Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2002 / А.И. Савенков. Развитие детской одаренности в условиях образования

Дайджест диссертаций

Стр. «278—15»

Развитие детской одаренности в условиях образования Специальность: 19.00.13 — психология развития, акмеология

В диссертации А.И. Савенкова рассматриваются сущность и механизмы развития детской одаренности в условиях образования.

Автор в подходах к проблеме одаренности выделяет два направления, согласно терминам: «одаренные дети» (выделяемая группа детей, опережающих сверстников в развитии) и «детская одаренность» (не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенную потенциал). Именно на второй термин автор опирается в своем исследовании.

А.И. Савенковым разработана теоретическая модель развития детской одаренности в условиях образования, включающая следующие основные компоненты:

1 — концептуальную модель детской одаренности, рассматривающую ее как интегральную, динамическую характеристику личности, при этом максимально подробно описывающую ее основные компоненты, а также внешние проявления, которые в образовательной практике выступают в качестве основных контуров развития;

2 — модель диагностики детской одаренности, включающую три уровня: теоретический (собственная концепция одаренности); организационный (этапы: предварительного поиска, оценочно-коррекционный, самостоятельной оценки и заключительного отбора), психометрический (комплекты психодиагностических методик для четырех, основных категорий участников процесса развития: практических психологов, педагогов, родителей и самих детей);

3 — подход к прогнозированию развития детской одаренности, рассматривающий этот процесс как наиболее важный с точки зрения социально-образовательной практики (при этом, наименее разработанный в специальных исследованиях), предполагающий опору на разностороннюю диагностическую информацию и выявленные экспериментально, наиболее надежные предикторы;

4 — концепцию реорганизации в соответствии с задачами развития детской одаренности основных составляющих системы образовательной практики, выступающих в роли ведущих факторов развития детской одаренности в условиях образования (цели, содержание, формы организации, методы и средства образовательной деятельности).

В итоге исследований, проведенных А.И. Савенковым, были созданы: теоретическая модель обогащения содержания образования (включающая два уровня: «горизонтального» и «вертикального» обогащения); психологические обоснованные разработки реконструкции форм организации образовательной деятельности; психологические основы для программирования и методики проведения специальных занятий по курсам линии «горизонтального обогащения» (специальные курсы по развития мышления и психосоциальной сферы личности ребенка); психологические основы разработки методического инструментария (методики диагностики и коррекции уровней интеллектуально-творческого и психосоциального развития личности ребенка и др.).

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности