|
|||
Авторизация
|
Наши юбилярыСтр. «246—248» Артуру Владимировичу Петровскому – 80 летАртур Владимирович Петровский – выдающийся психолог и педагог, организатор науки, академик РАО (1992; академик АПН СССР с 1971), доктор психологических наук (1966), профессор (1968), заслуженный деятель науки РФ (1994). Родился 14 мая 1924 года в городе Севастополе. Окончил Московский городской педагогический институт им. В.П. Потемкина (1947). Преподавал в Вологодском педагогическом институте (с 1950), в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (с 1952). В 1966–1971 гг. заведовал кафедрой психологии МГПИ (ныне МПГУ), создав значимый потенциал для развития психологии и педагогики в стенах МПГУ. С 1968 г. в системе АПН СССР: академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1968–1976), вице-президент (1976–1979). В 1978–1982 гг. заведовал кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ, в 1972–1991 гг. – заведующий лабораторией психологии личности НИИ ОПП. В конце 1991 г. – президент-организатор РАО, президент РАО (1992–1997). В 1972–1973 гг. – член Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования. Исследовал историю развития психологической мысли в России. В ряде работ второй половины 1980-х гг. впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и других. В области социальной психологии А.В. Петровский сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. В частности, показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. Разработал т.н. стратометрическую концепцию групповых связей. Обосновал трехфазную концепцию развития личности, выявившую закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе им предложена возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе. С этих позиций подверг критической переоценке концепцию ведущей деятельности. В теории межличностных отношений предложил трехфакторную модель «значимого другого», где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость другого человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность мнений, оценок, стиля поведения). Сложные соотношения и количеств, изменения этих факторов образуют «отраженную субъектность значимого другого». А.В.Петровский – редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; редактор книги «Новое педагогическое мышление» (1989), в которой обобщен опыт исследовательских работ по подготовке реформы образования в Российской Федерации. Автор научно-познавательных книг. Консультант научно-популярных фильмов, посвященных проблемам психологии и развития личности («Семь шагов за горизонт», 1969 и др.). А.В. Петровский внес значительный вклад в развитие психологии и педагогики в России. Его основные научные труды: Психология. М., 1958 (совместно с Г.А. Фортунатовым); История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967; Психолологические проблемы юности. М., 1969 (ред. и соавт.); О психологии личности. М., 1971; Социальная психология коллектива. М., 1978 (совм. с В.В. Шпалинским); Возрастная и педагогическая психология. М., 1979 (ред. и соавт.); Психологическая теория коллектива. М., 1979 (ред. и соавт.); Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981; Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Популярные беседы о психологии. М., 1983; Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. М., 1984; Общая психология. М., 1986 (ред. и соавт.); Психология развивающейся личности. М., 1987 (ред. и соавт.); Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990; Психология. Словарь. М., 1990 (соред. и соавт.); Быть личностью. М., 1990; Психология о каждом из нас. М., 1992; История психологии. М., 1994, 2001 (совм. с М.Г. Ярошевским); История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996 (совм. с М.Г. Ярошевским); Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996; Основы теоретической психологии. М., 1998 (совм. с М.Г. Ярошевским); Теоретическая психология. М., 2001 (совм. с М.Г. Ярошевским); Studies in psychology: the collective and the individual. Moscow, 1985; Psychology in Soviet Union: a historical outline. Moscow, 1990; и многие другие. В настоящее время Артур Владимирович продолжает плодотворно трудиться, развивая свои научные идеи; готовит и редактирует новые книги, учебники, монографии. Ректорат МПГУ и редакция журнала «Развитие личности» сердечно поздравляют юбиляра!
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |