|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторизация
|
Проблемы воспитания и развития личностиСтр. «27—51» Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях
Актуальность исследования На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, сензитивности к социализации. Общество отказалось от коммунистической идеологии, с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальной зрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится в синкретическом состоянии. Стратегия воспитания и развития личности в современных условиях должна быть направлена на цели развития РФ, в которой человек должен быть естественно представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность. Личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание: 1 — личность — это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2 — личность — это индивидуальное в нас. Сегодня социализация подростка должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Для этого должны особым образом быть организованы условия развития личности подростка: для повышения социальной компетентности; для развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; для развития чувства личности; гражданской позиции. Актуальность исследования таким образом состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию: сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам; установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; чувства личности; формирования гражданской позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и взрослого; самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни. Этими условиями могут выступать социально-психологические инициации. Сущность инициаций Обсудим сущность традиционных и предлагаемых в исследовании инициаций. Инициация — посвящение, введение в таинство, что позволяет перейти человеку из одного статуса в другой, с одного уровня развития на другой, например, с уровня инфантильного состояния на более высокий. Инициации издревле происходили через индивидуальные и групповые испытания, преодоление трудностей. Инициации позволяют подростку (человеку) проверить и утвердить свои способности, контролировать свою волю, стойкость, почувствовать свою власть над собой, над обстоятельствами и проверить умение повести за собой. Инициации подтверждают рождение в человеке новых качеств, способностей, зрелость. Любые инициации являются социально-психологическими испытаниями общественно значимых качеств. Традиционные инициации всякий раз проводились в специально организованных условиях — часто в жестко капсулированных. Социально-психологическая инициация в нашем понимании — инициация в реальном социальном пространстве. Во временных объединениях создаются специальные условия для повышения уровня компетентности и развития чувства личности подростка — моделирование системы самоорганизации. В основу моделирования системы самоорганизации была положена деятельность в рамках локального социального пространства, но неограниченно выходящая за его пределы. Гипотеза исследования Гипотеза исследования состоит в понимании того, что социально психологические инициации, построенные на моделировании системы самоорганизации жизнедеятельности временных общественных объединений подростков, выступают как условие развития у подростка установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, чувства личности, воспитания гражданской позиции, правовой и политической социализации. Задачи исследования Задачи исследования: 1 — разработать методы проведения социально-психологических инициаций; 2 — проанализировать результаты проведения социально-психологических инициаций подростков во временных объединениях в контексте развития чувства личности и формирования гражданской позиции. Объект исследования Объект исследования — подростки из регионов России в возрасте 13—15 лет — участники программы «Будущие лидеры России». Всего исследованием было охвачено 300 подростков в рамках проведенных на базе Всероссийского детского центра «Орленок» этапов программы в период с 1994 по 1999 г. Так же исследовались подростки—участники программ «Личность. Власть. Общество» и «Антикризисное управление», которые проводились в период с 1995 по 2000 г. под патронажем Комитета по делам семьи и молодежи правительства Москвы. Развитие чувства «Мы» и чувства личности Моделируя реальное социальное пространство, подростки стремятся: к развитию и организации этого социального пространства; к развитию чувства «Мы» и одновременно чувства личности (уникального «Я»). При моделировании системы самоорганизации, подобной реальной системе современного российского общества у подростков формируются социально полезные навыки, определяющие развитие самосознания не только в контексте развития образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности и уникальной личности, но и как элемента, части общечеловеческого или группового «Мы». Тезаурус, содействующий развитию самосознания личности Создавая собственное государство со своими законами, основанными на модели Декларации прав человека и гражданина, Устава ООН, Конституции РФ, своей символикой, подростки обретают опыт позитивного социального существования в обществе. Подросток получает опыт в практической деятельности по усвоению навыков парламентаризма, правовой культуры, технологий избирательных процессов, проявления и формирования гражданской позиции, ответственности за свой выбор. Подростки не только усваивают такие понятия, как «личность», «гражданин», «патриотизм», «национальная гордость», «права, обязанности, свободы», но их практическая деятельность начинает осуществляться через значения и смыслы этих понятий. В этом случае в условиях социально-психологической инициации во временных объединениях подросток интенсивно развивается и как социальная единица и как уникальная личность. Психологические особенности развития личности подростка и его социализация Обратимся к рассмотрению концепций развития личности подростка и его социализации в трудах зарубежных и отечественных ученых. В ХХ веке было установлено, что развитие личности определяется предпосылками (генетической и врожденными особенностями), условиями и внутренней позицией самого индивида. К этому пониманию ученые шли, исходя из внешне разнонаправленных подходов — от биогенетических до социальных посылов. Биогенетический подход: онтогения повторяет филогению Биогенетические теории рассматривали развитие прежде всего как раскрытие задатков, происходящее закономерно, в форме следующих один за одним этапов, каждый из которых подготавливается предыдущим. В основе биогенетических подходов лежат биологические модели Ч. Дарвина, Э. Геккеля. Эволюционная теория Ч. Дарвина [1] нашла продолжение в так называемом биогенетическом законе Э. Геккеля [2], согласно которому онтогенез повторяет филогенез. Заявленные теории и представления были заимствованы психологией развития и педагогикой. Биогенетические теории исходили из следующих положений: 1) эндогенное управление развитием; 2) развитие как последовательность ступеней или фаз; 3) акцент на процессы созревания. Среди психологов, разделяющих эти позиции, следует в первую очередь назвать Ст. Холла, В. Штерна, К. Бюлера, а так же З. Фрейда и его последователей. Многие из названных ученых уделяли специальное внимание подростковому возрасту, рассматривая его как период кризиса личности. В литературе того периода зафиксирован весьма глубокий материал эмпирических наблюдений подростка, который нередко выходил далеко за рамки биогенетической позиции. Постепенно здравый смысл обращает представителей биологизаторского направления к пониманию того, что социальные условия также определяют развитие (Адлер А., Фромм Э., Хорни К. и др.) Проблема половой идентификации Позднее значительный вклад в изучение развития личности подростка внесли работы Ш. Бюллер, Э. Штерна, К. Хорни, А. Фрейд и других психологов, которые пытались раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма. Ш. Бюллер [3] рассматривала пубертатный период как стадию, в которой происходит созревание половых функций и происходит половая идентификация. Ш. Бюллер называет время до начала пубертатности детством человека, а заключительные моменты пубертатного периода — юностью. Согласно Ш. Бюллер, фаза созревания обнаруживается также и в ряде особого рода психических явлений, которые состоят в биологически осмысленной связи с телесным созреванием. Концепция Ш. Бюллер была представлена не только в ключе биологизаторского представления, но и в контексте социальных условий развития. Сущность «серьезной игры» Э. Штерн [4] определял подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В своих работах он заключал, что подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, но и особый образ действий. Называя «серьезной игрой», Э. Штерн описывает «особый образ действий» как промежуточную форму поведения между детской игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. Рассматривая социальное поведение подростков, Э. Штерн обращался к изучению общественных организаций юношества, где выделил особую позицию подростка в социальных отношениях: подросток ушел от детской игры; он еще не пришел ко взрослой деятельности; его социальное поведение психологически серьезно и занимает все его существо. Многие идеи Э. Штерна относительно психологии подростка и сегодня не потеряли своего значения. К. Хорни [5] указывает на то, что в процессе социализации человек начинает стремиться к власти и престижу. Это стремление узурпирует энергию человека и отчуждает его от самого себя. Отчуждение от себя приводит к неврозу и утрате чувства собственного бытия. Обозначенная позиция относится ко всем этапам жизни человека, начиная с подросткового возраста. А. Фрейд [6] более чем другие исследователи биологизаторских ориентаций была фиксирована на «врожденных и предопределенных» тенденциях человека, связанных с половой идентификацией. Она пришла к выводу, что пубертатный период определяется факторами: силой импульсов Оно, обусловленной физиологическими процессами; реакцией Я по отношению к инстинктам, зависящим от характера, сформировавшегося в период латентности и природой и эффективностью защитных механизмов «Я». А. Фрейд отмечала, что не только физические, но и психические явления периода полового созревания исключительно важны для развития индивида и что именно здесь лежит начало и исток сексуальной жизни, способности любить и характера в целом. Модели «бури и натиска» В своей теории индивидуализации представитель психоаналитического направления П. Блос [7] заключал, что индивидуализация в подростковом возрасте может быть успешна лишь в исключительных случаях. Теория индивидуализации П. Блоса относится к моделям «бури и натиска», признаки которых обнаруживаются во всех психоаналитических построениях. Эта модель привлекает тем, что позволяет объяснить множество форм поведения, характерных для периода взросления. По психоаналитическим представлениям, взросление — это как бы повторное переживание конфликтов, свойственных предыдущему переходному периоду. В связи с этим определяется существование переходного размытого «Я» поиска идентичности, необходимого для достижения индивидуальной автономии. Стремление к превосходству Изучая подростковый возраст, А. Адлер [8] заключил, что индивидуализация, заключающаяся в стремлении к превосходству, дает свои негативные образования, которые могут быть преодолены в специально организованных условиях. Идентичность личности Во второй половине XX века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Подход Э. Эриксона [9], по существу, являющийся дальнейшим развитием концепции З. Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я» индивида — Эго. Э. Эриксон, который считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы человеческого общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Развитие человека, согласно Э. Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: 1 — соматического развития; 2 — развития сознательного «Я»; 3 — социального развития. Э. Эриксон выдвинул понятие «идентичность личности», под которым он подразумевает некое центральное качество, сигнализирующее человеку о его неразрывной связи с окружающим миром. В своей теории идентичности Э. Эриксон придавал определяющее значение ролям и ролевому поведению, заключая, что юность — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе» различные взгляды и интересы. Представления Э. Эриксона стали сегодня ведущей теоретической концепцией юношеского развития. Помимо большого числа продуктивных идей, касающихся проблемы развития личности, биологизаторскому направлению психология обязана тем, что оно в поле своего внимания всегда держало проблему половой идентификации, не забывая о том, что люди делятся на мужчин и женщин. Программа жизни подростка Параллельно развивались когнитивные подходы, сформировавшиеся под влиянием Ж. Пиаже [10]. Ж. Пиаже отмечал, что в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни, для создания которой необходимо развитие формального мышления. Ж. Пиаже писал, что когнитивное развитие происходит в результате совокупного влияния условий воспитания и процессов созревания мозга и нервной системы. Развитие подростков специально рассматривали Г. Томэ, К. Левин, Дж. Колман, Дж. Элдер, Дж. Мид и другие. Во всех обсуждаемых теориях подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию. Психологическое пространство личности Для нашего исследования важно указать на представления о развитии личности подростка в рамках теории поля К. Левина [11], где вводится понятие «жизненное или психологическое пространство», в котором поведение человека — его функция. К. Левин считал, что подросток формируется под влиянием как социальных, так и личностных факторов, которые взаимодействуют между собой. Социальное влияние на подростка подчеркивается в экологической концепции У. Бронфенбреннера [12]. У. Бронфенбреннер указывал на то, что развитие личности подростка происходит в контексте своей семьи, социального и национального окружения. В настоящее время в западной психологии сформировалось мнение, что ближе всего к истине комбинированная концепция развития личности подростка, признающая как роль биогенетических факторов, так и влияние окружающей среды. Практика социализации подростков в Европе XX века Специально следует указать на практику социализации подростков в Европе XX века. Воспитание личности подростка осуществлялось в детских и подростковых организациях, основанных на принципах организации воинских систем и идеологий тех государств, в которых они создавались. В первую очередь к их числу можно отнести Скаутинг и Гитлерюгент. В этих организациях создавались специальные условия воспитания подростков как представителей утвердившихся социальных систем. На основании эмпирического опыта, полученного в этих организациях, были разработаны методы социализации подростков. Однако психологическое обоснование этих методов и анализ результатов не получили широкую известность. Методологические основы понимания развития и бытия личности в отечественной психологии В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами. В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идея была заимствована из философии К. Маркса [13], который показал, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям. Л.С. Выготский [14], следуя идеям социализации К. Маркса, отмечал основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготский выделил важное новообразование — рефлексию [15], которая определяет развитие личности подростка. Необходимость изучения марксистского представления о человеке как совокупности производственных отношений, о бытии человека в мире была обоснована в 1934 году С.Л. Рубинштейном [16]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же время придавал определяющее значение внутренней позиции самого человека. Проблема развития личности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным и другими. А.Н. Леонтьев [17] стремился отдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическое образование, второе — социально-историческую сущность человека. А.Н Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положение о том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Система понятий, определяющая исследования личности Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий: 1 — «социальная ситуация развития»; 2 — «Я»; 3 — «мировоззрение»; 4 — «рефлексия»; 5 — «становление личности». В последующие периоды психология личности развивается с учетом обозначенных понятий.
Активность личности Особое значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности. Активность личности в рамках пионерской и комсомольской работы в СССР исследовалась Л.И. Уманским и А.Н. Лутошкиным [18], которые изучали организаторскую деятельность и организаторские способности, а также проблему самоопределения в подростковом возрасте. В наше время активность личности в детских объединениях в игровом взаимодействии изучает и разрабатывает И.И. Фришман [19]. Интимно-личностное общение В контексте возрастной психологии, рассматривая развитие личности в общественных условиях, социальной ситуации развития, отечественные психологи выделяют потребность подростка в общении со сверстниками. В качестве ведущей деятельности для подросткового возраста называется интимно-личностное общение. Д.Б. Эльконин [20], М.Ю. Кондратьев [21], В.А. Аверин [22] выделяют такие «ядерные» компоненты, как интимно-личностное общение со значимыми другими. Общественно-полезная деятельность В то же время в психологии выделяется еще один компонент «совокупности всех общественных отношений» — развернутая общественно-полезная деятельность, исследованиями которой занимался Д.И. Фельдштейн [23]. Он показал, что подростки стремятся раскрыть себя в реальных отношениях общественно-полезной деятельности. Е.А. Леванова [24], рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка. Таким образом, в отечественной психологии и педагогике в качестве сущностной характеристики развивающейся личности подростка исследователями выделяется потребность в общении и общественно-полезной деятельности. Чувство взрослости Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова [25] в свое время выделили особую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Это чувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними. «Чувство взрослости» выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастной психологии и психологии личности. Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении. Политическое сознание Для нашей работы важны исследования условий социализации подростков в современной России. В.С. Собкин [26] отводит важную роль в развитии личности современного подростка политической социализации. Автор указывает на то, что так называемая «опережающая группа» ориентирована на развитие у себя политического сознания. При этом одновременно подростки идентифицируются по экономической состоятельности семьи, по культурным и религиозным ценностям. Опережающая группа может стать предметом для идентификации других подростков. Самоактуализация личности А.В. Мудрик [27] разделяет общую для педагогики и психологии мысль о том, что потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми. При этом А.В. Мудрик обращается к феномену обособления, который содействует самоактуализации личности. Обособление и самоуглубление Признавая значение внешних условий для социализации подростков, А.С. Арсеньев [28] заключает, что «нормальное» развитие личности подростка требует не столько социализации, сколько противоположно направленного движения обособления и самоуглубления. Структура самосознания Психологические особенности подростка рассматривает в контексте своей теории феноменологии развития и бытия личности, а так же сложившихся в отечественной психологии подходов В.С. Мухина [29]. Она выделяет в качестве важнейшей особенности личности в отрочестве быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. «Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности. Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свое мировоззрение, за свои личностные качества. Подросток начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания» [30]. «Быть как все» и «быть лучше, чем все» В.С. Мухина показала, что «ребенок выражает себя через стремление «быть как все», а так же через стремление «быть лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня» [31]. Потребность «быть лучше, чем другие» стимулирует к дальнейшему продвижению к достижениям. Идентификация и обособление В.С. Мухина указывает на формирование в подростковом возрасте ответственного отношения к себе, другим людям, природе и предметному миру. В этом контексте для подростков остро выступает феномен взаимодействия «Мы» и «Я». «Мы» — это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в обществе с самим собой. «Мы» и «Я» — социальное общее и социальное индивидуальное, — две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами [32]. Феноменологическая сущность отрочества Таким образом, развитие личности подростка и его социализация рассматриваются отечественными учеными на основе феноменологической сущности отрочества. Эта сущность определяется следующим: 1 — социальными условиями; 2 — внутренней позицией подростка; 3 — особенностями динамики подросткового онтогенеза. Практические методы социализации В XX веке отечественные психологи и педагоги рассматривали особенности развития личности подростка и его социализацию не только в теоретическом плане, но и практически в рамках специально организованных условий, которые осуществлялись в деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина. Методы социализации, используемые в практике ВПО им. Ленина, были схожи с методами работы в подростковых организациях Европы, но были различны по идеологической сущности. Общие принципы построения условий жизнедеятельности подростков Рассматриваемые организации имеют единые принципы построения условий жизнедеятельности подростков: 1 — четко определены цели; 2 — учитываются психологические особенности возраста; 3 — специальное внимание уделяется развитию подростка как социальной единицы и уникальной личности в зависимости от политических целей и идеологии; 4 — существующая структура при вертикальном иерархическом построении дает возможность роста каждому подростку; отведено особое место сопровождающему взрослому; 5 — используются символы, означающие принадлежность подростка к организации (эмблемы, знаки отличия, жесты, клятвы, гимн, флаги и др.); 6 — используются обязательные законы и принципы, способы и формы деятельности; 7 — все организации разрабатывали программы физического, умственного и социального развития подростков, которые также зависели от политических целей и идеологии. Рассмотренные концепции развития личности подростка и его социализации в трудах зарубежных и отечественных ученых позволили нам обосновать выбор методов социализации, диагностики и психологического сопровождения, используемых в настоящем исследовании. Классические практические методы I. Классические методы, используемые при социализации подростков в XX векеВ XX в. социализация подростков получила свои методы, которые были разработаны на основе эмпирического опыта, заимствований принципов организации воинских систем и идеологий тех государств, в которых создавались специальные условия воспитания подростков как представителей утвердившихся социальных систем. Воспитание личности подростков в XX веке в странах Европы и СССР осуществлялось в детских и подростковых организациях. В первую очередь к их числу можно отнести Скаутинг, Гитлерюгент и Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И. Ленина. Для нашего исследования было важно выявить общие принципы организации перечисленных подростковых объединений. На основе анализа методов, используемых при социализации подростков во временных объединениях и исходя из понимания продуктивности преемственности позитивного опыта, в новых условиях под руководством В.С. Мухиной строилась программа социально-психологической инициации подростков. Для эффективной реализации программы социально-психологической инициации следовало установить интеллектуальный потенциал и психическую выносливость подростков, а также особенности их морального развития. Кратко опишем методы, непосредственно используемые в нашем исследовании. «А»-тест ВИЗИЭС II. Метод изучения интеллектуального потенциала, физической и психической выносливости — «А»-тест ВИЗИЭС (В.С. Мухина, А.В. Волосников) Как известно, Ж. Пиаже показал, что подросток в сфере логических суждений не уступает взрослым. Для осуществления нашей программы развития личности подростка было необходимо удостовериться в том, что подросток обладает высокой психической сензитивностью и способен к быстрому и эффективному развитию, а также способен к решению проблемных социальных ситуаций. Метод имеет компьютерную систему отслеживания визуальной и знаковой идентификации стимула, предъявляемого на стенде; дает возможность наблюдать динамику эмоциональной стабильности и выносливости при изменении ситуации предъявления стимулов. «А»-тест ВИЗИЭС представляет собой компьютерный стимульный стенд, который в компьютерной репрезентации воспроизводит ход психической деятельности испытуемого как во время самой диагностики, так и при необходимости последующих воспроизведений для повторного анализа специалистом-психологом. Метод СРД-КФ III. Метод изучения морального развития подростков СРД-КФ (Социоморальная рефлексия диагностика — короткая форма, модификация А.А. Хвостова) Для диагностики особенностей моральных суждений старших подростков использовалась методика СРД-КФ (Социоморальной рефлексии диагностика — короткая форма (SRM-SF) Sociomoral Reflection Measure — Short Form). Данная методика была разработана в 1991 г. Д. Джибсом, К. Бэсинджер, Д. Фуллером и модифицирована А.А. Хвостовым. Вопросник СРД-КФ состоит из 10 пунктов — вопросов, относящихся к социоморальным ценностям типа спасения жизни, «не укради», выполнение обещаний. Испытуемые письменно отвечают на 10 пунктов. Ответы по каждому «почему» относятся к определенному уровню морального суждения. После обработки всех ответов вычисляется общий результат, представляющий уровень развития моральных суждений. Исследование имело целью показать особенности моральных суждений российских подростков и провести сравнительный анализ с моральными суждениями американских подростков. Комплекс методов, сопутствующих социально-психологическим инициациям IV. Комплекс методов, сопутствующих социально-психологическим инициациямПри проведении социально-психологических инициаций осуществлялись: 1 — включенное наблюдение за обыденной жизнью подростков и их выбором ролевой позиции в контексте социально-психологической инициации; 2 — рефлексивные письменные самоотчеты; 3 — групповые рефлексии; 4 — анализ индивидуальных карт; 5 — доверительные индивидуальные беседы. Собственно социально-психологическая инициация V. Собственно социально-психологическая инициация — естественный эксперимент Основное содержание социально-психологической инициации строилось на трех условиях, определяющих развитие личности подростка: 1. Обучение. 2. Моделирование системы самоорганизации и жизнедеятельности. 3. Социальные инициативы. Обучение 1. Обучение как социально-психологическая инициацияОбучение осуществлялось по программе «Школы лидера». Подростки поступали в школу на добровольных началах. Темы основных лекций и семинаров: «Становление личности»; «Личность, общество, государство»; «Проблемы электоральной активности»; «Социальные инициативы». Помимо лекций предлагались спецкурс, тренинги, инициации. Спецкурс «Азбука выживания»: обсуждались проблемы человека в природе; городе; обществе (задача спецкурса — мобилизация физической и психологической активности в экстремальных ситуациях природы и общественных явлений). Тренинги: «Человек в экстремальной ситуации»; «Личностный рост». Инициации: физическими трудностями; послушанием; свободой; страхом; одиночеством. Полученные подростками знания и практический опыт обсуждались в рефлексивных самоотчетах, в групповых рефлексиях, на конференциях и использовались на практике. При этом основной упор делался на понимание необходимости развития общей социальной компетентности, а в условиях нашей программы для успешного моделирования системы самоорганизации — построения подросткового объединения. Моделирование 2. Моделирование и проживание системы самоорганизации как социально-психологические инициацииМоделирование системы самоорганизации строилось по законам развития межличностных отношений подростков с ориентацией на общий абрис социальной организации современной России. Формировались органы самоуправления, модифицировался опыт классических подростковых организаций XX в. в использовании символики: подростки при содействии психологов разрабатывали собственную символику: Гербы городов «Тинейджертаун»и «Отрокград»; флаги; бейджи; личную карточку участника программы; каждый подросток по окончании программы получал сертификат. Этапы моделирования: • Подготовка к моделированию — анализ видов государственных систем, форм правления; • Выборы депутатов в Совет старейшин (от каждого отряда по три человека); • Создание Конституции, Закона о выборах; • Референдум по принятию Конституции; • Регистрация СМИ; • Объявление о начале регистрации кандидатов на пост Президента; • Предвыборная кампания: презентации претендентов; митинги; шествия; пресс-конференции; теледебаты; встречи претендентов с избирателями; • Выборы Президента; • Торжественная инаугурация Президента; • Создание Президентом и Советом Федерации социальных программ, их выполнение. Социальные инициативы 3. Социальные инициативы как социально-психологические инициацииСистема работала посредством реальных социальных инициатив, предложенных самими подростками (проведение культурных, спортивных программ, работа в многонациональных поселках, участие в выборах Президента РФ (агитпоезд ВДЦ «Орленок» — Краснодар, 1996 г.), сотрудничество с подростками-инвалидами, сотрудничество с подростками из Буденовска, пострадавшими от военных действий боевиков из Чечни, помощь пожилым. Результаты социально-психологических инициаций Анализ результатов социально-психологических инициаций подростков в условиях временных объединенийРассмотрим результаты исследования феноменологических особенностей подростков: интеллектуального потенциала, физической и психической выносливости, морального развития; анализ рефлексивных самоотчетов подростков по результатам психологических инициаций; анализ результатов социально-психологических инициаций подростков в сфере моделирования системы самоорганизации и социальных инициатив. Результаты диагностики «А»-тестом ВИЗИЭС 1. Анализ результатов диагностики интеллектуального потенциала и психической выносливости подростков «А»-тестом ВИЗИЭС (В.С. Мухина, А.В. Волосников) Результаты сведены в табл. 1. Таблица 1Средние показатели результатов выполнения «А»-теста ВИЗИЭСмальчиками-подростками 15—16 лет (в %)
Для удобства сравнения приведем таблицу средних показателей результатов взрослых (см. табл. 2). Таблица 2Средние показатели результатов выполнения «А»-теста ВИЗИЭС в группах «С» и «К» (в %)
Подростки обнаруживают высокий интеллектуальный потенциал при работе с объектами, имеющими возможность подвергаться идентификации. Визуальные и знаковые идентификации подростков не уступают по количественным и качественным характеристикам визуальным и знаковым идентификациям взрослых, профессия которых ориентирует их на высокую продуктивность. После 40—45 мин pressure (исполнение действия под влиянием временного давления) обнаружилась общая тенденция изменения физической и психической активности. В результате проведенного тестирования подростков на «А»-тесте ВИЗИЭС мы пришли к следующим выводам: 1 — на приборе «А»-тест ВИЗИЭС была подтверждена способность подростков к мобилизации телесных и психических функций (физическая и психическая выносливость) в нормальных условиях и условиях сенсорной депривации; 2 — подростки 15—16 лет показывают особенности различий в ситуациях без помех и в ситуациях со специальными помехами. Статистически подтверждена (по критерию Стьюдента) способность подростков к мобилизации умственных действий (соотносящих и исполнительских); 3 — посредством тестирования подростков на приборе «А»-тест ВИЗИЭС была подтверждена гипотеза В.С. Мухиной о высокой сензитивности психической деятельности подростков и о психологической готовности к мобилизации в экстремальных условиях; 4 — общая физическая и психическая выносливость подростков находится на уровне взрослых, но при этом подросткам требуется большее количество времени для восстановления физической и психической активности (половые различия в процессе интеллектуальных операций не обнаружены). Программа социально-психологической инициации строилась на основании выявленных физических и психических возможностей (учитывались время и режим работы и отдыха). Результаты исследования морального развития 2. Анализ результатов исследования морального развития подростков СРД-КФ (Социоморальная рефлексия диагностика — короткая форма, модификация А.А. Хвостова) Исследованию подлежали особенности моральных суждений российских подростков в сравнении с моральными суждениями американских сверстников. Анализ результатов исследования показал, что в возрасте от 12 до 14 лет происходят качественные изменения в моральных суждениях. В моральных суждениях 14-летние подростки гораздо ближе к юношам (и взрослой группе в целом), чем к младшим группам. Можно говорить о некотором качественном «скачке» развития моральных суждений в указанный период. (Половые различия подростков специально не исследовались. Нас прежде всего интересовал сравнительно-психологический персонифицированный анализ морального развития российских и американских подростков.) В результате анализа моральных суждений подростков показано, что наравне с общепринятыми нормами в моральных суждениях (в отношении: к правде и обещаниям; к законности; к жизни — своей и чужой; к помощи родителям; к прощению) у российских подростков в отличие от их американских сверстников в малой мере представлены социально-ориентированные категории моральных суждений. Например, у подростков не представлены такие категории ответов, как «Социальные требования»: «Общество основано на доверии или обещаниях; уважение или правда необходимы или существенно важны для экономики, выживания и жизни общества, развития человечества»; «Основные права и ценности»: «Каждый имеет право на уважение»; «Правовая система»: «Это человеческое право (на собственность); Вам следует уважать права других; воровство попирает, нарушает права владения, посягает на права или достоинство человека». Особенностью моральных суждений российских подростков является «недостаток» заботы об обществе (не учитывается, что общество основано на доверии, обещаниях, что человек ответствен перед обществом). Таким образом, исследование показало, что современные подростки нуждаются в специальной подготовке (социально-психологических инициациях), ориентированной на развитие моральных ценностных ориентаций, повышение гражданской и общественной ответственности, правовой культуры, социальных инициатив. Проведение социально-психологической инициации осуществлялось по программе, описанной выше. Результаты рефлексивных самоотчетов 3. Анализ рефлексивных самоотчетов подростков по результатам психологических инициаций Психологические инициации (физическими трудностями, послушанием, свободой, страхом, одиночеством) проводились с подростками в рамках этапа «Обучение». Перечисленные инициации готовили подростков: к развитию рефлексии на себя и других, к осознанию необходимости соответствовать нормативным ожиданиям, к развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, чувства личности, гражданской позиции. Анализ рефлексивных самоотчетов подростков показал, что психологические инициации выступали для них не только как индивидуальные испытания каких-либо свойств и умений, но и как условия развития чувства индивидуального «Я» и группового «Мы». Психологические инициации выступали как средство рефлексии подростков на свои способности и умения, свою волю, свои чувства. Помимо этого, подростки в своих рефлексивных самоотчетах обращались к анализу межличностных отношений и к проблеме овладения социальным пространством нормативных отношений. Особое место занимали инициации свободой: подросток в процессе этой инициации должен был пройти от стихийного понимания свободы, как индивидуальной вольницы, до понимания свободы, как результата духовного развития и овладения сущностью прав и обязанностей человека в социальных условиях. По результатам инициации свободой были выделены следующие категории самоотчетов: 1 — самоотчеты, в которых отражено понимание необходимости социальной нормативности: 1.1 — самоотчеты, в которых отражено понимание необходимости социальной нормативности применительно к окружающим людям; 1.2 — самоотчеты, в которых отражено понимание необходимости социальной нормативности применительно к самому себе. 2 — самоотчеты, в которых отрицается необходимость соблюдения социальных норм. 3 — самоотчеты, в которых проблема необходимости соблюдения социальных норм не затрагивается. Результаты приведены в табл. 3. Таблица 3Распределение самоотчетов по критерию осознания подростками необходимости соблюдения социальных норм (в %)
Как видно из табл. 3, современные подростки в подавляющем числе случаев ориентированы на соблюдение социальных норм. Однако, как показали наши исследования морального развития современных российских подростков, формирование содержания моральных ценностей требует специальной подготовки (в нашем случае — формирование моральных ценностей осуществлялось в условиях социально-психологических инициаций). В результате проведения психологических инициаций у подростков развивается чувство ответственности за свое поведение, формируется способность к осознанному выбору, к принятию самостоятельных, продуманных, адекватно мотивированных решений. Реально существующая базовая позитивная направленность современных российских подростков получает мощное подкрепление за счет осознания законов бытия человека в социальном пространстве, понимания необходимости нормативного поведения, развития личной зрелости и способности отвечать за свои решения и поступки. Анализ самоотчетов подростков показал следующее. Рефлексия на свои личностные, индивидуальные особенности, свои умения и способности, волевые качества, чувства и переживания формирует у отрока адекватную самооценку, служит важным показателем готовности к полноценной, взрослой общественной жизни. Результаты моделирования системы самоорганизации и социальных инициатив 4. Анализ результатов социально-психологических инициаций подростков в сфере моделирования системы самоорганизации и социальных инициатив. Социально-психологическая инициация осуществлялась на основе обобщенных классических методов и ряда инноваций, обеспечивающих развитие личности современного подростка. Собственно социально-психологическая инициация проводилась через постоянные групповые обсуждения предстоящих инициатив. Помимо групповых рефлексий практиковались индивидуальные рефлексии в виде самоотчетов, анализа индивидуальных карт и доверительных индивидуальных бесед. Все виды рефлексий осуществлялись ежедневно. Присваивая культуру рефлексии на прожитый день, на пройденный период этапа, на свои достижения, подросток учился планированию и оценке собственных действий. Эти достижения способствовали развитию чувства личности подростка и его реальным достижениям в рамках программы социально-психологической инициации. Включенное наблюдение за обыденной жизнью подростков в условиях временных объединений показало их стремление к совместной деятельности, к присвоению знаний, которые содействуют их продвижению к совместным отношениям и деятельности. В качестве иллюстрации представлен VI этап программы «Будущие лидеры России» («Сделай свой выбор»), который проводился в период с 10.08.1999 по 30.08.1999 г. в ВДЦ «Орленок» (см. табл. 4). Моделирование системы самоорганизации жизнедеятельности временных объединений подростков и социальных инициатив показало: 1. Высокую сензитивность подростков к социальным явлениям, готовность вникать в законы организации общественного бытия человека. 2. Выраженную потребность подростков в сотрудничестве с «культурными посредниками» для овладения законами организации общественного бытия. 3. Выраженную потребность в создании собственной модели общественного объединения подростков. 4. Готовность занять позицию гражданина своего Отечества. 5. Потребность иметь свою подростковую организацию, в которой подросток может освоить психологическое пространство «Мы» и «Я». 6. Потребность научиться отстаивать свое чувство личности. 7. Потребность использовать символы объединения для овладения его социальным пространством и реализации своих притязаний на признание. Выводы Проведенное исследование позволило сделать следующиевыводы. 1. Анализ опыта подростковых организаций Европы XX века (Всемирная организация Скаутов, «Гитлерюгенд», Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина), позволяют утверждать, что эти подростковые объединения выступали как реальные условия развития определенного типа личности, проходящего соответствующую социализацию. Таблица 4Моделирование системы самоорганизации жизнедеятельности временныхобъединений подростков (ВДЦ «Орленок» 1999 г.)
2. Все подростковые организации Европы XX в. были жестко структурированы и строились по общим принципам: идеология (в каждой системе — своя идеология); иерархия; знаковые системы (законы, клятвы, форма, знаки различия). Идеология в каждой социальной системе определяла моральные ориентации подростков и специфику развития личности. 3. Стремление подростков к общению и к консолидации со сверстниками (чувство «Мы») является психологической основой, содействующей успешному их сотрудничеству друг с другом в рамках общественных объединений и специфику развития личности. По существу, подростковые общественные объединения во всех государственных системах стран Европы представляли собой специфические социально-психологические инициации, требующие от подростков прохождения испытаний и социализации. Принимая нормативы общественных объединений как личностно значимые права и обязанности, подросток всякий раз с готовностью следовал этим правилам. 4. Изучение особенностей моральных ориентаций современных подростков России (конца XX — начала XXI в.) методом социоморальной рефлексии показало, что наравне с общепринятыми нормами в моральных суждениях (в отношении: к правде и обещаниям; к законности; к жизни — своей и чужой; к помощи родителям; к прощению) у российских подростков в отличие от их американских сверстников в малой мере представлены социально-ориентированные категории моральных суждений. Современные российские подростки в своих ориентациях на моральные ценности мало ориентированы на ценность жизни (своей и чужой), на ценность доверия и ответственности перед обществом. Особенностью моральных суждений российских подростков является также «недостаток» заботы об обществе. Исследование показало, что современные российские подростки нуждаются в специальной подготовке (развитии моральных ценностных ориентаций, социально-психологических инициациях), ориентированной на повышение гражданской и общественной ответственности, правовой культуры, социальных инициатив. 5. Изучение интеллектуального потенциала, физической и психической выносливости методом «А»-тест ВИЗИЭС показало готовность подростков к совершению интеллектуальных операций на уровне взрослых. При обследовании «А»-тестом ВИЗИЭС показаны такие возрастные особенности подростков как высокая обучаемость, врабатываемость, быстрая мобилизация физической и психической активности. Подростки по результатам показателей не уступают хорошо тренированным специалистам, работающим в экстремальных ситуациях. Однако в отличие от специалистов подросткам свойственна высокая утомляемость. Исходя из полученных данных, следует разрабатывать программы социально-психологической инициации, включая интеллектуальные нагрузки и условия режима работы (необходимо учитывать время работы и отдыха). 6. Создание нового типа развивающей среды, основанной на опыте подростковых общественных объединений и представляющей собой современные социально-психологические инициации, приводит: к развитию социальной сензитивности; к безусловному повышению у подростков социальной компетентности и формированию гражданской позиции; к пониманию необходимости каждому делать свой выбор; к формированию ценностного отношения к себе, другим, Отечеству и человечеству. Нового типа развивающая среда позволяет рассматривать социально-психологические инициации подростков как условие развития личности. 7. Социально-психологические инициации могут быть продуктивным условием развития личности в кратковременных подростковых объединениях в силу высокой социальной сензитивности подростков.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |