Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2002 / С.Л. Новоселова. Генетически ранние формы мышления

Дайджест диссертаций

Стр. «274—275»

С.Л. Новоселова. Генетически ранние формы мышления. Специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеология

В докторской диссертации С.Л. Новоселовой, представленной в виде научного доклада, рассматривается проблема генетически ранних форм мышления в филогенезе, антропогенезе и онтогенезе. В работе анализируются психологические особенности развития процессов обобщения опыта деятельности в контексте эволюции психики. Автор на основе многолетних исследований рассматривает закономерности и возможности развития мышления и психологического содержания его генетически ранний форм в рамках деятельностного подхода.

Исследование, проводившееся в течение более сорока лет, включает два основных направления: 1 — изучение закономерностей развития интеллектуальной основы деятельности приматов (высших и низших обезьян); 2 — изучение генетически ранних форм мышления в процессе развития предметной и игровой деятельности детей раннего и дошкольного возрастов.

С.Л. Новоселовой разработана теория довербальных обобщений опыта деятельности, представленных функциональными, функционально-предметными и функционально-знаковыми обобщенными образованиями. В диссертации дается содержательное определение генетически ранних форм мышления, для которых в раннем онтогенезе характерно опосредствование решения задач деятельности системой довербальных обобщений. Вводится понятие «обобщенный опыт деятельности», которым определяется сущностный генетический характер явления обобщения. Психологической единицей довербального обобщения опыта деятельности определяется условный рефлекс как функциональное обобщенное образование, представленное внешним поведенческим актом — способом действия, который является носителем обобщенного поведенческого опыта, стоящего за процессами его образования. Способ действия, функциональный или орудийный, является обобщенным итогом опыта решения субъектом задач своей практической деятельности.

Автором предложен и апробирован в исследовании новый метод экспериментальной организации опыта деятельности.

Показано, что у приматов опыт деятельности может быть обобщен в форме функциональных и функционально-предметных образований (приобретение опыта орудийных способов действия). Определена специфика обобщенного опыта предметной деятельности человека, состоящая в наличии функционально-знаковых обобщенных образований, порождаемых в процессе общественных коммуникаций. На основе новых фактов показано, что функционально-знаковый характер обобщений ребенка существенно сказывается на процессе и результатах его мышления по сравнению с мышлением высших обезьян, делая его качественно иным.

С.Л. Новоселовой установлено, что в онтогенезе происходит практическое освоение ребенком иерархии все более обобщенных способов решения практических задач предметной деятельности, общения, игры.

В диссертации С.Л. Новоселовой показывается, что мышление развивается в деятельности и является одним из содержательных механизмов ее развития, осуществляемого на основе повышения уровня обобщенности ее центрального ориентирующего звена, что является условием развития ранних форм мышления, присущих человеку. Показано, что в онтогенезе ребенка происходят процессы, характеризующиеся повышением интеллектуального обеспечения его деятельности.

С.Л. Новоселовой разработана и внедрена в практику система умственного воспитания детей, направленная на развитие культуры их мышления, на основе освоения ими способов предметного опосредствования. Также разработана концепция, получившая практическую реализацию, развивающей предметной среды, функционально моделирующей развитие деятельности ребенка и ее интеллектуальной основы.

Благодаря исследованиям С.Л. Новоселовой внесен значительный вклад в теорию игры: разработана новая классификация игр, опирающаяся на системообразующий признак личностной инициативы в игре и понимание самодеятельных игр как формы практического размышления ребенка о действительности.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности