|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития и бытия личностиСтр. «28—57» Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия (окончание)Идентификация-обособление в обыденной жизни и в искусстве Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов… – все это в целом не что иное, как подражание (mimesis). Аристотель Доминирование идентификации или отчуждения определяют психологические типы личности Идентификация и отчуждение, доминируя в конкретном человеке, создают особенные психологические типы личности. В образах художественной литературы отражены и идентифицирующиеся и отчуждающиеся типы личности. Так, у Ф. М. Достоевского мы находим примеры обоих типов: с одной стороны, это Алеша Карамазов и князь Мышкин, с другой – Раскольников. Названные персонажи – типичные прототипы реальных людей, проживающих на разных территориях в разных культурно-исторических условиях. Мы узнаем их со всею определенностью, так как их способность к отождествлению с другими, к сопереживанию и сорадости – и в то же время их способность к отчуждению от других, к гневу и ярости свойственна нам самим и тем, кто нас окружает. В русской литературе первой половины XIX века был запечатлен социально-психологический тип лишнего человека. Главные черты этого типа: во-первых, отчуждение от официальной России, от традиционной (дворянской) среды, душевная усталость, глубокий скептицизм; во-вторых, утверждение личностной ценности, интерес к самостоянию человека. Это были: Онегин («Евгений Онегин»», 1823–1831, А. С. Пушкина); Печорин («Герой нашего времени», 1839–1940, М.Ю. Лермонтова); Бельтов («Кто виноват?», 1845–1946, А. И. Герцена); Рудин («Рудин», 1856, И.С. Тургенева) и др.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |