Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2002 / Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной

Наша презентация

Стр. «5—12»

Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной

 

1. Название школы

Феноменология развития и бытия личности

2. Основные направления деятельности

К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

3. Научная и практическая значимость

Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодежи (в том числе и подростков). Многочисленные учебники и учебные пособия, отражающие методологические основы концепции имеют большой спрос (до семи — девяти изданий). Методология, разработанная В.С. Мухиной, стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения психологов и молодежи.

Практическая значимость обусловлена тем, что полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе (например: 1 — работа в федеральной программе «Дети Чернобыля» (1988—1999); 2 — работа в экстремальных ситуациях с представителями другой национальности — последствия спитакского землетрясения (1988—1989); 3 — работа с подростками в программе РАО «Будущие лидеры России» (1992—1999); 4 — работа с молодежью как электоратом в рамках федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ (1996—1998); 5 — работа с проблемами этнического самосознания в контексте межэтнических отношений (с 1985-го по настоящее время); 6 — проект «Проблемы соблюдения прав детей в семье и тайны усыновления» в рамках программы МО РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (2001—2002) и др.).

4. Историческая справка

а) факторы, определившие возникновение школы

Своим возникновением научная школа под руководством В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 по настоящее время); коллектива института развития личности РАО (с 1992 по 1998); труду ее учеников, аспирантов и докторантов.

б) год основания

Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год — год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, затем переименованной в кафедру психологии развития. Фактически становление школы происходило на протяжении 70—80 гг. XX столетия.

в) основатель школы, характеристика научной деятельности

Валерия Сергеевна Мухина — заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, действительный член Российской академии естественных наук, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования России; член Союза писателей Российской Федерации; председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; главный редактор журнала «Развитие личности»; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

В сферу научных интересов В.С. Мухиной входит психологическое исследование знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в области детской психологии, В.С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии себя и других.

В.С. Мухина выявила механизмы развития и бытия личности, которые представлены как пара — «идентификация» - «обособление». Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции идея механизмов «идентификация»-«обособление» давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультировании и психологического сопровождения.

Исследовательская деятельность в сфере самосознания личности дала ей возможность построить теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев:

1 — эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я;

2 — притязания на признание;

3 — половая идентификация;

4 — психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);

5 — социальное пространство личности: права и обязанности.

Универсальность этой структуры обнаружена при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под руководством В.С. Мухиной в России и за рубежом. В контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья получают свое специфическое наполнение, что дает возможность диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этнической агрессии и др. В.С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В.С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации. Она является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальных ситуациях.

В.С. Мухина продуктивно осуществляет психологическую помощь в острых социально-психологических ситуациях и ситуациях стихийных бедствий.

В 1988—1989 гг. она организовала и возглавила психологическую помощь детям и взрослым, пострадавшим от спитакского землетрясения в Армении, возглавила подготовку психологов Петропавловска-на-Камчатке к работе с населением в экстремальных условиях (сейсмологами прогнозировалось землетрясение).

С 1988 г. В.С. Мухина возглавила подготовку социальных работников, практических психологов для регионов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (было подготовлено 120 практических психологов; из их числа 10 защитили кандидатские диссертации).

С 1990 г. активно участвует в реализации федеральной программы РАО «Дети России» («Дети Чернобыля»; «Дети-сироты»; «Дети-инвалиды»), разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы коррекционного сопровождения детей. По этой проблеме защищено пять диссертаций.

В 1992—1999 гг. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России» (работа с подростками в ВДЦ «Орленок» и оформление эмпирических данных в научные обобщения). По этой проблеме защищено пять кандидатских диссертаций.

В 2002 г. совместно с отделом психологической службы Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы».

г) этапы становления и их характеристика

Становление научно-педагогической школы В.С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955—1962) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы им. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962 г.); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии — кафедры психологии развития (1988), и руководству Институтом развития личности РАО (1992—1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 г., когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих учеников и последователей.

д) представители школы и их научный вклад

В число представителей научной школы В.С. Мухиной в России, странах СНГ и мире следует отнести следующих ученых.

В России:кандидат психологических наук, член-корр. РАЕН, профессор, зам.зав.кафедрой психологии развития МПГУ Т.Н. Счастная («Психодиагностика и психокоррекция детей и подростков»), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского ГУ Р.В. Овчарова («Психодиагностика детей и подростков»), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина («Психокоррекция стиля взаимодействия»), г. Москва; доктор психологических наук, доцент, директор Социально-педагогического института при Кубанском государственном университете, генеральный директор Департамента образования и науки Администрации Краснодарского края А.А. Иванова («Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия»), г. Краснодар; кандидат психологических наук, доцент, докторант, директор Института психологии, педагогики и управления образованием, декан факультета психологии Красноярского края, генеральный директор Департамента образования и науки администрации Красноярского края (1996—1998) А.А. Ярулов («Проблемы воспитания и развития личности»), г. Красноярск; кандидат психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, докторант, проректор университета Российской академии образования Г.В. Семья («Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей»), г. Москва; кандидат психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир («Особенности этнического самосознания народностей Севера»), г. Москва; кандидат психологических наук А.В. Волосников («Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий»), г. Краснодар; кандидат психологических наук (готовит докторскую), Т.Ц. Дугарова («Особенности этнического самосознания бурят»), г. Улан-Удэ; кандидат психологических наук, преподаватель ЯГУ Е.П. Тимофеева («Межэтнические отношения»), Саха; молодые ученые: кандидат психологических наук Л.М. Проценко, кандидат психологических наук А.С. Обухов, кандидат психологических наук А.А. Денисов и др.

В странах СНГ:кандидат психологических наук, писатель В.А. Левин («Художественное восприятие у детей»), Украина; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е.И. Валитова («Психология личности»), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С.Е. Рыжикова («Психология личности»), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л.А. Девис («Психология личности»), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С.Б. Данилюк («Психология личности»), Украина; кандидат психологических наук, профессор Е.В. Некрасова («Самосознание личности»), Казахстан; кандидат психологических наук Т.А. Талалуева («Межэтнические отношения»), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомелевского ПУ С.А. Хазей («Этническое самосознание личности»), Беларусь;и др.

За рубежом: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогики и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце («Социальная адаптация детей группы риска»), Латышская Республика; кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г.Е. Иванова («Межличностные отношения детей»), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У.Лувсандандар («Этническое самосознание внутри традиций разных культур»), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М.Т. Бурке Бельтран («Развитие детской личности»), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г.А. Маджаров («Развитие личности»), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О.Мендес («Особенности этнического самосознания детей Колумбии»), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А.И. Усман («Механизмы психического развития личности»), Чад; кандидат психологических наук, преподаватель университета Дели С.Дасгупта («Структура самосознания молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов»), Индия; доктор психологических наук М.Огнин («Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина»), Бенин; кандидат психологических наук, М.М. Тульчинский («Особенности самосознания и притязаний в позднем возрасте»), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон («Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи»), Вьетнам; психолог А. де Сейта Куарежма («Современное состояние родовых культур»), Сан-Томе и Принсипи.

е) роль школы в развитии системы образования

В течение 40 лет издаются программа, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие — Министерством образования РФ для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Коллектив кафедры принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по психологическим специальностям. На основе концепции структуры самосознания выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах.

5. Руководитель школы в настоящее время

В.С. Мухина — академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ.

6. Научные результаты деятельности, достигнутые за время существования школы

За время существования школы подготовлено более 50 монографий, около 20 докторов, более 140 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, разработаны концепция и комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога.

7. Количество защищенных диссертаций

Докторских — около 20;

кандидатских — более 140.

8. Количество изданных за время существования

Монографий — более 50;

учебных пособий — около 30;

статей — более 500;

других изданий — более 100.

Особо значимые:

Мухина В.С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. М.: Просвещение, 1959 (21,8 п.л.), 2-е изд. М.: Народное образование, 1997 (26 п.л.); Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981 (17,2 п.л.); Рождение личности. М.: Прогресс, 1984, 4 издания (17 п.л.); Детская психология. М.: Педагогика, 1981, 1985, СПб.: Педагогика, 1992 (22 п.л.); Проблемы генезиса личности. М.: МПГИ, 1985 (7 п.л.); Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. Юность. М.: Академия, 1997—2001, 7 изданий (27 п.л.); Феноменология бытия и развития личности, М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1999 (33,6 п.л.); Таинство детства. М., 1997 (45 п.л.), 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургский ГУ, 2000 (45 п.л.); Практическая психология. М.: Академия, 2002 (21 п.л.). Всего около 50 изданий книг на русском, английском, арабском, бенгальском, болгарском, греческом, испанском, маратхи, немецком, французском, японском и других языках мира и стран СНГ.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996 (21 п.л.); Практический психолог в начальной школе. М.: Сфера, 1996, 1998, 2000, 3 издания (15 п.л.); Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000, 2001, 2 издания (25 п.л.); Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001 (30 п.л.).

Горянина В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995 (10 п.л.); Преобразование жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: Совершенство, 1999 (12,5 п.л.); Психология общения. М.: Академия, 2002 (26 п.л.).

Волосников А.В. Учебное пособие для сотрудников спецподразделений Управления Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю. Региональная служба специального назначения /Под ред. А.В. Волосникова. Краснодар: Советская Кубань, 1999. Кн. 1. 1999 (30,2 п.л.); Учебно-методическое пособие по специальной физической подготовке (в соавторстве). Краснодар: Юг, 2000 (24 п.л.); Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. Краснодар: Юг, 2000 (9 п.л.).

Иванова А.А.Этническое самосознание народов Северного Кавказа в ретроспективе истории и на этапе последнего десятилетия XX в. (адыги и русские). Краснодар: КубГУ, 2000 (10,5 п.л.); Психология морального самосознания личности (в соавторстве с А.А. Хвостовым). Краснодар: КубГУ, 2001 (7,2 п.л.); Психология этнической идентичности личности. Краснодар: КубГУ, 2001 (13,5 п.л.).

Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот. М., 2001 (11 п.л.), Гриф МО РФ; Выпускник: формирование социально-психологической защищенности. М., 2001 (10 п.л.), Гриф МО РФ; Справочник директора детского дома. М., 2001 (30 п.л.), Гриф МО РФ.

Счастная Т.Н. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни (4 п.л.) // В кн.: Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2001 (16 п.л.).

Хвостов А.А. Психология морального самосознания личности (в соавторстве с А.А. Ивановой). Краснодар: КубГУ, 2001 (7,2 п.л.); составитель и соавтор концепции хрестоматии «Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность». М.: Академия, 1999 (39 п.л.).

Ярулов А.А. Феноменология психической напряженности //В: Научно-методическом вестнике, Красноярск, 2001 (16,3 п.л.), Гриф МО РФ.

9. Количество изданий, опубликованных за рубежом или переведенных на иностранные языки

Монографий — 8;

учебников, учебных пособий — около 20;

статей — более 50.

10. Количество патентов, выданных на разработки

В.С. Мухиной выдано три патента:

№ 38144, 2 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект перчаточных кукол для психотерапии».

№ 38145, 9 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект кукол этнографический для психотерапии».

№ 2138199, 24 ноября 1998 г. Патент на изобретение «Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека» (в соавторстве с А.В. Волосниковым).

11. Количество внедрений

Помимо программ, учебников и учебных пособий результаты научных достижений внедрены в научно-популярные фильмы и научно-популярные передачи на ТВ и радио. Фильмы «Я и другие» (5 частей), Киевнаучфильм, 1972 (режиссер Ф. Соболев); «Эхо наших эмоций» (2 части), Киевнаучфильм, 1977 (режиссер А. Макульский); «Начало личности» (1 часть) Киевнаучфильм, 1988 (режиссер Л. Михалевич), кроме того снят ряд видеофильмов на студиях г. Москвы и г. Канска. (Сценарии и постановка экспериментов осуществляется творческой группой научной школы.)

12. Современное состояние кадрового потенциала школы

В рамках концепций школы работает больше 20 докторов и около 150 кандидатов наук в регионах России, странах СНГ и за рубежом. Их деятельность координируют В.С. Мухина и ее ученики.

13. Перспектива дальнейшего развития

В последние годы школа «Феноменология бытия и развития личности», не оставляя разрабатываемые ранее направления, начала научное и практическое освоение проблемы «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.». В этой связи разрабатываются и вводятся в науку новые, принципиально значимые понятия («этнический авторитаризм»; «психологическое этническое капсулирование»; «межэтническая стигматизация»; «межэтническая толерантность»; «межэтническое избегание»; «микширование традиционных этнических ориентаций»; «аккультурационная межэтническая толерантность» и др.), которые позволяют формулировать выделение проблем личности и этносов в контексте аккультурационных процессов в период переустройства миропорядка и выраженной интернализации. В конечном итоге новые понятия, соединяясь с уже утвердившимися в науке, расширяют и конституируют тезаурус научной школы, позволяют формулировать новое видение концепции феноменологии бытия и развития личности в контексте изменяющегося мироустройства и человеческого сознания.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности