Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2002 / Разработка системы психологического обследования и мониторинга универсальных умений в целях аттестации и подбора персоналя

Исследования развития и бытия личности

Стр. «136—155»

Наталья Березанская

Разработка системы психологического обследования и мониторинга универсальных умений в целях аттестации и подбора персоналя

 

Цель создания разработки

Целью разработки системы психологических методик, подлежащих автоматизации, является исследование уровня и динамики развития универсальных умений, определяющих эффективность профессиональной деятельности специалистов подразделений и руководителей и прогнозирование успешности выполнения их профессиональных функций.

Задачи, реализуемые при создании разработки

Задачами при создании системы являются:

1. Создание психологически обоснованной концепции универсальных профессионально важных качеств и управленческих умений для ассесмента и подбора персонала с выходом на принципы их диагностики.

2. Разработка концептуальной модели автоматизированной диагностической системы «Универсал» (общей концепции и структуры), предназначенной для диагностики уровня развития и динамики универсальных управленческих умений.

3. Разработка принципов создания методического обеспечения системы «Универсал» (отбора известных методик и определение направлений их модификации, а также определение набора отсутствующих в литературе методик, необходимых для системного анализа универсальных умений).

4. Подготовка проектов и их описаний первой части методик для системы психологического тестирования «Универсал».

Структура проблемы

На схеме представлена структура проблем, требующих решения разработчиками, на стадии создания общего проекта системы «Универсал». Научные психологические проблемы связаны с разработкой концептуальных основ понимания природы и структуры универсальных умений, определения их номенклатуры и психологической детерминации. Предлагаемая концепция и базирующаяся на ней модель далее должны быть реализованы в адекватных диагностических процедурах (составлении программы обследования, выборе и создании необходимых методик, определении спектра их значимых показателей, разработке принципов интерпретации и вынесения заключений о педагогических рекомендациях).Задачи, связанные с решением методических проблем, предполагают оценку используемых в сложившейся практике методик под углом зрения назначения системы «Универсал» в аспекте их диагностических возможностей, определение способов их модификации, целесообразности перевода в компьютерную версию и позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии необходимости дополнения системно проектируемого методического обеспечения блоком новых методик, разработанных специально для данной системы.

Психологические процедурные проблемы, тесно связанные с методическими и часто являющиеся их следствием, включают в себя выделение компонентов процедуры тестирования, сохраняемых при компьютерной диагностике, а также компонентов, которые должны быть преобразованы и/или исключены. К процедурным вопросам относятся также выделение новых показателей, регистрируемых в ходе диагностики, и установление способов их фиксации.

Задачи, связанные с математико-статистическим обеспечением системы «Универсал», заключаются в определении набора (необходимого и достаточного) методов обработки получаемых диагностических данных и мониторинга оценки качества и работоспособности включенных в систему методик.

Организационные проблемы касаются определения сроков и условий прохождения обследования всем контингентом, способов ознакомления с результатами обследования обеспечения гарантий конфиденциальности.

Каждая из названных проблем относится ко всем стадиям планируемого с помощью системы «Универсал» обследования, а именно: подготовке, процессу проведения, обработке результатов, анализу результатов, процедур интерпретации и использованию результатов для практических решений различных категорий пользователей (в системе «Универсал», соответственно, три варианта выдачи данных — обследуемому, специалистам службы персонала, администрации).

1. Концепция универсальных управленческих умений

Повышение качества профессиональной деятельности требует выделения и анализа системы значимых условий, которыми определяются как его эффективность в процессе обеспечения решения поставленных задач, так и последующая динамика развития личности профессионала. К числу таких условий относятся характеристики знаний и умений, указанные в ГОСТах квалификационных требований к современным специалистам различных профессий, которые необходимы не только для успешного выполнения конкретной профессиональной деятельности после получения высшего образования, но и являются важным фактором успешности самого процесса овладения профессией.

Универсальные умения — новая реальность

Проведенное сравнение различных ГОСТов, содержащих квалификационные требования к специалистам с высшим образованием, позволило выделить новую психолого-педагогическую реальность — универсальные умения, которые стали предметом анализа в данном исследовании.

Универсальные умения служат личностно-интеллектуальным базисом, определяющим индивидуальные возможности получения высококачественных знаний в процессе профессионального образования. Они являются условием приобретения универсальных знаний, необходимых для непрерывного образования и становления профессионала. Универсальные учебно-познавательные умения представляют собой системообразующий фактор адаптации личности профессионала к постоянно изменяющимся условиям и формам профессиональной деятельности и лежат в основе формирования индивидуально специфичных стратегий интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

В процессе профессиональной деятельности профессионально важные качества и универсальные управленческие умения детерминируют:

— общую продуктивность освоения знаний, относящихся к различным реалиям окружающей действительности;

— индивидуальные стратегии реализации познавательной, коммуникативной и профессиональной деятельности;

— особенности динамики становления личности профессионала.

Развитие профессионально важных качеств и универсальных управленческих умений и соответствующих им знаний является интегративной характеристикой, определяющей такое качество подготовки специалиста, как готовность к овладению и оперированию собственно профессиональными знаниями, и должно анализироваться в контексте представлений об оптимальной модели личности профессионала.

Общая система универсальных умений

При сопоставлении ГОСТов квалификационных требований к современным специалистам различных профессий была выделена следующая общая система необходимых им универсальных умений:

1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, ориентация на этические и правовые нормы, определяющие конкретную область своей деятельности.

2. Способность к непрерывному профессиональному образованию и совершенствованию профессиональной деятельности, психологическая готовность (мотивационная и операциональная) к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

3. Направленность на личностный рост и развитие профессионально важных качеств (ПВК).

4. Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной действительности к переоценке накопленного опыта и его реконструкции, приобретению новых знаний, анализу своих возможностей, используя универсальные познавательные технологии.

5. Владение новыми информационными технологиями, обеспечивающими сбор, хранение и обработку информации, применяемой в сфере своей профессиональной деятельности.

6. Способность к рациональному целеполаганию и формулированию задач, связанных с реализацией профессиональной деятельности, умение использовать для их решения методологию и методы освоенных конкретно предметных знаний.

7. Владение приемами научной организации учебно-познавательной и трудовой деятельности — планированием и контролем за ходом реализации поставленных целей и задач.

8. Владение культурой мышления (средствами эффективного инновационного мышления), знание общих закономерностей логического и творческого мышления, самопознание индивидуальной специфики собственной мыслительной деятельности, развитие вербального интеллекта (способность в письменной и устной речи правильно (аргументированно и логично) изложить результаты мышления.

9. Способность находить нестандартные решения типовых задач и умение решать нестандартные задачи, принимать оперативные решения в условиях многопараметрических критериев (динамично меняющихся, противоречивых, неполных или вероятностных требований).

10. Способность объективно анализировать значимые проблемы и процессы в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

11. Способность к проектной деятельности (в профессиональной сфере), знание принципов системного анализа, умение строить модели для описания, прогнозирования и оптимизации различных процессов.

12. Готовность к совместной профессиональной деятельности.

Понятие «универсальные умения» предполагает конкретизацию психологического содержания детерминант каждого из 12 выделенных нами умений, общих для специалистов подразделений и руководителей различных специальностей.

Принципы конкретизации универсальных умений

Теоретическая работа по описанию системы базисных психологических характеристик, определяющих специфику развития и функционирования каждого из названных умений конкретного сотрудника, проводилась на основе следующих принципов:

1. Уровень развития универсальных умений определяется сформированностью их регуляционной и исполнительской подструктур (мотивационного и операционального компонентов, процессов контроля), а также характеристиками соотношения данных компонентов.

2. Каждое из универсальных умений должно базироваться на специфической личностно-мотивационной регуляции с учетом ее места в иерархии мотивов и свойств личности (принадлежность к ядерным или периферическим составляющим).

3. Прогностичность диагностики повышается при учете рефлексивных процессов регуляции универсальных умений (соотношение образа идеального специалиста, образа Я-реального и локальных самооценок универсальных умений и лежащих в их основе психологических свойств).

4. Наиболее значимым для квалификации уровня развития и особенностей функционирования универсальных управленческих умений является анализ познавательной мотивации, мотивации к творчеству, мотивации достижения и мотивации избегания неудач.

5. Анализ развития операциональной подструктуры универсальных умений следует осуществлять путем исследования соотношения следующих трех групп системообразующих факторов, определяющих успешность профессиональной деятельности:

детерминанты интеллектуально-познавательной деятельности (свойства «задействованных» в ней психических процессов, интеллектуальных способностей);

детерминанты творческой деятельности(свойства «задействованных в ней психических процессов, творческих способностей);

параметры информационного базиса (универсальные характеристики системы знаний и процессов их преобразований).

6. Интегративными показателями развития операциональной подструктуры универсальных умений являются информированность, уровень интеллектуальных функций, креативность, гибкость, критичность.

7. Каждое из 12 универсальных умений вносит динамический вклад в интегративный показатель по определению развития профессионально важных качеств.

8. Соотношение базисных интегративных показателей определяет индивидуальный стиль функционирования универсальных управленческих умений.

9. Личностный рост профессионала выступает в качестве предмета системного психологического исследования, его показателем служит степень развития в процессе выполнения своей профессиональной деятельности личностно-мотивационных и операциональных подструктур универсальных умений.

Проявления универсальных умений

Универсальность управленческих умений проявляется в высокой гибкости, критичности, креативности и обучаемости.

Гибкость проявляется в отсутствии стереотипизации знаний и инерционности, в выборе оптимальной стратегии для решения различающихся классов задач, высокой переключаемости, подвижности интеллектуальных процессов и в общем темпе выполнения деятельности. Гибкость отражает легкость включения новых знаний в общую структуру, динамичность процесса преобразования и согласования противоречивых знаний, возможность ориентировки в изменившихся условиях деятельности. Гибкость обеспечивается способностью к продуктивным формам обобщения и анализа материала, умением устанавливать существенные взаимосвязи, определять значимые свойства для обнаружения сходства или различия между понятиями и оперирования ими.

Критичность раскрывается в способности соотносить результаты оперативной деятельности с текущими и долгосрочными целями, планировать и ставить цели, ориентируясь на свои сильные и менее развитые стороны, основывается на оценке реалистичности и рациональности их выполнения, умении системно ранжировать приоритеты, определять конкретные шаги и последовательность их выполнения во времени.

Креативность является фактором, обеспечивающим эффективность: создания принципиально новых интеллектуальных продуктов, связанных с овладением новыми областями знаний и решением на их основе нестандартных задач; построения оригинальных подходов к пониманию и интерпретации знаний; использования имеющихся знаний в незнакомых ситуациях. Креативность создает условия для саморазвития знаний, повышающих уровень их универсальности. За счет креативных преобразований универсальные знания достраиваются, проблематизируются и структурируются самим обучающимся. Креативность как системный фактор эмпирически фиксируется большим числом показателей (соотношением дивергентности и конвергентности, аналитичностью и синтетичностью знаний, оригинальностью, толерантностью к неопределенности, чувствительностью к противоречиям).

Информированность определяет объем, полноту, вариативность, глубину, систематичность, степень абстрагированности/конкретизированности знаний.

Обучаемость является, с одной стороны, важным исходным условием достижения высоких результатов профессиональной подготовки, а с другой стороны, рост обучаемости в ходе процесса профессиональной деятельности служит показателем высокого качества его организации. Повышение уровня развития универсальных умений ведет к овладению универсальными знаниями и вследствие этого к дальнейшему возрастанию эффективности, связанной с активной реконструкцией знаний и расширением сферы их применимости, что является свидетельством развития универсальных умений.

2. Концепция и структура автоматизированной
системы психологической диагностики «Универсал»

Стратегическая цель

Стратегическая цель создания эффективных компьютерных систем диагностики (КСД) — разработка новой технологии обследования, обеспечивающей получение более глубоких и достоверных знаний об особенностях психики человека, и в конечном итоге — повышение точности прогнозов и обоснованности принимаемых решений о соответствии требований профессии.

Новая автоматизированная технология организации деятельности участников обследования должна соответствовать психологическим требованиям к разработке эффективных систем «человек-компьютер», что позволяет добиться качественно нового уровня проведения диагностики по сравнению с его традиционными формами. Психологически обоснованная компьютеризация должна обеспечить новую технологию за счет существенного усовершенствования включаемого в КСД методического, процедурного, математико-статистического, организационного обеспечения обследования.

Методологические принципы

Разработка автоматизированной системы «Универсал» основана на реализации методологических принципов концептуальности, комплексности, комфортности, динамичности, соблюдения этических стандартов психодиагностики.

Принцип концептуальностипредполагает научную обоснованность и аргументированность всех предлагаемых разработчиками проектировочных решений (методических и процедурных), учитывающих современное состояние развития отечественной и зарубежной общей, дифференциальной и педагогической психологии (психологии профессионального образования), психологии компьютеризации, математической статистики.

Принцип комплексностиозначает ориентацию на синтез разных уровней и типов обследования:

— сочетание психологического и педагогического подходов;

— единство объективного анализа свойств психики обследуемого, определяющих уровень развития универсальных умений и субъективной их самопрезентации;

— системное понимание вклада каждой из подструктур личности: ценностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой, характерологической, способностей (операционально-исполнительской составляющей) в реализацию универсальных управленческих умений;

— обследование содержательных и динамических характеристик детерминант универсальных умений;

— обследование не только наличных особенностей психики сотрудников, определяющих уровень развития универсальных умений, но и потенциал их развития;

— обследования единичные и многократные;

— обследования, позволяющие сочетать различные виды направленности: исследовательскую (с целью получения информации обследуемыми для самопознания и администрации — об эффективности различных форм, методов и условий профессиональной деятельности), практическую (с целью получения информации обследуемыми для саморазвития и администрации — для оценки возможностей оптимизации управленческого процесса) и учебную (оценка необходимости проведения образовательных программ в различных формах, в том числе с помощью тренинговых занятий).

Принцип комфортностизаключается в соблюдении требований к разрабатываемой системе и правилам взаимодействия с ней с учетом мотивов и целей пользователей; уровня их компетентности (навыков работы с компьютером у обследуемых, готовности к пониманию различными категориями пользователей получаемых диагностических сообщений и рекомендаций); удобства форм ведения диалога, презентации информации и вводимых ответов; особенностей динамики работоспособности; этических представлений и других факторов.

Принцип динамичностиреализуется в максимальном включении в систему «Универсал» инструментальных средств, программная реализация которых должна осуществляться по разрабатываемому алгоритму. Использование инструментальных средств, позволяющих быстро изменять различные компоненты, необходимо для легкости модификации и развития системы «Универсал» в части методического обеспечения, изменения программы обследования и индивидуализации форм ведения диалога (доступность включения как новых методик, так и различных версий определенной методики при многократном тестировании одного и того же контингента, возможность дополнения типов интерпретаций, индивидуальное варьирование полноты ознакомления с диагностической информацией и др.), а также переориентации системы на другие контингенты пользователей.

Этические стандарты системы

Этические стандарты психодиагностики учтены в разрабатываемой системе обеспечением конфиденциальности получаемых при тестировании результатов и основанных на них выводах и рекомендациях, что необходимо для соблюдения законных прав и интересов обследуемой личности, исключения возможности злоупотребления данными обследования. В системе «Универсал» гарантирована защита от несанкционированного доступа к базе данных тестирования и предусмотрена дифференцированная выдача информации в зависимости от принадлежности пользователей к одной из трех категорий — обследуемые, работники службы персонала, администрация. Массивы данных, не предназначенные для определенной категории, закрыты для доступа.

Этические требования учтены и при создании типов интерпретаций, поступающих к каждой категории пользователей. Так, обследуемые не должны получать сведений, травмирующих личность и провоцирующих психологическую защиту, в противном случае данные тестирования не будут служить целям саморазвития и самосовершенствования, а работа с системой станет стрессогенным фактором, снижающим надежность получаемых диагностических данных. Поэтому объективные результаты сравнения индивидуальных показателей с общими групповыми показателями включены в интерпретацию только для тех обследуемых, кто продемонстрировал уровень развития не ниже среднего (средний и высокий). Текст интерпретаций, предназначенных для сообщения обследуемым, не содержит прямых указаний на обнаруженные при диагностике личностные и когнитивные дефекты, а составляется с акцентированием положительных свойств и мягким (тактичным) указанием на недостаточность развития тех свойств, которые значимы в контексте исследования универсальных умений, необходимых при получении профессионального образования, и доступны для развития и коррекции.

С точки зрения требований этики, важно, что предлагаемое сочетание методов самооценки и объективной диагностической оценки выводит обследуемого в позицию самопознания и учитывает принцип активности личности. Конструктивный характер закладываемых в систему правил формирования интерпретаций, сообщаемых как обследуемым, так и административному составу (направленность внимания не на констатацию низких показателей, а на развитие рефлексии и раскрытие путей развития и совершенствования личности), определяет принципиальные этические преимущества системы «Универсал».

Универсальные интерфейсы

Сформулированные выше психологически значимые принципы организации системы «Универсал» воплощены в разработанных проектах универсальных интерфейсов и конкретизированы для выделенных в результате анализа и классификации психологических методик, применяемых в целях тестирования. Проведение работы по классификации типов методик не на основании критериев их различия по диагностическому назначению, а на основании характера предъявляемого стимульного материала и способам ответов обследуемых было необходимо в связи с тем, что это обеспечивает новую технологию создания системы и позволяет усовершенствовать ее в сжатые сроки, а также обуславливалось необходимостью модификации версий методик для многократного тестирования. Для компьютеризации всех подобранных для системы методик оказалось необходимым создать всего восемь интерфейсов.

2.1. Принципы формирования процедуры обследования

Достоверность получаемой в ходе обследования информации повышается при адекватном сочетании мотивов обследуемого и обследующего. При рассогласовании мотивов вероятность диагностически недостоверных результатов резко повышается за счет феноменов симуляции и аггравации, связанных с проявлением установок на демонстрацию «социальной желательности», актуализацией «Я-идеального», неадекватностью общей и локальных самооценок и др., а также возникновением дополнительных мотивов, препятствующих диагностике (познавательно-исследовательского, агрессивного и т.д.).

Мотивация респондентов

В качестве мотивационного базиса участия в прохождении полной программы обследования используются характерные для контингента тестируемых системой «Универсал» мотивы самопознания, самосовершенствования, самоутверждения, сотрудничества.

Преодоление ситуативного развития негативных мотивационных явлений и динамическая поддержка необходимой для обследования мотивации достигается в системе «Универсал» рядом специальных процедур.

1 — Содержанием общей инструкции, предваряющей обследование в целом, инструкций перед каждым отдельным сеансом (три сеанса по 1,5 часа) и инструкциями перед включением конкретной методики.

2 — Информированием о возможности ознакомиться с результатами тестирования отдельных качеств после каждого из трех сеансов и перспективой получения общего психологического портрета после окончания всего процесса обследования.

3 — Систематическим поступлением обратной связи:
после завершения работы над каждой методикой обследуемый получает сообщение «Тест окончен. Ваши результаты занесены в базу данных»;

в ходе выполнения методики обследуемый имеет возможность соотносить затраченное время с объемом выполненных заданий по динамике показателей, постоянно присутствующих в верхней части экрана (создание условий для ориентировки при прохождении процесса обследования способствует поддержке «мотива экспертизы»).

4 — Обязательным включением заданий на самооценку перед каждой группой методик, направленных на диагностику определенной подструктуры личности (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, характерологической, способностей), или конкретной методикой, измеряющей отдельное психическое свойство, входящее в структуру данной сферы (индивидуальные показатели развития познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных и волевых процессов, отдельных черт характера и свойств личности, параметров стиля деятельности).

Мотивация для выполнения задания на диагностику локальной самооценки и следующих за ним тестов (теста) создается инструкцией «Вы можете сравнить свои представления о себе с объективными показателями выполнения тестовых заданий. Оцените степень развития у Вас ... (указывается название черты или свойства), указав на данной шкале место, занимаемое Вами по этому качеству среди всех людей».

Этот прием реализует одновременно мотивирующую функцию и диагностическую, что отражает специфику предлагаемой системы.

5 — Установлением в каждой методике защиты, срабатывающей при недобросовестном выполнении заданий: если первую половину заданий обследуемый нажимает при выборе ответа одну и ту же клавишу, то дальнейшее тестирование прерывается и он получает на экране сообщение «Ваши ответы недостоверны. Вам предлагается начать выполнение методики заново», если он и после этого продолжает действовать неадекватно, методика отключается и в общий протокол заносится информация «Результаты методики ... (название) недостоверны».

Уровни обеспечения запросов пользователей системы

В системе воплощен принцип последовательного удовлетворения запросов пользователей при получении результатов диагностики. Предложена индивидуализированная форма диалога для специалистов по персоналу и администрации, что позволяет строить диалог с учетом конкретных целей этих категорий пользователей и варьировать полноту и способ предъявления получаемой информации (текстовый, графический, табличный). В этой части системы используются принципы создания интеллектуальных интерфейсов, что обеспечивает гибкость и управляемость взаимодействия пользователя с компьютером. Разработанный алгоритм определения уровня развития универсальных умений и выдачи рекомендаций позволяет презентировать диагностическую информацию с разной степенью полноты (см. раздел 2.2).

Первый уровень обращения— получение общего интегрального психологического портрета конкретного сотрудника или группы специалистов и общих рекомендаций, содержащих информацию об уровне развития системы универсальных умений, с выделением тех из них, которые требуют повышенного внимания.

Второй (более глубокий)уровень ознакомления с результатами диагностики, предлагаемый по специальному запросу путем выбора из меню, — графический (интегральные показатели даются наглядно в сравнении со среднестатистическими значениями на основе локальных норм, полученных на обследуемом контингенте, уточняется суммарный вклад в интегральные значения данных диагностики особенностей каждой личностной сферы (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, характерологической, способностей).

Третий уровень полноты сообщаемой информации позволяет дифференцированно ознакомиться с конкретными показателями, характеризующими отдельные сферы личности (в меню автоматически устанавливается оптимальная стратегия обращения с запросом на продолжение уточняющего диалога — названия сфер в зависимости от величины их вклада в интегральный показатель (от вносящих наибольший вклад до наименьшего) кодируются изменением тона экрана. Предоставляется выбор формы получения информации — текстовый, графический, табличный.

Этот уровень предполагает повторяемость интерактивных запросов.

Четвертый уровеньпозволяет знакомиться с детальной количественной информацией, относящейся ко всем показателям применяемых методик. Он редко бывает важен для администрации, но может быть необходим для специалистов-психологов, а также разработчиков системы.

Особенности интерфейсов

Индивидуализация диалога предусмотрена для некоторых методик и в процессе тестирования (только в случае принципиальной значимости для надежности получаемых результатов). Так, при диагностике качеств внимания обследуемому предоставлена возможность выбора способа ответов (клавиатурой или мышью). Инициация перехода к следующей методике принадлежит обследуемому: после сообщения «Тест окончен. Ваши результаты занесены в базу данных», появляется вопрос «Вы готовы выполнять следующий тест?». Новый тест включается по команде обследуемого, что дает ему индивидуально необходимое время для отдыха и настройки на продолжение деятельности.

Интеллектуальность разрабатываемого интерфейса состоит также в том, что система не должна допускать «тупиковых» ситуаций, когда пользователь не знает, как ему действовать. Для этого в левой части экрана постоянно находится часть инструкции, которая меняется в зависимости от диалоговой ситуации без специального запроса.

Направления развития системы диагностики

Первым направлением качественного изменения технологии диагностики при компьютеризации является развитие методического обеспечения, превращение каждой из методик в психологическом плане в новую, требующую ее специального исследования и проектирования при переводе в автоматизированную форму, а также создание методик нового типа, применяемых только в системе. Разработка комплекса таких методик определяет пути и темпы дальнейшего развития диагностики.

Второе направление обеспечения эффективности технологии, получаемой на базе КСД, определяется следующими преимуществами организации процедуры обследования с помощью компьютера по сравнению с традиционным неавтоматизированным режимом:

Возможности КСД

1. Стандартизация, унификация процедурыобследования на всех этапах его проведения.

Унификация процедуры обследования

Компьютер позволяет преодолеть негативное влияние плохо контролируемых факторов, связанных с индивидуальными вариациями работы специалистов по диагностике, проявляющимися в различиях процесса общего инструктирования обследуемых (создание содержательно отличающейся мотивации у разных групп); их подготовки к выполнению отдельных заданий, обучения (различия в объяснении «трудных» моментов, слов и т.п.); предъявления стимульного материала (различный темп чтения вопросов); регистрации ответов и действий обследуемых; обработки результатов (ошибки), их интерпретации и принятия решений об уровне развития. Инструктирование с помощью компьютера создает возможность формирования у всего контингента более сходных представлений о ситуации обследования в целом, целях, задачах и последствиях обследования, позволяет проводить диагностику правильности понимания инструкций, снимает искажения в результатах обследования, связанные с личностными особенностями специалистов по диагностике. Унифицируются условия обследования, выравниваются интонационные, темповые характеристики процесса предъявления тестового материала, исключаются многие «случайные» ошибки обследуемых (пропуск вопроса, занесение ответа в другую графу, сдвиг целой серии ответов и т.д.) и обследующих.

Данные особенности применения КСД повышают качество обследования за счет увеличения его надежности, воспроизводимости результатов, идентичности процедуры.

Динамичность процедуры обследования

2. Обеспечение гибкости, динамичности процедуры

Применение компьютера позволяет ситуативно регулировать процедуру обследования, оперативно дополнять ее в зависимости от текущих результатов, демонстрируемых обследуемым, достаточно просто реализовывать новые цели специалиста по диагностике, проверять возникающие гипотезы, добиваться более обоснованных решений в сложных неординарных случаях, «настраивать» ее на конкретный тип обследуемых. Применение компьютера открывает возможность проектировать высоко управляемые эксперименты, с широким спектром режимов функционирования (выбираемых обследующим или включаемых по специальной программе), в ходе которых психические особенности обследуемых раскрываются с большей степенью полноты и точности. Эффективное использование компьютера предполагает в данном случае наличие программ, предназначенных для формирования планов обследования (при этом варьируются конкретные наборы методик, последовательности их предъявления, содержание и уровень трудности заданий), изменения способов инструктирования и обучения участников обследования; форм ведения диалога; выбора видов обработки данных и интерпретации полученных результатов; ведения архивов; реализации, динамичных процедур адаптивного тестирования. Преимущества, предоставляемые компьютеризацией в сфере технологии организации процедуры обследования, состоят в возможности проведения обследования нового типа, максимально приспосабливающегося к характеристикам деятельности его участников (особенностям выполнения заданий обследуемым, динамике его функционального состояния, ситуативным изменениям целей и условий обследования и т.д.), что снижает негативное влияние побочных, ранее не контролируемых факторов (утомление, «насыщение») и существенно повышает эффективность диагностики.

Таким образом, только компьютерная реализация обеспечивает уникальное, принципиально не воспроизводимое в массовой практике сочетание унификации, стандартизации с ситуативной гибкостью, динамичностью и управляемостью процедуры обследования. Такой подход оказывается высокопродуктивным, поскольку позволяет проследить взаимосвязи между особенностями функционирования психических процессов личности при актуализации различных мотивов, способов саморегуляции и внешнего стимулирования, определить сложившиеся компенсаторные системы в психической детерминации различных видов деятельности, что оказывается не представленным в современной практике диагностики.

Математико-статистическое обеспечение

Третье направление в совершенствовании диагностики на основе использования КСД состоит в разработке адекватного новым компьютерным способам реализации математико-статистического программного обеспечения, отвечающего требованиям качественного улучшения анализа получаемых результатов с целью принятия более обоснованных и надежных результатов о степени развития универсальных умений. Включением в систему специального блока математико-статистической обработки данных достигается возможность оперативной проверки (и коррекции в случае необходимости) точности статистических норм и критериев, положенных в основу дифференциации уровня развития исследуемых психических свойств для всего контингента и отдельных групп обследуемых, закладывается возможность более точной реализации выделения психологических типов; анализируются сложные зависимости между отдельными свойствами; создается намного более сложный, дифференцированный «психологический портрет» обследуемого, в котором одновременно отражаются устойчивые и динамические свойства, что служит основой более точных прогнозов об особенностях профессиональной деятельности и ее успешности.

Специфика системы

Таким образом, специфика разрабатываемой системы «Универсал» определяется заложенными в ее концепцию методологическими принципами создания новой технологии обследования, последовательным воплощением новых подходов к компьютерной психодиагностике — повышением информативности методик за счет расширения тестовых показателей и комплексного многопараметрического анализа динамики данных, вариативностью способов формализации процедур интерпретации и выдачи рекомендаций, унификацией основных компонентов системы и обеспечением комфортности деятельности пользователей. Система является уникальной в аспекте ее назначения и соответствующего ему концептуально-методического обеспечения и не имеет аналогов среди известных компьютерных психодиагностических систем.

2.2. Алгоритм определения и представления уровня развития универсальных умений и рекомендаций

Представление уровня развития универсальных умений возможно:

1 — в интегральном виде по всем психологическим особенностям,

2 — по отдельным проявлениям психологических особенностей с указанием источника получения конкретных показателей от различных методик.

Определение уровня развития конкретного умения

Для определения уровня развития конкретного умения выделяются сначала измеряемые проявления конкретной психологической особенности (например, внимания), значимые для выполнения рассматриваемого умения. При определении, например, проявлений особенностей внимания, значимых для способности к непрерывному образованию, выделяются концентрация, переключаемость и распределение. В таблице на пересечении столбца, соответствующего данному умению, и строк с указанными значимыми проявлениями особенностей ставится уровень их выраженности. Таким образом, получается три значения; для определения степени развитости операциональной стороны внимания, значимой для данного умения, значения уровней данных особенностей суммируются и делятся на их количество (на 3), то есть находится среднее арифметическое.

Следует отметить, что уровень развития измеряемого проявления особенности зачастую может быть получен за счет данных от нескольких методик. В этом случае проставляются данные, полученные по каждой методике, а затем определяется среднее значение уровня развития измеряемого признака.

Аналогичная процедура проделывается по всем психологическим особенностям из выделенных восьми, значимым для владения рассматриваемым универсальным умением; затем определяется средний уровень выраженности значимых психологических особенностей. Данный показатель является интегративным (но не точным) показателем уровня развития конкретного универсального умения и служит для приблизительного отнесения респондентов к различным группам для проведения дальнейшей работы.

Области построения рекомендаций

Для конкретизации необходимых в дальнейшем действий будут выделяться в первую очередь все-таки респонденты с наиболее низким уровнем: сначала с низким, а затем с уровнем ниже среднего. Вместе с тем необходимо строить работу и с респондентами, показавшими низкий уровень развития по любому из проявлений психологических особенностей, несмотря на, возможно, их достаточно высокий общий уровень. Построение рекомендаций исходит из оценки вначале наиболее развитых позитивных особенностей респондента, затем дается рекомендация обратить внимание на недостаточно развитые особенности, необходимые для выполнения отдельных универсальных умений (указываются), дается мотивация для их развития — о важности для успешной профессиональной деятельности, карьерного роста и т.п. По возможности объективные показатели респондента, полученные от методик, сравниваются с его субъективными (на основе самооценки) и дается при необходимости совет обратить внимание, что не всегда его представления совпадают с реальным ходом событий. Исходя из положения дел в организации, следует предусмотреть возможности вставок в текст с конкретными рекомендациями, к кому из службы персонала, психологов-консультантов (тренеров), администрации можно обратиться для совершенствования своих познавательных процессов или коррекции иных особенностей. Кроме этого могут быть разработаны технические задания специалистам на подготовку системы методических рекомендаций и заданий для развития универсальных умений и проведение конкретных развивающих мероприятий.

3. Принципы подбора, модификации и проектирования новых версий методик

для методическогообеспечения диагностики уровня развития универсальных

учебно-познавательных умений в системе «Универсал»

Методическое обеспечение системы «Универсал» создается из традиционных и представленных в психологической литературе методик, модифицированных разработчиками с целью более достоверной компьютерной диагностики уровня развития профессионально важных качеств и универсальных управленческих умений ведущих специалистов и руководителей, и авторских методик, разрабатываемых специально для решения поставленной задачи.

Возможности развития методического обеспечения

В области развития методического обеспечения диагностики система открывает следующие возможности.

 

Расширение диагностических характеристик отдельных методик

1. Расширение диагностических характеристик отдельных традиционных методик путем получения с помощью компьютера новой информации за счет более полного отражения результатов их применения, регистрации дополнительных параметров деятельности обследуемого. К числу таких автоматически фиксируемых и анализируемых компьютером параметров могут относиться: время выполнения отдельных заданий, входящих в одну методику; характер ошибок; число исправлений ответов; время нажатия на клавишу при вводе ответа; время изучения инструкции и др. При массовом обследовании вручную регистрировать такие параметры в динамике и индивидуально для каждого обследуемого не представляется возможным и целесообразным. Каждый из указанных параметров в контексте реализации конкретной методики дает специалисту по диагностике либо уточняющие сведения об обследуемом в рамках основной направленности методики, либо абсолютно новые, получение которых не предусматривалось при неавтоматизированном использовании данной методики. Например, анализ динамики временных характеристик позволяет определить с помощью «старых» методик новые свойства: умственную работоспособность, специфику развития процессов утомления, обучаемость и т.д. Время изучения инструкции, нормированное к среднему темпу деятельности, свидетельствует о степени личностной включенности в ситуацию обследования, уровне мотивации и др. Учет содержания ошибок и степени уверенности в ответе уточняет общую диагностическую характеристику, получаемую обследуемым по данной методике.

2. Расширение диагностических свойств системы на основе применения набора («пакета») методик.

Расширение диагностических свойств системы

Новые результаты системы достигаются в этом случае за счет реализации комплексного подхода, в частности, параллельной синхронизированной фиксации содержательных и временных данных о выполнении психологических заданий. Это может позволить выделять наиболее значимые вопросы при применении личностных тестов и повысить корректность их интерпретации, определить «субъективную цену» получения результатов некоторого уровня для конкретного обследуемого, анализировать совместное протекание разнородных психических процессов (например, внимания и мышления).

Создание новых методик

3. Создание принципиально новых методик с качественно иным уровнем информативности, универсальности и прогностичности, практическая реализация которых невозможна в ручном режиме без компьютера.

Предлагаемая выше концепция диагностики профессионально важных качеств и универсальных управленческих умений по системе «метакачеств», относящихся к различным подструктурам личности, при ее правильном методическом воплощении позволяет сократить время обследования, повышает его достоверность и дает возможность формализации интерпретаций и организационно-методических выводов.

Включение методик в систему

Отбор, модификация и создание новых методик проводится на основе анализа их основных свойств. Для включения методики в систему проводится сопоставление разработанной концепции критериев, определяющих ее свойства, на основе чего принимается решение о целесообразности (или нецелесообразности) применения данной методики и формулируются требования к ее модификации с учетом новых возможностей, открываемых использованием компьютера, или требования к разработке новой методики. Принятие решения о включении в систему «Универсал» методик, даже имеющихся в арсенале психодиагностики готовых методик, тем не менее предполагает работу по созданию компьютерной версии, которая никогда не является полным аналогом «ручной» методики. При компьютеризации происходит существенное изменение ряда свойств методики.

Интеллектуальность разрабатываемой системы состоит в автоматическом мониторинге работоспособности методик, оперативной коррекции норм и связанных с ними процедур обработки, а также выдаче в административном блоке специальных сообщений в критических случаях, когда часть методического обеспечения перестает выполнять запланированные измерительные функции, что требует исключения методики из системы или обращения к специалистам с целью ее «наладки».

Составление программы обследования

При разработке методического обеспечения решаются вопросы, касающиеся не только отдельных методик, но и программы их предъявления, поскольку последовательность выполнения различных тестов оказывается значимым фактором, влияющим на общие результаты. Составление программы обследования в системе «Универсал» основано на следующих критериях:

— простоты ответа, складывающейся из простоты получения ответа и простоты ввода его в компьютер (вначале процедуры преъявляется достаточно простое задание, поскольку должно состояться включение человека в деятельность обследуемого и установиться ее мотивационная регуляция, далее предусматривается чередование тестов, подбираемых по этому критерию);

— направленности на снятие однообразия, монотонии и как следствие этого утомления и угасания мотивации (методики должны чередоваться по характеру стимульного материала, типу требуемых для нахождения ответа действий — ответ на вопрос или выполнение задания, обращение к памяти или конструирование ответа);

— направленности на преодоление феноменов «социальной желательности» и других установочных сдвигов достоверности (достигается разбиением блока, провоцирующих идентичные установки);

— легкости перехода от одной методики к другой (определяется отсутствием негативного влияния феноменов интерференции в работе со стимульным материалом или формами ответов).

Составление конкретной программы строится как оптимизационная функция для названных критериев.

Особенности предлагаемой концепции

Предлагаемая нами концепция существенно отличается от реализуемых в настоящее время подходов к разработке КСД для проведения диагностики, где, как правило, осуществляется «простой перенос» ранее применявшихся в ручном варианте традиционных психологических методик. Эта работа, безусловно, полезна, но она не дает возможности получить максимальный эффект от использования сложной и дорогостоящей техники и не ведет к качественному повышению прогностичности результатов обследования.

Предлагаемый нами подход отличается от указанных, поскольку изначально ориентирован на компьютерную реализацию, учитывает специфику автоматизированного обследования, «сильные» и «слабые» стороны компьютера. Введение в обследование компьютера должно коренным образом перестраивать деятельность участников обследования и всю процедуру в целом. Если при традиционном обследовании множество факторов, влияющих на ответы обследуемого, их динамику, интерпретацию и др., ускользало от адекватного учета и измерения, то компьютеризация открывает возможность не только для фиксации многих из этих факторов, но и для их варьирования в процессе обследования, оптимизации их воздействия с целью повышения точности и надежности прогнозов и решений, связанных с задачами диагностики.

Иными словами, компьютер позволяет не только воссоздавать сложную и близкую к реальности картину поведения, но и более активно и целенаправленно нормировать ее на основе разрабатываемой концепции обследования.

Таким образом, на данном этапе на основе проведенного анализа действующих и разрабатываемых систем разработана общая концепция диагностики, отдельные фрагменты которой реализованы в требованиях к программному обеспечению.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности