Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2002 / Симпозиум «Психология личности» V всероссийской конференции «Психология и ее приложения»

Научные обсуждения

Стр. «258—260»

Симпозиум «Психология личности» V всероссийской конференции «Психология и ее приложения»

Симпозиум «Психология личности» проходил 1 февраля 2002 года на факультете педагогики и психологии МПГУ в рамках программы V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения», проводимой Российским психологическим обществом совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и другими организациями. На симпозиуме присутствовало около 60 человек из восьми регионов нашей страны, представители 24 организаций. Было заслушано шесть докладов, научное обсуждение которых заняло значительно большее время, чем сами доклады.

Проблемы, поднимаемые в докладах и раскрываемые в дискуссии, касались различных аспектов понимания категории «личность», ее детерминант, возможностей и различных аспектов ее исследования, критериев оценки и др.

В докладе О.И. Генисаретского «От целостности к цельности: антропологический смысл прав человека» была высказана позиция институциональной заданности категории «личность», которая, таким образом, рассматривается как историческая реальность. Другими словами, личность — это не опытная реальность, а институт и традиция; не данность, а заданность. В истории европейской цивилизации представление о человеке менялось от статуарной целостности к цельности, выраженной в созданном человечеством понятии «личность» и зафиксированное в правах человека. Личность учреждена в составе культуры в новозаветное время. В настоящее время права человека выступают конструирующей реальностью, изменяющей не только общество в целом, но и самого человека. Человек получает права на цельность как самоцель.

А.С. Арсеньев выступил с докладом «Современный кризис и личность». Основной идеей выступления было утверждение, что человек — этот бесконечно-конечное парадоксальное существо, основой происхождения и существования которого является непосредственное отношение индивидуального «Я» с бесконечным божественным «ТЫ». При этом докладчик отмечал, что под все более усиливающимся давлением вещности, человек отчуждается от Мира и от своей сущности индивида, то есть перестает быть полноценной личностью. В докладе также уделялось большое внимание разведению понятий «мораль» и «нравственность», где под моралью понимались групповые нормативы, которые могут являться антиличностными, а под нравственностью — общечеловеческие ценности, выводящие личность как априорную ценность.

В выступлении С.Д. Дерябо на тему «Личность: от субъективности к субъектности» был представлен подробный этимологический разбор заявленных в теме доклада категорий. Докладчик отмечал, что личность является закономерной неоднозначностью, идущей от двухсторонней определенности: «что я хочу» и «что я могу». Выделено несколько аспектов существования личности как субъекта: быть субъектом; выступать как субъект; считаться субъектом; относится как к субъекту; открыться как субъект. При этом субъектность, с точки зрения С.Д. Дерябо, характеризуется следующими свойствами человека: самоупорядочивание, самопричинение, саморазвитие. Мир для человека, с одной стороны, есть его продолжение, дополнение, а, с другой стороны, может выступать как самостоятельный субъект, с которым человек выстраивает субъектные отношения.

Выступление А.А. Хвостова на тему «Моральное сознание личности» касалось результатов эмпирических исследований морального сознания в разных регионах России, проводя сравнения морального сознания личности в различных культурах — как западной формации, так и восточной (на примере Китая). Исследование проводилось по авторской методике. При этом в моральное сознание личности включалось и то, что в докладе А.А. Арсеньева противопоставлялось морали — нравственность. Были отмечены следующие моменты: моральное сознание россиян весьма неоднородно, что обусловлено не только этническими особенностями, но и региональными. При этом было показаны принципиальные отличия моральных систем культур разных формаций.

В.Г. Асеев в докладе «Критерии оценки личности» рассматривал вопрос об особенностях соотношения стабильности и изменчивости критерием оценки личности в профессиональной деятельности. Отмечалось, что стабильность критериев дает возможность сравнивать результаты исследований личности в разных условиях и разных профессиях. Однако, если говорит о профессиональном становлении личности, специфика той или иной профессии требует существенных различий в критериях оценки. Таким образом, предлагается наряду с принципом единства требований к критериям оценки личности ввести дифференцированный подход, который приводит к индивидуализации реально предъявляемых требований, с учетом реально сложившихся функциональных возможностей и способностей.

В выступлении В.С. Мухиной на тему «Социальное пространство личности» была представлена концепция четырех культурно-исторически обусловленных реальностей развития и бытия личности: природная реальность, реальность предметного мира, реальность социального пространства и реальность образно-знаковых систем. Раскрывалось содержательная специфика выделяемых реалий в их взаимной обусловленности и взаимосвязи. Показывалось, что особенность развития самосознания личности, наполнение структурных звеньев самосознания обусловлено культурно-исторической спецификой выделяемых реалий.

В дискуссии по данным докладам, кроме самих выступающих, приняли активное участие И.В. Вачков, Г.П. Горбунова, И.Б. Гриншпун, И.В. Котва, М.С. Мириманова, А.С. Обухов, П.С. Писарецкий, В.Л. Райков, Г.В. Семья, Т.Н. Счастная, Е.М. Торшилова и многие другие.

Приведем тексты некоторых выступлений в более развернутом виде.

Алексей Обухов

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности