Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2004 / Конкурентноспособность как необходимое условие развития личности

Экономическая психология

Стр. «195—207»

Александр Кураков

Конкурентноспособность как необходимое условие развития личности

Новые изменения в мире

В последние годы издано немало научных трудов, в которых поднимаются вопросы взаимодействия рынка и государства, экономики и общества в реалиях современной России и современного мира, анализируется связь экономических процессов с изменениями, происходящими в политическом и социальном строе общества. Много внимания уделяется глобализации: какие именно факторы помогают, а какие мешают развитию глобализационных процессов в мировой экономике, как происходит эволюция системы транснациональных корпораций и какие факторы определяют ее место в мировой экономике.

Информационная эпоха

На эти вопросы пытались ответить многие мыслители конца ХХ столетия. Особая роль среди выдающихся мыслителей отведена Мануэлю Кастельсу, который занял определяющее место в сфере экономики, социологии и политологии. М. Кастельс показал, что сегодня телекоммуникационные технологии связали весь мир сетями информации и позволии за секунды переводить капитал из одной экономики в другую. Результат: национальные экономики стали взаимосвязанными и взаимозависимыми. М. Кастельс показал наглядно, что общество, города, культура, время, приобрели новую структуру. Мир стал пространством непрерывных, глобальных, взаимосвязанных потоков информации, капитала, власти, технологий.

Новую эпоху М. Кастельс называет информационной. В первой теме части «End of Millennium» («Конец тысячелетия») своего труда [1] автор рассматривает причины и последствия распада СССР. Здесь анализируются «социальные движения и политика; изучается реакция людей всего мира на глобализацию и исключающее технологическое развитие» [2]. Согласно М. Кастельсу «исключающее развитие» – развитие, приводящее к социальному исключению определенных общественных слоев и территорий из новой, глобальной системы. М. Кастельс исследует: воздействие человеческих субъектов на самих себя; меняющиеся культурные идентичности; конкурентоспособность в новых условиях. Он пишет: «Опыт строится вокруг бесконечного поиска удовлетворения человеческих потребностей и желаний» [3].

Трудно найти ответ на главный вопрос: какое участие принимает в осуществлении реформ российский гражданин, способен ли он решать задачи, определяемые главой государства и правительством, создаются ли необходимые условия для реализации гражданами своих способностей, поддерживается ли их стремление к приобретению знаний, профессии, изменению уровня и качества жизни.

Личность выходит за пределы наличных общественных условий

Конечно, «личность по своей феноменологии предполагает развитие». Как пишет В.С. Мухина, «развитие личности определено системой общественных отношений и осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Но вместе с тем это определение не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий» [4]. Сюда нужно отнести и способность к конкуренции во всех значимых обстоятельствах жизни личности.

Инертная масса населения

Инертная масса, называемая населением страны, не может активно участвовать в преобразованиях, а часто просто не желает никаких перемен, обращает взор в прошлое, полагая, что тогда было лучше.

Примеры истории…

Выдающий государственный деятель США Ф. Рузвельт начал свою реформаторскую деятельность в годы «великой депрессии», когда за три года появилось три миллиона бездомных, с создания миллионов новых рабочих мест, освобождения от возвращения кредитов тех, кто в благополучные годы строил дом, покупал машину в расчете на то, что его заработки позволят рассчитаться с долгами.

Все делалось для того, чтобы бедность, принявшая в годы «великой депрессии» угрожающий характер, отступила, люди получили работу, возможность создавать малые и средние предприятия, учились, осваивали новые профессии, становились конкурентоспособными на рынке труда.

…и сегодняшние проблемы

Возможно ли решить те глобальные экономические преобразования, о которых пишет Л.С. Черной, в стране, где треть населения проживает за чертой бедности, где острой остается проблема с трудоустройством, повышением уровня заработной платы, где все еще не решены многие вопросы, связанные с модернизацией образования, здравоохранения, культуры? [5].

Шоковая терапия оказалась непродуктивной

Идеологи реформ, начатых в начале 1990-х годов, исходили из ошибочного постулата, что именно бедность, стремление удовлетворить потребности заставят людей двигаться вперед, преодолевать трудности. Так называемая шоковая терапия не привела к оздоровлению экономического организма страны: заводы и фабрики останавливались, поля зарастали бурьяном, резко возросла преступность.

Социализм не сформировал конкурентоспособной личности

Социализм не создал предпосылок для развития у народа новых потребностей, индивидуализм растворялся в коллективизме, порождающем всеобщую безответственность, минимальная оплата труда приучила довольствоваться немногим, продвижение по службе во многом зависело не от способностей, а от связей и партийной принадлежности. Все это было отражением культуры, созданной советской властью, авторитарным государством, в котором человек рассматривался не более чем частью огромного механизма, движение которого управлялось системой (планом, контролем, репрессиями). Ничего нового в этом не было. Столетиями страна так существовала, а коммунизм своими корнями уходил в ту Россию, где человек никогда не считался объектом, о котором государство должно постоянно проявлять заботу. Петр I, отстраивая Санкт-Петербург, прежде всего стремился иметь в громадной империи свою маленькую, милую его сердцу Голландию. Сотни тысяч крестьян были оторваны от своих домов и погибли на берегах Невы. Бесконечные войны, затевавшиеся по воле Екатерины II, Павла I, служили удовлетворению их тщеславия и разоряли страну, приводили к многочисленным человеческим жертвам. Строительство социализма, затеянное В.И. Лениным и продолженное И.В. Сталиным, почти целое столетие держало народ в нищете и страхе. Величайшие научно-технические достижения являлись не ответом на заботу государства об ученых, техниках, конструкторах, а зачастую порождались страхом за жизнь и свободу. С. Королев, А. Туполев, В. Глушко работали над своими проектами в изоляции, осужденные за якобы совершенные ими преступления; великий физик Л. Ландау в одиночной камере в течение года размышлял над своими открытиями. Тысячи выдающихся ученых десятилетиями жили и творили в «закрытых» научных городках, не имея права без разрешения выезжать за их пределы.

Бесспорно, высшее профессиональное образование успешно развивалось и совершенствовалось, но специалисты, оканчивавшие вузы, себе не принадлежали: их местожительство и характер работы, а также заработную плату определяло государство в системе так называемого распределения. Разрывались семейные связи, образ жизни, привычки, привязанности. Ни о какой самостоятельности не могло быть и речи. Художники, писатели, поэты, не состоявшие в творческих союзах, объявлялись тунеядцами и приговаривались к лишению свободы. За такого рода «преступление» был осужден будущий нобелевский лауреат поэт И. Бродский.

Человек не воспринимался как уникальная личность

Могла ли развиваться страна, в которой человек не представлял никакой ценности? Конечно, не могла. Это показал и опыт строительства социализма, и опыт посткоммунистических реформ.

Появилось новое понятие: конкурентоспособность

Сегодня в России остро стоит задача социально-экономической модернизации. Именно поэтому актуально обсуждение проблемы конкурентоспособности.

Конкурентоспособность, согласно принятому определению, – это доминирующее положение на рынке, создание возможности наиболее выгодного приложения капиталов. В словарях экономических и юридических терминов, которые издаются в последние годы массовыми тиражами, конкурентоспособность определяется как уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами по таким параметрам, как использование новейших технологий, квалификация персонала, политика сбыта и т.п.

Такое понятие, как конкурентоспособность человека, в энциклопедиях и словарях отсутствует [6].

О конкурентоспособности человека как экономическом, социальном, философском понятии не упоминалось и в последнем издании «Большой советской энциклопедии», авторы которой утверждали, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства, на его планомерной организации, конкуренции не может быть, имея в виду отношения между товаропроизводителями. Тем более не могло быть речи о конкуренции между людьми, членами социалистического общества, что расценивалось как карьеризм и резко осуждалось.

Социальная доминанта коммунизма

Применение к людям единых стандартов, помещение их в единую систему координат – такова была социальная доминанта коммунизма. Последний своими корнями уходил в русскую общину, которая не позволяла людям выделяться. Эта уравниловка помогала выживать, но одновременно блокировала развитие индивидуализма, развитие человека как личности. Подъем вверх по социальной лестнице высокомотивированных людей, проводников прогресса, которые добивались цели в силу не только индивидуальных способностей, но и воли их реализовать, становился сюжетом сатирических произведений советских писателей и поэтов. «Карьеризм, – говорится в «Большой советской энциклопедии», – погоня за личным успехом в служебной, научной, другой деятельности, вызванная корыстными целями в ущерб общественным интересам» [7].

Может ли в обществе рыночных отношений, потребительском обществе стремление к материальному благополучию за счет личных способностей, знаний, умений и без учета интересов общества, что, безусловно, имеет место в любой капиталистической стране, быть обозначено как карьеризм и восприниматься в негативном плане в современной России? Если, да, то как, например, оценивать отъезд на работу за рубеж талантливых специалистов, получивших бесплатно профессиональное образование в российских вузах? Не является ли это реализацией человеком своей конкурентоспособности в наиболее приемлемой для него форме без учета потребностей того государства, которое бесплатно предоставило ему возможность получить хорошее образование?

Спрос на российских специалистов

Россия уже давно является научным доходом для Запада. Европейскому союзу сейчас требуется 500 тысяч специалистов. За счет собственных ресурсов ЕС в состоянии удовлетворить эту потребность только на 15%. Следовательно, утечка мозгов из России с каждым годом будет только увеличиваться, если не будет решен вопрос об укреплении материального благосостояния ученых и не будут внесены соответствующие изменения в законодательство об интеллектуальной собственности, грантовой поддержке, обновлении оборудования и т.д.

Тот факт, что в стране за последние годы стремительно росло число дипломированных специалистов, ни о чем не говорит, кроме как об их количестве. Подготовка в негосударственных вузах оставляет желать лучшего. Кроме того, страна наводнена поддельными дипломами о высшем образовании, владельцы которых занимают места в сфере образования, медицины, строительства, в многочисленных управленческих структурах, банках и т.д.

Покупая дипломы или получая их в негосударственном вузе, а также в его филиале в каком-нибудь поселке городского типа, так называемые специалисты берутся за решение вопросов, о которых они даже не слышали. Удовлетворение таким образом стремления молодых людей быть не хуже других наносит громадный ущерб как народному хозяйству, так и самому человеку.

Десятки тысяч талантливых российских специалистов, выехавших для работы на Запад, не только приобретают там профессиональный опыт, соприкасаются с новой конфигурацией знаний, но и по-другому начинают ощущать нерв современной герменевтики, отвечающей на вызовы компьютерных технологий и глобальной паутины Интернета, чему российские общественные науки еще не придают должного значения.

Влияние информационной сети

В то же время Интернет способствует изменению жизненных смыслов, формирует новый мир человеческой жизнедеятельности, расширяет возможности приобретения знаний, повышает уровень профессиональной подготовки. Но он также несет в себе заряд негативного влияния на духовный мир человека, порой искажает его сознание, его взгляд на реальную действительность.

В чем сегодня проявляется конкурентоспособность?

Имеет ли государство возможность повышать конкурентоспособность граждан еще чем-либо, кроме предоставления возможности получить образование, профессию, помочь в трудоустройстве? На наш взгляд, государство в этих целях вправе применять правовые рычаги. Известно, что ныне действующий закон РФ «Об образовании» снял ограничения по возрасту для поступления в вуз. Но не секрет, что женщине, перешагнувшей сорокалетний рубеж, весьма сложно найти работу, не связанную с тяжелым физическим трудом. Причем работодатели не скрывают, что отказывают ей в трудоустройстве из-за возраста. В объявлениях о приеме на работу нередко указывается предельный возраст.

Характерно в этом отношении положение, сложившееся в таком крупном мегаполисе, как столица страны – Москва. 70% от числа зарегистрированных здесь безработных – это женщины с высшим образованием в основном в возрасте старше 45 лет, имеющие детей. Эти данные были оглашены на телевизионной встрече мэра Москвы Ю.М. Лужкова с жителями столицы в марте 2004 г. О положении женщины в современном российском обществе известно. Труд женщин на том же рабочем месте, где трудится мужчина, как правило, оценивается ниже. Следовательно, задача состоит также в том, чтобы повысить уровень конкурентоспособности женщины. В условиях рынка государство не имеет возможности напрямую воздействовать на устранение этого неравенства, диктовать свою волю работодателю. Но государство все же имеет возможность влиять на эту ситуацию доступными ему средствами. Например, большинство работающих в электронной промышленности – женщины. В силу своих физических особенностей они лучше выполняют работу, связанную с изготовлением, скажем, микросхем. Но в государственных вузах, готовящих специалистов соответствующего профиля, студенты в своем большинстве – мужчины, далеко не все из них идут работать по полученной в вузе специальности.

Разногласия между рынком труда и рынком образования

Между рынком труда и рынком образования не может быть разногласия. В современной России такое разногласие существует.

Поскольку в позапрошлом веке путь в вузы для женщин был закрыт, в ряде городов стали создаваться женские курсы, дававшие возможность получить им высшее образование: в Москве, Петербурге, Дерпте, Новочеркасске и др. Выпускницы курсов, имевших статус университетских, получали право преподавать в женских средних школах и в младших классах мужских средних школ, где ранее педагогами были исключительно мужчины. Выпускницы медицинских высших курсов допускались к медицинской практике. Существовали сельскохозяйственные высшие женские курсы и другие. Российские женщины получили возможность конкурировать с мужчинами на рынке труда.

В Мурманской области решили обратиться к опыту дореволюционной России, там открыты Высшие трехгодичные женские курсы уборщиц, к занятиям привлечены зарубежные специалисты. Практику и выпускные экзамены для слушательниц курсов организовали в Финляндии. Некоторые из окончивших курсы были приглашены на работу в скандинавские страны, оставшиеся на Родине получили работу по специальности «старший технический работник» в крупных фирмах с хорошей оплатой труда. Это пример повышения конкурентоспособности даже в такой сфере труда, которая ранее не относилась к престижным и всегда испытывала недостаток кадров.

Просвещение работает на конкурентоспособность

Специалист, не знакомый с современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в практической работе, а следовательно, его конкурентоспособность невелика.

Первый российский университет, учрежденный в Санкт-Петербурге Петром I, входил в состав Петербургской академии наук, что предоставляло студентам возможность близко соприкасаться с научными исследованиями в области естественных наук, которые тогда доминировали.

Важность широкого обмена опытом на мировом уровне

Позже в вузах России зарождались, развивались известные всему миру научные школы в области как естественных, так и гуманитарных наук, создавались студенческие научные организации. Последние прививали студентам навыки научной деятельности, знакомили с новейшими научными достижениями отечественных и зарубежных ученых. Все же уровень этой деятельности в вузах был недостаточно высоким. Сказывалась оторванность страны от внешнего мира. В начале 1990-х годов вузы получили возможность более широкого обмена опытом с зарубежными учреждениями.

Центр науковедения Института истории естествознания и техники РАН изучил вопрос о степени глобализации современной российской науки и интегрированности наших ученых в мировое научное сообщество. Исследование показало, что среди представителей различных секторов отечественной науки в международных семинарах и симпозиумах чаще принимают участие вузовские ученые, что служит подтверждением того, что современная российская наука наиболее динамично развивается в вузах. Это позволяет создавать более прочные связи обучения с научным творчеством.

Молодые специалисты имели спрос за рубежом

Выпускники российских вузов охотно приглашались на работу в ведущие зарубежные фирмы. Только в известной «Селиконовой долине» в США трудится около миллиона выпускников российских вузов. Это не может не вызвать тревогу у руководства страны. Постановлением Правительства Российской Федерации №1261 от 17 ноября 1994 г. была утверждена Межведомственная программа мер по регулированию миграции научно-технических кадров, защите научного и научно-технического потенциала России. Предусматриваемые указанным постановлением правительства меры, направленные на создание благоприятных социально-экономических, организационных, материально-технических условий для профессиональной деятельности и жизни специалистов, во многом оказались нереализованными.

Вместе с тем нельзя сказать о том, что связь образования и науки в последнее десятилетие повсеместно заметно укрепилась. По-прежнему подавляющее число выпускников российских вузов так и не успели приобщиться к научным исследованиям.

Стимулировать естественный процесс интеграции образования и науки в единый рынок знаний

На встрече с ректорами российских вузов два года назад В.В. Путин обратил на это внимание, сказав о имеющей место разобщенности науки с образованием.

«В интересах России, – говорил тогда В.В. Путин, – стимулировать естественный процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний».

Для повышения уровня конкурентоспособности выпускников российских вузов это имело бы громадное значение.

Но преодоление разобщенности между приобретением знаний и приобщением к научной деятельности оказалось непростой задачей, и В.В. Путин принял в марте 2004 г. кардинальное решение: упразднил министерство промышленности, науки и технологий, создал новую структуру: министерство науки и образования. Следует отметить, что в ближнем зарубежье (Казахстане, Украине, Латвии) образование уже давно в одной структуре с наукой, как и в странах дальнего зарубежья, которые участвуют в Болонском процессе. Министром образования и науки назначен доктор физико-математических наук А. Фурсенко, которому предстоит продолжать модернизацию образования на таких главных направлениях, как Единый государственный экзамен (ЕГЭ), стандарты образования и государственные именные обязательства (ГИФО), одна из задач которого – придание вузам статуса научных учреждений.

Это, несомненно, позволит кардинально изменить систему подготовки специалистов и рынок труда в России, нуждающихся в научно образованном менеджере, получить кадры высокой и высшей квалификации, повысить конкурентоспособность выпускников вузов.

Задача руководителей вузов – готовить специалистов, способных работать в условиях технической новизны и экономической целесообразности, в условиях, дающих экономический эффект.

* * *

До тех пор, пока малый и средний бизнес не будут составлять 50% ВВП (а не 10–15%, как сейчас), удвоить обмен ВВП в течение ближайших лет не удастся. Но обеспечить эффективность малого и среднего бизнеса могут лишь те, кто имеет соответствующее образование и профессионализм. Кроме того, необходимо прогрессивное налогообложение, позволяющее создать конкурентную среду.

Национальная идея

Национальная идея всегда понималась как отражение насущных общественных проблем, способствующих единению народов, развитию экономики, культуры.

Между тем, размышляя над словами В.В. Путина в контексте событий, происходящих не только в России, но и в мире в целом, начинаешь понимать, что действительно от качества личности тех, кто живет сегодня на планете Земля, зависит не только их собственная судьба, но и судьба человечества. Эпоха небывалых научно-технических свершений предоставляет широкие возможности для улучшения условий и качества жизни. Вместе с тем новое время несет в себе величайшую опасность, ибо человеку не дано предвидеть все последствия своих деяний.

Ушедшее столетие оставило нам в наследство небывалый динамизм во всех сферах духовной и практической деятельности людей. Теперь даже в масштабах одной человеческой жизни изменения начинают преобладать над преемственностью и постоянством. Мы вступили в переходную эпоху, находимся на изломе истории, когда будущее стало как никогда прежде неопределенным. Но именно благодаря нависающей неопределенности человечество получило возможность более свободного выбора лучшего будущего для себя. Сейчас в полной мере проявляется фундаментальная зависимость нашей цивилизации от способностей и качеств отдельной личности.

Опасность превращения в киберов

Мировое сообщество переживает демографическую революцию, вторжение в повседневную жизнь людей телекоммуникаций и опасность превращения их в кибергов, биоидов, общающихся между собой через мониторы и Web-камеры, не имеющих духовной связи, биотэка. Широкое внедрение генномодифицированных продуктов и клонирование живых организмов, разлагающее влияние худших образцов массовой культуры – все это не может не оказывать сильнейшего влияния на изменение личностных качеств человека.

Факторы, сближающие народы

Экономические, культурные, коммуникационные связи сближают народы в пространстве и времени, но вместе с тем формируют и навязывают им единые стандарты жизни, мировоззрение, искажающие былую шкалу ценностей. Мировые религии, адептами которых считают себя миллионы людей, не находят сколько-нибудь значимых ответов на вызовы времени, и хотя число верующих, по разным оценкам специалистов, возрастает, в демографической революции, несомненно, побеждают силы, которым чужда метафизика: они последовательно отстаивают приоритет научно-технических достижений, которые, по их мнению, способны обеспечивать достойное существование человека, продвигаться по пути познания тайн природы и использовать ее возможности себе во благо.

Человек всегда приспосабливается…

Веками и тысячелетиями человек приспосабливался к природе и общественным переменам, наращивал свою институционную, технологическую и интеллектуальную мощь. Наконец, эта мощь приобрела не просто гигантские масштабы – сам человек становится заложником создаваемой им второй природы пока еще посредством генной инженерии и создания клонов человека, становится главным фактором риска для будущего человечества. Проблема человека порождает кардинально новую ситуацию, отражающую возникшее противоречие между духовным и материальным миром.

Сегодня сам человек уже не способен поспевать за цивилизацией

Что может стать «нитью Ариадны», которая была бы способна вывести человека из того лабиринта проблем, в который его неумолимо вовлекают все новые и новые открытия фундаментальных законов мироустройства?

Об этом задумывался еще В. Даль. Он писал о том, что свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью, – вот тот путь, по которому должно идти развитие человечества, развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одною наукою, одного только ума, одностороннее и не ведет к добру.

Растущая цивилизация – жгучая проблема…

Наш современник Х. Ортега-и-Гассет писал о том, что «на сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией. Растущая цивилизация – не что иное, как жгучая проблема. Чем больше достижений, тем больше в ней опасности». «Каждое поколение представляет собой некую жизненную высоту» [8]. Новые способы земледелия уже не могут существовать без гигантского потока химикатов, отравляющих животный мир, а также самого человека. Гигантская индустрия быта как всепожирающий молох ведет к уничтожению с чудовищной скоростью ресурсов земли. Энергетика, обязательная спутница любой развитой страны, служит причиной огромного числа катастроф.

Что касается новой России, то становится привычным многократное повторение в последние годы тезиса о необходимости построения в России экономики, основанной на знаниях. 9 февраля 2004 г., выступая на заседании Совета по науке и высоким технологиям при президенте России, ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий говорил: «Сегодня определяющее значение имеет экономика, основанная на знаниях, и одним из ее ресурсов является как раз кадровый потенциал науки. Невнимание к нему может привести к необратимым последствиям, потере преемственности поколений, научных традиций» [9]. Действительно, наше производство требует интеллектуального обеспечения, в котором решающая роль принадлежит научно-техническим кадрам высокой квалификации, способным воспроизводить и использовать новейшие информационные технологии.

Условия и интеллектуальный уровень

Но само по себе высокотехнологичное производство, созданное учеными, инженерами, техниками, рабочими, обладающими передовыми знаниями, не способно обеспечить поступательное развитие общества, живущего в условиях рыночной экономики, высокий уровень и качество жизни населения. Для развития рыночной экономики необходимо, чтобы товары и услуги потреблялись во все больших объемах, предъявлялись требования к повышению их качества, обеспечению высокой комфортности быта, необходимости приобщения к культурным ценностям, туризму и т.д.

Для этого потребитель должен иметь средства и соответствующий интеллектуальный уровень, обеспечивающий ему успех в конкурентной борьбе на рынке труда. Такие условия должны создавать для него учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Необходимо обеспечить конкурентоспособность граждан, способных создавать и поддерживать жизнеспособность общества, основанного на знаниях. Модернизация страны невозможна только на обеспечении условий для развития лишь науки без создания условий для приобретения ее продукции производством, которое без потребления его высокотехнологического товара населением обречено на стагнацию, а граждане остаются вне зоны производителей энергии развития. Способность государства воспроизводить лишь научную элиту сама по себе не гарантирует энергичного функционирования экономики, основанной на знаниях.

Наука должна не только совершать фундаментальные открытия законов мироздания, но и способствовать появлению качественных товаров и услуг населению, которое своим трудом обеспечивает финансирование научной деятельности. Полеты на Марс могут планироваться лишь в том обществе, где решены насущные земные потребности человека.

«Отечество – повсюду, где дела идут хорошо»

В период распада полисной греческой системы (IV в. до н.э.) почти повсюду происходила ожесточенная борьба между бедными и богатыми слоями населения, характерной чертой той эпохи было резкое падение полисного патриотизма. «Отечество – повсюду, где дела идут хорошо», – звучала распространенная в то время поговорка, отражая безразличие граждан к судьбе государства, которое не способно было обеспечить защиту и достойный образ жизни. Многие из них в поисках лучшей доли покидали страну. Но это мало беспокоило власть имущих. На фоне безысходной бедности строились роскошные здания для богачей, которые все более отгораживались от основной массы населения.

Что нас ждет?

Старая полисная культура, в центре которой были вопросы нравственности и государства, уступала место новой дисциплине – риторике – умению популярно излагать основы политики, красиво и убедительно говорить на темы, не подкрепляемые делами.

То, что происходило в Греции 2,5 тыс. лет назад, мы видим сегодня в России, растерянно наблюдая утечку мозгов, возлагая надежду на участие в модернизации «специалистов», подготовку которых ведут сотни негосударственных вузов и их филиалов, не обладающих не только квалифицированными педагогическими кадрами, библиотечными фондами, учебно-методическими материалами, но и помещениями, оборудованием, лабораториями, научными школами, традициями, и в этих условиях не приходится говорить о возможности развития экономики, осмысленной на знаниях.


  1. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I–II. Oxford, 1996–1998.
  2. Ibid. P. 23.
  3. Ibid. P. 37.
  4. Мухина В.С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. 2001. №4. С. 115.
  5. Черной Л.С. Глобализация: прошлое или будущее?: Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем. М., 2003.
  6. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1973. Т. 11; Краткий словарь менеджера / Под ред. В.П. Грошева. М., 1991; Словарь-справочник для деловых людей / Под ред. В.И. Видяпина. М., 1993; Одегов Ю.Г. и др. Персонал. Словарь-справочник. М., 1994; Кещян В.Г. Биржевой рынок. М., 1996 и др.
  7. Карьера // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1973. Т. 11. С. 492.
  8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 5.
  9. Кадры для российской науки // Независимая газета. 25.02.2004. С. 11.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности