|
|||
Авторизация
|
Дайджест диссертацийСтр. «277—278» Проектирование условий развития рефлексивного мышления Специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеологияДокторская диссертация в виде научного доклада Н.Г. Алексеева посвящена рассмотрению проблемы рефлексивного мышления и проектирования условий его развития. Автором построена комплексная программа проектирования условий развития рефлексивного мышления, в которой представлены его содержание и структура, а также основные особенности рефлексивного мышления. Для обоснования программы сформирован методологический аппарат концептуальных схем мышления и действования. Автор опирается на опыт Московского методологического кружка (ММК) и проведение многочисленных организационно-деятельностных игр (ОДИ). Выделяется четыре основных направления в изучении и конструировании развития рефлексивного мышления: 1 — филогенез рефлексии, 2 — онтогенез рефлексии, 3 — изучение истории исследований по рефлексии, 4 — культивирование рефлексии. При этом выявляется, что в первых двух направлениях рефлексивное мышление рассматривается как совокупность естественных процессов, которые осуществляются как бы сами собой под влиянием изменений общих и индивидуальных условий, изменением условий основных сфер деятельности: производства и воспроизводства, обмена и коммуникации и т.д. В двух последующих направлениях рефлексивное мышление, становясь особым объектом, изучается и конструируется. Н.Г. Алексеевым введено новое общее представление о рефлексивном мышлении, его практически-действенном характере как связывающем анализ имеющегося опыта с проектными установками на будущее. Этот синтез определяет, с одной стороны, цель и направленность рефлексивных актов, а с другой — реалистичность и критичность разрабатываемых проектов, что дает возможность разработки критериев перехода от теоретико-фундаментальных исследований к практико-ориентированной науке. Н.Г. Алексеевым раскрыта деятельностная структура рефлексии, которая представлена в четырех функциональных этапах, каждый из которых имеет свою специфическую функцию и технику реализации. Схема рефлексивного акта, в которой выделяются основные узлы протекания процесса рефлексии, по Н.Г. Алексееву, выглядит следующее: остановка — фиксация — объективация — отстранение. В первом компоненте отражается необходимость поворота с последующим переходом от мышления, нацеленного на некоторый объективный предмет к процедурам и процессам, осуществляемым в действовании самой мысли. Во втором — первичная реализация перехода через фиксирование выделяемых как центральные точек этого движения. В третьем — переработку (переоформление) сделанных фиксаций в иную форму, в особые идеальные объекты, имеющие характер концептуальных схем и различений. Данная структура, действие выделенного в ней механизма, предполагает наличие следующих обязательных условий: отстранение от оценок, прерывающих остановку и поворот, уводящих тем самым от процесса рефлексии, при сохранении в латентной (скрытой) форме, содержания рефлектируемого. Показана специфика рефлексивного знания, имеющего двухплоскостной характер: онтологический (плоскость видения и понимания) и организационно-деятельностный (плоскость организации индивидуального и коллективного действования) — снимающий разрывы между знанием и возможностью его применения. В исследовании разработано шесть концептуальных схем (соответственно и техник) рефлексивного знания: 1 — схема структуры рефлексивного акта; 2 — схема постановки рефлексивной задачи; 3 — четырех уровневая схема для решения диагностических задач; 4 — рефлексивная схема действия; 5 — схема стратегии; 6 — схема образовательной технологии. Автор показывает, что наиболее целенаправленно культивировалось развитие рефлексивного мышления прежде всего в образовании, в первую очередь в формах исследовательской и проектной деятельности учащихся; введением особых, направленных на организацию мыслительной деятельности, метапредметов и др. Утверждается, что именно через развитие способностей к рефлексивному мышлению осуществляется сдвиг в менталитете в общекультурном плане.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |