Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2002 / Толерантность как проблема воспитания

Развитие личности в социальном пространстве

Стр. «104—115»

Мария Мириманова

Толерантность как проблема воспитания

 

Значение толерантности для современного общества

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса — политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» [1]. Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [2]. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Содержание понятия «толерантности»

В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов [3] выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой — с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Думаю, что нам удалось вскрыть еще и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.

Этимология термина «толерантность»

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».

С другой стороны, значение слова tolero — «кормить, питать» и глагола tollo — «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности. Вероятно, расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого аспекта в структуре данного понятия. Более того, как мне кажется, толерантность — это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».

Воспитание как процесс взаимодействия и толерантность

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью — с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Однажды в Германии мне довелось общаться и жить в доме человека, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда я неверно воспользовалась водой в душе, очень тактично и тонко поправил ошибку. Эта ситуация запомнилась, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, я задала вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком? Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно». Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения. Признаться честно, по возвращении из Франкфурта я долго следила за собой, боясь бросить бумажку в неположенном месте, оставить непогашенным свет, вовремя отремонтировать кран, чтобы вода не расходовалась впустую, и т.д. Постепенно кое-что стало получаться автоматически. Сформировалась установка.

Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков

Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» [4].

Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.

Модель толерантных отношений как взаимная свобода и уважение человеческого достоинства

Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» [5]. Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.

Феномен толерантности в российском понимании

По мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению сам феномен толерантности остается в значительной мере чуждым вплоть до нашего времени. Как считает И.В. Цветкова: «Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость» [6].

Проявления нетерпимости или интолерантности современные западные мыслители усматривают, прежде всего, в неравенстве, которое «базируется на исключительной ценности собственных мнений, противопоставляемых тому, что другой человек может думать, верить, делать» [7].

Анализ отечественных словарей последних десятилетий свидетельствует о том, что понятие толерантность (терпимость) в его психологическом ракурсе практически отсутствует. В энциклопедическом словаре [8] выделяют три основных аспекта толерантности: медицинский, который связывает его с иммунологией и трансплантацией. При пересадке органов и тканей возникает иммунологическое состояние, при котором организм не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена, при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Физиологический аспект толерантности вскрывает способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Философско-психологический аспект рассматривает толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Трактуя толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, психологические словари отражают скорее лишь его психофизиологический аспект, например [9]. Толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне это проявляется в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Толерантность, как признание прав другого и, тем самым, обретение дружелюбия, миролюбия и способности воспринимать другого как себе подобного, равного, претендующего на понимание, сочувствие, принятие, а не как чужеродного, требующего отторжения. Любовь — это уже несколько иной ракурс рассмотрения.

Пытаясь найти верный путь рассмотрения такой толерантности, многие авторы трактуют ее как единство негативного внутреннего отношения к объекту (неприятие, осуждение) и позитивного внешнего действия в его адрес (принятие, допущение). Это не только спорно, но и просто запутывает. Если я плохо отношусь к другому и вынужден или должен его терпеть, чтобы считать себя толерантным или просто воспитанным и т.д., это — условия воспитания человека двойственного. Согласно концепции В.А. Лефевра [10], такой человек будет принадлежать ко второй этической системе, в которой основным принципом является «зло во имя добра». Такой подход разрушителен для формирования нравственной личности.

Толерантность как принятие другого таким, какой он есть

Толерантность предполагает принятие другого таким, какой он есть. И подобно тому, как психолог, не идентифицируясь с клиентом, принимает его и следует за ним, толерантность предполагает такое же мысленное движение к пониманию. При этом вовсе не отказываясь от собственной позиции, но и не навязывая ее партнеру. Показательным является определение толерантности С.Мендаса как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рассматриваемым... даже как ложные с моральной точки зрения» [11]. Человеку может быть что-то непонятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство.

Толерантность как многоаспектное понятие

Толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании — это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой — ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Понятие «толерантность» исходно объединяет в себе смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдерживать нечто) и терпения, терпимости (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания), что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе, а также для всего дальнейшего нашего рассмотрения толерантности как проблемы воспитания. Утрата в нашем тезаурусе связи толерантности с воспитанием элиминирует весьма существенный аспект, этимологически воссоздаваемый, но как бы хорошо забытый. Думаю, что его необходимо восстановить по многим основаниям и, прежде всего, для самой системы воспитания.

Воспитание толерантности как неконечный процесс

Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке». При этом данная проблема не может и не должна решаться ограничением срока — к завтрашнему дню и даже пусть к отдаленному во времени сроку, но конкретно поставленному, чтобы не получилось, как в известном анекдоте, когда вечером сажают картошку, а на утро уже собирают. «Позвольте, соседи, но картошка, которую вы вчера посадили, еще не выросла, почему же вы ее собираете?» — «А, очень уж кушать хочется». Многие проблемы мы в нашем не столь отдаленном прошлом решали ударными стройками, попытками догнать и перегнать виртуального соперника. Сегодня нам, может быть, лучше других, известна цена таких революций и революционных преобразований.

Толерантность как готовность к изменяющимся условиям жизни

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Непредсказуемость, связанная с безработицей, невозможностью получить хорошее образование, неспособностью найти достойную работу, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д., мешает людям полноценно жить. Большинство людей, по данным зарубежных (Бруннер Дж., Бартлет Ф. [12]) и отечественных авторов (Луковицкая Е.Г. [13]), испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие). При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

Толерантность Р.В. Брислайн [14] рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

Внешняя и внутренняя толерантность

В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

— внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Устойчивость как характеристика личности

Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, т.к. представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро.

Устойчивость личности определяется именно особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане — сохранение организованности личностной системы; и во внутреннем — адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов (собственно уровень устойчивости личности).

Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость выражает активность системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, т.е. активный характер устойчивости раскрывает ее как результат и как процесс.

С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Люди различаются по уровню устойчивости своего поведения и реакций. Этот уровень более четко связан и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внешнему и внутреннему самоуправлению. Устойчивость следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы.

Толерантность как фактор, стабилизирующий систему (личность)

Толерантность — это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., который сегодня очень важен. Однако в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно. Поэтому, занимаясь проблемой воспитания толерантности в обществе, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и, что важно, работать с ними параллельно.

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придется «тащить траву из земли», а когда придет весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Построение системы воспитания толерантности с учетом культурных реалий

Понимая, что в Европе в том или ином виде данная проблема обсуждается уже в течение пяти столетий и что этот процесс наложил уже свой определенный рисунок на сознание европейцев, мы, пользуясь опытом, не можем и не должны его слепо копировать. Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям и особенностей объективно сложившихся условий.

Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе, построенной на определенных принципах толерантности.

Исходные принципы толерантности

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

* отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

* добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен»;

* умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

* подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

* принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Исследование готовности людей к восприятию толерантности тезаурусным методом

Приступая к изучению толерантности, мы задали себе вопрос, насколько в сознании людей в нашей стране подготовлена «база» к восприятию данной проблемы. Для начала желательно было выяснить, какое место в субъектном тезаурусе молодежи занимает понятие «толерантность». С этой целью мы предложили студентам двух московских вузов, школьникам, а потом уже и взрослым людям (служащим разных специальностей) структурировать и схематизировать свои представления о миролюбии и толерантности. Был составлен список сначала из 20 понятий, который затем был расширен до 40, среди которых наиболее важные единицы семантического поля толерантности, извлеченные из психологического тезауруса.

Самые разные схемы и дескрипторные статьи, составленные нашими испытуемыми, продемонстрировали общую тенденцию найти оппозиции и четко противопоставить их. Интересно было то, что практически все стремились выстроить сначала ряд позитивный (толерантность, миролюбие, дружелюбие и т.д.), а затем подбирать соответствующие антонимы (нетерпимость, экстремизм, терроризм и т.д.). Поскольку не всегда удавалось найти четко оппозиции, возникали трудности, приведшие к дополнительному введению тех слов, которые казались им необходимыми.

Другим важным наблюдением оказалось то, что у испытуемых достаточно быстро начала работать установка на эксперимент. Связав проводимый эксперимент с преподавателем по социальной психологии, студенты стали вводить в структуру дескрипторов социально-психологические понятия («миролюбие» — «конформность», «конформизм»; «конформизм», «лидерство», «руководство», «власть»).

Выявление категоричности и интолерантности в сознании современной молодежи

Исследование выявило стремление 81% испытуемых внешне (на словах) соответствовать нормам, соблюдать закон, а внутренне — готовность нарушить «в случае необходимости» (надо соблюдать правила дорожного движения, не превышать скорость), но если друг превысил скорость и его остановил постовой — выручать любыми средствами, т.е. проявляли толерантность к нарушению закона, а по сути интолерантность. Стремление 57% испытуемых соответствовать социальной желательности (мир — хорошо, война — плохо и т.д.) выявило категоричность в оценках, стремление все четко разложить по принципу черное — белое. При этом вопросы, связанные с необходимостью проявить определенную толерантность в суждениях (мир в Чечне, если его заключить сегодня и с определенными уступками — это плохо, выиграть войну нам — хорошо, им — плохо). При этом проявилось отсутствие понимания термина и самого явления толерантности. Практически все ответы сводились к разделению всех понятий на две категории: «миролюбие» и «экстремизм», «война» и «мир», соответственно, «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». В первую группу, часто в конце списка, попадало и понятие «толерантность», а во вторую — попали даже такие понятия, как «власть», «сила», «террор». Лишь несколько человек пытались размышлять на тему и дать свое наивное определение толерантности.

Нечеткость представлений о толерантности

Беседы, дополнившие эти результаты, показали необходимость более детального исследования. Проведенная вторая серия экспериментов с использованием тезаурусного метода для выявления и фиксации, существующих в субъектном тезаурусе испытуемых, семантических отношений показала, что все три группы испытуемых имеют нечеткие представления о рассматриваемом феномене и явно нуждаются в развитии данного фрагмента тезауруса.

Еще более важным и интересным результатом оказалась дискуссия в студенческой тренинговой группе, куда (как проблема принятия решения) был введен фрагмент работы с тезаурусом. Именно здесь мы получили заинтересованность и рефлексию о собственной толерантности/ /интолерантности.

Взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и лидерскими качествами

В ходе исследования принятия решений в тренинговой группе, помимо этого, выявлены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и лидерскими качествами. Лидеры как продуктивные личности воспринимали задачу принятия решения в условиях дефицита информации как более привлекательную, обладали более высокой внутренней толерантностью (к неопределенности, риску), хотя иногда более низкой внешней толерантностью (к тем, кто имел низкую продуктивность идей в группе, к низкостатусным членам группы). Предполагая, что толерантность к неопределенности является когнитивной способностью, проявляющейся в когнитивной сложности, интересен набор реакций, от отвержения до привлекательности при восприятии партнеров в процессе принятия группового решения. Низкая внешняя толерантность коррелирует с тревогой и избежанием неудач. В настоящий момент начатое исследование продолжается и все больше убеждает нас в необходимости расширения и развития его рамок, попыток введения идей толерантности в практическую сферу.

Введение в программы вузов психологии толерантности

Важно начать подготовку кадров, ориентированных на преподавание в духе толерантности. Для этого необходимо расширять «научное движение», в которое добровольно на почве заинтересованности в позитивном развитии будут включены единомышленники, поддерживающие это движение, — преподаватели, аспиранты, студенты, прежде всего, психолого-педагогических факультетов. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). С этой целью важно ввести в программу соответствующих курсов вузовских дисциплин (социальной психологии и педагогики, психологии личности, акмеалогии и конфликтологии, этнопсихологии и этнопедагогики, культурологии и религиоведения, ну и, конечно же, психодиагностики) соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Более того, целесообразно разработать курс психологии толерантности. В настоящее время начата предварительная работа по подготовке и реализации такого курса в МПГУ и ведется планомерная работа по выявлению уровней толерантности в ходе психологической подготовки студентов.

Студенты и аспиранты-психологи впоследствии могут быть включены в просветительскую деятельность по работе с различными группами людей. Используя практику студентов в школе, педучилищах, учреждениях интернатного типа, внедрять накапливаемые знания и опыт в жизнь.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Формирование установок толерантного сознания у школьников через социокультурное взаимодействие на предметной основе

В настоящее время нами предпринимаются попытки формирования установок толерантного сознания у школьников на основе привлечения и объединения подростков из разных регионов России от Калининграда до Магадана как представителей различных социокультурных сред (региональных, этнических, городских, сельских и др.) для совместной учебно-исследовательской деятельности (Всероссийский Конкурс и Чтения юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского; Федеральная программа развития исследовательской деятельности учащихся). Обозначаемой целью для них является реализация научного изыскания (например, сбор редких русских народных песен, анекдотов), но неявно всегда присутствует необходимость устанавливать контакты с носителями этих песен (деревенскими жителями, старенькими бабушками). По результатам экспедиции подростки отчитываются материалами собственного исследования и рефлексируют способы взаимодействия со своими респондентами. В результате мы наблюдаем, как, изменяясь, наши подростки сами вырабатывают в себе терпимость к инаковости.

Подростки московских школ («Лицей на Донской», Московский городской Дворец Д(Ю)Т и др.), попадая в совершенно иные неизвестные им культурные, религиозные, этнические традиции, где существуют иные особенности общения, образа жизни, образа мысли, сами начинают путем целенаправленного познания приходить к осознанию необходимости сближения позиций и к выработке толерантных убеждений. Начав свой путь взаимодействий с фиксации на различиях, в конечном счете, они приходят к отысканию того, что является для них общим, объединяющим. Попытки подростков понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействий дополняется еще и взаимодействием с учителями и учащимися различных статусов, различных поколений, в которое они включаются как исходно равноправные.

Важность поиска путей воспитания толерантности

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней — психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь).

Одним из важных принципов толерантности является, как уже отмечалось, «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», — сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» — возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для психологов и весьма важной развития толерантности.

Ситуации, требующие сегодня от нас напряженной работы мысли для понимания и поиска выхода из них, предлагают нам и большие возможности. Стимулируя все больший размах и глубину психологических исследований, они требуют от специалистов конкретных и четких результатов. Сегодняшние наши социальные и экономические трудности, как вызов, могут оказаться даже весьма полезными. Во-первых, с точки зрения развития нашей толерантности по отношению к другому, осознания собственной ответственности за «ближнего», за свою страну, за ее будущее, и во-вторых, с точки зрения развития самой психологической науки.


  1. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура — цивилизация» К.Леонтьева // Сб. Философия культуры-97. Тез. докл. на российской научной конф. «Человек в культуре — культура в человеке», посвященной 60-летию В.А. Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164; Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151.
  2. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.
  3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
  4. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С. 24.
  5. Conche M. La tolerance francaise et sa signification universelle // Document de travail pour le 19 Congres mondial de philosophic. (Moscou 22—28 aout. 1993. UNESCO division de la philosophic de 1 etique Paris aout. 1993. P.77.
  6. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С. 156.
  7. Conche M. La tolerance francaise et sa signification universelle // Document de travail pour le 19 Congres mondial de philosophic. (Moscou 22—28 aout. 1993. UNESCO division de la philosophic de 1 etique Paris aout. 1993. P. 78.
  8. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980. С. 1348.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1985. С. 357.
  10. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 25—31.
  11. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York; London, 1992. P. 1251.
  12. Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М., 1977. С. 412.
  13. Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности- психологическое определение. Новгород, 1996. С.16.
  14. См.: Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 24.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности