Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2007 / Эссе осужденных – материал для работы с личностью

Психологическое сопровождение личности

Стр. «129—141»

Анатолий Сломчинский

Эссе осужденных – материал для работы с личностью

Сочинения арестантов-рецидивистов, отбывающих наказание

Если нельзя изучать людей по книгам, то как же тогда изучать арестантов, заключенных, людей, совершивших преступления и лишенных за это свободы? Как заглянуть им в душу, израненную, исковерканную, агрессивно-недоверчивую, озлобленную, всего и вся пугающуюся, искореженную такими жизненными зигзагами, что специально и не придумаешь? Как реализовать на практике формулу классика педагогики К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»?

Чтобы вести разговор о методах изучения личности осужденных и их образовательных потребностей, сначала познакомимся с тем, какие эссе пишут в школе при исправительном учреждении осужденные-рецидивисты. Приведем одно для ознакомления.

Эссе первое

Книга – источник воображения

Во сне он постоянно летал. Куда, зачем – он не знал точно, да эти вопросы и не интересовали его. Наоборот, – ему нравилась некая абстрактность полетов.

Началось это давно, еще в детстве, которое он помнил довольно смутно – деревянные незатейливые игрушки, сделанные руками отца в моменты просветления между бесконечными запоями, какие-то бессмысленно-беспричинные ссоры с соседской ребятней, вечная ругань отца с мачехой – людей, придавленных беспросветностью бытия и, очевидно, по этой причине мелочно-злобных. И лишь одно воспоминание выделялось из скучного этого ряда, выделялось своей яркостью и неординарностью – это книга, подаренная кем-то.

Книга, даже названия которой он не помнил, была полна великолепных, насыщенных приключениями, путешествий отважных астронавтов, покорявших неведомые человечеству миры, – это так захватывало его, заставляло работать воображение, что оставило след буквально на всю жизнь, сформировало воображение.

Это было, когда ему исполнилось пять лет, – именно с этого возраста он страстно мечтал стать космонавтом.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности