|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «15—25» Выставка «Кабинет детского психолога – игротерапия в экстремальной и повседневной практике» в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, Сергиев ПосадС 26 декабря 2004 года по 31 марта 2005 года в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО в Сергиевом Посаде Московской области проходила выставка игрушек из коллекции доктора психологи- ческих наук, академика РАО, профессора, заведующей кафедрой психологии развития МПГУ В.С. Мухиной «Кабинет детского психолога – игротерапия в экстремальной и повседневной практике». Выставка была организована при участии кафедры психологии развития МПГУ и Российского детского фонда. Начало коллекции (1963 год): мишки – эмпатийные игрушки для создания позитивных эмоциональных состояний На выставке представлены собранные, а также специально созданные В.С. Мухиной более чем за 40 лет основные типы игрушек и элементов развивающей предметной среды. Коллекция игрушек, являющаяся основой кабинета детского практического психолога, – одно из предметных воплощений авторской концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной. Профессиональный психолог или педагог, работающий с детьми младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного и (даже!) подросткового возраста, не может не использовать игрушку как одно из эффективных средств своей деятельности. Игрушка может быть: 1 – средством, способствующим общению; 2 – средством диагностики психических и личностных особенностей; 3 – средством психологического сопровождения, развития, коррекции и терапии. Фрагмент экспозиции выставки «Кабинет детского психолога – игротерапия в экстремальной и повседневной практике»
Все названные способы использования игрушки реально связаны между собой. Они выступают в работе психолога как привлекательная для ребенка, подростка форма его активного взаимодействия с самой игрушкой и со взрослыми, являясь уникальным средством профессиональной деятельности практикующего специалиста. Куклы для развития рефлексии на человеческие чувства. Патент Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки необходимо тщательно отбирать. Человечество веками отбирало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Куклы эмоциональной рефлексии: близкий план Назначение игрушек можно рассматривать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. Дидактический материал для диагностики и коррекционной работы В младенчестве это общение и манипулирование; в раннем возрасте – общение, предметная деятельность и замещения; в дошкольном возрасте – общение, сюжетная игра и замещения. Каждый последующий возраст имеет свой особый интерес к игрушке. Маски для работы с визуальной идентификацией В младенчестве современный ребенок получает игрушки, которые благодаря взрослому способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка – гремит, колокольчик – звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность – ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. Маски для работы с визуальной идентификацией В период от двух-трех месяцев до года младенец благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или, напротив, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, поворачивает головку и находит взором игрушку. Куклы баффиты для выражения эмпатии и изживания агрессивных эмоций Трехмесячный младенец уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает их. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка. Бэби с этологически выраженными признаками младенца, вызывающими реакции покровительства Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия. После трех месяцев появляются предпочитаемые игрушки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь имеют значение форма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возрасте действия младенца еще плохо скоординированы, но он охотно вступает во взаимоотношения со взрослым. Младенец направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками. Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий. Это и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки не только способствуют развитию зрения, двигательных координаций, но приучают ребенка к взаимодействию со взрослым. Ослик Ио-Ио – эмпатийная игрушка для коррекции эмоциональных состояний Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, младенец шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке. От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь-восемь месяцев младенец уже по-разному манипулирует разными игрушками. Присутствие взрослого побуждает ребенка действовать с игрушкой активнее. Кукла Ганс для формирования у ребенка покровительственного поведения Особое место занимают резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевозможные зверюшки, куклы – мальчики и девочки). С ними можно затевать простые игры. Мама спрашивает: «Где Ваня?» (резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку глазами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!» Она эмоционально подкрепляет ребенка: «Молодец! Нашел Ваню!» С куклой можно играть: укладывать спать, усаживать на стульчик и пр. Такая игра опережает развитие самого малыша – он при одобрении мамой усваивает новые действия, их значение. Кукла для любования. Автор – художник Елена Языкова К концу младенческого возраста следует много разговаривать с ребенком по поводу игрушек и предметов обихода. У ребенка в этот период формируется пассивный запас слов (он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом), это основа для развития активной речи. Что же касается мягких игрушек, то их надо показывать ребенку, учить его нежному отношению к таким игрушкам: мать вдвоем с малышом гладят, например, мишку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому выбор ее – серьезное дело; она должна быть красивой и приятной на ощупь. Экспозиция игрушек, используемых психологами в работе с детьми и подростками, пострадавшими при теракте в Беслане (сентябрь 2004 г.) В раннем детстве , общаясь со взрослым, ребенок учится предметной деятельности. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. Кукла, которую поили и сажали на горшок дети Беслана, пережившие состояние крайней депривации первичных физиологических потребностей (пить и писать)"> В отличие от манипулятивных действий младенца, соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы сложить пирамидку правильно, нужно учитывать соотношение колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Соотносящие действия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь приходит взрослый. Таким образом общение со взрослым постоянно вращено в игровые действия. Изживание детьми первичных состояний крайней депривации физиологических потребностей в процессе создания страдательных персонажей из пластилина. Пластилиновые человечки пьют и писают: детские работы, выполненные в процессе психокоррекционной работы психолога В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия – это как бы искусственные органы человека, которые он ставит между собой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. К примеру, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребенок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачерпнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыплется песок из совка и как мало песка он доносит до ведерка. На первых порах действия малыша скорее всего не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия, возникает орудийное действие. Работа психолога В.С. Мухиной с детьми, пострадавшими при теракте в Беслане Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека. Релаксационные игрушки в действии Переход от младенчества к раннему детству благодаря постоянному общению со взрослым связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. Общаясь со взрослым, ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игрушек ребенка мы находим множество таких, которые в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки и т.п.). Использование предмета по его функциональному назначению (в игре и в реальной ситуации) приводит ребенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет существует для чего- то; так у ребенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей. Использование посреднической роли игрушки при работе психолога с агрессией у ребенка, пережившего теракт в Беслане Общение со взрослым позволяет ребенку открыть для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Так, палочка может замещать множество отсутствующих предметов: термометр, ложку, солдата, ребенка и т.п.; лист бумаги может стать подушкой, простыней, скатертью и т.п. Обращению с замещающими предметами ребенок учится у взрослого. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире постоянных предметов: он начинает обретать свободу действия с последними. Астеническое состояние – результат депривации, которое предстоит преодолеть при помощи психолога Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Взрослый учит ребенка наделять эти предметы самым разным значением. Так, один камушек может быть кошкой, которая пьет из блюдечка молоко; другой камешек может стать собакой, которая хочет прогнать кошку и выпить ее молоко; третий камешек становится мальчиком, который прогоняет собаку… В память о неутоленной жажде Как бы то ни было, но благодаря взрослому природные материалы становятся для малыша игрушками, которые наделяются самыми разными значениями. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение, подготавливает развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания и учит ребенка тонкостям взаимодействия с другими людьми. Недорадовались, недоиграли, не утолили жажду и погибли… Цветы, игрушки и вода в память погибшим детям (школа №1 г. Беслана) Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но позднее – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Из детства в вечность… Руины школы и приношения в знак памяти и боли Но и теперь, в раннем детстве, взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой. Особую роль играют куклы и мягкие игрушки и в дошкольном возрасте: они оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. В дошкольном детстве ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла (или мягкая игрушка) выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка – не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., – объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции: стимулируют ребенка. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со-радость. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств. Ребенок с удовольствием общается с милой его сердцу игрушкой. В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстается с куклой. Однако теперь дети могут пытаться скрыть от других свои привязанности к любимым игрушкам – ведь они уже школьники! Ребенку следует помочь продолжить играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретет качественно иное содержание: ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее. Игрушка постепенно займет новое место в воспоминаниях детства. Повзрослевший, он сохранит к ней чувство приязни и благодарности. Подростки в норме, конечно же, предпочтут общество друг друга, но многие из них оставляют в своих комнатах милые мягкие игрушки, а у девочек могут поселиться не только куклы из детства, но и совсем новые: игрушки становятся милым подарком, знаком выражения симпатии дарителя. Они становятся украшением комнаты – сидят на полках, на диване, на кровати. В задумчивые или минорные минуты подросток нет-нет да и возьмет в руки свою мягкую игрушку. Приобнимет ее и что-то скажет ей невзначай. Игрушка входит органическим компонентом в образ жизни современного человека : в его детстве, отрочестве, взрослости она врастает в условия жизни, в общение, становясь средством и символом значимых отношений. Начав свой путь как посредник между ребенком и взрослым, игрушка остается возле подросшего человека как знак-напоминание о детстве, как самоценное приятное антропоморфное существо (будь то кукла или зверюшка). Это существо приятно видеть в своем окружении, приятно взять в руки. Ему можно доверить некую сокровенную эмоцию – теперь уже из взрослой жизни. Так как игрушка вращена в образ жизни современного ребенка, в разные виды его деятельности, в мировых культурах (европейских, африканских, азиатских, латиноамериканских, а также конфессиональных: от христианских до буддийских и исламских) психолог может ожидать успеха в общении с ребенком через посредство игрушки в диагностике его психических, личностных, социальных и, в частности, этнических особенностей. В силу особенностей нашей человеческой психологии взрослый так или иначе формирует у ребенка антропоморфное сознание в отношении к кукле: кукла очень часто одухотворена. Кукле даются собственное имя, личная одежда, место в комнате. Особый, крайний случай – Барби со всеми атрибутами «комфортной жизни». Кукла – иконический образ человека , который вошел в бытовую культуру взрослых и детей, являясь предметом биологических реакций, эстетических эмоций и сложно обусловленных привязанностей. Даже ислам, накладывающий запрет на иконические изображения человека, сегодня выпускает в качестве детских игрушек кукол и так называемые мягкие игрушки, изображающие животных. Психолог через посредство куклы в работе с ребенком устанавливает, насколько легко ребенок идентифицирует себя с куклой как иконическим изображением человека. В литературе описаны случаи редкой идентификации ребенка с куклой. Приведем примеры. Кукла-младенец первоначально вызывала выразительные улыбки и упорный взгляд человеческого дитяти-младенца, пока он, глядя на эту куклу, не стал зеркально воспроизводить ее «кукольно» спокойное выражение лица и открытый остекленевший взгляд (В.С. Мухина). Кукла с надутым животом вызывала у детишек папуасов реакцию надувания живота (М. Мид). Игрушка заяц с гротескными формами – очень длинные, тонкие, свешивающиеся конечности, расслабленный и печально выглядящий, спровоцировал позы ребенка – десятимесячной девочки. Она была расслабленна, тело ее лежало как перочинный нож, сложенное между ее ногами. Руки часто лежали вытянутыми вперед – как это часто было у зайца. Выражение лица безучастное, взгляд расширенных глаз – как у зайца – спокойный (А. Нитшке). Благодаря специально разработанным комплектам игрушек, мы диагносцируем эмоциональную сензитивность (В.С. Мухина; патент); этническую идентичность (В.С. Мухина; патент), а также особенность идентификации ребенка со своим именем, со своим биологическим полом; особенности гендерной идентификации, особенности притязаний на признание и др. Помимо патентов в нашем кабинете детского психолога имеются специально разработанные куклы (би-ба-бо, пальчиковые куклы, куклы баффиты), которые предназначены для диагностики психических и личностных особенностей ребенка и подростка. При этом мы используем для диагностики психической активности ребенка хорошо прижившиеся в детской игровой культуре и практической работе психологов, дефектологов, педагогов дидактические игрушки (традиционные и новаторские). В профессиональной деятельности мы формально разделяем два вида работы посредством игрушки – работу с телом и работу с психическими состояниями и самосознанием. Работа с телом . В ситуации депривации ребенок телесно проявляет свое негативное физическое и психическое недомогание. Его тело несет в себе все признаки патологического состояния. Восстановление физической формы может быть осуществлено (помимо прочих приемов) с помощью антропоморфных игрушек, сделанных из разных материалов с разными характерологическими особенностями. (Так, деревянный солдат, вставший «во фронт», навытяжку, выражает позу высокого телесного напряжения и готовности к действию; тряпичная кукла баффит выражает собой полное расслабление.) Один-два выразительных признака, присущих конкретной кукле, подчас легче воспринимаются и воспроизводятся детьми, если взрослый, имитируя присущее ей состояние, показывает это на кукле и на своем примере. Куклы баффиты вообще идеальная модель для демонстрации многих телесных упражнений, если они в руках у профессионального психолога-кукольника. Работа с психическими состояниями . Используя посредническую роль игрушки, психолог может эффективно работать с проблемными психическими состояниями и личностными особенностями. В экстремальных ситуациях природных и техногенных катастроф многие дети и подростки, пережившие стресс, входят в ступор или впадают в напряженно-расторможенные состояния. В процессе психологи- ческой работы с этими детьми и подростками в рамках релаксационных тренингов эффективно использовать мягкие игрушки (наш опыт в работе с детьми и подростками, пострадавшими от спитакского землетрясения (1988 – Армения; 1989 – Москва и подмосковные санатории). Работа с самосознанием . Комплект кукол целевой направленности помогает исправлению дефектов самосознания. Психолог использует кукол и мягкие игрушки для работы со всеми звеньями структуры самосознания: 1 – имя; 2 – притязание на признание (апробированы: метод «куклы-дублеры»; метод «зеркало рефлексии»); 3 – половая идентификация (апробированы: куклы-дети с гениталиями (производство Германии); этнографические куклы – иконические образы обнаженных взрослых (патент); 4 – психологическое время личности (апробированы куклы, презентирующие возраст человека); 5 – социальное пространство личности: отношение к правам и обязанностям. Используются разработанные нами методы идентификации-обособления клиента (В.С. Мухина). Психические состояния, возникающие в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей, часто определяют как депривацию. Традиционно чаще описывается и исследуется депривация, возникающая в результате длительного ограничения в удовлетворении насущных потребностей. В действительности требует специального внимания депривация, возникающая в результате экстремальных кратковременно воздействующих ситуаций. Как показал опыт моей работы в разнообразных экстремальных ситуациях, долговременная депривация ребенка требует долговременной реабилитации, при этом часто остаются непреодолимые последствия. Последствия экстремальных кратковременных воздействий более легко поддаются реабилитации, если начать оказывать психологическую помощь в ближайшее время после пережитого шока. Таков мой опыт работы с детьми после Спитакского землетрясения (13 декабря 1988) в Армении и после экстремальных ситуаций терактов (Буденновск, июль, 1995; Беслан, 1–3 сентября 2004). Депривация, возникающая в результате сильного кратковременного воздействия, требует своих особенностей психологического сопровождения жертв. В нашем арсенале имеется много методов работы с клиентом посредством куклы или других игрушек. Часть наших приемов и способов работы относится к nou-hau. Профессиональный психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. Всегда необходимо ориентироваться на возраст, пол, этническую, конфессиональную принадлежность ребенка. При этом нельзя забывать, что мы имеем дело с ребенком – уникальным существом, обладающим чувством личности. Валерия Мухина Фотографии Алексея Обухова
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |