|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития и бытия личностиСтр. «32—48» Конфликт и компромиссКонфликты – явление нежелательное Конфликты – частое, типичное, но нежелательное проявление активности индивидов в условиях сообщества. Ведь по ходу и в результате конфликтов его участники порою причиняют огромный ущерб не только друг другу, но и совершенно посторонним людям, оказывающимся втянутыми в этот конфликт поневоле. Ущерб от конфликтов сопоставим с ущербом, который потерпело человечество от стихийных бедствий и природных катаклизмов, от разгула особо опасных инфекций. Поэтому конфликты – явление нежелательное, и человечеству предстоит еще вырабатывать способы предотвращения и разрешения конфликтов. Сущность конфликта и вектор идентичностиПричины конфликта Конфликт – это особый процесс и особая ситуация в жизни индивида или сообщества, а также во взаимоотношениях между странами, отражающая различие их интересов. При этом конфликт – всегда процесс дележа или передела чего-либо значимого для его участников , которые не видят иной возможности отстоять свои интересы, чем путем активного противодействия тем, кто имеет идентичные, но противоположные интересы . Если интересы индивидов или сообществ лежат в «разной плоскости», конфликта между ними обычно не возникает: для него нет оснований. Идентичность же интересов как бы привязывает потенциальных участников конфликта к тому общему для них, что становится предметом дележа и связанного с ним противостояния – противоборства. Следовательно, представления об идентификации и идентичности необходимо дополнить понятием «вектор идентичности». Оно четко говорит о том, что самой по себе идентичности (интересов) недостаточно для понимания той или иной ситуации во взаимоотношениях вовлеченных в нее индивидов или сообществ: важен вектор этих интересов, а конкретнее – их противоположность, но в сочетании с идентичностью . Тут-то почти неизбежным и становится столкновение, противодействие, противоборство, борьба: все эти понятия входят в семантическое поле понятия «конфликт». Базисные черты конфликта У любого конфликта есть несколько базисных черт, среди которых особенно важны следующие. Во-первых, это значимостная природа конфликта : конфликт всегда «наполнен» значимостью того, из-за чего он происходит. Участники конфликта обязательно имеют меру значимости (необходимости для себя) того, что становится объектом дележа. Эта значимость определяет меру сил, которые потенциальные участники готовы приложить – затратить в ходе конфликта. К примеру, если «ставка очень велика», индивид или сообщество готовы отдать «все силы»: они «полны решимости» отстоять свои интересы. Если же «ставка» не очень велика, индивид вступает в конфликт неохотно, или же может, попросту говоря, «махнуть на это рукой », то есть в конфликт он «не ввязывается». Во-вторых, эмоциональность конфликта: обязательность эмоций, которые проявляют его участники. Здесь и предвкушение «победы», и уверенность в своих силах, и «решимость довести дело (читай: дележ) до конца». При этом, чем выше значимость объекта деле- жа и чем энергичнее претенденты на данный объект, тем эмоций у них больше. В-третьих, энергетические свойства конфликта : обычно, в ходе именно конфликтов индивиды или сообщества проявляют максимум энергии – из той, на которую они способны. Поэтому масштаб конфликта определяется и уровнем «ставки», и числом заинтересованных и вовлеченных в него, и степенью их стремления «не упустить свое», а порою и «отхватить чужое ». Здесь надо четко различать чисто физически – силовой потенциал конфликта и потенциал психический: порою физически более сильный индивид уступает ярости физически более слабого, как бы утомляясь ситуацией конфликта. Поэтому в доведении конфликта до его успешного завершения важную роль играет волевой потенциал его участников. В-четвертых, векторные свойства конфликта . Отстаивая свои интересы, индивид или сообщество всегда осуществляют две проекции: первая – проекция себя и своих интересов на объект дележа, вторая – себя и своих возможностей (воздействовать) на того, кто претендует на обладание (владение) тем же объектом. Участники конфликта всегда на нечто претендуют , всегда проявляют притязания , всегда предъявляют требования . И всегда здесь – противоположность и взаимная направленность векторов их интересов и сил, и контакт в общей точке: физическом или виртуальном месте нахождения объекта дележа. Пространство конфликта Взаимодействие (противодействие) сторон конфликта может быть непосредственным (физическое и эмоциональное воздействие друг на друга) или же опосредованным, если конфликт происходит на расстоянии, с использованием неких передающих силу механизмов. Вспомним здесь «бесконтактный» характер многих современных боевых противостояний. Воздействие сторон в ходе конфликта может быть и информационным. В этом случае информация всегда содержит в себе угрозу: угрозу значительно большей потери, чем ставка данного конфликта, так что противник должен задуматься: не потеряю ли я больше в результате своей победы? Векторные свойства конфликта Векторные свойства конфликта любопытным образом проявляют себя в случаях, когда объект конфликта «лежит в стороне», а его участники «бьют» друг друга. А в это время кто-то третий спокойно данную «вещь» забирает, поскольку они излишне увлеклись самим по себе противоборством и утратили доминанту восприятия объекта дележа : ее вытеснила доминанта противостояния. По этой причине мелкое столкновение из-за пустяка может порою разрастаться в крупный конфликт: если его участники настроены на само по себе силовое противостояние. Подобное бывает или по причине глупого мнения об избытке у себя сил, или же по причине порою неосознаваемого стремления разрядки психического напряжения, возникающего без связи с предметом дележа. Так что данный конфликт становится лишь поводом к началу давно назревшего совсем по иным причинам более масштабного противодействия. Подобных случаев в истории было немало. Есть объекты, которые невозможно поделить в чисто физическом плане: откладывая в одну сторону одну его часть, а в другую сторону – другую. В этом случае дележ может происходить путем информационного воздействия сторон друг на друга, с использованием самых различных возможностей. В конечном итоге они сводятся к силовым, но информированность и гибкость поведения обладают большим потенциалом умелого использования силы. Ведь порою и более слабый, но настойчивый (психически более сильный) может победить более, казалось бы, сильного, но не умеющего сконцентрировать свои силы в решающий момент и в решающем месте. Нередко это выступает, как проблема противоборства сплоченного меньшинства, готового на все, и диффузного большинства, которое никак не может собрать силы в кулак, чтобы отстоять свои интересы. Высокозначимые объекты, которые невозможно разделить на части, чтобы затем их можно было распределить среди участников конфликта, порождают особенно яростные противостояния. При этом с течением времени объект дележа может неоднократно переходить «из рук в руки». Так что принцип «победитель получает все» надо расценивать с учетом этого факта. Конфликтность Важно обратить внимание на такую черту некоторых индивидов (и сообществ), как конфликтность: склонность инициировать конфликты, «ввязываться» в них. Каковы ее основания? Во-первых, это неумение индивида четко оценить, принять, осознать свои подлинные интересы. Во-вторых, неумение соотнести данный интерес со всей их системой. Иногда в погоне за чем-то ставшим актуальным и по этой причине представляющимся завышенно значимым, в конечном итоге – все вместе – участники конфликта теряют намного большее: ведь умением управлять течением конфликта и минимизировать его последствия обладают далеко не все. Кроме того, при участии в конфликте множества индивидов среди (внутри) каждой из сторон конфликта могут возникать и свои собственные, дополнительные интересы, влияющие на ее активность в конфликте. Так или иначе, но нередко последствия конфликта для обеих сторон оказываются намного более отрицательно-значимыми, чем возможный выигрыш одной из сторон в результате победы в конфликте. Возвращаясь еще раз к понятию конфликтности (индивида или сообщества) отметим, что «конфликтный » часто склонен проявлять конфликтообразующую инициативу : превращать нейтральный или до поры никому не нужный объект в предмет дележа. Порою конфликтообразующая инициатива становится следствием непомерных претензий: некто начинает претендовать на владение тем, что до поры было общим достоянием и совместно использовалось без каких- либо осложнений. Способствующее конфликтному поведению Что же еще способствует конфликтному (конфликтообразующему, конфликтопровоцирующему) поведению индивида? Полезно учесть следующее:
Бестактность Следующим этапом психического развития является торможение голосовых реакций с переводом оценок во внутреннюю речь, в том числе и с учетом ситуации. Проявлением этого этапа является способность ребенка сказать что-либо (обычно именно оценку) на ухо матери, тихим голосом. Но если индивид в своем психическом развитии слабо осваивает эту функцию торможения и зафиксируется на этапе громкого высказывания оценок, то и во взрослом состоянии у него проявляется тенденция вслух комментировать происходящее, даже если никто его об этом не просит. При этом он не учитывает ситуации и реакции окружающих и, следовательно, ведет себя бестактно. Поэтому конфликт может начаться даже без объекта дележа : по существу, «делится» здесь самоуважение – один к нему стремится, другой на него невольно посягает, без всякой пользы для себя, а просто вследствие дефектов психического (этического) развития. Конфликтное поведение индивидов, не «умеющих вести себя» (в сообществе), связано не только с указанными выше их чертами, но также и с неспособностью к оценке производимого ими впечатления, ответных мимических и голосовых реакций других индивидов: у них отсутствует обратная связь между их действием и его результатом, так что к коррекции своего поведения они оказываются мало способными. Удовольствие от конфликтов
Авторитарнонегативистическая психическая проекция
Разрядка энергии
Склонность к дележу
Выгода от конфликта На течении любого конфликта сказывается соотношение меры выгоды от овладения объектом дележа и тем, является ли сам по себе процесс конфликта привлекательным или непривлекательным для индивидов. Чем сам по себе этот процесс больше привлекает их, тем больше конфликтов, тем более затяжной характер они могут принимать. У здравомыслящих всегда существует свой уровень устойчивости (вовлекаемости) в конфликт : чем агрессивнее, алчнее, экспансивнее индивид, тем ниже у него порог вступления в конфликт – то, что нормальному индивиду психически надо преодолеть в себе, чтобы в конфликт вступить. А конфликтный индивид делает это «с душой». По существу, конфликтность – это «умение» индивида найти для себя ущерб в действиях другого, о чем этот другой порою даже и не подозревает . При этом первый становится инициатором конфликта : своими действиями он вовлекает в конфликт других, быть может, ни о каком противостоянии или борьбе и не помышлявших. Однако по ходу конфликта может выясниться, что у втянутого в конфликт поневоле индивида намного больше сил, чем у его инициатора, и тогда именно последний оказывается «пострадавшей стороной», и его, образно говоря, «рычание» в начале конфликта может к концу смениться жалобным «визгом». Нередко утверждают, что в основании конфликта лежит непонимание индивидом себя и другого. Но это реально лишь в случае взаимного ущемления интересов потенциальных участников конфликта. Наиболее серьезные конфликты – по основательным поводам – бывают именно в случае, когда индивиды очень четко осознают свои интересы и их полную несовместимость . Следовательно, конфликты по недоразумению или по вздорным «причинам» – все же менее серьезны. Взаимопонимание в конфликте В какой степени взаимопонимание его участников влияет на течение и исход конфликта? Здесь отношения двойственные. С одной стороны, взаимопонимание считается положительным фактором во взаимоотношениях индивидов. Но что, если это – взаимное осознание полной несовместимости своих интересов и невозможности достичь компромисса (особенно если объект дележа неделим)? Тем не менее и здесь есть некий позитивный момент: наличие у участников конфликта общей меры в оценке ситуации, а это порою способствует проявлениям их здравого смысла – очень важного качества участников любого конфликта. Объекты конфликта А что, собственно, приходится делить индивидам, вступающим в конфликты? Объекты дележа «стары как мир»:
Протекание конфликта Любой конфликт – это, как говорилось выше, и ситуация, и процесс. Как процесс, он имеет следующие фазы:
Как и любое противостояние, столкновение, противодействие, конфликт всегда сводится к векторному противостоянию: если на одной его стороне оказывается больше одного участника, то они или объединяются, или второй «выходит из конфликта», переходя на позиции наблюдателя. Порою он делает это с умыслом: пока две стороны конфликтуют и их внимание замкнуто друг на друге, постараться самостоятельно добраться до объекта дележа и «унести все». И это – один из аспектов проблемы «третьего в конфликте». Еще одна роль «третьего»: внешний наблюдатель считает конфликт неуместным, нежелательным и, обладая преимуществом в силе, подавляет активность участников конфликта: или физически принудив их «разойтись», или же запугав. Те, осознав, что могут потерять больше, чем то, из-за чего между ними происходит конфликт, вынуждены «разойтись в стороны». «Третий» в конфликте может играть такие роли: «Третья сторона»
Скрытые и явные конфликты Процесс конфликтования может быть скрытым и явным . Порою его участники ведут «борьбу под ковром»: это происходит обычно в присутствии третьей силы, которая может осудить их за этот конфликт или покарать. Таковы, к примеру, конфликты чиновников в системе власти: главе государства их конфликты совершенно ни к чему, и гражданам они неприятны: радуются только те, кто может зарабатывать на разжигании конфликта или оповещении о нем «общественности ». Естественно, что это средства массовой информации, которые в отсутствие достойных «информационных поводов» готовы воспользоваться и недостойными, в том числе надуманными. Но порою в их действиях может быть и польза для общества: в случае раскрытия «борьбы под ковром», которая диктуется исключительно своекорыстными интересами участников такой борьбы и совсем не нужна обществу. Зрелый и незрелый конфликты Еще один аспект оценки конфликта, связанный с вышесказанным: зрелый конфликт и конфликт незрелый . Зрелым конфликт является в случае, если участники его полностью определились в своих интересах и масштаб противоречий их прояснился. Но порою в процесс дележа вовлекается множество участников, и «каждый тянет в свою сторону», так что дележ превращается в свалку: «передрались или переругались все». Зрелым конфликт становится с того момента, когда сторон оказывается только две , а остальные перешли на позиции сочувствующих, нейтральных или заинтересованных наблюдателей или свидетелей. Воровской конфликт Порою индивиды могут делить что-либо по строго определенным правилам и с полным уважением друг к другу – без стремления причинить ущерб. Такие случаи более или менее регламентированного противостояния относятся к числу соперничества, цивилизованной конкуренции. А порою индивиды – участники конфликта, но делят чужое: это воровской конфликт . Религиозные конфликты Особое место в жизни человечества занимают религиозные конфликты: представители различных конфессий (ах, как они в этом схожи!) пытаются присвоить себе промысел Божий, привычно грозя от Его имени карами и осуждая тех, кто с ними в чем-либо не согласен. Разве не приходится слышать от кого-либо: «Бог тебя накажет за это!», как будто бы им известны все Его помышления. Или они себя самих воспринимают в Его роли? Аспекты дележа По ходу дележа конфликты могут возникать по различным его аспектам:
Дележ – социально наиболее значимое и наиболее распространенное общественное действие (процесс, процедура, операция, деятельность): вся общественная жизнь может рассматриваться и в этом аспекте. Вместе с тем понятие сотрудничества – столь же базисное для сообщества, и поэтому конфликт тем более вероятен, чем меньше индивиды готовы к сотрудничеству, и наоборот. Но, конечно, итоги сотрудничества – текущие или этапные – должны удовлетворять всех его участников, так что и сотрудничество подчинено принципу значимости (его результатов). Структура конфликта Для понимания сущности конфликта помимо сказанного полезно учитывать также структуру конфликта. Это:
Прекращение конфликтаКонфликт – дело нередко затяжное, но все же не вечное: рано или поздно он все равно прекращается или завершается – и здесь есть существенное различие. Если конфликт завершился, то он вряд ли возобновится, если же конфликт прекратился, основания для его возобновления сохраняются – и он может вспыхнуть вновь. Завершение конфликта происходит по внутренним основаниям, он как бы себя исчерпывает: противоречия иссякают. Прекратиться же конфликт может по внешним причинам, даже при полном сохранении остроты лежащих в его основании противоречий. Пути прекращения конфликта Можно указать четыре пути прекращения или завершения конфликта:
Компромисс – благоприятный исход конфликта Компромисс – это один из возможных исходов конфликта, наиболее благоприятный, и само понятие «компромисс» вторично по отношению к понятию «конфликт». Здесь полезно сопоставить два понятия: «бесконфликтность» и «бескомпромиссность» – они противоположны. Бескомпромиссность Некоторые индивиды высоко оценивают такое свое качество, как «бескомпромиссность»: они считают, что бескомпромиссность приносит им пользу, быть может, даже как-то возвышает их над «обывателями». На самом же деле, бескомпромиссность должна иметь четкую меру, направляться здравым смыслом и проявляться только в конкретной ситуации, и ни в коем случае не быть устойчивой чертой характера . Ведь неразумная бескомпромиссность – это, попросту говоря, вздорность, когда индивид «возникает» по любому поводу. Бескомпромиссный индивид заранее, в любой ситуации готов «идти до конца», ни в чем не уступая оппоненту, стремится «настоять на своем» вопреки очевидности. Неосознаваемо для «бескомпромиссного» почему-то оказывается, что любая ситуация, в которую он попадает, требует только одного: ни в чем никому не уступать, ни в чем не изменять свое мнение навстречу мнению оппонента, несмотря на любые его аргументы. «Бескомпромиссные» путают жизненную стойкость с упрямством, проявляют непомерные притязания в плане самоутверждения и неспособность вникнуть в существо ситуации, которая ведь нередко возникает без чьего-либо умысла. Подпитывается бескомпромиссность доминантой враждебности и стремления самоутвердиться за счет окружающих, которые порою рассматриваются, как «слабаки»… Бесконфликтность Теперь о бесконфликтности: она может быть эмоциональной и рациональной . В основании эмоциональной бесконфликтности лежит эмпатия, переживание своего сходства и единства с другими людьми, уважение их права на собственные интересы и собственные недостатки, с которыми надо считаться. Обычно наименее конфликтны индивиды немелочные, «широко смотрящие на вещи», снисходительные, четко отделяющие существенное от несущественного и не реагирующие на мелочи (последнее, однако, не значит, что индивид «упускает их из виду»). Рациональная бесконфликтность Широкий «взгляд на вещи» предполагает также постоянное сознание индивидом того, что жизнь не бесконечна и он не вечен, что значимость любых приобретений, сделанных в течение жизни, обращается в ничто, когда приходит последний час, что конфликты ухудшают качество жизни, так что даже цепь выигрышей в ходе множества конфликтов в конце концов приносит индивиду только ущерб, так как нормальной жизни у него по существу и нет (это можно назвать «принципом большой меры»). Рациональная бесконфликтность предполагает наличие у индивида упреждающего торможения в конфликтной ситуации: он заранее видит возможный исход конфликта и все возможные ущербы. Кроме того, рациональная бесконфликтность предполагает хорошее понимание сущности этого общественного явления и тот вред, который оно – типично – приносило индивидам и сообществам в ходе истории. Рационально бесконфликтный индивид способен заранее сопоставить меру выигрыша в результате конфликта и меру потраченных сил и нервов и сделать трезвый упреждающий вывод: ввязываться в конфликт и «портить из-за этого себе жизнь» – «себе дороже». Принципы рационального отношения к конфликту Укажем семь принципов рационального отношения индивидов к конфликту, порождающих склонность к компромиссу и повышающих вероятность его заключения.
ЗаключениеУмение делиться Необходимо строить свое поведение так, чтобы достигать необходимого без конфликтов: здесь очень важным является умение индивида делиться, преодолевая в себе стремление «захапать все». К этому подрастающее поколение надо приучать с раннего возраста, и особенно – когда ребенок начинает проявлять способность управлять своим поведением. Дележ без конфликтов – идеал общественного существования . Избегание «остаточной злобы» После того, как конфликт завершен, сторонам не следует напоминать о нем друг другу, тем более заявляя о своей «правоте»: это может послужить его возобновлению, теперь уже в связи с амбициями участников. Надо понимать, что над участниками любого конфликта довлеет некая объективная закономерность взаимодействия индивидов в сообществе, так что порою участие в конфликте является не «виной» индивидов, а скорее следствием недопонимания или недоразумения. А после завершения конфликта у его участников никогда не должно быть, говоря словами Андрея Платонова, «остаточной злобы». Склонность к компромиссу – проявление лучших черт личности Каждый индивид должен понимать, что склонность к компромиссу – это проявление лучших черт личности: ума, гибкости, здравого смысла, доброжелательности, чувства внутреннего равенства с другими и общей с ними природы, а вовсе не слабости. Не случайно инициатором компромисса порою бывает более сильная сторона конфликта. Наличие у индивида доминанты компромисса в его взаимоотношениях с окружающими следует считать важным достижением в его воспитании. Изучение природы и особенностей течения конфликтов должно входить в программу воспитания подрастающего поколения: надо учить его относиться к конфликтам, как к нежелательному явлению, по существу – как к унижению их участниками своего собственного достоинства, ведь даже «выигравшая» сторона его утрачивает.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |