Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2005 / Фэнтези и проблема бытия личности

Личность в контексте культуры

Стр. «219—221»

Валерия Мухина

Фэнтези и проблема бытия личности

Фэнтези – вид литературы о необычайном, о фантазийном мире. Фэнтези строится на допущениях иррационального характера, без детерминации в реалистическом стиле. Здесь факты и явления не поддаются рациональному объяснению. Здесь пространства и время соединяются не в хронологической последовательности – здесь может быть сколько угодно фантазийных допущений.

Фэнтези строит особый мир, где все возможно: здесь мифологические существа встречаются с нашими современниками; здесь злые и добрые волшебники взаимодействуют с обычными людьми, попавшими в особые измерения ирреальной жизни; здесь люди обмениваются друг с другом личностными свойствами, сохраняя свои внешние телесные оболочки. Здесь идет постоянная рефлексия на себя в меняющемся внешнем мире и рефлексия на меняющийся мир, на который смотрит герой со стабильной неизменной своей позиции.

Истоки фэнтези – в архаическом мифе и фольклорной волшебной сказке. Здесь античные предтечи – мифы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Здесь мифы, вошедшие в плоть мировых религий – христианства, ислама, буддизма. Здесь множественные мифологические образы мифов разных времен и народов мира.

Этот вид литературы вбирает в себя все предтечи мировой мифологической культуры и создает новые образы, соответствующие духу своего времени. При этом – при чрезвычайном многообразии тем и сюжетов целый ряд тем повторяется с неизменностью реалистических закономерностей. Неистребимы солярные, лунарные и астральные мифы. В фэнтези они воспроизводятся вновь и вновь. Неизменно воспроизводятся космологические мифы о происхождении мира, вселенной и антропологические мифы о происхождении людей. В числе широко распространенных значимых мифологических мотивов – мифы о чудесном рождении, явлении миру, мифы о смерти и о жизни после смерти, мифы о чудесном возвращении из царства мертвых в царство живых.

Фэнтези заимствует главные предпосылки мифологи ческой «логики»: логический синкретизм и диффузность соединяются здесь эмоциональной напряженностью сюжета и самого действующего героя.

Литература фэнтези взращена не только на архаи чных мифах и сказах: рыцарские романы и героические песни, творчество романтиков ХIХ века, оккультномистическая литература конца ХIХ и начала ХХ века – весь этот культурный пласт является предвестником фэнтези.

Фэнтези имеет и свои особенности: его миры лишены реальной географической конкретики, действия происходят в условной реальности и в условном времени, часто – это параллельный мир. Фэнтези соединяет и одновременно противопоставляет мечты и реальность, свободно играя ими по ходу развития сюжета.

Герой фэнтези проходит сквозь препятствия, формирует свое мужество через многочисленные инициации и в конце концов становится цельной возвышенной личностью. Самое главное в фэнтезийной литературы – герой обречен совершать свой «путь», «поиск», квест (от англ. Quest), представляющий собой прежде всего путь в пространстве души. Герой ищет себя индивидуального, неповторимого, личностного и стремится к обретению внутренней гармонии.

Фэнтези в известном смысле эскапистская литература, так как она уводит человека от реальной действительности. О запредельной мифологической реальности повествует фэнтезийная литература.

Личность героя реализует себя за пределами реальной действительности, примеряясь к разнообразным фантазийным обстоятельствам, похожим однако по моральным проблемам на обстоятельства обыденной человеческой жизни. Идентифицируясь с черными и белыми героями, читатель, пережив сложные эмоции, возвращается обогащенным эмоциональным и нравственным опытом в пределы свои, подобно библейским героям.

Фэнтези обладает особой феноменологией – мощным потенциалом воздействия на читателя.

Как самостоятельное направление в фантастической литературе фэнтези стала оформляться в конце ХIХ в. в творчестве У. Морриса, который создал основы героической (или эпической) фантазии. Стилистику и способы построения фантастической литературы У. Морриса продолжили лорд Э. Дансейни, затем Дж. Р.Р. Толкиен и К.С. Льюис. Сегодня фантастическая литература наиболее распространена в США и Великобритании, хотя она расцветает в Европе и имеет свой особый путь в России.

Вниманию читателей журнала «Развитие личности» предлагается перевод недавно вышедшей в США книги «Лица фэнтези», на страницах которой многие и многие современные авторы высказывают свои суждения о месте фэнтези в литературе и в их собственном сознании.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности