Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2007 / Устройство средневековых университетов (продолжение)

Архив

Стр. «206—218»

Николай Суворов

Устройство средневековых университетов (продолжение)

Корпоративные союзы германских университетов

Рассмотрим теперь те частичные или членные корпоративные союзы, которые входили в организацию германских университетов.

Деление на нации получило заметное развитие только в древнейшем парижском и затем в Лейпцигском университете, куда последовало массовое переселение учащих и учащихся из Праги в 1409 году. Нации были положены в основу обоих университетов: не только места в коллегиях и разные должности замещались путем выборов, производившихся нациями, – само голосование при постановлении решений университета производилось по нациям, а равно совет при ректоре составлялся из восьми членов – по два от каждой нации.

Снижение значения наций для университетов

Однако и в названных университетах значение наций более и более падало и впоследствии стало ограничиваться тем, что нация принималась в расчет при зачислении в некоторые бурсы, при выдаче пособий бедным или при устройстве похорон. Еще быстрее пало значение наций в Вене. Вначале прокураторы – избранные представители наций – были важнейшими помощниками ректора и вместе с ректором и деканами факультетов составляли «консисторию». По статутам 1385 года за прокураторами признается еще право избирать ректора и другие правомочия, но на первый план выступают уже деканы факультетов: постановление, что сами прокураторы должны принадлежать к четырем различным факультетам, свидетельствует о том, что нации отступают на задний план перед факультетами. В течение XV века нации в том отношении утратили свой характер, что не возведенные в ученые степени школяры потеряли право голоса: с тех пор собрания наций стали лишь одной из форм собрания докторов и магистров, как и факультеты, и кончилось тем, что собрания университета стали созываться единственно по факультетам. Из других университетов, только еще во Франкфурте под влиянием Лейпцига, откуда был первый ректор, существовали четыре нации (бранденбургцы, франки, силезцы и пруссаки), и некоторые должности были поставлены в соотношение с нациями. В Гейдельберге хотя и различались четыре нации, но на устройство это различие не отразилось, а в эрфуртских статутах даже принципиально было выражено, что «существует единый только университет и единое и неделимое тело, различающееся не по нациям, а по факультетам». В Париже и в Болонье нации распадались на «провинции» или «королевства», чего в Германии не было, даже и в Праге, хотя фонды в пользу коллегий и бурс получали тогда специальное назначение для уроженцев известной местности. Затем нации в германских университетах (то есть в тех, где они были) обнимали учащихся всех факультетов, не как в Париже, где только артисты расчленялись по нациям. Нация хотя и определялась местом рождения, но в сущности представляла собой нечто условное: по четыре нации, унаследованные по традиции из Парижа, подгонялись уроженцы всевозможных стран Западной Европы, а в одном университете, после открытия Америки, было даже предусмотрительно отведено в одной из наций место для «индейцев». В Вене, например, австрийская нация обнимала не только все земли и владения габсбургского дома, но и всех итальянцев; рейнская нация обнимала Южную Германию, Францию и Испанию; венгерская, кроме венгров, – славян Богемии, Маравии, Польши, Кроации, румыно-греков; саксонская, кроме саксонцев, англичан, шотландцев, ирландцев, датчан, шведов и норвежцев, пруссаков, помиранцев и лифляндцев.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности