал книгу, уехал в Америку. Там предложили организовать семейный творческий центр… Но реализовал эту идею здесь, в Ленинграде. Создал центр «Семья» и «Театр поколений».

С 1993 года возглавил кафедру в Гуманитарном университете профсоюзов. Продолжаю счастливо работать с талантливой молодежью.

Планы на будущее – работать с молодежью.

…Наивно, но хочется еще пожить, чтобы успеть хотя бы то, что можно сделать. У меня слито: личная жизнь и профессия. Особенно для тех, кто со мной рядом живет и работает…

В семье…

Хотел бы, чтобы были внуки. Чтобы было, кому оставить накопленный духовный, человеческий опыт. Чтобы подольше не разлучала нас беда.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Предков не знаю. Это серьезный недостаток воспитания… Родителей люблю не за то, что они были щедры, добры, нежны, а за то, что сделали мою жизнь полноценной, содержательной. Содействовали, во всяком случае… Я, наверное, верен призывам Александра Пушкина – «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Без благодарности и памяти мы не люди.

6. Ваше отношение к своим детям и внукам?

Слепая привязанность к сыну Даниле, равная страсти. Что трудно для него и для меня. Ему 45 лет. Мечтаю о внуке.

7. В чем для Вас смысл жизни?

Есть определяющие, смыслообразующие понятия: «жизнь», «любовь», «красота». За этими понятиями – сущностные человеческие ценности, определяющие смыслы…

Смыслов жизни много. Сформулировать для меня лично главный… Уйти из жизни достойно. Всю жизнь стремился жить так, чтобы, прощаясь со мной, сказали: «Он – человек!»

8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

К добродетели. Уважение младших как равных себе, умудренному возрастом и опытом. Не считать ценностью достижения, которые могли бы ущемить младшего… Я с детства за детство. И стремлюсь сохранить детство в себе… до сих пор.

9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

Пороки мне лично известные. Мои пороки понятны мне. Считаю, что они заслуживают снисхождения. Есть пороки, которые не заслуживают снисхождения… Но это не мои пороки.

10. Ваше любимое занятие?

Я трудоголик. Хотя себя кляну за это, но преодолеть не могу. Я любил, люблю и буду любить все, что связано с театром.

11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?

Для себя...

Лично для себя? Не могу сообразить… Если бы возможно было начать сначала – не сделать тех ошибок, которые были совершены.

Еще пожить с пользой для дела. Это и для себя.

Для близких...

Чтобы они продолжали быть близкими. И жили долго.

Для своей деятельности...

Все начать сначала.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности