Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2002 / Формирование личности — важнейшая задача высшей школы

Взгляд в будущее

Стр. «243—247»

Лев Кураков

Формирование личности — важнейшая задача высшей школы

 

Задача формирования личности в современных условиях

В последние годы в связи с реформами, ориентирующимися на экономику, основанную на образовании, особую значимость для нашего общества приобретают проблемы формирования личности будущего специалиста.

Очевидно, что на сегодня не существует задачи благороднее, чем обеспечение достойной, полноценной жизни человека. Его высокий образовательный уровень, духовное и физическое здоровье являются неотъемлемой частью богатства страны.

В процессе реформирования общественно-государственной жизни страны в отечественной культуре, науке, образовании возникли известные трудности, обусловленные рядом объективных и субъективных причин.

В публикациях, посвященных воспитанию молодежи в системе образования, часто можно встретить высокие слова о «духовном преображении российского общества», о том, что воспитательная работа должна «отвечать различным этапам демократизации общества» и т.д. К сожалению, авторы не говорят о необходимости развития личностного потенциала в человеке, о приобщении молодежи к физической культуре и спорту, о чувстве патриотизма, любви к Родине.

Такое положение тревожит. Добиться реальных успехов в социально-экономическом развитии страны невозможно без нравственного возрождения, формирования культа труда, превращения каждого человека в полноценного члена общества — в человека с полноценной я-идентичностью и мы-идентичностью.

Новые носители информации требуют новой философии образования

Развитие всемирной сети Интернет, с помощью которой можно доставить информацию разного рода в любое место, в любом объеме, на любое расстояние в короткие промежутки времени при строгом планировании материала, может оказывать несравнимо большее влияние на глобальное образовательное и культурное развитие, чем какой-либо другой носитель информации. Это возможность обращает нас к новой философии образования, основанной на самостоятельном овладении учебным материалом в новых условиях. Однако нельзя не учитывать, что динамичное развитие информационных технологий способствует тому, что молодое поколение может замыкаться в мире экранной культуры, которая далеко не всегда отвечает требованиям морали и нравственности. Высокая поэзия, художественная литература, традиционно несущие в себе нравственные ценности, часто не интересует тех, кто познает мир, общаясь с компьютером.

Подготовка молодого поколения к реальной жизни

Подготовка молодого поколения к реальной жизни, как одна из важнейших социальных задач современности, не может ограничиваться лишь расширением возможности приобретения некой суммы знаний. Истинная личность сегодня должна быть интеллигентной — это значит, что помимо овладения знаниями и профессиональными навыками человеку необходимо ориентироваться на морально-этические нормы. Между тем наряду с заметными изменениями в социально-экономическом развитии многих стран, стремительным ростом впечатляющих научных открытий и технологических решений отмечается тревожная тенденция к забвению этических ценностей, традиций народной культуры.

Роль духовного становления личности для развития общества

Уверен, что развитие любого общества немыслимо без высоконравственных, духовно богатых личностей. Развитие экономики, техники, науки, культуры должно переплавляться высокой духовностью, нравственностью человека. Техника, оторванная от общекультурных и гуманитарных идей, превращается в монстра, способного разрушить все живое на планете. Наука, оторванная от высокой культуры, духовности, не способна рождать фундаментальные идеи, а бездуховное, безнравственное квазиискусство делает человека зависимым от разлагающих пороков. Образование должно быть предназначено воспитывать такие качества личности, как трудолюбие, честность, порядочность, доброту, справедливость, патриотизм, терпимость, милосердие, бережное отношение к природе.

Не вызывает сомнения, что новое поколение будет познавать мир посредством информационных технологий. Педагог как проводник знаний должен адаптироваться к новым условиям. Педагогической науке предстоит решать нелегкую задачу — соединять новые технологии обучения с духовно-нравственным воспитанием.

Модернизация высшего образования

Постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах», безусловно, придаст ускорение интеграции учебных заведений разного уровня, появятся их новые организационные формы, будет совершенствоваться учебная и научная работа. Расширяется практика применения Единого государственного экзамена, введенная в Чувашской Республике и других регионах. На очереди эксперимент с Государственными именными финансовыми обязательствами. Все это важно для выполнения задач, связанных с модернизацией образования. Важно, чтобы при этом не была размыта идея его социальной направленности, ориентации на формирование творческих способностей обучающихся.

Глубоко убежден, что Россия через систему высшего образования способна решать самые сложные экономические, социальные, демографические и иные проблемы, ставя во главу угла формирование достойной личности. Оно является одной из основных задач высшей школы.

Нет никаких сомнений в том, что настоящее и будущее отечественного образования, формирование и воспитание личности в системе высшего образования — это основа социально-экономического и духовного развития страны. Неоценимую помощь в этом отношении могут и должны оказать человеку как личности высшие учебные заведения, где педагог — главный носитель духовных и нравственных ценностей общества. Вузовское обучение не должно сводиться лишь к накоплению знаний. Обучение должно стать выражением, выявлением творческих сил именно в период умственного, нравственного, эстетического развития.

Концепция воспитательной работы Чувашского госуниверситета

Профессорско-преподавательский состав Чувашского госуниверситета не мыслит подготовку дипломированных специалистов в отрыве от воспитательного процесса, основной целью которого является социализация, формирование нравственно и физически здорового члена общества. Этому в значительной степени способствует претворение в жизнь концепции воспитательной работы в университете, разработанной на основе традиций и принципов педагогической системы просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева. Для достижения поставленной цели в университете решаются следующие задачи:

• морально-нравственное и этическое воспитание студентов и преподавателей;

• обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

• создание системы внеучебной воспитательной работы;

• укрепление трудовой и учебной дисциплины;

• обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях;

• восстановление, обновление и поддержание материально-технического базы;

• осуществление системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной деятельности.

В бюджете университета ежегодно предусматриваются финансовые средства, необходимые для проведения планируемых воспитательных мероприятий.

Для реализации указанных в концепции задач в области воспитания в нашем вузе принят целый комплекс нормативных документов: Положение о заместителе декана по воспитательной работе; Положение о студенческом совете; Положение о конкурсе на лучшую студенческую группу; Положение о спортивном клубе; Положение о службе режима; Положение о студенческом городке и другие.

Деятельность института кураторов студенческих групп

В университете восстановлен и успешно функционирует институт кураторов студенческих академических групп, качественно обновленный, соответствующий духу времени. Куратор направляет свою деятельность на формирование сплоченного коллектива, через актив группы создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания, творчества, высокой дисциплины. Важнейшей задачей куратора является оказание помощи группе в достижении высокой успеваемости, вовлечение студентов в научно-исследовательскую, культурно-массовую работу.

Стимулирование активности студентов

В целях стимулирования общественной работы, формирования творчески активной личности, в университете систематически проводятся конкурсы: на лучшую студенческую группу, лучшую студенческую научную работу и другие. Важным воспитывающим моментом является то, что из 58 персональных стипендий, назначаемых лучшим студентам, многие носят имя известных ученых, работавших в альма-матер.

Интеграция образования с трудовой деятельностью

Взяв на вооружение опыт яковлевской школы, Чувашский госуниверситет проводит целенаправленную работу по интеграции образования с производительным трудом (привитие трудовых навыков в животноводстве, агрономии, садоводстве, огородничестве, пчеловодстве). В процессе трудовой деятельности меняется менталитет людей, они отходят от потребительской психологии, получают моральное удовлетворение от результатов своего интеллектуального и физического труда, своей причастности к общественным делам.

Формирование личности через создание благоприятных условий

Проблемы формирования личности решаются Ученым советом, ректоратом университета с позиций комплексного подхода. Моральный климат в коллективе имеет прямое влияние на самочувствие каждого его члена. В эту сферу, помимо прочих включаются жилищно-бытовые вопросы, материальное и моральное стимулирование творческой активности преподавателей и студентов, создание надлежащих условий для труда и учебы. Все решения конференции коллектива, Ученого совета, ректората проникнуты духом социальной справедливости, направлены на формирование здоровой, высоконравственной атмосферы. Комплекс мероприятий социально ориентированной деятельности университета предполагает не только улучшение материального благосостояния преподавателей, сотрудников и студентов, но и сплоченность коллектива, позволяет им чувствовать себя членами одной семьи — «Чувашский госуниверситет». Создав для участников учебно-научного процесса соответствующие условия, можно повысить творческую активность.

Гражданская ответственность коллектива университета

Отрадно, что Президент России В.В. Путин обращает внимание на необходимость формирования не просто высокообразованной, но и духовно-нравственно богатой личности, считая это необходимой составляющей в решении социально-экономических проблем Отечества. Действительно, не являясь патриотом своей большой родины — России и малой родины — Чувашии, невозможно преодолеть трудности в социально-экономической сфере. Коллектив университета, осознавая свою гражданскую ответственность, использует инновационные подходы по поддержке представителей всех слоев населения, обеспечивая равный доступ к получению высшего профессионального образования.

Чувашский госуниверситет как интегрированная система

В настоящее время Чувашский госуниверситет можно рассматривать как интегрированную систему, объединяющую образовательные учреждения различных типов: филиалы, научно-образовательные центры, лицеи и лицейские классы, гимназию, академию юных менеджеров, школу будущего инженера. Будучи формирующимся университетским комплексом, он решает вопросы переподготовки учительских кадров республики, повышения их квалификации, создания единой информационной сети в образовании, пополнения фондов школьных библиотек учебной, научной и справочной литературой, издаваемой в университете, и многие другие вопросы, связанные с модернизацией системы образования в нашей стране.

В 2000 году в д. Чувашские Ишаки Батыревского района Чувашии открылся Дом знаний, в стенах которого функционирует лицей для сельских детей. В их распоряжении компьютерный класс, научно-исследовательская лаборатория, библиотека с читальным залом, техническая мастерская и др.

Модель экономического образования школьников

Силами преподавателей университета создается новая модель экономического образования школьников. Ученый совет университета принял решение создать академию юных менеджеров — учебное заведение Чувашской Республики, центр первоначальной подготовки молодежи к деятельности в условиях рыночной экономики. Помимо решения задачи прочного освоения учащимися основ экономических знаний в стенах этого учебного заведения, у юных «академиков» развивается социальная компетенция, умение ориентироваться в обществе. Определены приоритетные направления развития современного социально-экономического образования, предусматривающие ликвидацию отставания от мировой науки в области преподавания социальных наук; индивидуализацию образовательного процесса; повышение положительной мотивации учения; развитие личностных особенностей учащихся и их коммуникативной и общей культуры, навыков общения и межкультурного диалога; основ рационального и ответственного поведения в жизни.

Новый качественный уровень самообразования и самостоятельности учащихся, анализ информации, развитие у учащихся интереса к познавательной и исследовательской деятельности, которая имеет практически ориентированный характер, личностное и социальное значение, позволяют учащимся формировать адекватную самооценку, а также дают реальную возможность работать со своим педагогом индивидуально. Это дает возможность решить проблему передачи учителем ученику всего комплекса нравственных и культурных ценностей.

Практика показывает, что академия юных менеджеров является весьма эффективной моделью, содействующей успешной адаптации молодежи на рынке труда, оценке собственных сил, специальных возможностей, понятию нормы и этики трудовых отношений, воспитанию трудовых взаимоотношений, воспитанию гражданского сознания и поведения учащихся.

Личность должна быть здоровой не только духом, но и телом

Очевидно, что личность должна быть здоровой не только духом, но и телом. В этой связи университет взял на себя новую функцию — создание центра восстановительной медицины для улучшения здоровья преподавателей и студентов. Силами преподавателей медицинского института, который функционирует в составе университета, практикуется проведение медицинского обследования, оказание медицинской помощи населению, проведение научно-практических семинаров с врачами районных больниц республики.

Деятельность коллектива Чувашского госуниверситета по созданию социально ориентированной системы интегрированного непрерывного образования получила государственное признание, что подтверждено присуждением премии Президента РФ в области образования за 2000 год.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности