|
|||
Авторизация
|
Научные обсужденияСтр. «271—273» Критерии оценки личности в профессиональной деятельностиФилогенез морального сознания Одним из теоретически и практически важных вопросов формирования и использования критериев оценки личности в профессиональной деятельности является вопрос о соотношении стабильности и изменчивости этих критериев. Стабильность обеспечивает соответствие формальным требованиям, сравнимость, справедливость, процедурную простоту и т.д. Вместе с тем разные этапы освоения профессии и разные условия выполнения задач профессиональной деятельности неизбежно требуют применения существенно разных критерии оценки личности. В зависимости от периода развития общества (стабильного или нестабильного), от характера профессиональной задачи существенно меняются критерии подбора кадров: по профессионализму — или по «преданности делу революции», «под задачу» — или «под команду». Лица «публичных» профессий (артисты, продавцы и пр.), а также особо сложных профессий нередко существенно по-разному ведут себя в профессиональной — и во внепрофессиональной ситуациях, и не могут оцениваться по некоторому единому критерию. Рутинные, обычные — и особые, скажем, аварийные ситуации предъявляют к личности существенно разные требования. Критерии отбора людей и стратегии их поведения иногда кардинально меняются. Гибкость соответствующих изменений во многом определяют временные параметры и глубину адаптации личности и целых групп населения при изменении экономической ситуации (переход к рыночной системе), переходе от военной обстановки к мирной жизни и наоборот, изменении этнокультурных условий жизни, изменении содержательной стороны профессии и пр. Вопрос о соотношении стабильности и изменчивости критериев оценки Реально используемые критерии профессиональной аттестации, как правило, включают не только деятельностные, но и поведенческие показатели, не только объективно-результативные показатели, но и характер мотивов поведения и уровень реально осуществляемых функциональных затрат. «Вес» каждого критерия меняется в зависимости от типа профессии, характера профессиональных задач, специфики сложившейся субкультуры коллектива.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |