Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2005 / И по закону, и по справедливости убийство должно караться смертной казнью

Личность в экстремальных условиях

Стр. «142—162»

Владимир Добреньков

И по закону, и по справедливости убийство должно караться смертной казнью*

«Казнить нельзя помиловать»

Казнить нельзя помиловать. Что делать? Какие знаки препинания и в каком месте поставить? Этот вопрос приобрел в наше время исключительно большое общественное звучание в силу его особой значимости для жизни каждого гражданина и судеб России.

Время Великой печали

Сегодня Россия переживает едва ли не самое трудное время в своей тысячелетней истории. Пришло время Великой печали. Фактически полностью разрушена экономическая и военная мощь России. Катастрофический спад промышленного производства, массовая безработица, обнищание абсолютного большинства населения страны, сокращение численности населения России со скоростью более чем миллион человек в год, девальвация, казалось бы, незыблемых нравственных ценностей и, прежде всего, человеческой жизни – вот та непомерная цена, которую общество заплатило за так называемые либеральные реформы. Влияние и авторитет России резко упали, она утратила статус сверхдержавы. Запад делает вид, что считается с ней, но всерьез не принимает ее во внимание, постепенно давая понять, что она уже не может диктовать никаких условий. Россия унижена и растоптана.

Неизвестность пугает

Чувство разочарования и горечь обмана от рухнувших надежд постигли миллионы граждан России, которые в результате либеральных реформ получили такое общество, к которому они не стремились и которого они никогда не хотели. В этом парадокс и трагедия современной исторической реальности, в которой мы живем. А мысль о том, что мы не знаем, куда идем, куда нас толкает какая-то злая сила, что нас ожидает в ближайшем будущем, не может не вызывать беспокойства и страха за себя, своих детей, страну, в которой мы живем. Никогда еще в истории России не было такой ситуации, когда ее судьба была бы до такой степени непредсказуемой, как сейчас. Всех граждан России охватывает состояние тревоги, беззащитности, страха, унижения и неуверенности. Великая неизвестность пугает всех нас.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что за все годы так называемых либерально-демократических реформ нам пока не удалось создать сильное правовое государство, построить гражданское общество и эффективную рыночную экономику. Политическая система с ее сотнями партий, общественно-политическими движениями и объединениями, с завышенной амбициозностью их руководителей не только не способна консолидировать общество, но, наоборот, раскалывает его и сеет недоверие, подозрительность. Новое историческое измерение, в которое Россия была ввергнута либералами, пока не дало ей ничего положительного.

Россия перестала быть управляемой

Россия перестала быть управляемой. Либеральная идеология с ее верой во всесилие рынка оказалась несостоятельной. Власть не знает, что делать, ибо не имеет никакой программы, стратегии действий, ни на ближайшее время, ни на перспективу, отдаленное будущее. Создается впечатление, что все, что происходит в России в данное время, происходит само собой и никак не зависит от действий президента, правительства, парламента. Они сами по себе, Россия сама по себе. Все, на что способна и что успевает делать власть, так это латать «дыры», решать частные проблемы непредвиденного характера – выплачивать задолженности по заработной плате бюджетникам, индексировать пенсии пенсионерам, ликвидировать последствия наводнений, пожаров, взрывов, крушений подводных лодок, самолетов и т.д. И каждый день каждый из нас получает к завтраку, обеду и ужину строго дозированную порцию информации о срочно принятых мерах по устранению последствий стихийных, трагических происшествий.

На мой взгляд, философия «прагматизма», «реализма », избранная нынешней властью в качестве идеологии действий, не оправдывает себя, она покоится на ложных основаниях, не может быть эффективной в принятии ответственных решений и может привести к ошибкам. Опираясь на нее, нельзя охватить и понять ситуацию в целом, правильно оценить все возможные перспективы и последствия принимаемых решений. Страна все больше и больше выходит из-под контроля и медленно дрейфует в состояние взрывоопасного хаоса, который грозит разорвать Россию на мелкие суверенные кусочки в результате гражданских распрей.

Утверждение философии вседозволенности

До сих пор нам не удалось создать в обществе атмосферу согласия, примирения. Да и как это в принципе возможно, если в обществе идет жестокая борьба с использованием всех дозволенных и недозволенных приемов и средств за передел собственности, не брезгуют ничем – подкуп, шантаж, заказные убийства. Всюду царят насилие и беззаконие. Общество разбалансировано, полностью разрушены духовные основы нации, традиционные представления о добре и зле, утрачена способность различать дозволенное и недозволенное. Утверждается философия вседозволенности: «если им там наверху можно, то почему нам нельзя. А если можно – значит можно всем и все». Россия медленно сползает в пучину зла, нравственно деградирует и превращается в уникальную по своим масштабам и глубине криминальную страну. В современном мировом общественном мнении сформировался четкий образ России как самой бандитской и мафиозной страны в мире.

Общество в пучине преступлений

Такого разгула преступности, как в последние годы, в России не было никогда: полный набор всех видов преступлений – воровство, грабежи, разбойные нападения с отягчающими обстоятельствами, изнасилования, угоны автомобилей, похищения людей. Волна убийств и тяжких преступлений против личности захлестнула всю Россию. Убийства – заказные, бытовые, на религиозной почве – стали частью нашей обыденной жизни и, что особенно страшно, частью жизни наших детей. Общество погружается в грязную и кровавую пучину самых разнообразных преступлений.

Убийства стали повседневностью

Каждый день гремят выстрелы, совершаются разбои и обильно льется человеческая кровь. Сегодня безнаказанно убивают на улицах наших городов, в подъездах домов, в собственных квартирах. Убивают без разбора, хладнокровно и жестоко – детей и стариков, студентов и академиков, бизнесменов и государственных деятелей. Каждый день телевидение сообщает о громких убийствах, как правило, заказных, то есть умышленных, специально спланированных и организованных. Убийства стали обычным, привычным явлением нашей жизни. Общественная атмосфера отравлена запахом крови. Ни одному человеку независимо от его общественного статуса, профессии, благосостояния небезопасно жить в нашем обществе. Гарантии безопасности нет ни у кого.

За 1990–2000 гг. общая преступность увеличилась в три раза. В 2001 г . зарегистрировано свыше трех миллионов преступлений, остались нераскрытыми 606 тысяч, совершено более 32 тысяч убийств, около 25 тысяч тяжких телесных повреждений со смертельным исходом, более 30 тысяч человек пропало без вести. Каждый четвертый мужчина в России имеет судимость. На 100 тысяч населения около 1000 заключенных – это самый высокий показатель в мире. Мы занимаем первое место в мире по количеству умышленных убийств – в 2,5 раза больше, чем в США.

К сожалению, статистика свидетельствует о том, что число тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья, чести и достоинства личности продолжает расти. Сегодня в стране уже не отыскать семьи, не пострадавшей от разгула криминала, упивающегося своей вседозволенностью и безнаказанностью. В стране процветают наркомания и проституция, а наша надежда – дети России – пополняют многомиллионную армию беспризорников, которые становятся легкой добычей для наркоторговцев и дополняют ряды преступников.

«Социальное дно»

Катастрофическое обнищание населения, крайне низкая оплата труда, безработица толкают людей на «дно». По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, обитателями «социального дна» являются 14 миллионов человек: 4 млн. бомжей, 3 млн. нищих, 4 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных и привокзальных проституток. Астрономически увеличивается число наркоманов, алкоголиков, больных СПИДом. Последних только учтенных – 6,2 млн. человек. Растет число людей, употребляющих наркотики, сейчас уже таких насчитывается свыше 3 млн. человек, из них две трети составляет молодежь до 30 лет.

Человеческая жизнь обесценена

Криминал развязал открытый террор против каждого гражданина, держит общество в состоянии тотального страха. Каждый человек сегодня в России боится за собственную жизнь, жизнь своих детей и близких. Жизнь человеческая сейчас ничего не стоит. Она обесценена.

В России не защищено главное, основное конституционное право человека – право на жизнь, оно попрано, расстреляно криминалом.

Люди растеряны, не знают, что делать, от бессилия и отчаяния как-либо повлиять на ситуацию парализованы и молчат. В обществе царит атмосфера злобы, ненависти, недоверия. Чувство безнадежности, незащищенности и страха охватывает всех людей. С помощью средств массовой информации народ зомбируют, приучают к равнодушию и апатии при оценке фактов агрессии, убийств, приучают к большой крови, превращают его в послушную, аморфную, молчаливую массу, которой легко манипулировать и которая не способна сопротивляться и протестовать, активно отстаивать свои права.

Криминал против общества

В России фактически развязана внутренняя гражданская война – криминала против всего общества. Внутренний терроризм в лице криминала всех видов объявил войну добропорядочным гражданам, и эта война идет по нарастающей. С каждым днем, месяцем, годом количество жертв становится все больше и больше. Надо быть слепым, чтобы не видеть этого. Российский народ просто физически уничтожают. Именно криминал является главным врагом современного российского общества, и от победы над ним зависят судьба и будущее России.

Криминальное общество

Особенность криминализации России состоит еще в том, что криминал предпринимает попытки внедрения во властные структуры. И часто с помощью недозволенных в цивилизованном обществе средств проникает в них. Криминал использует все – угрозы, подкуп и даже убийства, чтобы проникнуть во власть. Это самый губительный процесс, который сейчас захватил все структуры общества. Криминал ищет «крышу» во власти, а власть ищет «крышу» в криминале. Происходит полное слияние их интересов. Криминализация власти ведет общество к гибели. Мы вынуждены с горе чью констатировать, что живем в абсолютно криминальном обществе.

Коррумпированность всех социальных структур снизу доверху достигла угрожающих размеров. Преступность и коррумпированность – вот два зла, которые изнутри разрушают наше общество. Судебно-правовая система неэффективна. Закон в своем содержании несправедлив и не обеспечивает безопасность личности. Современная законодательная система несовершенна, представляя собой хаотичную массу различных парламентских актов, постановлений, решений, разобраться в которой и привести ее в порядок никто не может. Нет такого профессионала, который мог бы отделить в этой огромной массе законов существенное от несущественного, случайное от постоянно действующего, но утратившего силу. К сожалению, на такое состояние законодательства опирается наше правосудие, деятельность всех государственных и общественных учреждений.

Часто эта масса законов, производящихся для народа, становится «во имя свободы и демократии» оружием той или другой партии, олигархической или просто бандитской группировки. Когда им нужно, закон карает и подавляет, когда не нужно, масса законов остается в бездействии, и посреди всяких беззаконий, о которых мы узнаем из средств массовой информации, провозглашается сила закона как верховной силы, управляющей жизнью и восстанавливающей якобы правду и справедливость.

Проблема доверия к власти

Разве может народ испытывать доверие к власти, которая не может защитить неотъемлемое право каждого человека на жизнь? Разве может любой гражданин уважать власть, если она слаба, нерешительна, неэнергична, неспособна защитить его жизнь и жизнь его детей? Разве можно согласиться с тем, что власть в лице либералов демонстративно провозглашает приоритетом внутренней политики охрану прав собственников, а не обеспечение безопасности личности?

В настоящее время в обществе идут процессы, влияние которых на будущее страны, если их не остановить, будет катастрофическим по своим последствиям. С одной стороны, утрата основных цивилизационных достижений, гражданских гарантий и прав и среди них главной – гарантии личной безопасности, с другой – утрата контроля за соблюдением этих прав со стороны власти и, как результат, невиданный разгул криминала.

Преступность – угроза для России

Преступность достигла сегодня таких масштабов, что она реально угрожает выживанию и самому существованию России как государства . «В настоящее время зло вышло из-под контроля и бесстыдно заявляет о своей победе над добром», – с горечью и тревогой констатировал Святейший Патриарх Алексий II в своем новогоднем выступлении на Епархиальном собрании. Каждый гражданин, сердце которого не окаменело еще до конца и который способен на сострадание, в ком остается хотя бы капля человеческой совести и гражданского мужества, должен сделать правильный выбор между добром и злом, должен громко заявить сегодня – так жить дальше нельзя, нельзя больше мириться с беспорядком, в котором мы живем, с тем, что нас и наших детей безнаказанно убивают в собственной стране. Мы не хотим жить в стране, превращающейся постепенно в бандитскую зону, где жизнь человека ничего не стоит.

Проблема воспроизводства социальных норм и ценностей

На протяжении многих тысячелетий выживание человеческой цивилизации напрямую зависело от ее способности к воспроизводству. И дело тут даже не в репродуктивном поведении индивида, хотя и этот вопрос является ключевым; основной здесь является проблема воспроизводства социальных норм и ценностей. Проблема кажется мне особо важной в силу того, что социальные нормы не только определяют направленность и интенсивность социальных процессов, происходящих в обществе, но, главное, обеспечивают его стабильность, устойчивость.

Как известно, бесконтрольность социальных процессов в большинстве случаев сопровождается кровопролитием. В частности, известны пагубные для социальных систем последствия так называемой социальной аномии, другими словами – беззакония. Этот феномен обычно можно наблюдать в переходные, кризисные и смутные времена, когда неожиданно происходит девальвация понятных всем и общих для всех членов общества норм, ценностей и целей, а значит, разрушается устойчивость общества и оно подвергается угрозе распада, гибели.

Социальные нормы и ценности действительно придают системный характер социальным отношениям, формируя систему координат для различения социально одобряемого и социально порицаемого поведения. Однако сами по себе социальные нормы ничего не контролируют и контролировать не могут. Механизм воспроизводства социальных отношений – социальный контроль, включающий в себя два главных элемента – нормы (предписанные обществом правила поведения) и санкции (средства наказания за несоблюдение этих норм). Наличие поощрения за соблюдение норм и санкций за их несоблюдение делает поведение индивидов в обществе предсказуемым. Каждый из нас понимает, что выдающиеся научные открытия и спортивные достижения поощряются, а тяжкие преступления против отдельных индивидов или общества в целом наказываются.

Социальный контроль – фундамент общества

Таким образом, если у какой-то нормы отсутствует соответствующая санкция, она превращается лишь в призыв, утрачивая при этом функцию базового элемента социального контроля. Социальный контроль можно назвать фундаментом стабильности общественных отношений. Его отсутствие или ослабление ведет к росту социальных девиаций, приводит общество к социальной напряженности, неустойчивости.

Существование девиантного, или отклоняющегося, поведения части общества как явления неизбежно, и задача «коренного уничтожения» преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества и других социальных патологий, очевидно, неосуществима. Вместе с тем меры социального контроля позволяют регулировать количество социальных патологий, то есть управлять социальными процессами.

Как социолог могу констатировать, что сейчас у нас нет принятой обществом единой системы социальных норм и ценностей и не существует продуманной системы социального контроля со стороны государства и общества. В этом одна из основных причин системного кризиса нашего общества – его неустойчивости, нестабильности и неуправляемости.

Требования отмены моратория на смертную казнь

Сегодня в российском обществе все громче звучат голоса за отмену моратория на смертную казнь. Представители интеллигенции и деловых кругов, широких масс населения и специалистов говорят о том, что мораторий на смертную казнь в нашей стране сегодня – это не столько иллюстрация ее «цивилизованности» и близости западному миру, сколько фактор, способствующий росту преступности. Огромное количество жесточайших преступлений против жизни и здоровья граждан, практическая безнаказанность преступников заставили элиту российского общества пересмотреть свое отношение к смертной казни. В чем же причина того, что наиболее прогрессивная, образованная и гуманная часть общества требует отмены моратория на смертную казнь?

Вопреки здравому смыслу, без учета мнения народа, который был против, власть в лице Президента Б.Н. Ельцина ввела мораторий на смертную казнь за особо тяжкие преступления против личности. Это решение открыло клапан вседозволенности и развязало руки преступникам. Преступники не чувствуют неотвратимости возмездия за свои злодеяния, они понимают, что, даже попав за решетку, сохраняют шанс уйти от любого наказания. Это и происходит в реальности.

Мораторий на смертную казнь вреден для общества

Введение моратория на смертную казнь было не просто ошибочным решением, но и глубоко вредным для общества. Оно не учитывало всех сложных и противоречивых процессов, происходящих в России на этапе перехода от одного типа общественного устройства к другому, не учитывало уровня общественного и нравственного сознания общества, состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а главное, соображений обеспечения безопасности жизни законопослушных членов общества. Это обернулось большой трагедией для тысяч и тысяч людей, и не только невинно убиенных и загубленных, но и их близких, которые до конца дней будут нести в душе тяжкий груз душевной скорби и страданий.

Введение моратория на смертную казнь привело к еще большей эскалации преступности, увеличению количества невинных жертв. Власть либералов ответственна за сотни тысяч загубленных жизней граждан России, она не сделала все от нее зависящее, чтобы защитить их, чтобы справедливый закон был на первом месте. Кровь невинно убиенных и память о них в душах живущих никогда не дадут спокойно жить виновным в том, что происходит сейчас в России.

Причины введения моратория

В России введение моратория на смертную казнь было вызвано не социальной, а чисто внешнеполитической необходимостью. В целях повышения престижа страны, скорейшего признания ее Европой как демократического общества была принята эта мера. В определенной степени ее можно также рассматривать как попытку отмежеваться от «советского прошлого», когда (особенно в 1930–1940-е гг.) смертная казнь являлась способом воздействия на инакомыслящих и было уничтожено, по оценкам правозащитников, до 10 млн. человек. Надо отметить, что введение моратория на смертную казнь не прибавило внешнеполитического веса стране, не способствовало ее окончательному признанию мировым сообществом и, следовательно, не было необходимым.

Что касается Запада, то отмена смертной казни там была вызвана естественным ростом общей культуры и правосознания граждан, пониманием большинством населения того, что право другого человека на жизнь неотъемлемо. Уровень правосознания граждан в нашей стране не столь высок. Для большинства населения необходим сильный сдерживающий фактор. В отношении убийства такой фактор отсутствует, что позволяет преступникам чувствовать себя в достаточной степени безнаказанно. Об этом свидетельствует резкое повышение ежегодного количества убийств после введения моратория на смертную казнь. Статистика показывает, что с 1995 по 2001 г. на 9% увеличилось общее количество преступлений, а количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан продолжает расти. Только за 2003 г. в результате тяжких преступлений погибло более 32 тыс. человек. В 1992–1998 гг. количество умышленных убийств выросло более чем в два раза – с 14 452 до 29 551. В целом за последние девять лет в результате преступлений погибли более 676 тыс. (то есть более полумиллиона!) человек.

Недостаточность мер наказания за убийство

Таким образом, существующая мера наказания за умышленное убийство на сегодняшний день не является достаточным сдерживающим фактором для преступника, тем более для преступника-рецидивиста.

Откроем Уголовный кодекс РФ.

Часть I статьи 105 УК РФ гласит: «Убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет». Что и говорить, серьезное наказание для убийцы или уголовника, считающего «зону» чуть ли не родным домом. Жизнь любого человека в нашей стране, будь то академик, студент, рабочий или школьник, стоит шесть лет заключения социально опасного элемента (которое оплачивается за счет наших налогов). И никто не может дать гарантии, что, освободившись, такой человек не начнет снова убивать.

Тюрьма поощряет рецидив преступлений

Французский социолог М. Фуко на основе многолетних исследований в своей книге «Рождение тюрьмы » приходит к выводу, что тюрьма поощряет рецидив преступлений. Отбывшие наказание преступники зачастую считают общество своим врагом и, освободившись, не способны реадаптироваться в нем. Таким образом, крайне высока вероятность того, что убийца, отбывший тот или иной срок заключения, вновь совершит такое же преступление. Нет сомнений и в том, что вышедший из тюрьмы озлобленный человек способен на крайне жестокое преступление и никоим образом не боится возвращения туда, что делает его вдвойне опасным. Ведь стать частью нормального общества для него намного сложнее, чем вернуться в уже привычную среду; вторичное заключение уже не рассматривается им как наказание. Таким образом, недостаточно строго наказывая убийц, государство подвергает повышенной опасности своих граждан. Фактически получается, что в нашей стране убивать можно, а действительно наказывать за убийство – нет.

Цена жизни человека приравнена машине

Что характерно, согласно тому же УК РФ (ст. 166), угон автомобиля карается сроком заключения от 5 до 10 лет, то есть мальчишка, из озорства угнавший чужую машину, приравнивается бесчеловечному убийце. Если жизнь человека ценится так же, как груда металла, то нет ничего удивительного в увеличении числа зверских убийств в стране.

О какой цивилизованности, о каком улучшении качества жизни можно говорить, если жизнь человека – высшая ценность гражданского общества – никак не защищена? О каком сильном государстве может идти речь?

Упоминавшийся выше М. Фуко говорил о том, что каждое преступление есть посягательство на власть и авторитет государства, способность государства остановить преступника – восстановление этой власти. Способность же государства восстановить свою власть есть его способность нормально функционировать, обеспечивать развитие общества.

Право жить и право убивать

В Конституции РФ заявлено неотъемлемое право человека на жизнь. Как же так случилось, что «сильное », «демократическое» государство не в состоянии обеспечить выполнение основной статьи своей Конституции? Право на жизнь гарантировано только на бумаге. Либералы, постоянно твердя о ценности человеческой жизни, фактически отдали на откуп преступникам право убивать.

Государство предает народ

Многие правозащитники заявляют, что мораторий на смертную казнь не может быть отменен, так как это подорвало бы авторитет России в Совете Европы, что отмена смертной казни – это путь в цивилизованный мир. Можно подумать, что авторитет страны зависит от моратория на смертную казнь! По мнению правозащитников, мы нецивилизованные, темные, а исключив из Уголовного кодекса статью о наказании смертной казнью, сразу же становимся цивилизованными. Эту позицию нельзя назвать гражданской даже при большом желании. И что это за государство, которое приносит жизни своих граждан в жертву довольно спорным интересам внешней политики? Наше государство, таким образом, расписывается в собственной беспомощности и фактически предает свой народ.

Диктат Совета Европы

Почему Европа позволяет диктовать нам в ультимативной форме отмену смертной казни и почему мы должны слушать ее и безропотно подчиняться? Почему Генеральный секретарь Совета Европы В. Швиммер позволяет себе угрожать России: «Если Россия нарушит это (отмена смертной казни) одно из важнейших условий для членства в Совете Европы, то без последствий такое нарушение не останется»? Кто из представителей нашей власти, включая Президента, публично объяснил народу России, зачем нам нужно такое членство, если мы должны поступиться внутренними интересами? Унизительно каждый раз выслушивать ультиматумы и угрозы со стороны Совета Европы.

«Когда мы добровольно вступили в Совет Европы, то принимали добровольно и все условия, подписали соответствующий протокол. Надо же нам быть обязательными », – заявляют некоторые правозащитники. Позвольте спросить: кто это «мы» и как это «добровольно »? Уже тогда, в 1996 году, было ясно, что подавляющее большинство российских граждан было против этого. Было бы правильным, если бы власть – Президент России, Правительство, Государственная Дума, опираясь на мнение народа, отозвали эту подпись.

Отмена смертной казни не отменяет преступлений

И почему, спрашивается, мы должны постоянно оглядываться на Европу и бояться упрека Совета Европы в якобы нашей недемократичности только потому, что у нас не отменена смертная казнь? Разве просто наличие в Уголовном кодексе статьи о смертной казни за особо тяжкие преступления само по себе может свидетельствовать о степени демократичности или цивилизованности того или иного государства? Я не усматриваю в этом никакой связи. Закон о смертной казни существует в 87 странах мира, в частности в Японии, Индии, Корее, Китае, Египте, Иране, Саудовской Аравии и даже в самой «наидемократической» стране – США (в 38 штатах), в большинстве республик бывшего СССР. Уверен, что нам не следует торопиться бежать вслед за Европой только из-за боязни упрека со стороны какого-нибудь европейского лорда в том, что мы нарушаем права человека и что мы нецивилизованные. Неужели кто-то наивно верит, что отменой смертной казни можно избавить страну от убийств и преступлений? Что сразу после этого мы переходим в разряд самых демократических государств? Это было бы слишком просто.

Как бы самой Европе не пришлось вскоре пожалеть об отмене смертной казни. Неконтролируемые миграционные процессы, когда десятки и сотни тысяч беженцев из бедных стран – Алжира, Туниса, Эфиопии, Нигерии, Турции, Албании – в поисках лучшей жизни иммигрируют в различные страны Европы, уже сейчас реально создают криминальную ситуацию и являются источником невиданно быстро увеличивающегося роста преступности. Коренное население многих стран Европы, как свидетельствуют факты и социологические опросы, озабочено тревожной ситуацией и требует введения смертной казни как устрашающей и превентивной меры.

Народы за смертную казнь

Данные социологического опроса, проведенного в Великобритании, свидетельствуют, что 88% опрошенных высказались за восстановление смертной казни. Следует обратить внимание, что такое требование выдвигали неоднократно члены парламента Великобритании в 1979, 1983, 1988 гг., хотя оно и не получило полной поддержки. Опросы, проведенные в США, стабильно дают результат – около 80% населения высказываются за сохранение смертной казни. В Литве 76% населения выступают за применение смертной казни за тяжкие преступления, в Чехии – 58%, в Польше – 72%, в Венгрии – 64%.

Следует отметить, что анализ данных социологических опросов в различных странах мира показывает, что практически во всех странах мира общественное мнение не согласно с отменой смертной казни, выступает за применение смертной казни к убийцам. В США, где смертная казнь применяется в подавляющем большинстве штатов, социологические опросы, проведенные службами Харриса и Гуллапа в 2001–2002 гг., убедительно показали, что начиная с 1967 г . по настоящее время число сторонников смертной казни удвоилось и составляет около 72–80% населения США.

Здравый смысл подсказывает, что не надо спешить исключать из уголовных кодексов статьи о наказании смертной казнью за особо тяжкие преступления, а следует стремиться создать социальный порядок, который бы исключал этого рода преступления, а значит, и необходимость применения данной статьи. Убежден в том, что такая статья в принципе всегда должна существовать в уголовном кодексе, чтобы государство в любое время могло при отдельных рецидивах применять ее к преступникам и тем самым всегда иметь возможность продемонстрировать неотвратимость сурового возмездия всем, кто осмелится посягнуть на жизнь своих ближних и нарушить основной закон человеческого общежития – «Не убий».

Смертная казнь усиливает нравственное значение Закона

В силу разных причин – сбоев в «социализации», «адаптации», «аккультурации» подрастающего поколения, отсутствия изоляции отдельных государств друг от друга, особенно в наше время всеобщей глобализации социальных процессов, неравномерности социального развития и различия в них уровней нравственного и правового сознания, несовершенства систем социального контроля – можно утверждать, что никогда и никакое общество в отдельности, да и человечество в целом не достигнут в своем развитии такого уровня, который бы полностью исключал случаи тягчайших преступлений против человеческой жизни. А все это убедительно доказывает необходимость наличия в законе такого вида наказания, как смертная казнь, и подтверждает ошибочность волевых решений о ее отмене, когда бы и кем бы ни было принято такое решение и какие бы доводы ни выдвигались в его пользу. Наличие такой меры наказания, как смертная казнь, усиливает нравственное значение Закона, который выступает в таком случае мерилом полноты и выражением Высшей справедливости, ибо гарантирует неотвратимость и должную меру возмездия убийцам.

Смертная казнь не противоречит демократии

Любое государство по природе своей всегда должно иметь возможность, предусмотренную законом, при- менять насилие и наказывать преступников, когда речь идет о безопасности жизни граждан. Вопрос о применении смертной казни как исключительной меры наказания решается только судом в зависимости от возникших обстоятельств. Это никогда не может противоречить демократии, важно обеспечивать доказуемость вины преступления и не допускать «перегибов». Во многих штатах США до сих пор в качестве высшей меры наказания применяется казнь через «электрический стул». Как это ни удивительно, но авторитет США почему-то не был подорван вынесенными и приведенными в исполнение только за последние два года 350 смертными приговорами, каждый из которых был лично подписан президентом Дж. Бушем. Удивительно, но никто ни в США, ни в Европе даже не заикается о недемократичности Америки, о нарушении прав человека. Нарушением прав человека являются непозволительное «кокетство» и псевдогуманизм нашей либеральной власти, предоставляющий стабильный кусок хлеба и крышу над головой преступнику-убийце за счет налогов законопослушных граждан России. Нас убивают, а мы убийц за свой счет содержим – поим, кормим.

Мы позволяем себя убивать

Что касается общества, то часто оно самоустраняется от решения этой проблемы, демонстрирует пассивность и безразличие. Многолетняя привычка людей терпеть и молчать играет с ними злую шутку. Две мировые войны и годы репрессий привели к обесцениванию человеческой жизни в сознании населения. Человеческая жизнь перестала рассматриваться как высшая ценность. Как наши деды когда-то, мы молча соглашаемся с законодательством, фактически разрешающим убивать. Мы молчаливо соглашаемся с властью в том, что это правильно. А потом удивляемся, почему уровень жизни в стране столь низок, и задаемся вопросом «почему Россия не Америка?» Да потому, что мы позволяем себя убивать, а американский народ, так же как и народы Европы, – нет. Они завоевали себе право не бояться за свои жизни и жизни своих детей, тем самым заложив основы нынешнего процветания. И если российский народ действительно хочет «жить лучше», то он должен прежде всего отстоять право на жизнь каждого члена общества. А пока мы молчим, власть будет позволять себе приносить наши жизни в жертву своим конъюнктурным интересам. Молчание погубит нас.

Основная задача государства – защита жизней своих граждан

Государство обязано иметь эффективную систему зашиты жизней своих граждан, обязано обеспечить их безопасность. В этом его основная задача. И если принятое государством законодательство не способствует выполнению этой задачи, то оно должно быть изменено. Невозможно в одночасье заставить население понимать, что убийство – самое серьезное преступление, а человеческая жизнь – высшая ценность. И если государство не может «вразумить» потенциального преступника, то оно должно его заставить бояться. Бояться убивать, потому что плата за убийство должна быть одна – жизнь убийцы. Страх за свою жизнь – единственное, что понимают преступники. Разумеется, речь идет о наказании за умышленное убийство при полной доказанности вины осужденного.

Уместно вспомнить слова российской императрицы Екатерины II, которая говорила: «Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы люди боялись законов, но никого, кроме законов, не боялись».

Президент США – за смертную казнь

Нынешний президент США Дж. Буш свое отношение к смертной казни выразил следующими словами: «Я поддерживаю наказание смертной казнью, потому что верю в то, что если оно будет приведено в исполнение быстро и справедливо, то эта высшая мера наказания предотвратит будущее насилие и сохранит невинные жизни». Хотел бы обратить внимание на тот исторический факт, что за всю историю существования США все без исключения президенты открыто и твердо поддерживали смертную казнь в качестве наказания за особо тяжкие преступления, руководствуясь в этом мнением подавляющего большинства своих избирателей.

Президент России – против смертной казни

Когда Президент нашей страны публично заявляет: «...могу твердо сказать: я против восстановления в России смертной казни», – он фактически бросает откровенный вызов общественному мнению российского общества. «Ужесточая наказание, а смертная казнь является не наказанием, а местью государства, мы не устраняем жестокость, а порождаем ее вновь и вновь. Государство, – считает он, – не должно присваивать себе право, которое принадлежит только Всевышнему, лишать человека жизни».

Я не могу поверить в то, что Президент В.В. Путин действительно так думает, это скорее похоже на некий чисто дипломатический реверанс. Президент просто озвучил довольно расхожий аргумент правозащитников, который активно используется на Западе для обоснования отмены смертной казни и с которым я никак не могу согласиться.

Смертная казнь – не убийство, а наказание за убийство

Смертную казнь нельзя рассматривать как «месть» или «убийство» со стороны государства. Она выступает именно как наказание, как кара, возмездие со стороны всего общества, воля которого персонифицирована в государстве, за нарушение преступником принятых обществом законов и, в частности, неотъемлемого права каждого гражданина на жизнь. Смертная казнь как наказание за убийство другого человека при особых обстоятельствах выражает исключительную меру наказания и является выражением высшей справедливости, так как она полностью соответствует тяжести совершенного преступления – отнята жизнь другого человека. Чем выше мы ценим жизнь человеческую, тем суровее должно быть и наказание за ее лишение.

Жестоко не наказание, а преступление

Если смертная казнь – не просто наказание, но и справедливое наказание, то его нельзя квалифицировать как жестокое или нежестокое. Оно такое, каким должно быть, и подобные термины не могут и не должны употребляться при его характеристике. Они уместны только при характеристике того злодеяния, которое наказывается. Жестоко не наказание, а преступление. Убийца не только лишает жизни другого человека, но делает несчастными на всю жизнь родителей, детей, родственников, близких людей жертвы. Совершенное злодеяние выражает несправедливость по отношению к жертве, близким жертвы и обществу в целом. Зло должно быть неотвратимо наказано. Справедливость должна быть восстановлена. Именно выполнение этой функции берет на себя государство, действуя в соответствии с принятыми обществом законами.

От кровной мести к суду государства

В прошлом, в истории многих племен и народов кровная месть рассматривалась священным долгом: за убийство представителя семьи, племени, клана должен был нести ответственность тот клан, которому принадлежал убийца. Институт кровной мести делал кровопролитие бесконечным. Именно возникновение государства положило конец этому: во-первых, оно ограничило применение кары за убийство, наказывая непосредственно того, кто совершил убийство, а не всех представителей его семьи, клана; во-вторых, оно освободило от моральных обязательств представителей семьи жертвы, которые, согласно традиции, должны были совершить акты мести по отношению к членам семьи, клана убийцы. Государство от имени общества присвоило себе право на насилие, применение которого – его рамки и мера – всегда определялось принятыми обществом законами, обязательными для всех. Государство полностью взяло на себя обязательства вы- ступать от имени и по поручению общества в качестве Высшего и Справедливого судьи.

Если государство устраняется от того, чтобы вершить справедливый суд над убийцей, тогда оно невольно толкает родственников жертвы на самосуд и месть. Оскорбленное чувство справедливости толкает их на такие действия. Поэтому так важно, чтобы государство, верша суд, никогда не забывало о том, что он всегда должен быть праведным, справедливым. Никакое убийство никогда и никем не может быть оправдано. Справедливость должна торжествовать. Убийца не должен жить, он утратил право на жизнь, сознательно встав на путь нарушения закона и зная меру ответственности и наказания за этот поступок.

Убийца ставит себя вне общества

Каждый человек наделен свободой воли, и он сам делает свой выбор: встав на путь отрешения от своих обязательств перед обществом и ближними, он сам отказывает себе в праве на жизнь, он утрачивает это право. Само преступное деяние, совершенное им, лишает его этого права. Своим преступлением он исключает себя из общества, ставит себя вне его, вне людей, вне человеческих законов. Он фактически перестает быть человеком, он сам себя ставит в род «нелюдей», «нечеловеков», к которым в принципе нельзя уже применять гуманность, распространяемую на людей. Наказывая преступников, совершивших жестокие и умышленные убийства, государство фактически применяет санкции к «нелюдям», к существам, утратившим право называться людьми. Государство выполняет эту функцию не только для того, чтобы восстановить справедливость, но и для того, чтобы еще раз подтвердить свою власть, чтобы отвратить потенциального преступника от соблазна сотворить такое зло и остаться безнаказанным.

Смертная казнь – способ избавления общества от зла

Государство вершит правосудие, приговаривая к смертной казни преступников, совершивших особо тяжкие преступления, выполняет функцию очищения общества от подонков, нелюдей, всех тех, кто не хочет, не может жить в обществе по человеческим законам, кто мешает жить законопослушным гражданам. Это гуманно и нравственно по отношению ко всем живущим, ибо именно таким образом государство гарантирует и обеспечивает всем гражданам безопасную жизнь. Смертная казнь необходима как определенный способ избавления общества от зла. Только то государство, которое применяет смертную казнь как особую меру наказания для злодеев, подвергающих жизнь законопослушных граждан опасности, проявляет разумную заботу о безопасности своих граждан, утверждает подлинную философию жизни, в которой реализуется зрелое и ответственное понимание ценности жизни как таковой.

Жертвы мертвы, а убийц защищают

Хочется задать вопрос всем правозащитникам, которые выступают за «демократическую жестокость». Отвергая применение смертной казни, вы пытаетесь убедить других в том, что приговор к пожизненному заключению более жесток для преступников. Почему в этом случае вы не боитесь прослыть негуманными? Для чего, для какой цели содержать в специальных тюрьмах преступников, приговоренных к пожизненному заключению? В нашей стране таких заключенных насчитывается более 700, на каждого из них приходится 5–7 жертв. Они потеряли право на сочувствие, сострадание, милосердие. Они никогда уже не смогут стать гражданами общества – для них обратного пути нет. Так зачем мучить их? Зачем мы даем им возможность жить, дышать, сохраняем им шанс выйти на свободу, зачем мы поим, кормим их, заботимся о них? Где справедливость? Жертвы лежат в земле, а убийцы живут и общество их защищает.

Разве это не глумление над памятью жестоко и зверски убиенных жертв, разве это не издевательство над горем их близких и родственников, когда убийцы остаются в живых и на деньги налогоплательщиков их содержат в тюрьмах, а правозащитники борются еще и за то, чтобы создать им там санаторно-курортные условия. В этом есть что-то противоестественное, абсурд какой-то. На мой взгляд, общество без сожаления должно освобождаться от убийц, они утрачены для общества навсегда. Справедливее будет, если те средства, которые сейчас тратит общество на таких преступников, направить на содержание детских домов, приютов, интернатов, чтобы поддержать и воспитать беспризорников, сирот и помочь им стать добропорядочными гражданами, а не преступниками.

Жизнь убийцы священна?

Трудно согласиться с утверждением правозащитников о том, что государство не может присваивать себе право убивать, лишать человека жизни, что это право принадлежит Всевышнему. Утверждение такого рода равносильно признанию жизни убийцы «священной ». Те, кто не осуждают присвоение самим убийцей права убивать другого человека, фактически провозглашают, что жизнь убийцы неприкосновенна. Разве можно уравнивать уже отнятую убийцей жизнь жертвы и жизнь самого убийцы? Некоторые правозащитники, говоря о недопустимости смертной казни, считая ее чересчур жестоким наказанием, договариваются до абсурда: «Смертная казнь – это убийство, совершенное государством. Даже если тот, кого казнят, – сам убийца, то все равно его казнь остается убийством, только убийством убийцы. Нужно совершенно определенно сказать «нельзя казнить» вне зависимости от того, что он сделал». Даже если он серийный убийца, маньяк, террорист и на его счету десятки жертв, то, по их мнению, все равно казнить его нельзя только на том основании, что жизнь дана Богом и только он может отнять ее. Кто же может оспорить ценность жизни человеческой как таковой? Но отстаивая и защищая ценность жизни убийцы, правозащитники забывают, что такой же ценностью обладала и жертва. Почему же убийцу не смущает, что эта жизнь была дана самим Богом, почему он без всякого зазрения совести нарушает завет Бога и берет на себя право убивать другого человека, лишать его жизни? И почему никто из правозащитников не говорит ничего о вине убийцы?

Убийство и смертная казнь – деяния разного порядка

Надо быть полнейшим глупцом или же иметь заведомо злой умысел, чтобы вопреки очевидному упорно доказывать, что не существует никакой разницы между убийством как преступлением и смертной казнью как справедливым законным наказанием за преступление.

Хотел бы я посмотреть на правозащитников, если бы они сказали это в глаза родственникам – отцам и матерям, братьям и сестрам тех 42 жертв, которые погибли в результате теракта в г. Каспийске, среди которых были десятки детей. Я уверен, что их просто растерзали бы, и это было бы справедливо. И мне как гражданину очень жаль, что некоторые представители нашей верховной власти полностью разделяют такую точку зрения правозащитников. У миллионов моих сограждан, которые потеряли своих детей, братьев, сестер в результате криминального беспредела, вряд ли их позиция найдет понимание.

Такая «гуманистическая» позиция правозащитников по отношению к убийце безнравственна, она факти- чески направлена на защиту его жизни, а значит, на оправдание совершенного им злодеяния. А где гуманизм, сочувствие по отношению к жертве, у которой насильственно отнято право на жизнь, данное Всевышним? Как восстановить справедливость? В истории человечества ни одна из религий не придерживалась такой точки зрения. Православие не запрещает смертную казнь. Смертная казнь не является грехом убийства. В Писании прямо сказано: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Лев., гл. 24, ст. 17).

Око за око – закон всех религий

Хочу привести в связи с этим высказывание муфтия Духовного управления мусульман Республики Татарстан Г. Исхакова: «Всевышний в Коране учит нас тому, что каждый должен нести наказание за злые деяния. Око за око – это закон всех религий. Если кто-то покусился на священное – жизнь ближнего, распоряжаться которой вправе лишь Всемогущий Аллах, но никак не мы, смертные, тот преступил нравственный закон, тем самым оставив себя за чертой милосердия и сострадания. Он более не вправе рассчитывать на снисходительность законов человеческих. За отнятую жизнь надо платить своей – и в этом справедливость ».

И не лицемерим ли мы, когда, провозглашая невозможность для государства присваивать себе право убивать, в то же время санкционируем и одобряем убийства в Чечне?

Легитимность смертной казни

Все станет на свои места, когда мы открыто и честно признаем, что смертная казнь по приговору суда, убийство противника на войне, лишение жизни преступника при необходимой обороне или его задержании являются легитимными с точки зрения общества, а значит, с нравственной точки зрения они могут быть оправданы. При такой позиции не надо будет лгать и лицемерить.

(Продолжение следует)


* Текст печатается с согласия автора по материалам, опубликованным в 2004 году.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности