|
|||
Авторизация
|
О жизни и о себеСтр. «185—190» Интервью с Людмилой Буевой
Интервью с Людмилой Буевой Доктор философских наук, профессор, академик РАО.
1. Кто был Вашим значимым учителем?Во-первых, учитель литературы Яков Алексеевич Востоков. Он был из старых земских учителей. Культура учительская у него была очень высокой. Яков Алексеевич ненавязчиво всех нас приучал к книге. Мы все в лицах изображали драматические пьесы… После уроков мы бежали в школу, она была центром нашей жизни, а не только системой уроков. Наш учитель абсолютно свободно общался с нами. Без насилия над собой, без насилия над нами. Он учил не только литературе, он учил читать и переживать, думать. Он учил жизни. Я уже в 5-м классе читала В. Шекспира. Помню: оранжевые тома издательства «Советский писатель». И тот интерес, с которым буквально «проглатывались» шекспировские драмы человека. Дом Востоковых был моим вторым домом. Мы (их две девочки и я) сидели где-нибудь в уголке. Взрослые приходили к нам поговорить. Беседы были без педагогического насилия. Это были заинтересованные во мне и в своих девочках люди – Яков Алексеевич и его жена Мария Васильевна. И они ненавязчиво входили в нашу жизнь. В ту пору у меня не возникало сомнения – куда идти? Конечно – литература. Литература дает знания как о человеке, так и о его жизни, о человеческом общении. Разговаривал с нами Яков Алексеевич на равных. Эти люди были глубоко преданы своему делу. Они были подвижники. Они жили в сельской школе. К ним шли все дети и взрослые из нашего села. Посоветоваться… Это был учитель высочайшего класса. Учитель жизни – Яков Алексеевич говорил: не торопитесь судить людей. Когда нельзя, но очень хочется человеку, – стремитесь понять чувства этого человека. Это были учителя по душе, по призванию… У них была огромная библиотека. Они были хлебосольны. У них у самих всего мало, но сухарики они вровень положат своим девчонкам и мне… Во-вторых, учитель той же школы – Эмма Ионовна Медведовская. Она была беженкой из Киева. Она преподавала историю. Мы сидели с открытыми ртами. Это были старшие классы… Она первой мне сказала: «Люся, тебе нужно поступать на философский факультет…» Что ее побудило так сказать? Не знаю. Я оказалась отзывчивой на побуждения значимых для меня людей… 2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?Да. Я довольна местом, которое я выбрала в жизни. Хотелось бы побольше успеть. Я рада, что попала в МГУ, училась. Само окружение, которое было тогда, меня развивало. Своей профессиональной жизнью я удовлетворена. Я прожила хорошую жизнь в целом, несмотря на трудности. С 10 лет осталась без отца – его в 1937 году убили. Было много трудностей в жизни, но у кого их не было? 3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?В настоящий момент у меня неспокойное состояние. Во-первых, личные проблемы – возраст, болезни. Во-вторых, я погружена (не хочу быть высокопарной) в общественную жизнь страны. Я не отрекаюсь от прежней жизни. Там всего хватало: и плохого, и хорошего. Но когда я вижу, что 1/3 детей не учится, что дети бомжуют… Многие из молодежи покупают дипломы… У государства нет денег? Этого не может быть! Просто они бесчеловечно распределены. Детей надо растить – это главнейшая задача, старикам воздать должное – но на это нет денег. А на что же есть? В деревне люди вымирают. Мы начинаем реформы не с того конца. Общество должно знать, как распределяются его богатства, кто виноват в их расхищении. Интеллигент наслаждается тем, что дали поговорить… Но уже хватит! Надо что-то делать в стране. И во время Великой Отечественной войны беженцы были призреваемы. Старики и дети. Всех принимали, подкармливали. Какой сложной была жизнь! Старики сегодняшние выдержали все невзгоды. А сейчас? Они почти лишены медицинской помощи. Я не могу не оплакивать этих несчастных стариков. И этих детей. Что делать? 4. Ваши планы на будущее?Личные… Сколько я проживу еще? Пока я затрудняюсь планировать… Муж болен. Хочу додать своему сыну и внучке… Мы наукой занимались… Об абстрактном человеке писали, а о своих заботиться забывали. В работе… Хочу собрать свои статьи и издать очерки по философской антропологии. 5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?Я очень сожалею, что мало знаю о своих предках. Бабушка вырастила шестерых детей. Она была из семьи ямщика. Правда, один дедушка замерз в Моздокской степи. Другой дедушка был землемером. Отец имел четыре класса образования. Я любила бабушку Анфису Михайловну. Я ее знала. Остальные существовали как картинка, как фотография. Анфиса Михайловна, лежа на печке, рассказывала мне сказки. Вьюга мела, домик засыпало по самую крышу. А я слушала сказки. С мамой мы жили душа в душу. Но она много работала. А мы растили картошку на 15 сотках. Я вскапывала. Почти все делала сама. 6. Ваше отношение к своим детям и внукам?Нормальная любовь и привязанность. Всепрощенческая любовь. Когда отец умер, я хорошо помню вселившуюся в меня тревогу… Это на всю жизнь! У меня один сын и одна внучка. Я тревожусь, что с ними что-то случится… 7. В чем для Вас смысл жизни?Это самый сложный вопрос. В течение жизни смысл иногда распадался. Но смысл жизни это всегда отношения с людьми. Когда было много принудительного общения – хотела одиночества. Но одиночество как таковое не люблю. Имею интерес к людям. Это смыслообразующее. Постоянный интерес к людям. 8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?Забота о людях, человеколюбие. И честность, дружелюбие. Открытость. 9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?Жестокость я не признаю. Злобу, ненависть. Эти три порока не признаю. Не люблю непорядочность и двойное дно. 10. Ваше любимое занятие?Когда была молодой, любила вышивать и шить. А сейчас – вечером в тихие часы, когда муж ложится спать (муж на пять лет старше), люблю почитать. Муж физически послабее… Часы чтения – это тихие радостные часы. Музыку люблю слушать… 11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?Для себя… Для себя продлила бы свою активную жизнь. Не хочу жизни как у овоща. Интересно жить активно. Обидно мало живет человек… Только…Только начинаешь понимать… О смерти стараюсь не думать. Эпикур говорил о смерти: «Когда мы есть, ее нет… Когда она есть, нас нет. Нет смысла ее бояться». Это правильно, но жизнь бы я продлила, если бы была волшебником. Очень интересно жить. Узнать, какой путь выберет Россия… Что будет? Это честно. А здоровье? Для близких? Здоровье – терпимо. Только глаза подводят. Продлила бы им жизнь. Смерть близких страшнее своей смерти. Продлила бы их жизнь и укрепила бы их здоровье. Жизнь и здоровье – смыслообразующие вещи. С них все начинается. Для своей деятельности? Сейчас свободы достаточно. Цензор отступил. Среди наших людей много лишней суеты. Побольше сидела бы и работала… Прежде было много общественной пустой работы. Увеличила бы профессиональные силы. Успеть бы прочитать новые книги, которые у меня уже есть: стоят в шкафу.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |