Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2005 / Отвечаю за каждое слово!

Наши юбилеи

Стр. «238—242»

Галина Семья

Отвечаю за каждое слово!

Валерия Сергеевна Мухина – женщина, учитель, ученый, мать, руководитель, интересный человек и прочее, прочее, прочее (как любит говорить она). Не каждому дано быть во всех этих ипостасях и состояться в них.

Валерия Сергеевна Мухина – женщина – это элегантность, стройность, легкость движений, чувственность, свой особый жизненный стиль во всем: манера поведения, одежда, дизайн собственной квартиры и института. Чувство вкуса и обаяние. Дружба с художниками и дизайнерами, которые для нее готовили модели одежды по ее эскизам. Гендерная гибкость: при женском очаровании демонстрация мужского склада ума. Она вызывает восхищение мужской половины человечества и нередкую зависть женской.

Валерия Сергеевна Мухина – учитель в науке и в жизни. Ученики – это не только доктора и кандидаты наук, но и многие тысячи студентов разных вузов и, конечно же, в первую очередь МПГУ. До сих пор она водит студентов и аспирантов в Дом ученых, ежемесячно проводит сама аспирантские семинары, где учит основам исследовательской работы; приглашает маститых ученых читать им лекции, поощряет задавать любые вопросы. Тщательно и очень серьезно работает с дипломниками, так что их квалификационные работы выглядят солидными исследованиями, результаты которых публикуются в журнале «Развитие личности». Карта мира, которая висит на кафедре психологии развития так тесно утыкана флажками, показывая, в каких странах живут ее ученики, что кажется, столица психологии находится здесь, на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Интересно наблюдать, как даже первые ученики, сами бабушки и дедушки, до сих пор волнуются при встречах со своим учителем.

Девять лет подряд проводилась специализированная смена «Будущие лидеры России» в ВДЦ «Орленок », куда ежегодно съезжалось до 200 социально одаренных подростков. Каждый день по несколько раз по крутой лестнице из 140 ступенек она поднималась в лагерь «Дозорный», хотя можно было обойтись ценными указаниями сотрудникам внизу, возле моря. Но ей надо было знать, как проводятся занятия, как рефлексируют подростки после специально разработанных ею инициаций. Она должна была увидеть каждого после инициации молчания, когда в полной тишине, ночью, после часового одиночества на берегу моря возле своей горящей свечи, в одеяле, после раздумий о себе, об окружающем мире, они возвращались в свои палатки и домики. Она проживала с подростками их смену, сопереживала, учила преодолевать себя и жизненные трудности. Ни разу за все эти девять лет я не видела, чтобы она повысила голос на подростка или унизила его. Каждого она считала уникальным. А они посвящали ей свои стихи, работы. Приезжали в Москву на молодежные конференции и говорили спасибо за то, что научила думать, делать свой выбор, быть ответственным.

Валерия Сергеевна Мухина – ученый . Сегодня на эту тему многие говорят и пишут. Изданные труды, полученные награды и звания подтверждение этому. Собственная научная школа, многочисленные ученики. Потрясающая интуиция и чувство предвидения того, что окажется востребованным в науке и практике. Часто не сегодня, а завтра, через несколько лет. Специализированный кабинет детского психолога, специальные куклы для коррекционной работы, кейс ПЭПо со стимульным материалом для оказания психологической экспресс-помощи, специальные кресла, требования к организации пространства вначале казались многим неким изыском, лишней тратой времени. Сегодня без этого невозможно представить работу практического психолога, а некоторые заново это открывают и даже защищают диссертации. Еще в начале девяностых годов она разрабатывала рекомендации по созданию приемных семей, которые оказались востребованными только в последние несколько лет.

А таинственный, символический мир кукол, созданный ею: для любования, ростовые, би-ба-бо, этнографические, эмоциональной рефлексии и прочие, прочие, прочие. Они помогают сблизить взрослого и ребенка, оказать помощь – про все это написано в ее патентах. Недоумевающие глаза облеченных властью мужчин – руководителей образования в Тюменском крае и Якутии при ее первых рассказах о куклах, и последующее финансирование ими проектов по разработке и промышленному изготовлению кукол еще в начале девяностых. Куклы живут с ней дома и на работе. Соприкосновение с ее миром кукол заражает тебя навсегда: ты учишься читать их эмоции, передавать через их движения послания ребенку, приносишь их в свой дом. А я теперь регулярно хожу в галерею Вахтангова на Крымской набережной смотреть новые коллекционные поступления кукол. Она – мой учитель – подарила мне после защиты докторской роскошную, изготовленную на заказ, таинственную коллекционную куклу для любования. Теперь эта кукла у меня главная в доме.

Структурные звенья самосознания личности (знаменательная часть ее концепции) наполнялись своим содержанием для всех рас, на многих континентах. Окружающий мир всегда для нее интересен. Поездка в Испанию, посещение корриды и в результате – оригинальная работа по становлению личности в экстремальной профессии матадора.

Последние годы отданы проблеме тюремной реформы. Целевой группой были осужденные матери с младенцами, а она после выполнения заказа, по собственной инициативе занялась пожизненно осужденными. До сих пор не могу понять, как генералы и полковники пеницитарной системы пускали ее к ним, стремились посидеть на ее встречах с пожизненно осужденными. Контракт закончился, а она на свои средства продолжает к ним ездить. А они – осужденные пожизненно – пишут ей длинные письма о своей жизни, об изменениях, которые она в них инициировала. С другой стороны – работа с сотрудниками подразделения Альфа в условиях спецопераций, которые теперь готовы за нее на все…

Неиссякаемая жажда новых знаний. Жаркий весенний день в Санкт-Петербурге и мы, нагруженные вещами, книгами после долгих утомительных официальных встреч, безумно уставшие, с одной мыслью отдохнуть перед поездом. Но нам надо посетить первую в России лекотеку, которая находится на другом краю города – ведь это интересно. Как можно уехать без этого – ведь неизвестно, когда мы там будем еще. И мы едем и появляются силы все смотреть, задавать вопросы.

Валерия Сергеевна Мухина – мать . Про собственных ее детей – близнецов Андрюшу и Кирюшу знает весь мир. Восемь лет вести дневник, быть рядом, наблюдать, помогать познавать мир, развиваться. Сегодня, когда у меня нет времени на собственного единственного ребенка, это кажется подвигом.

Есть и другие дети, с которыми и для которых она работала, и где чувство матери было неотъемлемым во всем, что она делала. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети, пострадавшие в природных и техногенных катастрофах, социальных и военных конфликтах, одаренные дети. Всегда поражало колоссальное терпение в общении с ними, понимание их, сострадание и жесткая профессиональная позиция. И они платят ей за это любовью, письмами, которые пишут ей всю жизнь.

Практически все специалисты, работающие в детских домах, знают ее. Выявленные и описанные ею особенности развития этой категории детей составляют классику отечественной психологии. И при этом огромное желание помочь конкретному ребенку всеми возможными путями. В разные времена в ее доме жили дети-сироты, она их устраивала, договаривалась с властными структурами, учила жизни. После научного проекта в Канском детском доме из далекого Красноярского края в Москву приехали выпускники поступать в московские институты. И весь Институт развития личности РАО занимался репетиторством с ними – в результате они поступили, и не из-за статуса сироты, а потому что стали как все, получили тот самый «тыл», который есть у каждого семейного ребенка. Десять лет работы в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС: обследованные дети, подготовленные психологи, оборудованные кабинеты детского психолога, подготовленные кандидаты наук для региональных вузов. Один только перечень знаковых географических мест: Спитак и Армения, регионы Чернобыля, далекий Север, Буденновск, Беслан говорят за себя. Она везде там была в первых рядах.

Президентская программа, включающая в себя федеральные целевые подпрограммы «Дети-сироты», «Дети- инвалиды», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети» и прочие, – это ее программа. Следует отметить: президенты меняются, она остается в программах. Остается с этими детьми, с их проблемами и научными достижениями, практической реализацией идей.

Валерия Сергеевна Мухина – руководитель . Жесткий и требовательный в работе, понимающий и помогающий в жизни. На эту тему можно писать научные работы. Когда я читаю лекции по психологии управления, она для меня любимый иллюстративный материал. Становление ее как руководителя происходило на моих глазах – это было сложное и трудное познание новой социальной роли, за которой стояла колоссальная ответственность за коллектив, за результаты его работы. Монохроническое восприятие времени и ситуативный подход в управлении. За многими технологиями руководства стоит рефлексия на свой жизненный опыт, результат которой превращался потом в авторскую технологию управления. Примеры и уроки руководства для меня на всю жизнь. Сегодня часто ловлю себя на том, что пользуюсь многими ее приемами руководства, и очень часто они оказываются эффективными.

Открытость к инновациям: мы первыми начали внедрять технологии корпоративной культуры в Институте развития личности РАО, когда про нее слышали единицы.

Корректное отношение к тем, на чье руководящее место пришел и кому передал, бережное отношение и уважение к старшему поколению вне зависимости от социального статуса.

Валерия Сергеевна Мухина – интересный и сложный человек . С ней очень интересно и непросто дружить. Она может понять все, простить, пойти навстречу, прийти на помощь. Не прощает только предательства. Двери ее дома открыты для многих. Часто последние гости уходят за полночь.

Выраженная гражданская позиция: чувство ответственности за себя, за других, за страну. Во время реализации проектов с Центральной избирательной комиссией (ЦИК РФ), когда ставилась задача повышения электоральной активности молодежи, нам намекали, на кого надо ориентировать молодежь на выборах. Валерия Сергеевна сделала выбор – ориентация на готовность к личному выбору в течение всей жизни: дружбы, любви, работы и прочее, прочее, и, конечно, одному из главных выборов в жизни – выбору президента. Потому что это выбор образа жизни, проявление гражданской позиции, становление личности. Этому и учили приезжавшую со всех регионов России молодежь.

А когда все бросились помогать детям и взрослым сразу после аварии на ЧАЭС выплачивать «гробовые», она писала о «комплексе жертвы» , о том, что такая оказываемая помощь приведет к негативным психологическим и социальным последствиям. Ей говорили, что при такой позиции она не получит государственных денег на договора, но она была непреклонна. А в результате – государственные заказы на подготовку специалистов для Чернобыльских регионов в России и Белоруссии.

Высокоразвитое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным ценностям и принципам. Поэтому она такая, как есть, с насыщенной событиями и людьми яркой жизнью, сложностями и достижениями, большим числом друзей самого разного возраста.

Потрясающий феномен: срезанные розы в ее доме живут месяцами и пускают корни в вазах. Не могу понять, почему: у меня они вянут на третий день. Наверное, ее жизненной энергии хватает и на цветы тоже.

Отвечаю за каждое сказанное здесь слово!

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности