Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2002 / С.Д. Дерябо. Феномен субъектификации природных объектов

Дайджест диссертаций

Стр. «275—277»

Феномен субъектификации природных объектов Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Докторская диссертация С.Д. Дерябо посвящена исследованию сущности и механизмов феномена субъектификации природных объектов (благодаря которому возникает субъективный модус восприятия), закономерности его развития в процессе социогенеза и онтогенеза. В работе также рассматривается влияние на личность субъектифицированного природного объекта.

В работе проводится подробный анализ философских и психологических оснований человеческой субъектности. Вводится термин «субъектификация» («создаю субъекта») как наиболее адекватный для обозначения наделения объектов и явлений мира субъективностью, атрибуции субъектности.

Автором создана концепция экологического мира, который понимается как мир сотворенный человеком на основе бытия путем именования, ставший его подлинным домом и родиной (формой его субъективного инобытия). В основе активности человека по сотворению своего экологического мира, по мнению автора, лежит метапотребность, которая обозначается как потребность «сделать мир своим» (обжить бытие). Сотворение экологического мира становится возможным, поскольку субъектность — системное качество человека как субъекта — обладает качеством основоположности, конкретизируемое в трех свойствах: 1 — самопричинения; 2 — самоупорядочивания; 3 — саморазвития.

Таким образом, особенности проявления субъектификации определяются структурой самой человеческой субъектности и характером взаимодействия с природными объектами. Структура субъектности качественно определяется тремя задачами, которые человеку необходимо решить с помощью деятельности и общения, чтобы «сделать мир своим»: 1 — познание мира, 2 — формирование субъективного отношения к миру, 3 — преобразование мира. Субъектификация природных объектов может раскрываться как процесс социальной атрибуции в рамках коммуникативной деятельности, в которой выделяются три стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относиться как к субъекту»), праксиологическая («поступать как с субъектом»).

В работе рассматривается социогенез субъектификации природных объектов. Показывается, что наиболее полно она проявлялась в архаической культуре, которая обладала такими характерными свойствами, как субъект-объектная неразделенность человека и природы, анимизация, персонификация и антропоморфизация. В дальнейшем, в ходе субъектогенеза и последовательной смены типов культуры, степень выраженности субъектификации падает, переходя в превалирование объектного восприятия природы.

На основе многочисленных экспериментальных данных показано, что в онтогенезе субъективного отношения к природе выделяются два этапа: 1 — эра субъектной модальности отношения к природе, характеризуемая преобладанием субъектного восприятия природных объектов, в котором выделяются эпоха антропоморфизации (дошкольный и, в определенной мере, младший школьный возраст) и эпоха субъектификации (младший школьный возраст, младший и средний подростковый возраст); 2 — эра объектной модальности отношения к природе, характеризуемая преобладанием объектного восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним (старший школьный, юношеский возраст и более поздние периоды).

Д.С. Дерябо на эмпирических данных показано, что природный объект может открываться для человека как значимый другой, причем показатели психологической близости с ним оказывается выше, чем со всеми остальными значимыми другими (матери, отца, лучшего друга и др.).

Автором создан ряд программ и методических разработок по диагностике и коррекции отношения к природе.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности