|
|||
Авторизация
|
Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость — основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2002Стр. «227—234» Предметный мир как жизненное пространство личности
Категории добра (зла), справедливости (несправедливости), прекрасного (безобразного) в приложении к реалиям жизненного пространства личности расцвечивают эти реалии в зависимости от изменений взглядов человечества на их ценность. В разные периоды исторического времени взгляды на ценности реалий то радикально менялись, то представали как неизменные константы. Определяемые историей культурного развития, исторически обусловленные реальности существования человека следует классифицировать следующим образом: 1 — реальность предметного мира; 2 — реальность образно-знаковых систем; 3 — реальность социального пространства; 4 — природная реальность. (Особое место сегодня занимает реальность виртуального пространства, которая, с одной стороны, вбирает в себя все исторически обусловленные предтечи, а с другой — представляет собой еще одну, совершенно особую реальность.) Каждая из реальностей входит исторически складывающейся составляющей в жизненное пространство личности. Названные реальности столь значительны как условие развития и бытия личности, что требуют отдельного пристрастного рассмотрения. Сегодня обратимся к рассмотрению реальности предметного мира, который стал для человека неотъемлемым условием развития и существования, начиная с далеких глубин истории, и который, создавая жизненное пространство человека, влияет на его морально-эстетические суждения и переживания. Человечество в своей истории создало материальный предметный мир, обладающий относительной устойчивостью и независимостью существования. Отдельный предмет — единица, часть сущего. Но предмет не существует только сам по себе, а включен в систему предметов; он принадлежит культуре, эпохе, ментальности. В человеческой культуре исторически складывалась система отношений к вещам, к предметному миру. Эти отношения строятся внутри известной модели: человек — вещь — человек. Модель показывает, во-первых, связь человека с вещью (в языке вещь всегда — существительное; вещь может быть одухотворена; вещь может иметь имя собственное — большие бриллианты, например; вещь может стать фетишем; вещь может быть отчуждена — стать ничем и др.); во-вторых, зависимость оценки человека человеком от принадлежащих ему вещей (дома, библиотеки, машины, одежды и др.). Вещь представляет человека в мире, так же как и его психические качества: ум, толерантность, личностные особенности и др. В зависимости от общественной идеологии отношение к вещи претерпевает разительные изменения. В эпоху процветания философии киников вещи обесценивались вовсе. Позднее в истории эта позиция вновь и вновь поднималась на щит. В то же время в истории не раз возникали ситуации, когда вещам придавалось значение фетиша, сверхценности. Это происходило как в примитивных культурах, так и в развитых государствах. История человечества показывает, что вещи в сознании человека могут трансформироваться от значений, реальная ценность которых нивелируется, утаивается (так как она не соответствует провозглашенной идеологии) к значениям фетиша. В истории человечества сакрализация предметов в религиозных обрядах придавала им те качества, которые оберегали человека своими сверхъестественными свойствами. В развитых обществах фетишами становятся самые разные продукты человеческой деятельности. Собственно, любые предметы могут стать фетишами: могущество государства персонифицируется золотым фондом, развитостью и множественностью техники, в частности вооружения, экологической чистотой природы, водными ресурсами, уровнем жизни, определенными потребительской корзиной и покупательскими способностями, жильем и др. Место отдельного человека среди других людей реально определяется не только его качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях (дом, квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). У разных слоев общества и у разных поколений кроме общих ценностей могут быть свои особые фетиши. Сообразуя человека как высшую ценность с предметным миром, нельзя забывать, что мир вещей — среда обитания человека. Созданный человеком рукотворный мир прежде всего должен служить человеку. Служение человеку предметного мира осуществляется, прежде всего, по законам функционального использования предметов и их эстетического воздействия. Важное место в ряду особо значимых рукотворных предметов занимает в сознании и чувствах человека Дом. Дом — понятие антропоцентрическое, это всегда строение для проживания семейства. Особую ценность представляет умение жить домом («Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить», В. Даль). В доме происходят основные таинства семьи: 1 — свадьба (сватовство, свадьба, брачная ночь); 2 — зачатие, рождение, празднование дней рождения; 3 — похороны усопших; 4 — праздники (традиционные и по неожиданному поводу). Дом — условие развития и бытия личности. Отношение к дому зависит от доминирующей идеологии государства, общества и отдельной семьи. Так, в СССР подавлялось ценностное отношение к частному дому, жизнь выносилась на уровень общественного контроля и оценок. В нынешней России дом обретает свою истинную цену: Дом становится не только местом проживания семьи, но условием, определяющим мировоззрение и самосознание человека, его чувство базового доверия к внешнему миру людей. Дом — это рукотворное строение и кровные люди, в нем проживающие, семья. Человек в благоприятной ситуации осуществляет себя в своем доме как хозяин самого себя. Он любит свой дом, хочет домой, тоскует о нем, когда находится вдали от него. В норме человек относится к своему дому по законам добра, справедливости и красоты. В доме с достатком каждый имеет свое место, которое охраняет его индивидуальную потребность в обособлении. В доме есть общее место, где все члены семейства могут общаться друг с другом. Внутреннее убранство дома презентируется прежде всего мебелью. Мебель — как писал В. Даль, — стоялая утварь в доме. Предметы, обстановка — совокупность предметов разного функционального назначения, которыми обставляются жилые или иные помещения. В расположении и качестве мебели в частном семейном доме (квартире) в любую эпоху, в любой этнически выраженной среде демонстрируются традиции и ценности семьи, взращенной социальной культурой своего времени. Вся мебель различается по своему функциональному назначению, при этом она тяготеет к центральным предметам: в спальне это кровать; в кабинете — письменный стол и компьютер; в столовой — стол, стулья, буфет; в детской — кровать, полки для игрушек, ковер и т.д. Все вещи выражают многофункциональность и определенность своего присутствия. У каждой вещи — строгое функциональное назначение, соответствующее особенностям членов семьи. Вещи презентируют не только семью в целом как ячейку общества с определенным социальным и культурным положением, но и каждого члена семьи в зависимости от его пола, возраста и личностных особенностей, интересов и предвзятостей. Семейный дом — специфическое пространство: в нем главное предназначение мебели и других вещей — не только служить человеку в соответствии со своим функциональным назначением, но и воплощать собой отношения между членами семьи. Так, за столом каждый член семьи имеет свое место. В Японии первому подают еду главе дома. Как пишет Лафкадио Хэрн*, «теоретически власть главы дома сегодня, как и прежде, является верховной». В России сегодня роли в семье распределяют по-разному. Но вещи могут заявлять о своем хозяине: солидное кресло в кабинете главы семьи; современное кресло у компьютера в юношеской студии; кушетка хозяйки дома в гостиной. Люди и вещи тесно связаны между собой. В сложившейся истории дома вещи согласованы с людьми, обретают определенные значения и смыслы, аффективную ценность. Так, столовый гарнитур берет на себя (ему придается) нагрузку праздничных встреч и условностей этикета. Вещи в доме обозначают своим присутствием членов семьи: через отношение к вещи, кому-то принадлежащей, домочадцы символически демонстрируют свое отношение к личности («Это папино кресло! Осторожно!..»; «Это книга Петра! Положи ее на место!»). Вещи создают символическое пространство жилища, внутреннего убранства дома. Помимо мебели семья обретает вещи, которые вплетаются в ткань обыденной и праздничной жизни домочадцев, создают особую ауру дома — его добро и индивидуальную красоту. Современные дома предстают перед нами в большем многообразии: начиная от традиционных избы и кирпичного домика и заканчивая многоликими в архитектурном отношении коттеджами и замками. Убранство жилья также разнообразно: от складной мебели (которая то исчезает, то вновь появляется в необходимый момент) до значительно занимающей свое постоянное место в пространстве интерьера мебели от Франческо Молонди. Главное в жизни дома: жилье и вещи должны быть «обжиты». С вещами человек связывает ассоциации прожитых и переживаемых эмоций — своих поступков, чувств, мгновений наслаждения и покоя. Дом постепенно наполняется историей наших чувств, напоминает нам о прожитом, держит в настоящем, побуждает к заботе о будущем. Дом держит ауру семьи, которую следует бережно охранять и взращивать. Дом может представлять историю семьи и быть ее очагом. Дом может превратиться в дом-музей и стать открытым духовным пространством для всего человечества (например, квартира А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге; дом-музей Сальвадора Дали в г. Кадакесе и др.). Сегодня в России предметный мир как частная собственность стал знаком социального места владельца в гораздо большей мере, чем в период, когда идеология вела общество к коммунизму. От понятий «общего», «всенародного» граждане новой России переходят к новым значениям «частное», «личное». Перестройка сознания — не простая смена понятий. Значения и смыслы новых понятий, обращенных к предметному миру, перерастают сложившиеся смысловые структуры у массового человека в новых условиях жизни. Вобрав без критики и понимания оценочные суждения изначальной для него идеологии, человек, как социальная единица прежнего общества, начинает испытывать возмущение по отношению ко всему, что лишает его сознание усвоенных опор. Его возмущают, раздражают и вызывают агрессию и зависть такие слова, как «личная собственность». Эти слова-понятия несут в себе значение и смыслы нового времени. Смена общественных ценностей в отношении к предметному миру порождает стимуляцию в человеке тех негативных образований, которые всегда сопутствуют позитивному развитию общества или отдельного человека. Добро, которое взращивается в отношениях в доме, в семье, может обращаться во зло в глазах стороннего человека, с завистью смотрящего на материальное благополучие ближнего. Зависть — ненависть к другому за его преимущество перед завистником. Преимущество во владении вещами в нашем обществе обычно не соотносится со способностями и вложенным трудом. Отношение к вещам колеблется от восхищения их эстетическим видом и функциональным совершенством до ненависти и вандализма. Вандал — в истории имя народа — ныне обратилось в общее название — разрушителя культурных ценностей, агрессивного человека. В нашей стране вандализм проявляется в отношении жильцов к своему многоквартирному дому; школьников — к школе, к своей парте; множества людей — по отношению к местам общественного пользования. Разрушить, разломать, уничтожить, опоганить — вот перечень негативных действий. Ныне ярко проявляется такая форма вандализма, как граффити. В России граффити развивается вяло по сравнению с Европой лишь потому, что дорого и трудно достать нужные аэрозоли. У серийных вандалов граффити есть мода на предметы, дизайн которых они склонны изуверски разрушить: это прежде всего (в Лондоне, например) вагоны метро, автобусы, автомобили. Оставить свой след на движущихся предметах «Клево!», так как ты рискуешь и твой почерк, стиль и твое имя прочтут многие. Вандалы хотят быть узнанными: это дает им ощущение вкуса славы. В России при скромных возможностях в приобретении аэрозолей можно встретить множество граффити у оснований мостов, на лестничных клетках и в лифтах домов, на гаражах, заборах и даже — памятниках. Граффити разрушают эстетику города, противостоят архитектуре и снижают присущее человеку ценностное отношение к предметному миру. Граффити, как и другие виды вандализма, — социальное и психологическое зло. Притязая на признание, человек должен утверждать себя достижениями в созидании, а не в разрушении уже созданного. Некоторые аналитики предполагают, что граффити — один из способов демонстрации протеста от закабаления вещей. Это совсем не так. Граффити — неперспективный для личности способ утвердить свое Я. Предметный мир как ценность, содействующая комфорту индивидуального человека, привлекает желание владеть им. Овладеть предметом возможно не только благодаря созидательному труду, но также путем кражи и грабежа. Кража — тайное хищение чьей-либо собственности, воровство. Грабеж — открытый разбой, не воровски, нахрапом. Грабитель обирает людей силой; он разбойник, хищник. Кража, грабеж — зло, преступления насильственные и корыстные, обращенные против отдельной личности и общества в целом. Зло — худое, лихое, противоположно добру. Как замечательно мыслил по этому поводу более ста лет назад Владимир Даль: «Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположное ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божественному порядку». Преступления против человека, сопряженные с присвоением вещей и насильственными действиями, деформируют личность, изменяя ее типологию и мотивацию жизненной позиции. Добродетели покидают человека, его позиция в отношении к миру становится аморальной, асоциальной. Вор, грабитель, а также убийца становятся циничными, отчужденными от других, подозрительными и т.д. Им становятся присущи: 1 — общее негативное содержание ценностно-нормативной сферы; 2 — преимущественная идентификация себя с лицами, стоящими в маргинальной социальной позиции и позиции закононепослушания; 3 — мораль оценивается как этикет, который демонстрируют в соответствующих ситуациях (мораль — дело вкуса); 4 — доминирует позиция «цель оправдывает средства»; 5 — часто отсутствует ценностное отношение к работе, к труду. Преступления, совершаемые ради приобретения чужих вещей, помимо того что они деформируют личность преступника, в случае обнаружения общественно наказуемы: преступивший закон попадает в изоляцию. В тюрьме условия существования резко меняются: преступник роковым образом лишается всего того, чем так стремился овладеть, минуя законы нравственности. В результате преступивший закон теряет возможность иметь свой дом, свои престижные и значимые вещи. Преступник попадает в условия, которые лишают его свободы и определяют физическое и психическое самочувствие. К числу этих условий следует отнести те, которые связаны с предметным миром: 1 — обязательный, неукоснительный режим; 2 — бедность предметного мира; 3 — скученность на малом пространстве. Режим — точно установленный распорядок жизни, проходящей в заданном пространстве помещений: камера, столовая, рабочие помещения (цеха). Наказание есть наказание, заключенные осуждены справедливо, почему достойное по своим делам приняли… Режим надо переживать изо дня в день, изнуряющих своим однообразием. Бедность, ограниченность предметного мира — нарушает феноменологически присущую человеку потребность в многообразии рукотворного мира. Преступивший закон теряет возможность иметь свой дом (он находится в специальном казенном заведении), свои престижные и значимые вещи. Те вещи, которыми он владеет в камере, — примитивны, ветхи, всегда банально серийные, различающиеся скорее «по недостатку», чем по качеству. Изоляция — обособление, отделение от окружающего мира, от стимулирующей к жизни и развитию среды. Изоляция в камере ведет к депривации сложившихся прежде потребностей (физических, психических и социальных), в том числе — потребностей в рукотворных предметах как условии полноценного человеческого бытия. Как всякое существо в природе, человек заинтересованно относится к проблеме пространства, которым он располагает. Потребность в индивидуальном пространстве заложена биологической и социальной природой человека (ареалы обитания животных предков; родовые территории; индивидуальное пространство в собственном жилище и на территории земельной собственности). У каждого человека в течение жизни складывается особый экзистенциальный опыт владения неким пространством среды рукотворных и природных предметов. В условиях лишения свободы, где осуществляется строгий надзор над использованием жизненного пространства камеры с ее наказывающей меблировкой (койка, столик, стул, зачастую накрепко привинченные к полу), заключенный теряет возможность свободно пользоваться и этим малым пространством с ограниченными строго функционально предопределенными предметами. Изолированность в местах лишения свободы делает человека бездомным, обездоленным. Бездомность в свою очередь лишает человека возможности развертывать свое бытие до полноты существования, ведет к примитивизации бытия как в социальном пространстве, так и во внутреннем, духовном мире. Потеряв свободу в общественных отношениях людей внутри предметного мира по законам феноменологии взаимодействия труда, добра и красоты, человек, совершивший преступление внутри системы человек — вещь — человек, расплачивается несвободой, наказанием изоляцией в обедненном примитивном предметном мире. Сегодня считается, что натуралистическое — предметное бытие вещи развивается по своим собственным законам, которые все труднее контролируются самим человеком. В современном культурном сознании людей появилась новая идея: интенсивное приумножение предметов, развивающаяся индустрия предметного мира помимо предметов, символизирующих прогресс человечества, создают поток предметов на потребу массовой культуры. Этот поток стандартизирует человека, превращая его в жертву развития предметного мира. Да и символы прогресса — вещи — предстают в сознании некоторой части мыслителей как разрушители человеческой природы. В сознании современного человека происходит мифологизация разросшегося и развивающегося предметного мира, который становится «вещью в себе» и «вещью для себя». Предмет насилует психику человека постольку, поскольку сам человек позволяет это насилие. Человек может проявить к вещам жадность — ненасытную жажду приобретения, накопления, патологического бережения, без использования по назначению, недопущения других созерцать их красоту. Человек может проявить к другим людям щедрость. Щедрый человек милостив, милосерден на подарки. Подарок — любая вещь, которую отдают вовсе, бесплатно и бесповоротно; любая вещь, которая дорога самому дарителю не по цене ее, а по ее художественным и/или символическим достоинствам. Подарок веселит душу тому, кто получает его и радует самого дарителя. Дарить — не только делать добро, совершать прекрасное деяние, но и утверждать себя как свободного человека, создающего вокруг себя свою систему предметного мира и свободно распоряжающегося этим предметным миром.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |