|
|||
Авторизация
|
Религиозное пространство личностиСтр. «80—97» Эволюция религиозного сознания в условиях политического и экономического кризисаВзаимосвязь религии и политики Вопрос о взаимосвязи религии и политики в Дагестане, особенно в последнее десятилетие, вызывает повышенный интерес. Мы в советское время думали, что политические противостояния и военные конфликты на религиозной и национальной почве у нас никогда не будут иметь места. Все это, как представлялось, осталось только в историческом прошлом. Но реальность опровергла эти представления. Что касается остального мира, то в разных странах народы оказывались разделенными по религиозному и национальному признаку и вовлеченными в кровавые войны. Наиболее характерными в этом отношении были противостояния протестантов и католиков в Северной Ирландии, арабов и израильтян в Палестине, потом к ним добавились религиозно-этнические войны в Югославии, которые приобретали все более жестокий и трагический характер. Мы знаем, насколько тяжелыми были последствия конфликта между мусульманским населением Косово и сербами. Вмешалось НАТО, в Югославии, в самом центре Европы, проблемы пытались решить небывалыми бомбардировками и разрушением хозяйственного комплекса страны. В отдельных республиках Югославии происходили события, носящие характер гуманитарной катастрофы, когда подавляющая масса населения стихийно под давлением обстоятельств покидала места постоянного проживания. Мы знаем также, какие трагические события разворачивались за последние полвека в Палестине, а сейчас угрожают еще большей бедой, если не будет достигнуто мирное урегулирование между Палестиной и Израилем. Но с началом перестройки, а затем и с развалом СССР противоречия и проблемы межэтнического и религиозного характера стали принимать форму открытого вооруженного конфликта и на территориях бывших советских республик. Так было в Азербайджане, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии и, наконец, такое случилось в соседней Чечне. Я не собираюсь обсуждать причины и природу самих конфликтов. Хочу подчеркнуть, что они приводят к глубоким сдвигам и деформациям в социально-психологической сфере, в сознании и поведении людей, чувствах и настроениях масс. Актуализация национальной и религиозной самоидентификации Для многих проблема национальной или религиозной самоидентификации приобретает все более актуальное значение. Если раньше политики в своей общественной деятельности на это не обращали должного внимания, то сейчас они вынуждены учитывать национальный и религиозный факторы. Появилась тенденция рассматривать и оценивать события в различных регионах и странах с точки зрения интересов определенной религиозной конфессии. Для укрепления своих позиций отдельные деятели широко прибегают к религиозно-политическим спекуляциям. Надо отметить, что официальные религиозные круги во многих случаях занимают гуманную и миротворческую позицию, стремясь в интересах верующих внести свой вклад в мирное урегулирование вопросов. Однако где бы ни происходили конфликты на этнической и конфессиональной почве, они вносят изменения во взаимоотношения людей и в других странах. Это связано в основном с тем, что современный мир постепенно приобретает характер глобального информационного сообщества, не говоря уже о том, что идет экономическая интеграция стран, глобализация потребительских и гуманитарных стандартов. Сторонники самобытности выступают против так называемой глобальной интернационализации экономической и общественной жизни планеты. В этой связи необходимо отметить одну важную сторону проблемы – всякие локальные конфликты религиозно-этнического характера в современном мире с невероятной скоростью становятся общей проблемой и для всего мирового сообщества. Поляризация общества Отражаясь в сознании людей, такие конфликты поляризуют общество, делят его на сторонников и противников определенных течений и групп, участвующих в конфликте. Если говорить, например, о палестинской проблеме, самое опасное состоит в том, что в него оказываются вовлеченными, прямо или косвенно, многие мусульманские страны, особенно религиозно-политические организации этих стран. Это с одной стороны. С другой – и союзники Израиля, их финансовые, информационные и военные круги также не остаются в стороне. Они мобилизуют все имеющиеся ресурсы, чтобы в различных странах формировать соответствующее общественное мнение и настрой населения. Эти процессы оказывают свое влияние и на развитие сознания в республиках с мусульманским населением России и СНГ. Вообще многие явления в современном мире имеют свои исторические причины, но форма и интенсивность их развития зависят от социальных и экономических процессов, которые во многом носят стихийный и кризисный характер. Духовное развитие нашего общества и новые проблемы За последние пятнадцать лет наше общество в своем духовном развитии сделало огромный шаг вперед. От политической и духовной диктатуры одной партии мы перешли к демократии и многопартийности, стало возможным реальное осуществление свободы совести. Произошло полномасштабное возрождение религиозных институтов. В этих условиях в связи с демократизацией общественной жизни у народов России резко возрос интерес к своей истории, национальной культуре и традициям. Вместе с ростом национального, этнокультурного и религиозного самосознания на фоне общего экономического, политического и морального кризиса, сопровождавшегося ослаблением власти и криминализацией общества, обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях. На этой волне развились национализм, этнический сепаратизм и религиозный экстремизм. В разных республиках эти процессы проявлялись по-разному и с различной интенсивностью. Во многом на кризисное развитие этих отношений свое влияние оказывали и поведение национальной элиты, и позиция интеллигенции, и особенности вовлекаемых в общественное движение социальных групп. Стали проявлять себя и религиозно-общинные группировки, и кланово-общинные преступные группы, которые старались использовать эти течения в своих целях. Молодежь наиболее уязвима Надо в этой связи особо сказать о молодежи. Она входила в современную жизнь в условиях резких перемен в политической, духовной и экономической сферах. При переходе от старого к новому по разным причинам в стране не удалось сохранить то положительное, чем мы располагали: производственный потенциал, уровень занятости, общественную и личную безопасность. Новый строй вместе с положительными сторонами во всей полноте обнажил свои негативные черты. В условиях дестабилизации социальной жизни молодое поколение оказалось наиболее уязвимым и незащищенным. Для значительной массы молодежи, оказавшейся в условиях дикого стихийного рынка, слабого функционирования государственных и общественных институтов, наступления «массовой культуры» с ее культом жестокости, насилия, вседозволенности, произошла утрата положительных ориентиров и социальной перспективы. Наиболее приспособленными к крайне жестким условиям выживания оказались сплоченные и агрессивные группы, выпадающие из-под социального контроля и угрожающие обществу. Другая часть молодежи оказалась во власти нездоровых потребностей, подрывая свое физическое и психическое здоровье. Не все молодые люди смогли найти в новых рыночных условиях применение своим способностям и силам. Безработица, особенно в сельских районах, превысила всякие мыслимые отметки. В этих условиях часть молодежи можно было легко привлечь в различные движения, фронты и группировки, действовавшие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов. Многие выезжали также на учебу в различные исламские центры. Рост авторитета религиозных деятелей Вместе с ускоренным возрождением религии ислам и мусульманские авторитеты стали играть все более заметную роль в общественной жизни. В некоторых районах с сильным влиянием институтов религии кадии и муллы определяли направление общественного мнения. Принимаемые на сходах решения определялись религиозными авторитетами. От их позиции зависела устойчивость районной власти, как это было в Акушинском районе. В самом начале 1990-х годов авторитет религиозных деятелей в глазах масс был очень высок. Речь идет о тех деятелях, которые и в советское время были известны как активные поборники религии, занимались религиозным воспитанием детей, стремились поднять уровень своих знаний по основам ислама и богословским наукам. Они же прилагали много усилий, привлекая внимание общин, чтобы деятельность мечетей не приостанавливалась. В Дагестане функционировало около 130 мечетей. Ни в одной республике Советского Союза с мусульманским населением не имелось и десятой доли этого количества. В связи с упрощением процедуры общения с заграницей усилилось влияние на дагестанцев и отдельных направлений ислама из-за рубежа. Для многих религия становилась удобным прикрытием коммерческих контактов. Впервые за всю историю нашей страны началось массовое движение за беспрепятственное право верующих мусульман осуществлять хадж. Эти требования выдвигались в совершенно иной социально-психологической обстановке, когда авторитет власти, особенно местной, был очень низок, а готовность масс поддержать требования религиозных активистов была очень высока. Переплетение экономики, политики и общественной деятельности Так сложилось, что в начале 1990-х годов меня перевели на должность заместителя Председателя Совета Министров Дагестанской АССР, который затем был преобразован в Правительство Республики Дагестан. Мне было поручено курировать и вопросы взаимоотношений с общественными и религиозными организациями. Пришлось этими вопросами заниматься очень серьезно. Это было дополнением к тем основным вопросам, которыми я занимался в Правительстве как специалист-профессионал. Речь идет о вопросах экономики и рыночных отношений. Время было сложное, был взят курс на радикальные экономические преобразования, шла конституционная реформа. За несколько лет преобразований наметились кризисные области, которые стали все более разрастаться. В этих условиях, конечно, экономика, политика и общественная деятельность тесно переплетались. Это было время, когда все бросились создавать партии, движения, когда резко активизировали свою деятельность национальные движения и исламские организации. На территории нашей республики действовало более двух десятков организаций, партий и движений, лидеры которых претендовали на особую политическую роль в Дагестане. Для подавляющего большинства этих политических образований была характерна одна особенность: их лидеры подчеркивали и всячески демонстрировали особую приверженность исламским ценностям, они хотели заручиться поддержкой верующей массы людей. Изменения религиозного сознания Нашему религиозному сознанию еще предстояло претерпеть существенные изменения. Я не занимался изучением вопросов теории или истории религиозных движений. На такую специальную подготовку у меня не было времени. Но я имел хороших консультантов и советников как среди религиозных авторитетов, хорошо знающих традиционные для Дагестана направления ислама, так и среди ученых и общественных деятелей, которые были ведущими специалистами в своих областях. Религия затрагивает очень важный для человека пласт представлений и чувств. Нельзя допускать оскорбления религиозных чувств – это я понимал и как верующий человек, и как человек, обладающий чувством реальности. Не надо забывать, что после долгого запрета открыто выражать и отстаивать свои взгляды, когда в народе накопилось глухое недовольство в связи с подавлением и ограничением свободы религиозной деятельности в прошлом, религиозные активисты, получившие достаточно широкий простор для реализации своих замыслов, вели себя крайне нервозно, встречая со стороны каких-либо структур препятствия своим действиям. Надо также учитывать, что интенсивное занятие религиозной деятельностью приносило немалое материальное благополучие. Многие тогда оказывали солидную помощь религиозным общинам для того, чтобы заручиться их поддержкой. Тогда же, благодаря помощи предпринимателей, коммерческих структур, международных фондов и организаций, шло интенсивное строительство мечетей, медресе и других заведений. Религиозная деятельность как главное дело жизни Это вело к тому, что для отдельных активистов религиозная деятельность становилась главным делом жизни. Они сами себя начали воспринимать в качестве носителей особого религиозного духа. Всякое возражение по поводу своего мнения они воспринимали как личное оскорбление. Есть некоторый тип людей, которые, даже не получив нормального в общепринятом смысле религиозного образования, считают себя обладателями конечной истины. Между такими людьми как раз и разгораются споры даже из-за второстепенных деталей, которые часто перерастают в личную вражду. Я много раз убеждался, что с такими людьми спорить бесполезно, но и оставлять их выступления без реагирования тоже было нельзя. Таких особых ревнителей веры называют фанатиками. Для них в основном характерна не глубина веры, а агрессивность в передаче убеждений. Религиозный фанатизм лидеров Они отличаются крайней нетерпимостью по отношению к другим людям, которые хоть в чем-то не разделяют их мнение. Мы убеждались не раз, что методами духовной агрессии, давления и шантажа нельзя прививать веру. Это всегда приводит к противоположному результату. Истинные же религиозные авторитеты отличались своей нравственностью, духовной чистотой и бескорыстием. Но они, к сожалению, не всегда оказывались во главе организованных религиозных групп. В большинстве случаев религиозные лидеры проявляли чрезмерную нетерпеливость и создавали ажиотаж при решении конкретных вопросов. Этому способствовала и социально - психологическая обстановка, складывающаяся в обществе. Подъем религии породил и своеобразные ожидания среди определенных групп населения. Появилось много желающих дать своим детям основательное религиозное образование, в том числе и за рубежом. Эти люди выходили на всевозможные контакты с различными зарубежными духовными центрами, не изучив их идеологической и политической направленности. Борьба за лидерство в религиозных организациях Отдельные специалисты самых разных профессий также начали переходить в духовенство. Эта часть людей, которая из различных соображений поспешно перешла в число религиозных функционеров разного уровня, привносила в религиозную среду особенности, свойственные бюрократическим образованиям. В первую очередь возникла довольно ожесточенная борьба за лидерство и за власть в религиозных организациях. Религиозная община Дагестана раскололась. Причиной этому была борьба различных национальных религиозных группировок за верховенство в духовной жизни республики. В последующем с большим трудом удалось сохранить одно Духовное управление мусульман Дагестана. Религиозные организации – серьезная политическая сила Возвращаясь к сказанному, хочу особо отметить, что авторитет религии в обществе резко возрос. Росло вместе с этим и влияние на людей религиозных авторитетов. Многие политики это обстоятельство стали использовать для решения своих задач. В основном речь шла о стремлении получить поддержку со стороны верующих на выборах различного уровня. То, что религиозные организации и отдельные группы верующих стали превращаться в серьезную политическую силу, показали события начала 1990-х годов. Массовое выступление верующих В середине 1991 г. произошло массовое выступление верующих. В современных анализах тех событий в основном дается неверная оценка того выступления активной части фанатично настроенных верующих. В книге, посвященной анализу экстремизма в современном исламе, говорится, что попытка захвата Дома правительства была предпринята под руководством ваххабитских лидеров. Действительно, я хорошо помню, какая огромная и агрессивно настроенная толпа верующих собралась на центральной площади города у здания Правительства. Было бы большим упрощением объяснять те события, как результат подстрекательских действий лидеров тогда еще ничем не проявивших себя ваххабитов. Причины были в другом. Религиозная масса требовала упрощения процедуры оформления документов для осуществления хаджа. Этим общим недовольством стремились воспользоваться религиозные экстремисты. Тогда верующие считали, что Правительство продолжает старую линию советской власти на ограничение прав верующих выполнять их обязанности, вытекающие из основ ислама. В советское время практически не было возможности выезжать для посещения мусульманских святынь. Когда с началом перестройки такая возможность была предоставлена, по старой привычке чиновники и организации тормозили это дело. Получалось, что союзное Правительство разрешало паломничество, а местная власть будто бы ограничивала. Нашлись и такие, которые напомнили чиновникам все старые грехи советской власти по отношению к религии. Содействие в осуществлении дагестанцами хаджа Мы обещали мусульманам оказать всемерное содействие в этом вопросе и сдержали свое слово, занимаясь непосредственно проблемами организации хаджа. Были организованы поездки руководства ДУМД в Саудовскую Аравию, оказана техническая и финансовая поддержка для нормального разрешения организационных вопросов осуществления дагестанцами хаджа. Я добивался, чтобы хадж проходил организованно, без нарушений и с учетом требований и претензий к нашим паломникам со стороны стран транзитных маршрутов и стран пребывания. Проблемы религиозного образования Правительство было также заинтересовано в том, чтобы дагестанцы, пожелавшие получить мусульманское образование за рубежом, смогли осуществить свое желание. При этом преследовалась задача, чтобы дагестанские студенты учились в известных мусульманских вузах, пользующихся хорошей репутацией. Но не всегда наши рекомендации соблюдались. Чтобы учиться в «Аль-Азхаре» в Каире или в Дамасском университете, нужна была достаточно хорошая общая подготовка молодых людей, направляемых на учебу. Однако вскоре из-за усиления разъединительных тенденций внутри мусульманской общины Дагестана этот процесс в основном выпал из-под контроля. Наши молодые люди, которые хотели получить религиозное образование, очень часто оказывались под финансовым и идеологическим влиянием радикальных исламских организаций, проповедующих идеи так называемого «чистого ислама». Это направление с самого начала ставило в качестве главной политической цели создание исламского государства и введение шариата, поэтому его характеризуют как политический ислам или исламизм. В исламизме наряду с умеренными действуют и течения крайне радикального толка, использующие военные средства, террор, насилие, угрозу применения оружия для достижения политических целей. Радикальные движения в исламе Ведущие мусульманские авторитеты, алимы и имамы мечетей просят не использовать для характеристики исламских террористических организаций, движений и направлений понятие «исламский», а власти Саудовской Аравии – не называть последователей так называемого «чистого ислама» ваххабитами. Но проблема состоит в том, что, во-первых, эти течения сами себя характеризуют как исламские, аргументируя, что они ближе к подлинному исламу, во-вторых, в программах, воззваниях и лозунгах большинства этих радикальных движений прямо обозначается их принадлежность к исламу или к мусульманской общине. Дело не в названиях Дело не в названиях. Отбрасывать исторически возникшие названия мы не можем. Террористическая организация, которая опирается на ислам, Коран и сунну в целях идеологического оправдания своей практики, состоящей в систематическом применении насилия, конечно же, имеет отношение к исламу. Другое дело, что подобные организации наносят вред исламу. Речь идет о том, чтобы отделить сущность ислама как религии мира и добра, позиции истинных верующих от экстремистов и фанатиков, спекулирующих на проблемах ислама. Я в своих обращениях к населению г. Махачкалы и Дагестана в связи с реальными угрозами со стороны исламских экстремистов использовал эти понятия в указанном выше смысле. Ни один человек в здравом рассудке не может отрицать очевидного факта, что мусульманское сознание и его разнообразные проявления в современном мире носят противоречивый характер, что в этих проявлениях есть и положительные стороны и отрицательные. Крайне отрицательными я считаю призывы вернуться к средневековым нормам организации общества и государства в соответствии с шариатом. Национальное и религиозное самосознаниеПротиворечивое развитие религиозного и национального сознания в Дагестане Сложности и противоречия в развитии и во взаимосвязи религиозного и национального в сознании людей мы видим и в Дагестане, особенно за последние 10 лет реформенного периода. Руководство республики было крайне заинтересовано в сохранении единства в мусульманской общине. Мне приходилось прикладывать много усилий, организовывая совместные встречи разных группировок, которые раздирали Духовное управление на разные части по национальному признаку. Я встречал много людей, которые открыто призывали к межнациональному согласию, выдавали себя за сторонников единства, но на деле проводили узконационалистическую политику и в религиозном вопросе. Произошло то, что впоследствии с огромным трудом пришлось восстанавливать. В феврале 1992 г. состоялся съезд мусульман республики, на котором отсутствовали легитимные представители кумыкских и даргинских религиозных общин. В марте 1992 г. я принял делегацию имамов республики, недовольных февральским съездом мусульман Дагестана и изменениями в руководстве ДУМД в отсутствие законного муфтия. Они констатировали, что в республике уже действуют два Духовных управления ДУМД и КДУМ. И оба управления приступили к подготовке хаджа 1992 г. Поиск компромисса на пути объединения Весь год прошел в поисках взаимоприемлемого компромисса на пути объединения организаций мусульман республики. Это имело принципиальное значение. Благодаря активной деятельности национальных движений в общественном сознании остро ставились и подвергались обсуждению вопросы национально-территориального устройства республики, обеспечения представительства национальностей в государственных органах республики, учета баланса интересов всех национальных групп и т.д. Обострение национальных отношений Возня политиков вокруг национальных проблем, игра на национальных чувствах, поиск так называемой исторической правды в вопросах этнических земель, пропаганда идеи автономизации Дагестана без учета сложившихся реалий, спекуляции на проблемах депортированных и разделенных народов – все это приводило к обострению национальных отношений. Появились анонимные провокационные материалы, посвященные негативной характеристике отдельных этнических групп, и т.д. Там, где десятилетиями представители разных национальностей мирно уживались и трудились сообща, возникли трения и конфликты, населенные пункты и хозяйства стали раскалываться по национальному признаку. В конечном итоге всегда получалось так, что в этих очагах кризиса межнациональных отношений могли проявить себя так или иначе лидеры фронтов и движений. Ситуация нередко могла привести к взрыву, потому что в противостояние вовлекались большие массы людей, ведь лидеры призывали всех представителей своей национальности встать для отстаивания, как они понимали, интересов своей нации или этноса. Дело доходило то того, что политические, криминальные и бытовые разборки начали рассматривать сквозь призму национальных отношений. Конфликты и кризисы были выгодны политиканам, спекулирующим на национальных чувствах и нерешенных проблемах в жизни той или иной национальной общности. Перенос проблем национальных отношений на религиозную почву К сожалению, проблемы и противоречия в развитии национальных отношений были перенесены на почву религиозных отношений. Казалось, все должно было бы быть наоборот. В беседе с религиозными авторитетами я подчеркивал, что религия, как общая система ценностей, должна объединять людей, смягчать те противоречия, которые складываются и в национальных отношениях. Но, как я уже говорил, лидеры говорили одно, чувствовали другое, делали третье. Мы совместно с Комитетом Правительства РД по делам религиозных организаций собрали совещание авторитетных ученых-богословов, имамов мечетей и представителей религиозных общин с целью объединения всех верующих в единую организацию. Был создан оргкомитет по проведению съезда мусульман Дагестана. В малом зале Культурного центра собрались делегаты со всей республики. Работа съезда была сорвана в результате ее блокирования со стороны руководства обоих действовавших духовных управлений и лидеров аварского национального движения. Из-за разногласий между лидерами религиозных общин в республике действовали уже три духовных управления: аварское, кумыкское и даргинское. Необходимо было выйти из этой ситуации, найти разумный компромисс и избрать единого законного муфтия всего Дагестана. Преодоление религиозного раскола 1994 г. оказался более удачным в деле объединения организаций верующих республики. В результате переговоров было достигнуто принципиальное соглашение об объединении всех духовных управлений в одно, избрании единого муфтия и назначении муфтиев остальных духовных управлений заместителями вновь избранного муфтия единого ДУМД. Это имело большое политическое и духовное значение для всех верующих мусульман республики. Уже можно было с единой позиции подходить к вопросам организации хаджа, строительства центральной мечети в Махачкале, направления молодежи на учебу в мусульманские заведения за рубеж и многому другому. Духовная агрессия:наступление ваххабизмаВнутренний религиозный раскол После преодоления внутреннего религиозного раскола нас подстерегала другая опасность – проникновение в религиозную среду нетрадиционных экстремистских и тоталитарных религиозных течений. Речь идет о так называемом ваххабизме. Я не хочу и не должен касаться анализа различий между течениями в исламе. Это дело богословов. У нас уже давно принято населением и утвердилось в исламе направление, хорошо согласованное с нашими традиционными обычаями и порядками. Но вот пришли представители так называемого «чистого ислама» и стали требовать очищения веры, изменения обрядов. Это вопрос чисто религиозный, о нем могли спорить и доказывать свою правоту в соответствии с канонами ислама алимы и ученые богословы, историки-исследователи религии и другие специалисты. Невозможно себе представить, чтобы люди однозначно и единообразно понимали основы религии. Чтобы помочь рядовым верующим понять истинный смысл священных текстов, правильно их толковать, для этого существуют богословские школы, в этом направлении работают алимы и все те, кто посвящает себя изучению религии. Проникновение ваххабизма Ваххабиты как раз под предлогом объяснения истинного смысла религии в чистом виде стали проникать в различные религиозные общины. Щедро финансируемые извне, они стали привлекать на свою сторону неопытную молодежь, готовить свои кадры в соответствующих учебных центрах. В работе с молодежью и населением они использовали весь арсенал методов воспитания, применяемых в тоталитарных сектах. Естественно, что эти методы нашли применение в тех крайне тяжелых социальных условиях жизни людей, которые сложились в постсоветское время и для которых по определенным экономическим и жизненным причинам (обнищание, безработица, разрыв общественных связей по причине изменения статуса границ и т.д.) была утеряна положительная социальная перспектива (отсутствие видов на будущее через традиционные институты и формы поведения). Методы воспитания в ваххабитских организациях Говоря о методах воспитания в ваххабитских организациях, можно выделить следующие моменты: строгий авторитаризм, т.е. безусловное и абсолютное подчинение всех членов руководителю секты; единомыслие и представление об исключительности выполняемой членами организации миссии; крайняя враждебность и непримиримость по отношению к другим направлениям ислама; строгая внутренняя дисциплина и готовность выполнять любое указание вышестоящих инстанций; круговая порука всех членов организации, освященная совместной клятвой, невозможность выхода из организации; полулегальный характер организации; обязанности участника организации по набору новых членов; фанатизм и формирование психологической готовности применять методы насилия, шантажа и угроз по отношению к населению. Ваххабиты и политика Ваххабиты также являются представителями политического ислама или исламистами, главной целью которых остается достижение политического господства в обществе, захват власти, организация общества и государства в соответствии с собственными представлениями о власти, праве и морали. Ставя политические и военные цели, они неизбежно приобретают характер военно-политических организаций. Отрицая законность существующей власти, узаконенные и цивилизованные формы политической борьбы, прибегая к систематическому насилию с целью устрашения власти и населения, они неизбежно трансформируются в экстремистские и террористические организации. Экстремизм Экстремизм – это применение крайних методов и средств в достижении политических целей: использование силы, целенаправленного насилия, угрозы применения силы. Одной из характерных черт поведения экстремистских и террористических организаций в современных условиях является особая жестокость в организации актов насилия, приводящая к массовым жертвам среди мирного населения. В результате терактов общество несет большие людские и материальные потери. Все эти характеристики подходят и к религиозно-экстремистским организациям, которых по идейным соображениям называют ваххабитами, а сами себя они называют представителями так называемого «чистого ислама». Конечно, ситуацию нельзя упрощать, а опасность со стороны этих организаций – недооценивать. Многослойная структура организации ваххабизма История последних десяти лет показывает, что эти организации имеют многослойную структуру, каждая из которых выполняет свои функции. Вначале не была понятна идейная связь многих легально действующих организаций с теорией и практикой ваххабизма. Посмотрите, чему учили и к чему свелось учение таких организаций, как Конфедерация народов Кавказа или Союз мусульман России. Хочу еще раз подчеркнуть, что внедрение идеологии ваххабизма осуществлялось на разных уровнях, под разными названиями и под разными призывами. Использовались возможности мусульманских организаций и политических кругов, близких к течениям исламизма (мусульманские организации, выдвигающие на первое место политические требования и цели). Получалось, что активными поборниками идей ваххабизма, «чистого ислама», «исламских джамаатов» выступали люди, которые себя официально к этим течениям не относили. Мне кажется, что некоторые из этих идеологов уже сожалеют о содеянном, а другие стараются представить дело таким образом, что их не поняли, что они не были сторонниками ваххабитов. Но они – представители политического ислама и сторонники шариатизации Дагестана. Влияние ваххабизма на массы верующих Итак, как можно представить себе эти структурные уровни влияния ваххабизма на массы верующих? Во-первых, это деятельность официально зарегистрированных общественно-политических организаций, сформированных по религиозному или межэтническому принципу. Во-вторых, это деятельность религиозных организаций и общин нетрадиционного для Дагестана ислама, возглавляемых своими алимами и имамами. Причем эти организации сами расслаиваются на два уровня: легальный, где ведется открытая пропаганда своих идей, вербовка людей в свою общину, обучение в специальных школах, проводятся определенные общественные акции с целью изменения религиозного общественного мнения в свою пользу, в целом – открытая публичная деятельность; и нелегальный уровень, где членами общины по принципам подпольной военной организации осуществляются разные силовые акции: запугивание, подкуп, шантаж, диверсии, террористические акции, связь с военными структурами других общин, словом, невидимая часть айсберга. В-третьих, это иностранная финансовая, организационная и военная поддержка ваххабитских организаций, создание условий для проникновения международного исламского терроризма на территорию нашей республики. В-четвертых, это создание собственных обособленных вооруженных бандформирований, проходящих обучение в специальных лагерях на территории Чечни под руководством международных террористов. Популяризация ваххабизма К этому следует добавить деятельность отдельных журналистов, политиков, последователей религии, которые способствовали популяризации идей ваххабизма и «чистого ислама», хотя ими делались оговорки, что это необходимо для более обстоятельного анализа их учения и усиления борьбы с этим явлением. Надо отметить, что в основном такие оговорки по поводу публикаций интервью и статей в местной и центральной печати, посвященных лидерам политического ислама и главарям бандформирований, делались под давлением общественности. Распространение ваххабитской идеологии в Дагестане Распространение ваххабитской идеологии среди верующих республики было спланированной и рассчитанной на определенную перспективу формой деятельности. Тактика международных центров менялась вместе с изменением самой социальной и военной обстановки на Северном Кавказе. Вначале ваххабиты имели очаги своего влияния на верующих в Дагестане. Это было связано с созданием благоприятных условий для участия дагестанцев в религиозной жизни, подъемом религии и тем, что именно дагестанцы оказались самой активной частью мусульманского сообщества России. Наших людей выезжало в святые места для совершения хаджа намного больше, чем из всех мусульманских регионов России. Наши молодые люди стремились на учебу в различные исламские центры, больше всего в наших религиозных делах принимали участие иностранные религиозные эмиссары. Дагестан в начале 1990-х годов ускоренно превращался, если так можно сказать, в открытое для ислама общество. Имеется в виду открытое взаимодействие и взаимовлияние с остальным мусульманским миром. События далеко опережали те скромные цели, которые в начале ставили себе международные центры политического ислама, стремясь распространить свое влияние на регион Северного Кавказа. Первоначально они преследовали преимущественно идеологические и организационные цели. Стремились создать свои общины, обучать молодежь, распространять литературу, добиться участия своих сторонников в общественной и политической жизни Дагестана. Важной задачей являлось склонение общественного религиозного мнения республики на свою сторону. Поэтому ими предпринимались беспрецедентные меры по активной устной пропаганде своих идей, контактной работе с верующими, изданию и распространению литературы массовым тиражом. Вначале многие это воспринимали как благое дело в русле укрепления позиций мусульманской религии. Ведь вся работа велась будто бы для очищения религии, возвращения ее к подлинным истокам. Вначале многие неразборчивые в основных вопросах веры люди, которым импонировала критика официального духовенства как пособника государства неверных, также были склонны находить разумными рассуждения ваххабитов. Я уже говорил, что и официальное духовенство Дагестана было увлечено внутренними разборками, разобщено межнациональными противоречиями, для преодоления которых требовалось время и политическая зрелость руководства верующей общины Дагестана. В этих условиях оно не сразу заметило идейную угрозу. Надо сказать, что и подлинные намерения ваххабитов были тогда не совсем очевидными. Тогда влияние ваххабитов казалось малозначительным, а раскол – преодолимым. Вообще, с точки зрения сегодняшнего дня нельзя все оценивать однозначно. Считалось, что столкнулись два направления ислама, причем одно из этих направлений представлялось малочисленным и не имеющим социальной базы. Ваххабитов недооценили Ваххабитов просто недооценили. Они спровоцировали в среде духовенства, алимов и религиоведов спор о природе власти и шариатизации Дагестана. Затем богословские споры были перенесены на политическую почву. Ваххабиты заставили и тарикатистов в споре с ними заговорить о шариате, его внедрении в условиях Дагестана как единственного средства борьбы с падением нравов, коррупцией власти, вывода населения из нищеты и т.д. Здесь нам следует остановиться более подробно на анализе отмеченного обстоятельства. Еще раз подчеркиваю: представители традиционного духовенства – тарикатисты – никогда не предъявляли к властям требований о структуре и формах политической власти, о способе избрания или назначения высшего руководства республики. Их требования, как это было в середине 1991 г., сводились в основном к помощи государства в преодолении препятствий на пути возрождения религии, доставшихся от советского строя, и более полной реализации прав верующих на осуществление своих обязанностей. Тогда главным образом речь шла об организации хаджа. Видимо, перед ваххабитами была поставлена задача не только преобразовать мусульманскую общину Дагестана на принципах «чистого ислама», но, скорее всего, направить его развитие в русло политического ислама. В этом помогали некоторые чересчур активные сторонники возрождения ислама, те, которые ринулись создавать политические партии исламского направления, не разделяя их взглядов и первоначально не представляя во всей полноте исходящей от ваххабизма угрозы. Я не буду сейчас упрекать этих людей за то, что они идеализировали исламский порядок, установленный в Чечне, доказывали, что шариат является единственным благом для нашего народа. Это одно. Другое состояло в том, что некоторые дагестанские политики избрали для себя национальный и религиозный вопросы в качестве средства реализации своих политических амбиций. Если бы не военные конфликты в Абхазии и особенно в Чечне, ваххабиты не имели бы особой духовной и политической перспективы на Северном Кавказе и Дагестане. Хотя кризисные явления, как я уже отмечал, были питательной средой для этого течения.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |