|
|||
Авторизация
|
Без комментариев: статьи из энциклопедийСтр. «211—213»
Самосознание // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.:Советская энциклопедия, 1967. Т. 4. С. 552.САМОСОЗНАНИЕ— осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; С. предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Возникновение С. связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности (подробнее см. в ст. Сознание). Сознание // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.:Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 43, 45—46.СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих наук вносит определенную специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса С. рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не-Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание и социальная психология). В психологии С. трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающая деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предметом С. является не только внешний мир, но и сам субъект — носитель С., поскольку одним из существующих моментов С. является самосознание. Конституирующие признаки С. — отражение, отношение, целеполагание и управление. (…) Структура сознания. Психика и сознание. Сознание и самосознание.Структура С. определяется прежде всего тем, что оно есть процесс познания действительности и результат этого процесса — знание: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это знание» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв., 1956, с. 633). Как познавательная деятельность С. начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления. Движение от чувственной ступени С. к теоретическому мышлению осуществляется как бы по бесконечной спирали: каждое удаление отвлеченной мысли от ощущений, восприятий и представлений сопровождается постоянным возвратом к ним. «В непосредственном созерцании я, правда, имею перед собой весь предмет в его целом, но лишь во всесторонне развитом познании, возвращающемся в форме простого созерцания, предмет стоит перед моим духом, как некоторая внутри себя расчлененная систематическая целокупность» (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 252). С. — это не только познание, но и отношение человека к миру, в выработке которого большую роль играют эмоции. «…Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин В.И., Соч., т.20, с. 237). Понятие психики шире понятия С. Под психическими явлениями имеются в виду все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление), психические состояния (эмоции, настроения, бодрость, усталость и т. п.), а также психические свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т. п.). Если психика является достоянием всего животного царства, то С. присуще лишь человеку. Но даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля С. Не все ощущения и восприятия становятся фактом С., на что обращал внимание еще Лейбниц: «...Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является величайшим источником заблуждений» («Новые опыты о человеческом разуме», М.-Л., 1936, с. 106). Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса С., а также установки, инстинкты, навыки и интуицию, автоматизированные действия. Бессознательные формы поведения основаны на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивают разгрузку человека от излишнего напряжения С. В соотношении сознательных и бессознательных процессов в психике человека ведущим является С. Будучи высшей формой психич. деятельности человека, С. не тождественно мышлению. Говоря о различии С., напр., у буржуа и пролетария, мы имеем в виду не различия в их знаниях, логике мышления и понимании, а прежде всего в интересах, убеждениях, в ценностной ориентации и т.п. В С. есть образ не только внеположного объекта, но и образ этого образа, т.е. отражение отражения предметного мира. Т.о., существенным моментом С. является самосознание, которое выражает С. в его актуальной данности субъекту. Самосознание — это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производств, отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет и противопоставляет себя всему окружающему, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание дает «...человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т.е. отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним — словом, изучать акт собственного сознания» (Сеченов И.М., Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 504). Осознание субъектом своей психической деятельности может осуществляться на разном уровне: от глубокого и ясного самосознания до смутного и неопределенного понимания того, что происходит в «душе». Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Самосознание, будучи и самопознанием, и самоотношением, самооценкой, формируется на определенном уровне развития личности под влиянием социального образа жизни, который требует от человека самоконтроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них. Т.о., мерой и исходным пунктом человека в его отношении к себе выступают прежде всего др. люди, и самосознание по самому существу носит глубоко обществ. характер. «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не в качестве фихтеанского философа: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 59, прим.). У общественно развитого человека погружение в мир внешней реальности не ведет к отключенности С. от самого себя. Сознательные состояния психики постоянно сопровождаются чувством своего «я», хотя степень самосознания может быть разной — от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается основным объектом С. Человеческое «Я» меняется вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с изменением физического состояния и самочувствия. Тем не менее оно сохраняет внутреннюю цельность и относит. постоянство. Благодаря наличию некоторых существ. инвариантных характеристик С. человек «остается самим собой» и может каждый раз отождествлять свое актуальное «Я» с прошлым. А. Спиркин
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |