Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2004 / Дети Дербента на пути к открытости и толерантности

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «180—185»

Клим Султанов

Дети Дербента на пути к открытости и толерантности

Девяностые годы XX века для России были временем не только общественно-политических катаклизмов, но и временем поисков новых форм экономического, политического и социального развития.

Одновременно с этим стали более ощутимыми процессы глобализации всех сторон жизни человечества вне зависимости от общественно-политических систем.

Проект «Развитие национальной школы»

Образование как фундаментальная ценность человеческого общества не могло оставаться вне этих процессов. Вхождение в мировое образовательное пространство стало насущной задачей для многих стран, в том числе и для России. Мы начали прорабатывать различные проекты включения школ и систем образования в мировое образовательное пространство с сохранением национально-этнической самобытности народов, их языка, традиций и обычаев.

Один из таких проектов – «Развитие национальной школы» – совместный проект ЮНЕСКО и Министерства образования Российской Федерации.

Средняя школа №18 города Дербента была включена в этот проект начиная с 1995/96 учебного года.

Формирование толерантной позиции школьников

Мировое сообщество, пережившее десятилетие холодной войны, на протяжении недолгого времени лелеяло надежду, что окончание этой борьбы ознаменует собой начало эпохи, которая даст возможность решить проблемы, связанные с разрушительными последствиями глобального экономического неравенства. На поверхность всплыли застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось. В России уязвимой сферой межчеловеческих взаимоотношений является сфера отношений между различными этническими группами.

В последние десятилетия проблема подготовки людей к жизни в условиях растущей глобализации мира и усиливающейся этничности находится в центре внимания международных правительственных организаций. ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.

Идеи терпимости

В одном из своих выступлений, посвященном идее терпимости, бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:

  • Воспитывайте ваших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества;
  • обучайте их важному значению отказа от насилия и использования мирных средств для решения разногласий и конфликтов;
  • прививайте грядущим поколениям чувство альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных социальных контекстах».

Школа ответственна за воспитание

Школа, «школьный процесс» в смысле целенаправленного обучения, обеспечивающего социализацию детей и подростков, служит в качестве самого прямого средства преподавания основ социальных ценностей. Школа является инструментом, который должен брать на себя значительный объем ответственности за воспитание, направленное на достижение целей социального характера.

Школа может и должна быть центром распространения воспитания в духе терпимости. Она должна быть местом, где терпимости не только учат, но где ее осуществляют на практике.

Укоренение духа толерантности в школе, осознание толерантности как значимой ценности общества, «прививка» толерантности как важнейшей добродетели человечества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Подготовка к жизни в поликультурной и многонациональной среде

Обозначенная проблема потребовала разработки и обоснования модели подготовки к жизни в поликультурной и многонациональной среде в духе согласия, ненасилия, понимания и уважения других народов. Так появилась подпрограмма «Гармония» в рамках программы ЮНЕСКО и МО РФ «Развитие национальной школы» – «Психолого-медико-педагогические способы организации мультикультурного образовательного пространства». Программа предлагала включение в учебный процесс специальных дисциплин курса «Гармония» с 1 по 11 класс. Каждая из дисциплин решает диагностические, коррекционные и развивающие задачи, создает возможности самораскрытия личности, обучает новым формам поведения, вербальным и невербальным способам общения и др.

Программа «Гармония. Толерантность»

Внедрение предметов курса «Гармония» потребовало коррекции всей учебно-воспитательной работы школы, так как данный курс является межпредметным. Участие школы в работе семинара «Воспитание толерантности в условиях российской школы» в городе Москва явило собой необходимость ввести новые коррективы в программу. Сегодня наша программа именуется «Гармония. Толерантность». Программа охватывает каждую ступень обучения (начальную, среднюю, старшую), имеет целью формирование толерантного сознания у учащихся. В содержание программы «Гармония» входят следующие спецпредметы: куклотерапия; сказкотерапия; игротерапия (I ступень); саморегуляция; самопознание, саморазвитие и т.д. (II ступень) и др. В содержание программы «Толерантность» входят курсы: конфликтология; имиджелогия; права человека; история религий; граждановедение (общечеловеческий аспект); дагестанское единство и согласие; культура и традиции народов Дагестана; история Дербента; языки народов Южного Дагестана: азербайджанский, лезгинский, табасаранский (этнический аспект). Программа «Толерантность» охватывает все три ступени, но основная теоретическая нагрузка адресована II и III ступени.

Эти предметы вносят существенный вклад в претворение в жизнь концептуальной идеи программы – развитие национальной школы, сохранение национальной самобытности при обогащении нового поколения достижениями мировой культуры и цивилизации.

Основа воспитания ребенка в духе терпимости

Перечисленные предметы составляют основу воспитания ребенка в духе терпимости. Понимание необходимости изучения международных норм прав человека и возможностей их осуществления развивает самосознание детей и подростков. С точки зрения интересов собственного народа учащиеся учатся оценивать происходящие события в мире, в межэтнических взаимоотношениях народов всей планеты. В школе изучаются мифы и легенды о происхождении человечества или конкретного народа. Такие произведения народной культуры помогают формированию этнического самосознания учащихся. Умение выслушивать мифы о происхождении других народов свидетельствует о формирующейся толерантности к другим этносам.

Работа по программе «Гармония. Толерантность» – это условие для проявления индивидуальной и групповой активности учащихся. Каждая дисциплина открывает возможность для ознакомления учащихся с концепциями, ценностями и практикой, посредством которых они утверждаются в ценности и необходимости терпимости.

Воспитанию в духе терпимости к другим народам служат художественная литература, мифы, сказки, исторические очерки.

Федерико Майор писал: «Чрезвычайно важно вложить новый смысл в слово «терпимость» и осознать, что наша способность относиться с уважением к каждому является этической основой мира, безопасности и диалога между культурами».

«Кто Я?»

Мы полагаем, что наши дети, отвечая на вопрос «Кто Я?» и рассказывая о себе, уже в десятилетнем возрасте ощущают себя землянами и одновременно представителями своей Родины и своей национальности. Перечисляя параметры собственной идентификации в мире, они уже готовы к диалогу между культурами. Приведем суждения о себе и своих интересах нескольких десятилетних учеников нашей школы. Мы использовали прием выявления утверждений на самоотношение М. Куна и Т. МакЛартлана. Каждый ребенок должен был дать десять различных ответов на вопрос «Кто я такой?». Детей инструктировали давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно приходят на ум. Затем каждый говорил о том, что он любит, умеет, о чем мечтает, что хочет, а также о том, чего не умеет, что не любит, чего боится.

Самопрезентации десятилетних

Сейрак Г.:

Я – ученик

Я – землянин

Я – мальчик

Я – брат

Я – азербайджанец

Я – танцор

Я – дербенец

Я – россиянин

Я – племянник

Я – злой

Я люблю рисовать, танцевать, бегать и прыгать, и смотреть телевизор. Я умею учиться, и читать, и считать, рисовать. Я мечтаю быть каскадером и объехать все города. Я хочу стать большим. Я не умею писать красиво. Я не люблю кушать борщ. Я боюсь войны.

Анатолий Л.:

Я – русский

Я – ученик

Я – мальчик

Я – житель Дербента

Я – отличник

Я – светловолосый

Я – член семьи

Я – землянин

Я – брат

Я – дагестанец

Я люблю рисовать, маму, папу, дедушку, бабушку, брата, мороженое, арбуз, учительницу, своих друзей, читать.

Я умею рисовать, читать, писать.

Я мечтаю хорошо закончить школу, стать военным.

Я хочу компьютер, велосипед.

Я не умею играть на пианино.

Я боюсь темноты.

Я не люблю драки, ссоры.

Муслим М.:

Я – человек

Я – мальчик

Я – землянин

Я – лакец

Я – брат

Я – россиянин

Я – темноволосый

Я – член семьи

Я – ученик

Я – каратист

Я люблю свою семью, насекомых, животных, растения, музыку, горы, леса, природу.

Я умею водить машину, стоять на руках, на голове, кататься на скейте, на велосипеде.

Я мечтаю стать гонщиком, купить гоночную машину, гоночный мотоцикл, горный мотоцикл, вездеход, скутер, водный мотоцикл, снежный мотоцикл.

Эльдар М.:

Я – человек

Я – живу в Дербенте

Я – землянин

Я – темноволосый

Я – ученик

Я – мальчик

Я – друг

Я – дядя

Я – хорошист

Я – лезгин

Я люблю своих родителей, дядю, тетю, сестру, брата, учительницу, наш Дагестан, нашу Россию, читать, школу, своего племянника и племянницу.

Я умею читать, писать, водить машину, танцевать, играть в шахматы, сочинять рассказы.

Тамирлан М., 10 лет:

Я – мальчик

Я – красивый

Я – табасаранец

Я – ученик

Я – темноволосый

Я – любопытный

Я – шутливый

Я – приятный

Я – сильный

Я – землянин

Я люблю играть на пианино, петь в микрофон на праздниках. Еще люблю кататься на каруселях, очень люблю комнату страха, маму, класс и семью.

Я умею бегать, сильно играть на пианино… И завидовать.

Я мечтаю быть волшебником. Хочу, чтобы школу закончил на медаль. Хочу, чтоб уличные кошки, люди, собаки жили счастливо.

Я хочу выбрать себе хорошую невесту, трудолюбивую, воспитанную, и хочу, чтоб моя семья меня любила.

Я не умею играть на пианино левой рукой, не умею садиться на шпагат, перепрыгивать через гараж.

Я не люблю быстро бегать и быстро писать.

Я боюсь темноту и алкашей. Я боюсь родителей.

Таких самоотчетов множество. Столько, сколько детей в первой ступени. Каждый ребенок не только знает и любит свою многонациональную Родину, но и открыт всему Миру. Для десятилетних детей подобная самопрезентация – показатель ценностного ориентирования на свою национальность, на свой родной край – Дагестан, на свою принадлежность к стране – «Я россиянин» и на свою открытость миру – «Я землянин».

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности