|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторизация
|
ЭтнопсихологияСтр. «163—172» Особенности типов поведения молодежи в ситуации фрустрации внутри своего и чужого этносаВыборка В качестве испытуемых выступали студенты российских вузов 18—27 лет. Всего обследовано 200 человек — четыре группы численностью по 50 человек: 1 — русские юноши, учащиеся в России; 2 — русские юноши, учащиеся за рубежом; 3 — русские девушки, учащиеся в России; 4 — русские девушки, учащиеся за рубежом. Испытуемые первой и третьей групп в количестве 100 человек все время учатся в России, преимущественно в московских вузах, и никогда не выезжали на учебу за рубеж. Испытуемые второй и четвертой групп в количестве 100 человек проходили (или еще проходят) обучение за рубежом от трех месяцев до года. Выборка по странам обучения: Мальта, Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания. Методы исследования Нами использовались следующие методы. В качестве основного был использован проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина) [1]. Дополнительный метод — экспресс-диагностика межэтнической аккультурации (Дж. Берри) [2]. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания Этот метод дает возможность выявить доминирующие типы поведения. Перечислим эти типы. Толерантный тип, когда проявляется повышенная устойчивость к депривирующим факторам, терпимость к нелояльным суждениям и демонстрируемому поведению. К толерантному типу поведения относятся: 1. Активно включаемый, адекватный лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения — адаптивная форма социального реагирования. 2. Активно включаемый неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения — адаптивная форма социального реагирования. Агрессивный тип: активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования. Избегающий тип, когда проявляется стремление уклониться от фрустрирующей ситуации. К избегающему типу поведения относятся: 1. Активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования. 2. Пассивный, невключаемый тип поведения — неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования.
Результаты исследования рассматриваются раздельно: вначале обсуждаются распределения типов реакций в ситуации фрустрации у юношей, учащихся в России и за рубежом; затем обсуждаются распределения типов реакций в ситуации фрустрации у девушек, учащихся в России и за рубежом. Полученные результаты сопоставляются для выявления гендерных различий. Распределение типов реакций у юношей в ситуации фрустрации Толерантный тип реагирования Русские юноши, учащиеся в России и за рубежом, обнаружили следующие тенденции толерантных реакций. Русские юноши, учащиеся в России, всегда показывают более низкую толерантность как к преподавателям, так и к сверстникам своего и чужого этносов, чем русские юноши, учащиеся за рубежом (см. табл. 1 и 2). По отношению к представителям своего этноса — толерантные реакции к русским преподавателям — 63,9% и сверстникам — 33,2%. Толерантные реакции у русских юношей, учащихся за рубежом, к русским преподавателям — 79,8%, к русским сверстникам — 37,5%. Как видно, толерантность к русским преподвателям и сверстникам за рубежом повышается. Различия толерантных реакций русских юношей, учащихся в России и за рубежом, достоверны на 5% уровне значимости. Таблица 1. Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у русских юношей 18 - 27 лет, учащихся в России, на представителей своего и чужих этносов - русских и иностранцев (в %)
Таблица 2. Распределение типов реакций в ситуации фрустрации русских юношей 18 - 27 лет, учащихся за рубежом, на представителей своего и чужого этносов - русских и иностранцев (в %)
Примечание. *Тип реакции: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 - пассивный. По отношению к представителям чужого этноса толерантные реакции распределяются следующим образом: у учащихся в России — 59,5% на иностранных преподавателей, 25,3% на иностранных сверстников; у учащихся за рубежом — 89,2% на иностранных преподавателей, 39,8% на иностранных сверстников. Таким образом, толерантность к иностранцам за рубежом повышается. Различия реакций русских юношей, учащихся в России и за рубежом, достоверны на 1% уровне значимости. Результаты исследования показывают, что у русских юношей, учащихся за рубежом, толерантность значительно повышается, как к своим так и к иностранцным преподавателям и сверстникам. Это происходит вследствие необходимости вынужденной адаптации к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом. По отношению к родителям толерантность у юношей, учащихся за рубежом, также повышается (67,4% в России; 92,5% за рубежом), значимость различий на 5% уровне. Различия объясняются эмоциями, связанными с разлукой с родными людьми, сокращением конфликтных ситуаций между ними и переоценкой отношений. Агрессивный тип реагирования В то же время юноши обнаружили готовность к агрессии как к представителям своего, так и чужого этноса. Агрессия является принципиальной составляющей поведения, выраженного в контексте мужской половой идентификации. При этом русские юноши, учащиеся в России, проявляют значимо более высокую агрессивность к сверстникам своего и чужого этноса в случае депривации их чувства личности и статуса мужчины. У русских юношей, учащихся за рубежом, агрессивность снижается. Мы полагаем, что это следствие необходимости вынужденной адаптации. В отношении к преподавателям чужого этноса у русских юношей, учащихся в России и за рубежом, просматриваются различия в агрессивных реакциях: в России — 21,4%, за рубежом — 5,1%. Различия достоверны на 5% уровне значимости. В отношении к сверстникам чужого этноса просматриваются различия в агрессивных реакциях: в России — 63,2%, за рубежом — 43,6%. У русских юношей, учащихся в России, различия достоверны на 5% уровне значимости. У русских юношей, учащихся за рубежом, — различия достоверны на 1% уровне значимости. В отношении к родителям также проявились различия в распределении агрессивных реакций в ситуации фрустрации между русскими юношами, учащимися в России и за рубежом. У учащихся в России на родителей — 14,4%, у учащихся за рубежом на родителей — 2,0%. Различия реакций русских юношей, учащихся в России и за рубежом, достоверны на 5% уровне значимости. Избегающий тип реагирования Избегающий тип реагирования не является доминирующим, что показано в табл. 1 и 2. Распределение типов реакций у девушек в ситуации фрустрации Толерантный тип реагирования Русские девушки, учащиеся в России и за рубежом, обнаружили следующее тенденции толерантных реакций. Русские девушки, учащиеся в России и за рубежом, показывают несущественные различия в толерантных реакциях как к преподавателям, так и к сверстникам своего и чужого этносов (см. табл. 3 и 4). По отношении к представителям своего этноса толерантные реакции распределяются следующим образом. У русских девушек, учащихся в России, к русским преподавателям — 79,4%, к сверстникам — 47,7%. У русских девушек, учащихся за рубежом, к русским преподавателям — 88,5%, к русским сверстникам — 50,8%. Различия недостоверны. По отношению к представителям чужого этноса толерантные реакции распределяются следующим образом: у учащихся в России на иностранных преподавателей — 78,9%, на иностранных сверстников — 51,5%; у учащихся за рубежом на иностранных преподавателей — 93,3%, на иностранных сверстников — 65,1%. Различия реакций русских девушек, учащихся в России и за рубежом, достоверны на 5% уровне значимости. Таблица 3. Распределение типов реакций в ситуации фрустрации русских девушек 18 - 27 лет, учащихся в России, на представителей своего и чужого этносов - русских и иностранцев (в %)
Таблица 4. Распределение типов реакций в ситуации фрустрации русских девушек 18 - 27 лет, учащихся за рубежом, на представителей своего и чужого этносов - русских и иностранцев (в %)
Примечание. *Тип реакции: 1 — адекватный лояльный; 2 — неадекватный лояльный; 3 — адекватный нелояльный (агрессивный); 4 — адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 — пассивный. У русских девушек, учащихся за рубежом, толерантность повышается. Это происходит вследствие необходимости вынужденной адаптации к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом. По отношению к родителям толерантность у девушек, учащихся за рубежом, также повышается (83,3% в России, 90,9% за рубежом), различия незначительны. Девушки вообще более толерантны к родителям, чем юноши. За рубежом толерантность еще более повышается. Агрессивный тип реагирования Девушки демонстрирует меньшую готовность к агрессии, чем юноши как к представителям своего, так и чужого этноса. Это объясняется особенностями поведения, выраженного в контексте женской половой идентификации. В отношении к преподавателям чужого этноса у русских девушек, учащихся в России и за рубежом, просматриваются различия в агрессивных реакциях: в России — 11,0%, за рубежом — 2,2%. Различия достоверны на 5% уровне значимости. В отношении к сверстникам чужого этноса агрессивные реакции распределются следующим образом. Русские девушки, учащиеся в России, проявляют агрессивность к сверстникам чужого этноса — 28,4%, за рубежом — 26,3%. Различия недостоверны. По отношению к родителям агрессивные реакции достаточно низки: в России агрессия на родителей — 5,7%, за рубежом — 2,5%. Избегающий тип реагирования Различия достоверны на 1% уровне значимости. Избегающий тип реагирования не является доминирующим, что показано в табл. 3 и 4. Предварительные выводы Исследование типов реакций на проективные фрустрирующие ситуации показало следующее. 1. Девушки всегда показывают более высокую толерантность, чем юноши. 2. Юноши всегда показывают более высокую агрессивность, чем девушки. 3. За рубежом у юношей и девушек толерантность повышается, а агрессивность понижается. Экспресс диагностика межэтнической аккультурации Особенности адаптации русскоязычной молодежи к иностранной культуре Дж. Берри выделил аккультурационные стратегии [3]. В мультикультурном обществе индивиды и группы должны противостоять двум важным посылкам. Одна относится к поддержанию и развитию этнического своеобразия индивида в обществе. Другая посылка относится к желанию индивида контактировать с другими этносами. Дж. Берри использовал дихотомичные значения («да» и «нет»), создавая, таким образом, четырехступенчатую модель. Каждая ступень в этой классификации рассматривалась им как аккультурационная опция (одновременно стратегия и последствие) для индивидов и групп в этнически плюралистических обществах. Это следующие опции: Ассимиляция, Интеграция, Сепарация и Маргинализация. Ассимиляция. Если ответ на первую посылку «нет», а на вторую «да», то опцией будет Ассимиляция, то есть отказ от своих культурной идентичности и традиций и переход в более крупное сообщество. Это может происходить путем абсорбции недоминирующей группы в устоявшуюся доминирующую группу, или путем соединения многих групп с целью создания нового общества, что называется «вариться в одном котле». Интеграция подразумевает как сохранение некоторой культурной целостности группы (то есть реакция на перемены или некоторое сопротивление переменам), так и стремление стать неотъемлемой частью большего сообщества (то есть некоторое приспособление). Поэтому в случае Интеграции, выбор падает на сохранение культурной идентичности и присоединение к доминирующему обществу. Когда такая стратегия широко распространяется, тогда появляется несколько разных этнических групп, которые сотрудничают внутри большей социальной системы. Сегрегация или Сепарация. Если нет значимых отношений с большим обществом, сопровождаемых сохранением этнической идентичности и традиций, то появляется другая опция. В зависимости от того, какая группа (доминирующая или недоминирующая) контролирует ситуацию, эта опция может принять форму либо Сегрегации, либо Сепарации. Когда образец поведения навязывается доминирующей группой, тогда возникает сегрегация с тем, чтобы держать людей из другой группы «на своем месте». С другой стороны, сохранение традиционного стиля жизни вне полного участия в жизни большего общества может быть желанным для аккультурационной группы и, таким образом, вести к независимому существованию, как в случае с сепаратистскими движениями (то есть реакция следующая за отказом). В наших терминах Сегрегация и Сепарация отличается, в основном, тем, какая группа или группы определяют последствия. Маргинализация. И, наконец, есть опция, которой сложно дать точное определение, возможно потому, что она сопровождается коллективными и индивидуальными замешательством и стрессами. Это характеризуется выступлениями против большего общества, чувством отчуждения, потерей идентичности и тем, что называется аккультурационным стрессом (Берри Дж., Аннис Р.) [4]. Опция обозначена как Маргинализация, при которой группы теряют культурный и психологический контакт, как со своей традиционной культурой, так и с культурой большего общества (либо путем исключения, либо путем отказа). Такая форма аккультурации порождает классическую ситуацию маргинальности [5]. Обратимся к полученным результатам (см. табл. 5). Таблица 5. Варианты межэтнической аккультурации русскоязычной молодежи (%)
Примечание.* Тип аккультурационной опции: 1 - интеграция; 2 - сепарация; 3 - ассимиляция; 4 - маргинализация. Как мы видим юноши, учащиеся в России, склонны к сепарации (38%) и к интеграции (36%). Юноши, учащиеся за рубежом, в условиях инокультурной среды повышают сепарацию (54%) и понижают интеграцию (14%). Девушки, учащиеся в России, склонны к интеграции (52%) и сепарации (28%). Девушки, учащиеся за рубежом, повышают сепарацию (54%) и понижают интеграцию (14%). В то же время за рубежом несколько повышается ассимиляция и маргинализация. Различия в ассимиляции и маргинализации на родине и за рубежом незначительны. Основная тенденция, выявленная методом экспресс диагностики — повышение реакции сепарации во время пребывания юношей и девушек за рубежом. Общие выводы Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. • I. Исследование особенностей типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри своего этноса позволило выявить особенности межэтнической аккультурации русско-язычной учащейся молодежи. • II. Исследование особенностей типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри общения с чужим этносом показало следующее. • III. Выявлены гендерные различия в особенностях типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации. • IV. Находясь на территории России в ситуации гипотетической межэтнической аккультурации молодежь демонстрирует более высокую готовность к интеграции культур, чем в ситуации пребывания за рубежом. • V. Находясь на территории иностранного государства, учащаяся молодежь заметно повышает реакции сепарации и снижает готовность к интеграции.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |